Как поступить, если баланс не сходится

Как часто, мы слышим из-за стенки соседнего кабинета, как у доброго и веселого главного бухгалтера Марии Игоревны не сходится баланс. Ежеквартально сдавались отчеты, и вроде все сходилось, а на конец года баланс никак не хочется выходить на ноль. Актив не равен пассиву. Если ваш баланс не сходится, читайте далее об основных ошибках, которые могут возникнуть при формировании бухгалтерской отчетности.

Что такое бухгалтерский баланс

«Почему может не сходиться баланс?» — частый вопрос, возникающий у сотрудников бухгалтерии в конце отчетного периода. Бух.баланс – это подведение итогов работы фирмы за весь прошедший год. В нем отражена:

  • Вся информация о деятельности фирмы;
  • Финансовое положение на 31 декабря.

Из этого делаем вывод: если баланс не сходится, необходимо перейти к проверке составляющих данных, т.е. отчетов, а в них первичной документации.

Проверяем очень внимательно

Итак, первым этапом при возникновении данной проблемы, следует проверить, на сколько верно была занесена информация.

На сегодняшний день для занесения бухгалтерской документации и составление отчетности используют программу 1С.Бухгалтерия. Занесение одних документов носят необязательный характер (протоколы) и обязательные (первичная документация). К последним документам относят бумаги, подтверждающие совершение фин.-хоз.операции. Например, на основании их происходит дальнейшая отгрузка товара, на основании ПКО от одного сотрудника оформляется РКО на другого сотрудника. Таким образом, если в программе будет неверно занесено время прихода товара, отгрузка продукции будет невозможна. Например, приход товара в программу был занесен 20.11.15, а реализация проведена 19.11.15. Как результат, если программа даст провести документ, он будет отражаться красным или минусом до момента поступления.

  • Операции бухгалтерского учета должны быть занесены своевременно в регистры бухгалтерского учета и правильно. Временной промежуток даже в течение одного дня буквально на несколько минут, нарушит весь установленный порядок;
  • Проверить отражение в финансовой деятельности каждой операции, все ли документы были занесены и не пропущен хотя бы один из них;
  • Обязательной составляющей завершения годового отчетного периоды является инвентаризация. Она проводится в соответствии с установленными законом и внутри предприятия нормативными актами. Помимо проведения документально фиксируем. Результаты заносим в соответствующих документах;
  • При выявлении каких-либо ошибок, их нельзя скрывать. Заносим их должным образом в учет;
  • Реформация бух.баланса – это закрытие бухгалтерских счетов на 31 декабря отчетного периода. Она является заключительным этапом, после проведения всех хозяйственные операции.

Если ваш баланс не сходится, возможно, вы забыли совершить последний пункт или упустили один из составляющих его этапов.

Структура баланса и принцип его составления

Если у вас баланс не сходился, то вы хорошо представляете его структуру: слева заносится актив (имущество организации, сырье и т.д.), а справа пассив (фин.вложения). Соответственно надо проверять обе составляющие. Сначала актив, затем пассив.

Совет: проводите проверку внимательно и последовательно.

Суть баланса заключается в принципе двойной записи. Сумма активов всегда должна ровняться сумме пассивов. Если это не так, значит у вас баланс не сходится.

Как правильно разнести суммы по строкам баланса

Учтите следующие моменты при составлении баланса:

  • Все цифры, отражающиеся в документах заносятся в тысячах рублях, десятичные знаки при этом не указываются (при больших оборотах – свыше миллионов, разрешается указывать в «млн»);
  • Округление – частая ошибка бухгалтеров. Данный вопрос нигде не имеет законодательного закрепления. Поэтому негласно принято, согласно законам математики: до 499 отбрасываем, свыше 500 происходит округление до 1 тыс.;
  • Основные средства не все подлежат амортизации. Например, сюда не входят объекты природо-пользования, земельные участки. С полным списком вы можете ознакомиться в соответствующих законодательных актах;
  • Долгосрочные финансовые вложения – еще один пункт, который многие бухгалтера заполняют недостоверно. В строку следует заносить все вложения сроком свыше 12 месяцев, а не 6. Также не стоит забывать про исключения. К ним относятся векселя, сдаваемое в наем имущества и акции выпущенные самой компанией;
  • Вы внимательно изучили актив баланса, но баланс не сходится. Перейдем к рассмотрению пассива. Самое значимое и с вероятностью 80%, что именно здесь кроется ошибка – стр.1370 – нераспределенная прибыль предприятия, либо непокрытый убыток прошлых лет. Для правильного занесения данных необходимо с бухгалтерского счета 84 перенести дебетовое или кредитовое сальдо.

Совет: если сальдо дебетовое, его обязательно следует указать в скобках. При расчете итогов по III разделу, оно должно вычитаться. Не в этом ли крылась ваша ошибка?

  • Капитал отражается на стр.1310. Если учредители не полностью уплатили уставной капитал, у бухгалтера могут возникнуть затруднения и суммы не сходится с балансом. В этом скрыта еще одна ошибка. УК в балансе не должно быть уменьшено. Она фиксирована и равна сумме, указанной в учредительных документах организации.
  • Резервный капитал (стр.1360) – должен быть получен суммированием законодательно установленных резервов и резервов, закрепленных внутренними локальными документами.
  • Авансы за сдаваемые помещения. Они могут быть отражены двумя способами. Первый – со счета 98 переносится на доходы будущих периодов (стр.1530). Второй – так как аванс относится к доходам не относящейся к выручке предприятия, то заносится на кредиторскую задолженность. Разрешается выбирать один из двух подходов, при этом указав выбранный способ в учетной политике организации.

Итак, ваш баланс не сходился, но в статье были рассмотрены основные моменты, на которые следует обратить внимание при данной проблеме. Перепроверьте все еще раз. Последовательно изучите актив и пассив баланса. Следуя советам, предложенным выше, вы выйдете на нужный результат.

Оцените статью
Добавить комментарий