Учет активов

Для предприятия имущественно-финансовое положение определяется термином «активы». Из нашей статьи вы узнаете полную характеристику активов предприятия.

Что означают активы

Любая коммерческая деятельность начинается с приобретением активов. В него включены имущественные и финансовые вложения. Это здания, сооружения, оборудование, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.

Бухгалтерский баланс начинается с активов компании и отражаются в левой части отчета. Их значение – приносить прибыль организации.

Состав активов компании

Весь фонд имущества предприятия делится на две большие группы:

  • Оборотные;
  • Внеоборотные.

Средства оборотного характера применимы для производственного процесса в хозяйственной деятельности. К ним можно отнести:

  • Материальные запасы (сырье, материалы, товары, продукция и т.д.);
  • Приобретенный НДС;
  • Дебиторская задолженность;
  • Вложения финансов в деятельность предприятия;
  • Денежные средства (наличные и безналичные).

При высокой доле оборотных фондов, легче привлечь инвесторов, краткосрочных займов и кредитов, погашение задолженности с отсрочкой, без вреда для компании.

Внеоборотные средства, непосредственно, к производственному процессу не относятся, но с помощью их предприятию приносит прибыль. К ним можно отнести следующие объекты:

  • Основные средства (здания, сооружения, производственное оборудование, дорогостоящий инвентарь);
  • Нематериальные активы (НМА) – лицензии, патенты, товарные знаки, результаты исследовательских работ, разработки компьютерных программ;
  • Актив отложенной налоговой разницы;
  • Материальное вложение, приносящее прибыль предприятию;
  • Финансово-денежные вложения (займы, выданные на длительный срок, инвестиции).

Для приобретения внеоборотных объектов нужны долгосрочные инвестиции, поэтому при покупке используют собственный капитал организации и частично долгосрочные займы. Они обладают малой ликвидностью, их труднее перевести в денежный эквивалент.

Бухучет фондовых активов

Бухгалтер на основании первичных документов ведет бухгалтерский учет имущества в регистрах следующими основными проводками:

  1. Основные средства:
  • Дт08 Кт60 – покупка оборудования;
  • Дт19 Кт60 – выделен НДС;
  • Дт01 Кт08 – определена первоначальная стоимость актива;
  • Дт20,23,25,26,44 Кт02 – начислен износ объекта.
  1. Товарно-материальные ценности:
  • Дт60 КТ51 – безналичный расчет за ТМЦ;
  • Дт10 Кт60 – поступление материальных ценностей;
  • Дт19 Кт60 – учтен НДС;
  • Дт20,23,25,26,44 Кт10 – списаны ТМЦ в производство.
  1. Нематериальные активы:
  • Дт08 Кт76 – приобретена лицензия на право коммерческой деятельности;
  • Дт19 Кт76 – выделен НДС;
  • Дт76 Кт51 – произведена оплата по банку;
  • Дт04 Кт08 – принятие актива к учету.

Пример бухучета основного объекта

Рассмотрим учет имущества на примере приобретения оружия: охранное предприятие ЧОП «Десант» приобрело для охранной деятельности оружие на сумму 15 000 руб., в том числе НДС 2288,13 руб. для бухгалтерского учета оружие является основным средством и организация вправе оформить его такими проводками:

  • Дт08 Кт60 12711,87 – стоимость купленного оружия;
  • Дт19 Кт60 2288,13 – отраженный НДС;
  • Дт60 Кт51 15000 – оплата за приобретения оружия;
  • Дт01 Кт08 12711,87 – введен в эксплуатацию, как основное средство;
  • Дт68 Кт19 2288,13 – зачтен НДС;
  • Дт20 Кт01 12711,87 – списание стоимости в производственный процесс.

Если с приобретением оружия была получена лицензия на хранение, то учет получения лицензии ведется отдельно от учета оружия.

Дт76 Кт 51 – оплата лицензии;

Дт97 Кт76 – отражена в составе расходов будущий периодов;

Дт44 Кт97 – частичное списание стоимости лицензии, в зависимости от срока использования лицензии.

Это полезно знать, что для уменьшения расходных статей, организация может списывать в затраты стоимость имущества до 40 000 руб. равными частями, руководствуясь положением об Учетной политике.

Ликвидность активов

Все фонды предприятия имеют такое качество, как ликвидность. Степень ликвидности объектов определяется по скорости их оборота. Выделяются несколько групп активов по степени ликвидности:

  1. Ликвидные. К ним относятся денежные средства, депозиты, ценные бумаги государственного образца;
  2. Среднеликвидные – фонды, которые востребованы и срок реализации составляет от одного до шести месяцев;
  3. Низколиквидные – те фондовые средства, которые не котируются на рынке и срок реализации составляет от 6-ти месяцев и более;
  4. Неликвидные – активы, которые самостоятельно как отдельную единицу продать нельзя, только в составе общего целого.

Ликвидность и платежеспособность являются показателем стабильности и финансового благополучия компании.

 Инвентаризационная проверка основных активов

За соблюдением контроля и бухгалтерского учета имущества проводится инвентаризация основных фондов. Сроки проведения проверки у каждого актива свои.

Перечень срока проведения инвентаризации активов предприятия:

  • Основные объекты – срок проведения составляет 2 года на 1 декабря отчетного периода;
  • НМА – ежегодная проверка на конец отчетного года;
  • Материальные – ежемесячно, на первое число следующего месяца;
  • Расходы будущих периодов – каждый год на конец отчетного года;
  • Безналичные денежные средства, находящиеся в банке – один раз в год на конец отчетного периода;
  • Наличные денежные средства в кассе предприятия – один раз в три месяца;
  • Вложения финансового характера – ежегодная проверка на конец года;
  • По расчетам с кредиторами и дебиторами – ежеквартально;
  • По расчетам с налоговой инспекции и взносам во внебюджетные учреждения – ежегодная сверка с госучреждениями.

Проводит инвентаризацию специально созданная комиссия с материально-ответственными лицами, утвержденная приказом от руководителя. Любой результат инвентаризации фиксируется в бухгалтерском учете основных фондов. Если при проверке активов выявлены излишки, то суммы относят на финансовый результат такой проводкой:

  • Дт01 Кт91.01 – оприходованы излишки активов.

При недостаче или порче – суммы относятся к расходам производства, а больше нормы на виновных лиц:

  • Дт94 Кт01 – списание остаточной стоимости ОС.

При установлении виновных лиц в недостаче или порче имущества, суммы удерживаются из их заработной платы:

  • Дт73.02 Кт94 – суммы задолженности материально-ответственного лица в результате инвентаризации;
  • Дт50 Кт73.02 – погашение долга по недостачи.

Нужно учесть, что инвентаризация основных фондов предприятия проводится на основании Учетной политики организации.

Инвентаризация активов должна быть документально оформлена, за подписями всех членов комиссии и руководителя. Все сведения вносятся в единую ведомость итогов по проверке фондов предприятия (№ИНВ-26).

Новые публикации

17012018 Налоговая новость о НДФЛ при банкротстве гражданина / bankruptcy of the citizen
Юзвак Максим рассказывает об особенностях уплаты НДФЛ при банкротстве гражданина ...
Регламент ведения кассовых операций
Кассовые операции – это действия, повязанные с расходом или приёмом наличных предприятиями. Регулирует регламент ведения кассовых операций Указание Банка России ...
Как открыть расчетный счет
Для коммерческой деятельности предприниматели открывают расчетные счета в различных банках. Это дает им возможность расширить взаимодействие с партнерами-контрагентами, оплачивать налоги, ...
Значение актива в балансе
Бухгалтерская отчетность состоит из разделов, в которых заключена информация о финансовой деятельности предприятия. Баланс начинается с двух важных частей под ...
Документальное оформление кассовой наличности
Документальное оформление операций по кассе приводит к строгому учету кассовой дисциплины. Ведение кассовой документации доверяют кассиру, с которым заключен договор ...
Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ
Многие предприятия не имеют в собственности складских помещений, и они обращаются к другим компаниям для оказания услуг по хранению товара ...
Основные причины и методы переоценки основных фондов
Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции. В отличие от материальных запасов, они участвуют в ...
Критерии отнесения объекта к основным средствам
В связи с нововведением в законодательстве по бухгалтерскому и налоговому учету, организации затрудняются определить, относится ли объект к основным средствам ...
Правила составления распоряжения о списании основных средств
Основные средства, срок полезного использования которых окончен, либо которые вышли из строя необходимо списывать. Для этого необходимо, прежде всего, составить ...
15012018 Налоговая новость о приобретении адвокатом услуг за рубежом /  purchasing attorney services
Юзвак МАксим рассматривает налоговые последствия по НДС при приобретении адвокатом услуг у иностранного лица ...
Как организовать работу с электронными больничными?
Больничный лист можно выписать в бумажном или электронном виде. Однако в отношении электронных больничных порядок их формирования ещё не утверждён ...
Расходы на травматизм, запрет на привлечение субподрядчиков, размер МРОТ
Новости законодательства от 15.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменился административный регламент финансирования ФСС расходов на сокращение ...
12012018 Налоговая новость об обложении взносами выплат депутатам / taxation of payments to deputies
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении страховыми взносами выплат депутатам, осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе ...
Налог на имущество. Актуальные изменения 2018 года
Новый выпуск программы БухгалтерLive посвящён основным изменениям по налогу на имущество, вступающим в силу в 2018 году. Светлана Савельева прояснит ...
Достоверность отчётности, трудовые нарушения, уведомление МВД о прибытии иностранцев
Новости законодательства от 12.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как Минфин предложил проверять достоверность отчётности - Как Роструд ...
11012018 Налоговая новость об информации о КИК / information about the Controlled foreign company
Юзвак Максим рассматривает вопрос подачи уведомления о КИК и вопрос документального подтверждения прибыли и убытков КИК ...
Загрузка...