
Учет бонусов у продавца
Содержание
Коммерческая организация, занимающаяся торговлей, заинтересована в увеличении прибыли. Для повышения объема продаж продавцы товара стимулируют, предоставляя, скидки, премии и бонусы покупателям. Но между этими поощрениями существует разница.
Различие поощрений для покупателя
Скидка для заказчика означает ценовое уменьшение на продукцию или уменьшение задолженности покупателя на сумму скидок.
Премия – это способ поощрения за выполненные обязательства, прописанные в договоре. Может поощряться и в денежном эквиваленте, и в виде поставки товара.
Бонусным вознаграждением считается отгрузка дополнительного товара, не требующего оплаты.
Учет бонусного вознаграждения
Бухгалтерский учет всех видов вознаграждений за выполнение договорных обязательств имеют различия. Рассмотрим ведение бухучета у каждого участника процедуры поощрения бонусом.
Учет бонуса у продавца
Операции, связанные с реализацией продукции, фиксируется в договорных отношениях. Предприятие при составлении договора оговаривает условия, при котором возможно получить дополнительную продукцию в виде бонусного вознаграждения. Этот товар необходимо правильно списать.
Рассмотрим на примере учета бонуса у продавца:
Торговый дом «Модница» продает ИП Сиротиной С.В. партию женских пальто. Договор заключен с условием получения бонуса в количестве 5 штук на покупку 60 штук женского пальто. Эти условия ИП Сиротина С.В. выполняет. ТД «Модница» отгружает покупателю 60 шт. женского пальто по цене 7800 руб., в т.ч. НДС 1189,83 руб. и дополнительным бонусом – 5 шт. Себестоимость одного пальто составляет 7100 руб.
ТД «Модница» в бухучете пишет такие записи:
- Дт62 Кт90.01 — 468 000(60х7800), реализация пальто покупателю;
- Дт90.02 Кт41 – 426 000(7100х60), списание себестоимости проданного товара;
- Дт90.03 Кт68 – 71 389,80(1189,83х60), начислен НДС на реализованный товар;
- Дт91.02 Кт41 – 35 500(7100х5), оформлена передача бонусного вознаграждения;
- Дт91.02 Кт68 6 390(35 500х18%), начислен НДС на бонусный товар.
Бонусное вознаграждение товарными ценностями считается передачей ТМЦ на безвозмездной основе, а такая операция облагается НДС. Сумма налога рассчитывается по рыночной стоимости переданного товара и поэтому продавцу не выгодно предоставлять бонусы покупателю.
Учет бонуса у покупателя
Исходя из вышеприведенного примера, рассмотрим, как правильно составить учет бонуса у покупателя:
- Дт41 Кт60 — 35 500(7100х5), получение продукции на безвозмездной основе (бонус);
- Дт60 Кт98.02 – 35 500 руб., отражена рыночная стоимость товара в составе доходов будущих периодов;
- Дт09 Кт68 — 6 390(35 500х18%), отражен НДС.
У покупателя такое вознаграждение считается внереализационным доходом.
Документооборот при бонусном поощрении
Для оформления в регистрах бухгалтерского учета бонусов у продавца и покупателя в виде товара необходимы первичные документы:
- Договор поставки, с указанием условий бонусного вознаграждения;
- ТОРГ-12 – накладная на товар, переходящий на безвозмездной основе покупателю. В ней указано только количество, отгруженного товара, в колонке «цена» ставить нужно «0», так как у заказчика нет основания для оплаты за приобретенную продукцию;
- Счет-фактура выписывается в одном экземпляре продавцом. В нем указывается цена, равная рыночной стоимости товара и начисленный на эту цену НДС. Получив счет-фактуру, покупатель не имеет права регистрировать ее в книге покупок, а значит и не может предоставить на вычет НДС, так как продавец не обязывает покупателя оплачивать предоставленное вознаграждение.
Возможность предъявления НДС к вычету по бонусным поощрениям чревато судебными разбирательствами с налоговыми органами.
Бонусный учет при ЕНВД
Получение продукции в виде бонуса покупателем, находящимся на ЕНВД на расчет налогооблагаемой базы не влияет, если товар предназначен для реализации по зарегистрированным видам деятельности. В остальных случаях поощрение является доходом и не облагается налогом, так как объектом налогообложения ЕНВД определяется фиксированным вмененным доходом. Налогоплательщики ЕНВД освобождены от уплаты налога на прибыль, НДС и другие налоги.
Бонусный учет при УСН
Налогоплательщики на УСН товарооборот бонусами имеют некоторые нюансы:
- Учет бонуса у продавца – можно ли включить в доходы товары, переданные на безвозмездной основе. Нет, нельзя. Доходом у «упрощенцев» считается доход от реализации или внереализационный доход, другой статьи не предусмотрено;
- Учет бонуса у покупателя – в статью затрат, как расходы безвозмездно переданного имущества признать тоже нельзя, ведь покупатель не платил за переданный товар. А вот в статью доходов «упрощенцу» придется включить сумму рыночной стоимости бонусной продукции.
Единственная возможность определить бонусы в расходную статью признать затраты как рекламные расходы. При этом организация-продавец организует рекламную акцию, где прописано:
- Цель акции – заинтересовать покупателей товаром и самой компанией-продавцом;
- Возможность участия в рекламной акции всем желающих.
Рекламные акции, предназначенные для передачи бонусов, могут быть учтенными в составе расходов по двум условиям:
- Расходы должны быть экономически обоснованными;
- Передача такой продукции являются рекламной акцией.
Эти расходы налогоплательщик может учесть в составе затратных статей как рекламные расходы, не превышающие 1% от общего полученного дохода.
Налог на прибыль
Налогоплательщики, применяющие ОСНО, включить расходы в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в виде бонусных вознаграждений (рекламная акция) могут в том случае, если на так такие услуги составлен отдельный договор на оказание услуг рекламного характера.
Такие уловки, как услуги мерчендайзера (раскладка товара, пополнение ассортимента одного вида товара и т.д.) не относится к рекламной акции и поэтому в расходную статью для начисления налога на прибыль брать нельзя.
Ограничение объема бонуса
Лимит размера поощрения касается продовольственных товаров. Он составляет не более 10-ти% от цены приобретенного товара. Ограничение регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 г. №381-ФЗ. Но в законе приведен перечень социально значимых продовольственных продуктов, на которые не распространяются бонусные поощрения.
Важно знать, что при реализации продовольственных товаров продавец имеет право предоставлять вознаграждения в ограниченном объеме и цену изменять нельзя. Для непродовольственных товаров ситуация другая, а именно при выплате бонусов нет ограничений и можно менять цену реализованной продукции.
Такие ограничения не относятся к непродовольственным товарам. Это следует из того, что договор на получение бонусов за определенное выполнение условий покупки товара не является операцией дарение, и сделка не имеет встречных обязательств.