
Фиксированные активы в бухгалтерском и налоговом учете
Содержание
В работе практически любой серьезной компании не обходится без приобретения объектов долгосрочного использования — так называемых «фиксированных активов» — задействованных при выпуске или сбыте товара, либо в организации процесса управления. Это могут быть производственные и офисные здания, производственные машины и спецоборудование, земельные участки, нематериальные активы. Так как чаще всего такие объекты еще и подлежат обложению налогом на имущество, бухгалтеру необходимо правильно организовать учет фиксированных активов. Рассмотрим основные моменты, которые необходимо иметь в виду.
Что такое ФА в бухгалтерском и налоговом учете?
Определение ФА с позиций бухучета и Налогового кодекса несколько различаются.
С точки зрения бухгалтера ФА считаются основные средства и НМА (нематериальные активы), срок использования которых составляет более одного года, стоимостью за единицу более 100 000 руб., и которые используются для получения дохода:
- В производственном процессе;
- При реализации продукции производства или услуг;
- Сдающиеся в аренду;
- Использующиеся для нужд администрации.
В стоимость ФА включаются затраты по их приобретению, изготовлению, строительству, монтажу и установке, и прочие затраты, которые, тем или иным способом, влияют на повышение их стоимости, исключая затраты, по которым у налогоплательщика есть право на применение вычета.
Налоговый учет ФА регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организации» части II НК РФ)
В налоговом учете в категорию ФА входят те объекты собственности, которые применяются для изготовления и сбыта товаров либо используемые в процессе управления организацией. Устанавливается фиксированный порог в сорок тысяч рублей, при стоимости ниже которого объекты не считаются ФА, даже если обладают остальными признаками ФА.
Сроком полезного использования ФА при налогообложении считается срок, в течение которого тот или иной долгосрочный актив применяется налогоплательщиком для получения дохода.
Амортизация фиксированных активов (ФА)
Стоимость долгосрочных активов можно отнести на вычеты производя амортизационные отчисления в порядке, определенном Налоговым кодексом.
Сумма амортизации рассчитывается отдельно по каждой из амортизационных групп и подгрупп, для каждой из которых должна быть закреплена и своя норма амортизации в процентном выражении. Норму амортизации организация устанавливает для каждой подгруппы самостоятельно, но она не должна быть выше предельной, закрепленной в Налоговом Кодексе РФ. К долгосрочным активам, по которым не начисляется амортизация, относятся:
- Земельные участки;
- Музейные экспонаты;
- Памятники архитектуры и искусства;
- Автодороги;
- Объекты незавершенного капитального строительства;
- Объекты кинофонда и т.д.
Исчерпывающий перечень подобных объектов можно найти в Налоговом Кодексе РФ.
Закрепленные в учетной политике срок и нормы амортизации запрещено изменять в течение налогового года.
Если юридическое лицо вынуждено провести ликвидацию или реорганизации юридического лица амортизационные отчисления должны быть скорректированы на срок его фактической деятельности.
НК РФ предоставляет организациям так называемую «амортизационную премию», т.е. возможность при покупке ФА списать на расходы сразу до 10 % их стоимости (по объектам 1, 2, 8, 9 и 10 амортизационных групп) и до 30 % по объектам 3, 4, 5, 6 и 7 амортизационных групп, за исключением объектов, полученных безвозмездно.
Состав первоначальной стоимости фиксированных активов (ФА)
ФА учитываются по первоначальной стоимости, не включая амортизационную премию.
В бухучете в первоначальную стоимость входят:
- Стоимость, по которой приобретен ФА, включающая доставку, но без учета НДС;
- Пошлины и сборы при растаможке;
- Издержки по информационным и консультационным услугам, связанным с покупкой ФА;
- Госпошлина, уплачиваемая за приобретение недвижимого имущества;
- Оплата посреднических услуг, связанных с покупкой ФА;
- Проценты по кредитам, если они оформлялись для покупки ФА;
- Нотариальные услуги, если они непосредственно связаны, например, с регистрацией недвижимости.
В налоговом учете в состав первоначальной стоимости включается:
- Стоимость, по которой приобретен ФА, без учета НДС;
- Доставка, без учета НДС.
Все остальные расходы относят на прочие расходы.
Основной момент в учете ФА – правильно соотнести расходы в соответствии с требованиями разных подходов к учету. Это особенно важно с позиции налогообложения, так как неправильно рассчитанная налоговая база может привести к наложению значительных штрафов со стороны фискальных органов.