Инвентаризация материальных запасов

На каждом предприятии, занимающемся продажей или производством товаров, есть материальные запасы. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда факторов. Например, сезонность продаж, увеличение производства, высокий покупательский спрос и т.д. При этом с течением времени они могут портиться, быть утраченными, истекать срок годности и т.д. Для соотношения остатков по документам с фактическими проводят инвентаризацию производственных запасов. Рассмотрим далее этот процесс более подробно.

Что такое инвентаризация запасов

Инвентаризация запасов – это наиболее простой и доступный способ контролирования остатков. Бухгалтерия сравнивает остатки на счетах с фактическими на складе. Процесс регламентируется законом ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно законодательству, перерасчету подлежат все имущество предприятия.

Совет: одновременно проверять все области работы предприятия не целесообразно.

Поэтому руководитель имеет право принять решение и проверить отдельные группы МПЗ для достижения поставленной ели на данном этапе работы предприятия. Это приведет детальному изучению, контролю за наличием и сохранностью.

Когда следует производить инвентаризации материальных ценностей

Периодичность инвентаризации на предприятии устанавливается самостоятельно. Согласно действующему законодательству, есть ситуации, когда ее необходимо производить.

Когда следует производить инвентаризацию МПЗ:

  • Собственность предприятия предается в аренду вместе с МПЗ;
  • Составляется годовой финансовый отчет;
  • При значительном изменении положении предприятия: ликвидация, либо реорганизация;
  • При смене материально ответственного сотрудника за МПЗ;
  • При смене бригадира на работах или смены свыше 50% бригады;
  • Наличие хищений;
  • Ухудшение объемов собственности или их модификация.

Внимание: исключения при инвентаризации – основные средства проверяются не чаще раза в 3 года, фонды библиотеки – раз в 5 лет (со всем списком можно ознакомиться в нормативных актах).

Процесс проведения инвентаризации материальных запасов

Для проведения проверки необходимо распоряжение руководителя. Он издает приказ, в котором указывает дату проведения инвентаризации запасов и список лиц участвующих в проведении. Собирается комиссия с участием материально ответственного лица за проверяемое имущество. Перед началом, он предоставляет расписку в которой указывает остатки, что все товары занесены и расходно-приходные документы отданы в отдел бухгалтерии.

Внимание: процесс инвентаризации не ограничивается лишь пересчетом МПЗ.

Материальные ценности во время инвентаризации пересчитываются. Сверяются остатки по документам с их наличием, на определенную дату. При необходимости, помимо пересчета, проводится взвешивание, измерение объема. Сверка проходит по порядку расположения их в помещении.

Кроме пересчета МПЗ, производится проверка документации:

  • Первичные бух.документы;
  • Документы о пересортице;
  • Документы о списании испорченного товара, брака;
  • Документы по недостачам;
  • Документы по излишкам.

Итак, МПЗ пересчитаны, документы проверены, следующий шаг – проверка всего того, что касается расположение и наличие запасов.

Инвентаризация МПЗ сопровождается проверкой:

  • Проведение учета МПЗ;
  • Внешнее состояние склада и околоскладского хозяйства;
  • Каким образом осуществляется сохранность МПЗ;
  • Проведение вовремя инвентаризации запасов;
  • Проверка выдачи специальной одежды, обуви и питания для сотрудников предприятия;
  • Проверка правильности предшествующих инвентаризаций запасов;
  • Проверка обоснованных списаний товаров;
  • Деятельность по нормированию издержек МПЗ.

По завершении проверки комиссия составляет инвентаризационную опись МПЗ (форма ИНВ-3). На ее основании производят составление ведомости сличения.

По каждому отдельному виду товара заносится информация:

  • Вид товара;
  • Товарная группа;
  • Фактическое количество;
  • Единица измерения;
  • Другие необходимые сведения (номера, артикулы).

Заключительный этап инвентаризации запасов

В результате проверки материальных ценностей составляются акты инвентаризации. В них заносятся итоги.

Выявленные недостатки в результате проведения инвентаризации:

  • Сопоставление цифр по данным учета с фактическими остатками;
  • Выявление излишек, которые должны быть включены в учет;
  • Недостача МПЗ, которая приводит к списанию в учете;
  • Выявление пересортицы по отдельным видам товара.

Бухгалтерские проводки инвентаризации МПЗ

Счета:

  • Сч.94 — «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Сч.10 – «Материалы»;
  • Сч.91 – «Прочие доходы и расходы»;
  • Сч.99 – «Прибыли и убытки»;
  • Сч.20 – «Основное производство»;
  • Сч.73/2 – «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
  • Сч.70 – «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • Сч.50 – «Касса»;
  • Сч.51- «Расчетный счет».

В результате инвентаризации были выявлены недостачи и расхождения с данными по учету и фактическому наличию.

Составляются проводки:

  • Излишки переходят на фин.результаты: Дт10-Кт91;
  • Выявление недостачи МПЗ по результатам проверки: Дт94-Кт10;
  • При стихийных бедствиях, недостача списывается на убытки: Дт99-Кт94;
  • Списывается НДС недостачам МПЗ: Дт94-Кт19;
  • Списания МПЗ по причинам естественной убыли в пределах нормы: Дт20-Кт94;
  • Списания МПЗ по причинам естественной убыли выше нормы на сотрудника материально ответственного по приказу директора: Дт73/2-Кт94;
  • На основании списания с материально ответственного лица происходит удержание средств с его зарплаты: Дт70-Кт73/2, либо материально ответственное лицо вносит денежные средства в кассу: Дт50-Кт73/2 или на расчетный счет организации Дт51-Кт73/2.

Совет: вариант внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет материально ответственным лицом за недостачу МПЗ, на практике, встречается реже, чем удержание средств из его зарплаты.

Подведем итоги. Каждое предприятие имеет свой запас МПЗ. При поступлении их на баланс предприятия, они приходуются кладовщиком или бухгалтером. В течение времени происходит естественная убыль, износ, стихийные бедствия, кража, пересортица и ряд других действий, приводящий к разнице остатков по факту и документа. Для устранения дисбаланса проводят инвентаризацию.

Инвентаризация МПЗ регулируется ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ему, разрешено проверять любую область имущества и обязательства предприятия. На практике целесообразно производить инвентаризацию по отдельной категории товаров. Периодичность проверки зависит от распоряжения руководителя и не установлена законодательно. В ряде случаев процесс инвентаризации обязателен.

По приказу руководителя собирается комиссия. Она проверяет остатки на складах и заносит их в инвентаризационный акт. На его основании выявляются недостачи, пересортица и сопоставляются остатки по документам и фактические. Далее отдел бухгалтерии составляет соответствующие проводки.

Новые публикации

Амортизационные группы: учет износа активов
Амортизационные группы – это регламентированная градация, по которой соотносится амортизационная собственность, учитывая время ее допустимой эксплуатации на базе регламентированных бумаг ...
Налогообложение дивидендов, госзакупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, индексация пенсий
Новости законодательства от 22.09.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как облагаются налогами дивиденды, выплачиваемые продукцией - Кто получит ...
Курортный сбор, контрольные закупки, срок договора ОСАГО
Новости законодательства от 21.09.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - На какой КБК нужно будет перечислять курортный сбор - ...
Как открыть и использовать текущий и транзитный валютные счета?
Современные банки позволяют хранить деньги не только в национальной, но и в иностранной валюте. Это удобно для тех, кто постоянно ...
Нумерация приходных кассовых ордеров
С 2013 года юридическим лицам и предпринимателям законодатели дали возможность разрабатывать собственные первичные документы, но кассовых документов это не коснулось ...
Как рассчитать коммерческие расходы
В любом виде деятельности невозможно обойтись без хозяйственных издержек. Среди видов затрат особое внимание необходимо уделить коммерческим расходам. Но нужно ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 14 по 20 сентября 2017 года.
Сегодня в выпуске: - Документ на подотчет; - Как работать с электронным больничным?; - ФНС России на стороне ИП; - ...
Ключевая ставка, прибыль от ликвидации, электронный больничный
Новости законодательства от 20.09.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменилась ключевая ставка - Как облагается налогами прибыль ...
19092017 Налоговая новость о НДФЛ при продаже автомобиля / personal income tax when selling a car
Юзвак Максим рассказывает о порядке обложения доходов от продажи автомобиля ...
Правильное заполнение товарного чека
При продаже товара расчетным документом может быть бланк негосударственного образца – товарный чек (ТЧ). Главная функция этого документа заключается в ...
Операции с импортом: специфика учета
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) включает в себя операции с партнерами-иностранцами внутри своей страны и за ее пределами. Импортные операции ― это ...
Страховые взносы при ГПД, госзакупки импортной мебели, трудовые споры
Новости законодательства от 19.09.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какие взносы нужно уплачивать, если работы выполняются по ГПД ...
18092017 Налоговая новость о передаче неотделимых улучшений
Юзвак Максим рассматривает последствия возврата арендованного муниципального имущества с неотделимыми улучшениями ...
Как учесть представительские расходы?
Относятся ли расходы на организацию деловой встречи в ресторане или официальный приём к представительским, и чем их можно подтвердить? Александр ...
Формы отчётов о платных услугах, закупки по 223-ФЗ, вычеты по НДС
Новости законодательства от 18.09.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - По каким формам нужно будет отчитываться об оказанных населению ...
15092017 Налоговая новость о льготе по движимому имуществу
Юзвак Максим рассказывает о применении льготы по движимому имуществу, используемому при эксплуатации недвижимости ...
Загрузка...