Инвентаризация материальных запасов

На каждом предприятии, занимающемся продажей или производством товаров, есть материальные запасы. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ряда факторов. Например, сезонность продаж, увеличение производства, высокий покупательский спрос и т.д. При этом с течением времени они могут портиться, быть утраченными, истекать срок годности и т.д. Для соотношения остатков по документам с фактическими проводят инвентаризацию производственных запасов. Рассмотрим далее этот процесс более подробно.

Что такое инвентаризация запасов

Инвентаризация запасов – это наиболее простой и доступный способ контролирования остатков. Бухгалтерия сравнивает остатки на счетах с фактическими на складе. Процесс регламентируется законом ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно законодательству, перерасчету подлежат все имущество предприятия.

Совет: одновременно проверять все области работы предприятия не целесообразно.

Поэтому руководитель имеет право принять решение и проверить отдельные группы МПЗ для достижения поставленной ели на данном этапе работы предприятия. Это приведет детальному изучению, контролю за наличием и сохранностью.

Когда следует производить инвентаризации материальных ценностей

Периодичность инвентаризации на предприятии устанавливается самостоятельно. Согласно действующему законодательству, есть ситуации, когда ее необходимо производить.

Когда следует производить инвентаризацию МПЗ:

  • Собственность предприятия предается в аренду вместе с МПЗ;
  • Составляется годовой финансовый отчет;
  • При значительном изменении положении предприятия: ликвидация, либо реорганизация;
  • При смене материально ответственного сотрудника за МПЗ;
  • При смене бригадира на работах или смены свыше 50% бригады;
  • Наличие хищений;
  • Ухудшение объемов собственности или их модификация.

Внимание: исключения при инвентаризации – основные средства проверяются не чаще раза в 3 года, фонды библиотеки – раз в 5 лет (со всем списком можно ознакомиться в нормативных актах).

Процесс проведения инвентаризации материальных запасов

Для проведения проверки необходимо распоряжение руководителя. Он издает приказ, в котором указывает дату проведения инвентаризации запасов и список лиц участвующих в проведении. Собирается комиссия с участием материально ответственного лица за проверяемое имущество. Перед началом, он предоставляет расписку в которой указывает остатки, что все товары занесены и расходно-приходные документы отданы в отдел бухгалтерии.

Внимание: процесс инвентаризации не ограничивается лишь пересчетом МПЗ.

Материальные ценности во время инвентаризации пересчитываются. Сверяются остатки по документам с их наличием, на определенную дату. При необходимости, помимо пересчета, проводится взвешивание, измерение объема. Сверка проходит по порядку расположения их в помещении.

Кроме пересчета МПЗ, производится проверка документации:

  • Первичные бух.документы;
  • Документы о пересортице;
  • Документы о списании испорченного товара, брака;
  • Документы по недостачам;
  • Документы по излишкам.

Итак, МПЗ пересчитаны, документы проверены, следующий шаг – проверка всего того, что касается расположение и наличие запасов.

Инвентаризация МПЗ сопровождается проверкой:

  • Проведение учета МПЗ;
  • Внешнее состояние склада и околоскладского хозяйства;
  • Каким образом осуществляется сохранность МПЗ;
  • Проведение вовремя инвентаризации запасов;
  • Проверка выдачи специальной одежды, обуви и питания для сотрудников предприятия;
  • Проверка правильности предшествующих инвентаризаций запасов;
  • Проверка обоснованных списаний товаров;
  • Деятельность по нормированию издержек МПЗ.

По завершении проверки комиссия составляет инвентаризационную опись МПЗ (форма ИНВ-3). На ее основании производят составление ведомости сличения.

По каждому отдельному виду товара заносится информация:

  • Вид товара;
  • Товарная группа;
  • Фактическое количество;
  • Единица измерения;
  • Другие необходимые сведения (номера, артикулы).

Заключительный этап инвентаризации запасов

В результате проверки материальных ценностей составляются акты инвентаризации. В них заносятся итоги.

Выявленные недостатки в результате проведения инвентаризации:

  • Сопоставление цифр по данным учета с фактическими остатками;
  • Выявление излишек, которые должны быть включены в учет;
  • Недостача МПЗ, которая приводит к списанию в учете;
  • Выявление пересортицы по отдельным видам товара.

Бухгалтерские проводки инвентаризации МПЗ

Счета:

  • Сч.94 — «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Сч.10 – «Материалы»;
  • Сч.91 – «Прочие доходы и расходы»;
  • Сч.99 – «Прибыли и убытки»;
  • Сч.20 – «Основное производство»;
  • Сч.73/2 – «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
  • Сч.70 – «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • Сч.50 – «Касса»;
  • Сч.51- «Расчетный счет».

В результате инвентаризации были выявлены недостачи и расхождения с данными по учету и фактическому наличию.

Составляются проводки:

  • Излишки переходят на фин.результаты: Дт10-Кт91;
  • Выявление недостачи МПЗ по результатам проверки: Дт94-Кт10;
  • При стихийных бедствиях, недостача списывается на убытки: Дт99-Кт94;
  • Списывается НДС недостачам МПЗ: Дт94-Кт19;
  • Списания МПЗ по причинам естественной убыли в пределах нормы: Дт20-Кт94;
  • Списания МПЗ по причинам естественной убыли выше нормы на сотрудника материально ответственного по приказу директора: Дт73/2-Кт94;
  • На основании списания с материально ответственного лица происходит удержание средств с его зарплаты: Дт70-Кт73/2, либо материально ответственное лицо вносит денежные средства в кассу: Дт50-Кт73/2 или на расчетный счет организации Дт51-Кт73/2.

Совет: вариант внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет материально ответственным лицом за недостачу МПЗ, на практике, встречается реже, чем удержание средств из его зарплаты.

Подведем итоги. Каждое предприятие имеет свой запас МПЗ. При поступлении их на баланс предприятия, они приходуются кладовщиком или бухгалтером. В течение времени происходит естественная убыль, износ, стихийные бедствия, кража, пересортица и ряд других действий, приводящий к разнице остатков по факту и документа. Для устранения дисбаланса проводят инвентаризацию.

Инвентаризация МПЗ регулируется ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно ему, разрешено проверять любую область имущества и обязательства предприятия. На практике целесообразно производить инвентаризацию по отдельной категории товаров. Периодичность проверки зависит от распоряжения руководителя и не установлена законодательно. В ряде случаев процесс инвентаризации обязателен.

По приказу руководителя собирается комиссия. Она проверяет остатки на складах и заносит их в инвентаризационный акт. На его основании выявляются недостачи, пересортица и сопоставляются остатки по документам и фактические. Далее отдел бухгалтерии составляет соответствующие проводки.

Новые публикации

Как применять план счетов бухгалтерского учета 94н
Счета, применяемые с целью отображения хозопераций в учете, внесены и разбиты по подгруппам в отдельной официальной бумаге именуемой планом счетов ...
Тонкости списания с расчетного счета
Главная цель соблюдения финансовых планов при ведении работы с расчетными счетами – сохранение на нем установленного сальдо. Этот остаток должен ...
Бухгалтерский учет основных средств
Корректное и оперативное занесение в базу данных операций по основным средствам в бухучете играет важную роль в подсчете денежных средств ...
Инструкция - как правильно сделать бухгалтерский баланс
Баланс организации – это бухгалтерский отчет, имеющий вид таблицы, одна часть которой содержит данные об активах организации, а вторая – ...
18052018 Налоговая новость об НДС по гарантийному ремонту, отступному, перевозке / VAT
Юзвак Максим рассматривает вопросы обложения операций по гарантийному ремонту, предоставлению отступного, перевозке школьников (Письма Минфина от 10 мая 2018 г ...
Возражение по налоговой проверке, единственный поставщик, аварийное жильё
Новости законодательства от 18.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В какие сроки нужно подать возражение по акту проверки ...
Компенсации при разъездах, досудебное решение споров, увольнение совместительницы
Новости законодательства от 17.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каких случаях на компенсацию расходов сотрудника с разъездной ...
Налог на имущество, жалоба в УФАС, выплаты сокращённым сотрудникам
Новости законодательства от 16.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Отразится ли неприменение в бухучёте Классификации ОС на налоге ...
15052018 Налоговая новость о новом порядке исчисления имущественных налогов / property taxes
Юзвак Максим рассматривает законопроект, устанавливающий новый порядок исчисления имущественных налогов и ограничивающий рост налоговой нагрузки для граждан (Законопроект № 466070-7) ...
Налог на имущество, миграционные нарушения, дробление дня отдыха
Новости законодательства от 15.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Подтверждает ли энергетический паспорт право на льготу по налогу ...
14052018 Налоговая новость об НДС при реализации сервитута / VAT in case of sale of an easement
Юзвак Максим рассматривает порядок обложения НДС операций по реализации сервитута (Письмо Минфина от 3 мая 2018 г. № 03-07-11/29965) ...
Как перевести совместителя на основную работу?
Если работник-совместитель уволился с основной работы, желает трудиться у вас и вы на это согласны, то возникает вопрос: как оформить ...
Валютное регулирование, исключения по 223-ФЗ, лишение лицензии
Новости законодательства от 14.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменились правила валютного регулирования - Как планируется расширить ...
11052018 Налоговая новость об освобождении от транспортно налога электромобилей / electromobile
Юзвак Максим рассматривает предложение об освобождении от транспортного налога электромобилей (Законопроект № 463847-7) ...
Земельная декларация, госзакупки малого объёма, поддельный диплом
Новости законодательства от 11.05.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как отчитаться за проданный участок не по местонахождению компании ...
10052018 Налоговая новость об учете адвокатами убытков и расходов / lawyers ' taxation
Юзвак Максим рассматривает проблему учета адвокатами убытков и не подтвержденных документами расходов (Письмо от 25 апреля 2018 г. № 03-04-05/28247) ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *