Порядок оформления результатов инвентаризации

Часто в предприятиях любых форм собственности возникает необходимость проведения специальной проверки имущества. Это обусловлено желанием удостовериться честностью персонала, сменой ответственных работников, составлением годовой отчетности, и, кроме того, помогает исключить неточности в учете. Подобная сверка имущества в месте его содержания и пользования считается инвентаризацией. Далее, в статье будут раскрыты нюансы такого процесса сверки и правила отражения следствия инвентаризации.

Определение понятия «инвентаризация»

Под термином «инвентаризация» подразумевается сверка активов в месте их содержания и пользования, в течение которой происходит сличение реально установленных сведений со сведениями учетными.

Инвентаризацию организуют в различных целях. Выделяют:

  • Плановую инвентаризацию (организуемую по заранее определенным датам);
  • Внезапную (организуемую неожиданно для ответственного работника, она преследует задачу установить честность персонала).

Процедура организации сверки

До осуществления самой сверки, руководство компании издает распорядительный акт. В нем присутствуют такие сведения:

  • Конкретный период проверки (прописываются даты начала и завершения сверки и дата, к которой должны предоставляться результаты);
  • Сотрудников, входящих в инвентаризационную группу (прописываются председатель и члены);
  • Объект проверки (к примеру, основные средства второго отделения, или материалы на первом складе).

Объектами проверки могут являться основные средства, материалы, деньги и другие виды активов.

Непосредственно накануне сверки готовится инвентаризационная опись. Такой документ представляет собой конкретный бланк, в нем прописаны все объекты, подлежащие реальной проверке. Если проверке подлежат основные средства, то обязательно указываются их инвентарные номера.

Помимо того, перед сверкой, ответственный сотрудник обязан написать расписку, в ней будет указано, что все принятые активы учтены, а выбывшие списаны.

Потом следует сама реальная сверка, в течение которой по вышеуказанной инвентарной описи определяется реальное наличие активов, находящихся у закрепленных за ним ответственных работников.

Процедура фиксирования результатов инвентаризации

После прекращения этой сверки фиксируются результаты инвентаризации. Они обычно выявлены в таких формах:

  • Сведения реальные и учетные сходятся соответственно по конкретному объекту проверки между собой. Пример: в инвентаризационной ведомости указан один шкаф, и сверка в течение сверки установила один;
  • Фактические сведения превышают учетные по конкретному объекту сверки, значит, установлен излишек. Пример: по сведениям учета имеется пять стульев, а комиссия в течение сверки выявила шесть;
  • Сведения бухгалтерские оказываются выше, чем фактические, тогда – установлен недостаток. И, наоборот, к примеру, если по учетным сведениям на складе хранится двести килограмм муки, а комиссия в течение фактической сверке выявила сто восемьдесят килограмм.

Сразу после проведения инвентаризации, составляется сличительная ведомость. Данный бланк представляет собой документ, в котором имеются следующие основные реквизиты:

  • Название фирмы;
  • Причина для проведения сверки;
  • Дата и номер документа;
  • ФИО ответственного сотрудника;
  • Название активов;
  • Количество ценностей по учетным данным и сумма;
  • Количество ценностей по фактически выявленным данным и сумма;
  • Расхождения (излишки либо недостатки): количество и сумма;
  • Сведения по пересортице (при необходимости).

Бывают моменты, когда реквизиты заполнять не требуется, тогда пустые графы прочеркиваются.

Помимо того, данный документ содержит подписи материально-ответственного лица и бухгалтера.

Необходимо отметить, что сличительные ведомости для сверки различных видов активов (оборотных и внеоборотных) немного разнятся между собой. Поэтому необходимо использовать правильный бланк, ориентируясь на объект сверки.

Как поступить с выявленными результатами сверки (когда комиссия установила несоответствие реальных данных с учетными)? При данном положении событий, могут быть выполнены определенные действия (по распоряжению администрации):

  • Излишки, безусловно, ставятся на учет;
  • Недостатки либо относятся на ответственных за них работников, списываются в пределах норм естественной убыли, относятся на убытки (когда виновные работники не обнаружены).

По всем, определенным в течение сверки, расхождениям ответственный за активы работник обязан предъявить письменное объяснение.

Процедура отражения результатов двойной записью

Для фиксирования определенных в течение сверки излишков оформляется двойная запись: Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие счета активов, исходя из объекта излишка.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Чтобы отразить установленные недостачи, требуется составить следующую корреспонденцию в учете:

  • Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие, в зависимости от объекта недостачи.

Для списания недостатка на ответственного сотрудника оформляется такая корреспонденция счетов:

  • Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Для списания недостатка в пределах норм естественной убыли оформляется такая корреспонденция:

  • Дебет счета 20 «Основное производство»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При такой ситуации, когда виновные в недостатке сотрудники не определены, оформляется корреспонденция:

  • Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостатке, образованном по причине непреодолимой силы, делается нижеследующая корреспонденция:

  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После установления результатов сверки, бухгалтерские сотрудники обязаны оформить их верно в учете.

Новые публикации

09102019 Налоговая новость о переносе вычета при приобретении жилья
Юзвак Максим рассматривает условия для переноса на предшествующие периоды вычета по НДФЛ, предоставляемого при приобретении квартиры (Письма Минфина от 26 ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 9 октября 2019
Сегодня в выпуске: Что учесть задним числом? К чему готовиться сейчас? Что ждать в будущем? Чего не избежать? Налоговый прогноз ...
Оперативный обмен AdvCash на Яндекс.Деньги на выгодных условиях
Электронная платежная система Advanced Cash на сегодняшний день работает очень активно, предоставляет услуги жителям более чем 200 стран мира. Она ...
Когда и как налоговые органы проводят осмотр?
Налоговая инспекция во время налоговых проверок имеет право провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов. Такой осмотр, в основном, проводят ...
04102019 Налоговая новость о последствиях ипотечных каникул / mortgage loan
Юзвак Максим рассматривает последствия по налогу на прибыль при предоставлении ипотечных каникул (Письмо Минфина от 13 сентября 2019 г. № ...
Смена налогового режима, оформление трудовых отношений, отзыв заявления об увольнении
Новости законодательства от 04.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как правильно сменить УСН на общий режим? - Можно ...
03102019 Налоговая новость о расходах на проезд и проживание / travel and accommodation expenses
Юзвак Максим рассматривает вопрос о документальном подтверждении расходов на проезд и на проживание в гостинице (Письма Минфина от 26 сентября ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 02 октября 2019 года
Сегодня в выпуске: IV квартал не без сюрпризов Проверьте зарплаты персонала 2020 год близко На заборе тоже написано... Налоговый прогноз ...
Возврат взносов, взносы на капремонт, продажа квартиры
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Новости законодательства от 03.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: ...
02102019 Налоговая новость о НДФЛ при недействительности или расторжении сделки
Юзвак Максим рассматривает вопрос о сроке владения имуществом при признании сделки недействительной либо расторжении договора (Письма Минфина от 5 сентября ...
Неэффективное использование субсидии, обязанности гендиректора, имущественный вычет
Новости законодательства от 02.10.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каком случае использование средств субсидии могут признать неэффективным ...
01102019 Налоговая новость об освобождении от Госпошлины при выдаче паспорта / issue passport
Юзвак Максим рассматривает случаи освобождения от госпошлины пострадавших от чрезвычайных ситуаций и детей-сирот при получении паспорта (Письмо Минфина от 25 ...
Где найти бесплатный расчетный счет для ИП
Для ИП важно с самого начала деятельности минимизировать необязательные расходы. Особенно это необходимо для постоянных издержек, которые не зависят от ...
Обеспечение достойного уровня бухгалтерского обслуживания
Возможности и средства по обеспечению должного уровня бухгалтерской грамотности населения далеко не всегда приносят желаемые плоды. В некоторых случаях необходимо ...
Учёт налоговой переплаты, ошибочное обращение в третейский суд, расходы на обучение
Новости законодательства от 01.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как учесть переплату, образовавшуюся после перерасчёта налога? - Как ...
Налоговые новости за сентябрь 2019 / Tax news for September 2019
Юзвак Максим рассматривает наиболее интересные налоговые события за сентябрь 2019 00:20 – План 01:05 – Доходы пострадавших от террористов, чс, ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *