Порядок оформления результатов инвентаризации

Часто в предприятиях любых форм собственности возникает необходимость проведения специальной проверки имущества. Это обусловлено желанием удостовериться честностью персонала, сменой ответственных работников, составлением годовой отчетности, и, кроме того, помогает исключить неточности в учете. Подобная сверка имущества в месте его содержания и пользования считается инвентаризацией. Далее, в статье будут раскрыты нюансы такого процесса сверки и правила отражения следствия инвентаризации.

Определение понятия «инвентаризация»

Под термином «инвентаризация» подразумевается сверка активов в месте их содержания и пользования, в течение которой происходит сличение реально установленных сведений со сведениями учетными.

Инвентаризацию организуют в различных целях. Выделяют:

  • Плановую инвентаризацию (организуемую по заранее определенным датам);
  • Внезапную (организуемую неожиданно для ответственного работника, она преследует задачу установить честность персонала).

Процедура организации сверки

До осуществления самой сверки, руководство компании издает распорядительный акт. В нем присутствуют такие сведения:

  • Конкретный период проверки (прописываются даты начала и завершения сверки и дата, к которой должны предоставляться результаты);
  • Сотрудников, входящих в инвентаризационную группу (прописываются председатель и члены);
  • Объект проверки (к примеру, основные средства второго отделения, или материалы на первом складе).

Объектами проверки могут являться основные средства, материалы, деньги и другие виды активов.

Непосредственно накануне сверки готовится инвентаризационная опись. Такой документ представляет собой конкретный бланк, в нем прописаны все объекты, подлежащие реальной проверке. Если проверке подлежат основные средства, то обязательно указываются их инвентарные номера.

Помимо того, перед сверкой, ответственный сотрудник обязан написать расписку, в ней будет указано, что все принятые активы учтены, а выбывшие списаны.

Потом следует сама реальная сверка, в течение которой по вышеуказанной инвентарной описи определяется реальное наличие активов, находящихся у закрепленных за ним ответственных работников.

Процедура фиксирования результатов инвентаризации

После прекращения этой сверки фиксируются результаты инвентаризации. Они обычно выявлены в таких формах:

  • Сведения реальные и учетные сходятся соответственно по конкретному объекту проверки между собой. Пример: в инвентаризационной ведомости указан один шкаф, и сверка в течение сверки установила один;
  • Фактические сведения превышают учетные по конкретному объекту сверки, значит, установлен излишек. Пример: по сведениям учета имеется пять стульев, а комиссия в течение сверки выявила шесть;
  • Сведения бухгалтерские оказываются выше, чем фактические, тогда – установлен недостаток. И, наоборот, к примеру, если по учетным сведениям на складе хранится двести килограмм муки, а комиссия в течение фактической сверке выявила сто восемьдесят килограмм.

Сразу после проведения инвентаризации, составляется сличительная ведомость. Данный бланк представляет собой документ, в котором имеются следующие основные реквизиты:

  • Название фирмы;
  • Причина для проведения сверки;
  • Дата и номер документа;
  • ФИО ответственного сотрудника;
  • Название активов;
  • Количество ценностей по учетным данным и сумма;
  • Количество ценностей по фактически выявленным данным и сумма;
  • Расхождения (излишки либо недостатки): количество и сумма;
  • Сведения по пересортице (при необходимости).

Бывают моменты, когда реквизиты заполнять не требуется, тогда пустые графы прочеркиваются.

Помимо того, данный документ содержит подписи материально-ответственного лица и бухгалтера.

Необходимо отметить, что сличительные ведомости для сверки различных видов активов (оборотных и внеоборотных) немного разнятся между собой. Поэтому необходимо использовать правильный бланк, ориентируясь на объект сверки.

Как поступить с выявленными результатами сверки (когда комиссия установила несоответствие реальных данных с учетными)? При данном положении событий, могут быть выполнены определенные действия (по распоряжению администрации):

  • Излишки, безусловно, ставятся на учет;
  • Недостатки либо относятся на ответственных за них работников, списываются в пределах норм естественной убыли, относятся на убытки (когда виновные работники не обнаружены).

По всем, определенным в течение сверки, расхождениям ответственный за активы работник обязан предъявить письменное объяснение.

Процедура отражения результатов двойной записью

Для фиксирования определенных в течение сверки излишков оформляется двойная запись: Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие счета активов, исходя из объекта излишка.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Чтобы отразить установленные недостачи, требуется составить следующую корреспонденцию в учете:

  • Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие, в зависимости от объекта недостачи.

Для списания недостатка на ответственного сотрудника оформляется такая корреспонденция счетов:

  • Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Для списания недостатка в пределах норм естественной убыли оформляется такая корреспонденция:

  • Дебет счета 20 «Основное производство»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При такой ситуации, когда виновные в недостатке сотрудники не определены, оформляется корреспонденция:

  • Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостатке, образованном по причине непреодолимой силы, делается нижеследующая корреспонденция:

  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После установления результатов сверки, бухгалтерские сотрудники обязаны оформить их верно в учете.

Новые публикации

25042018 Налоговая новость об НДФЛ при продаже зарубежного имущества / tax on the sale of property
Юзвак Максим рассматривает вопрос обложения НДФЛ доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося за рубежом (Письмо Минфина от 22 марта 2018 ...
23042018 Налоговая новость об уплате НДФЛ в ненадлежащий бюджет / payment of personal income tax
Юзвак Максим рассматривает проблему уплаты налог в ненадлежащий бюджет на примере Законопроекта № 445467-7 ...
Как правильно оформить трудовые отношения с дистанционным работником
В наше время всё больше компаний рассматривают перспективу привлечения дистанционных работников. Данный метод работы удобен как для специалиста, так и ...
Обособленная переговорка, противопожарный надзор, ответственность сотрудника за штрафы
Новости законодательства от 23.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Считается ли удалённая переговорная обособленным подразделением - Можно ли ...
20042018 Налоговая новость о госпошлине при дарении квартиры / stamp duty gift flats
Юзвак Максим рассказывает о проблеме определения размера государственной пошлины (нотариального тарифа) при дарении части квартиры (Письмо Минфина от 29 марта ...
Налоговая отсрочка, название компании, сверхурочная работа
Новости законодательства от 20.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Могут ли отказать компании в отсрочке по налогам, если ...
19042018 Налоговая новость о сроке действия квитанции по госпошлине / State duty
Юзвак МАксим рассматривает срок, в течение которого можно предъявить квитанцию на уплату государственной пошлины в целях получения государственных услуг (Письмо ...
Вычет НДС, закупки у СМП по 223-ФЗ, увольнение беременных
Новости законодательства от 19.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли получить НДС-вычет на основании акта приёма-передачи - ...
18042018 Налоговая новость об обложении построек на дачном участке / estate tax
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении налогом на недвижимость хозяйственных построек на дачном участке (Письма Минфина России от 23 марта ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 12 по 18 апреля
В этом выпуске: - Пересчет пособий: когда? - НДФЛ и ежемесячные премии - Прошлогоднее возмещение - Если ИП переехал - ...
Лишение премии, гарантийное удержание, оплата обучения
Новости законодательства от 18.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли не платить премию увольняющемуся сотруднику - Должен ...
17042018 Налоговая новость об улучшении бизнес климата / Improving the business climate
Юзвак Максим рассматривает инициативу депутатов Госдумы, направленную на устранение неопределенности в части начисления пеней, обложения доходов при ликвидации обществ, а ...
Должностная инструкция, недействительность сделки, НДФЛ с полученных штрафов
Новости законодательства от 17.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли уволить сотрудника, не ознакомленного с должностной инструкцией ...
16042018 Налоговая новость о госпошлине при наследовании квартиры / inheritance of the apartment
Юзвак Максим рассматривает порядок определения государственной пошлины при наследовании квартиры (Письмо Минфина от 26 марта 2018 г. № 03-05-06-03/18690) ...
Как провести запрос котировок в электронной форме?
С 1 июля 2018 года заказчики, которые работают по Федеральному закону №44-ФЗ, смогут проводить закупочные процедуры, в том числе запрос ...
Tax free, противопожарная безопасность, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ
Новости законодательства от 16.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Где начала работать система tax free - Какие правила ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *