Порядок оформления результатов инвентаризации

Часто в предприятиях любых форм собственности возникает необходимость проведения специальной проверки имущества. Это обусловлено желанием удостовериться честностью персонала, сменой ответственных работников, составлением годовой отчетности, и, кроме того, помогает исключить неточности в учете. Подобная сверка имущества в месте его содержания и пользования считается инвентаризацией. Далее, в статье будут раскрыты нюансы такого процесса сверки и правила отражения следствия инвентаризации.

Определение понятия «инвентаризация»

Под термином «инвентаризация» подразумевается сверка активов в месте их содержания и пользования, в течение которой происходит сличение реально установленных сведений со сведениями учетными.

Инвентаризацию организуют в различных целях. Выделяют:

  • Плановую инвентаризацию (организуемую по заранее определенным датам);
  • Внезапную (организуемую неожиданно для ответственного работника, она преследует задачу установить честность персонала).

Процедура организации сверки

До осуществления самой сверки, руководство компании издает распорядительный акт. В нем присутствуют такие сведения:

  • Конкретный период проверки (прописываются даты начала и завершения сверки и дата, к которой должны предоставляться результаты);
  • Сотрудников, входящих в инвентаризационную группу (прописываются председатель и члены);
  • Объект проверки (к примеру, основные средства второго отделения, или материалы на первом складе).

Объектами проверки могут являться основные средства, материалы, деньги и другие виды активов.

Непосредственно накануне сверки готовится инвентаризационная опись. Такой документ представляет собой конкретный бланк, в нем прописаны все объекты, подлежащие реальной проверке. Если проверке подлежат основные средства, то обязательно указываются их инвентарные номера.

Помимо того, перед сверкой, ответственный сотрудник обязан написать расписку, в ней будет указано, что все принятые активы учтены, а выбывшие списаны.

Потом следует сама реальная сверка, в течение которой по вышеуказанной инвентарной описи определяется реальное наличие активов, находящихся у закрепленных за ним ответственных работников.

Процедура фиксирования результатов инвентаризации

После прекращения этой сверки фиксируются результаты инвентаризации. Они обычно выявлены в таких формах:

  • Сведения реальные и учетные сходятся соответственно по конкретному объекту проверки между собой. Пример: в инвентаризационной ведомости указан один шкаф, и сверка в течение сверки установила один;
  • Фактические сведения превышают учетные по конкретному объекту сверки, значит, установлен излишек. Пример: по сведениям учета имеется пять стульев, а комиссия в течение сверки выявила шесть;
  • Сведения бухгалтерские оказываются выше, чем фактические, тогда – установлен недостаток. И, наоборот, к примеру, если по учетным сведениям на складе хранится двести килограмм муки, а комиссия в течение фактической сверке выявила сто восемьдесят килограмм.

Сразу после проведения инвентаризации, составляется сличительная ведомость. Данный бланк представляет собой документ, в котором имеются следующие основные реквизиты:

  • Название фирмы;
  • Причина для проведения сверки;
  • Дата и номер документа;
  • ФИО ответственного сотрудника;
  • Название активов;
  • Количество ценностей по учетным данным и сумма;
  • Количество ценностей по фактически выявленным данным и сумма;
  • Расхождения (излишки либо недостатки): количество и сумма;
  • Сведения по пересортице (при необходимости).

Бывают моменты, когда реквизиты заполнять не требуется, тогда пустые графы прочеркиваются.

Помимо того, данный документ содержит подписи материально-ответственного лица и бухгалтера.

Необходимо отметить, что сличительные ведомости для сверки различных видов активов (оборотных и внеоборотных) немного разнятся между собой. Поэтому необходимо использовать правильный бланк, ориентируясь на объект сверки.

Как поступить с выявленными результатами сверки (когда комиссия установила несоответствие реальных данных с учетными)? При данном положении событий, могут быть выполнены определенные действия (по распоряжению администрации):

  • Излишки, безусловно, ставятся на учет;
  • Недостатки либо относятся на ответственных за них работников, списываются в пределах норм естественной убыли, относятся на убытки (когда виновные работники не обнаружены).

По всем, определенным в течение сверки, расхождениям ответственный за активы работник обязан предъявить письменное объяснение.

Процедура отражения результатов двойной записью

Для фиксирования определенных в течение сверки излишков оформляется двойная запись: Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие счета активов, исходя из объекта излишка.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Чтобы отразить установленные недостачи, требуется составить следующую корреспонденцию в учете:

  • Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие, в зависимости от объекта недостачи.

Для списания недостатка на ответственного сотрудника оформляется такая корреспонденция счетов:

  • Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Для списания недостатка в пределах норм естественной убыли оформляется такая корреспонденция:

  • Дебет счета 20 «Основное производство»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При такой ситуации, когда виновные в недостатке сотрудники не определены, оформляется корреспонденция:

  • Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостатке, образованном по причине непреодолимой силы, делается нижеследующая корреспонденция:

  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После установления результатов сверки, бухгалтерские сотрудники обязаны оформить их верно в учете.

Новые публикации

18022020 Налоговая новость о последствиях ликвидации кредитора / liquidation of the lender
Юзвак Максим рассматривает последствия ликвидации / исключения кредитора из реестра юридических лиц (Письмо Минфина от 7 февраля 2020 г. № ...
Какие существуют налоговые риски по договору оказания услуг с физическим лицом?
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Включение некоторых условий в договор возмездного оказания услуг с физическим ...
14022020 Налоговая новость об учете по УСН продажи валюты / sale of currency
Юзвак Максим рассматривает вопрос об учете курсовых разниц по упрощенной системе налогообложения при продаже иностранной валюты (Письмо Минфина от 15 ...
13022020 Налоговая новость о налоге на самозанятых при продаже воды / water sales
Юзвак Максим рассматривает возможность применения налога на профессиональный доход к деятельности по очистке и продаже питьевой воды (Письмо Минфина от ...
12022020 Налоговая новость о расходах по усн при незавершенном строительстве / unfinished building
Юзвак Максим рассматривает вопрос о возможности учета расходов по упрощенной системе в отношении недостроенного объекта и земельных участков (Письмо Минфина ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 12 февраля 2020
Сегодня в выпуске: СВЗ-ТД за январь К чему прислушаются в ИФНС? Когда-нибудь ИП станут платить меньше ОКВЭД – дело ответственное ...
11022020 Налоговая новость об обложении налогом на самозанятых авторских прав / copyright and taxes
Юзвак Максим рассматривает возможность применения налога на профессиональный доход в отношении доходов от использования авторского права (Письмо Минфина от 20 ...
Как составить гражданско-правовой договор оказания услуг с физическим лицом?
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Если исполнителем по договору оказания услуг является физическое лицо, необходимо ...
10022020 Налоговая новость о применении патента программистами / taxation of programmers
Юзвак Максим рассматривает возможность применения патентной системы обложения при создании сайтов (Письмо Минфина от 17 января 2020 г. № 03-11-11/2252) ...
Единая имущественная декларация, досудебный порядок, затраты на медосмотр
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Новости законодательства от 10.02.2020 года. В этом выпуске Вы узнаете: ...
07022020 Налоговая новость о УСН и договоре товарищества / the contract of the partnership
Юзвак Максим рассматривает особенности применения упрощенной системы обложения в рамках договора простого товарищества (Письмо Минфина от 22 января 2020 г ...
06022020 Налоговая новость о порядке уплаты страховых взносов адвокатами / taxation of lawyers
Юзвак Максим рассматривает порядок определения периодов, в течение которых адвокаты уплачивают страховые взносы (Письмо ФНС от 23.01.2020 № БС-4-11/965@) ...
Инвестиционный вычет по налогу на прибыль. Новации 2020 года для Москвы и МО
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive В некоторых случаях можно учесть в расходах можно почти полную ...
05022020 Налоговая новость об учете расходов на нотариуса / notary services
Юзвак Максим рассматривает вопрос об учете по упрощенной системе расходов на нотариальное оформление доверенности (Письмо Минфина от 17 января 2020 ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 5 февраля 2020
СЗВ-ТД: заполняем вместе 3%-ный рост пособий Взносы при ГПД Сложности смены объекта на УСН Налоговый прогноз ...
04022020 Налоговая новость об оплате для сотрудника выбора места в самолете / travel expenses
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДФЛ, налогу на прибыль и страховым взносам в отношении расходов на выбор места в ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *