Порядок оформления результатов инвентаризации

Часто в предприятиях любых форм собственности возникает необходимость проведения специальной проверки имущества. Это обусловлено желанием удостовериться честностью персонала, сменой ответственных работников, составлением годовой отчетности, и, кроме того, помогает исключить неточности в учете. Подобная сверка имущества в месте его содержания и пользования считается инвентаризацией. Далее, в статье будут раскрыты нюансы такого процесса сверки и правила отражения следствия инвентаризации.

Определение понятия «инвентаризация»

Под термином «инвентаризация» подразумевается сверка активов в месте их содержания и пользования, в течение которой происходит сличение реально установленных сведений со сведениями учетными.

Инвентаризацию организуют в различных целях. Выделяют:

  • Плановую инвентаризацию (организуемую по заранее определенным датам);
  • Внезапную (организуемую неожиданно для ответственного работника, она преследует задачу установить честность персонала).

Процедура организации сверки

До осуществления самой сверки, руководство компании издает распорядительный акт. В нем присутствуют такие сведения:

  • Конкретный период проверки (прописываются даты начала и завершения сверки и дата, к которой должны предоставляться результаты);
  • Сотрудников, входящих в инвентаризационную группу (прописываются председатель и члены);
  • Объект проверки (к примеру, основные средства второго отделения, или материалы на первом складе).

Объектами проверки могут являться основные средства, материалы, деньги и другие виды активов.

Непосредственно накануне сверки готовится инвентаризационная опись. Такой документ представляет собой конкретный бланк, в нем прописаны все объекты, подлежащие реальной проверке. Если проверке подлежат основные средства, то обязательно указываются их инвентарные номера.

Помимо того, перед сверкой, ответственный сотрудник обязан написать расписку, в ней будет указано, что все принятые активы учтены, а выбывшие списаны.

Потом следует сама реальная сверка, в течение которой по вышеуказанной инвентарной описи определяется реальное наличие активов, находящихся у закрепленных за ним ответственных работников.

Процедура фиксирования результатов инвентаризации

После прекращения этой сверки фиксируются результаты инвентаризации. Они обычно выявлены в таких формах:

  • Сведения реальные и учетные сходятся соответственно по конкретному объекту проверки между собой. Пример: в инвентаризационной ведомости указан один шкаф, и сверка в течение сверки установила один;
  • Фактические сведения превышают учетные по конкретному объекту сверки, значит, установлен излишек. Пример: по сведениям учета имеется пять стульев, а комиссия в течение сверки выявила шесть;
  • Сведения бухгалтерские оказываются выше, чем фактические, тогда – установлен недостаток. И, наоборот, к примеру, если по учетным сведениям на складе хранится двести килограмм муки, а комиссия в течение фактической сверке выявила сто восемьдесят килограмм.

Сразу после проведения инвентаризации, составляется сличительная ведомость. Данный бланк представляет собой документ, в котором имеются следующие основные реквизиты:

  • Название фирмы;
  • Причина для проведения сверки;
  • Дата и номер документа;
  • ФИО ответственного сотрудника;
  • Название активов;
  • Количество ценностей по учетным данным и сумма;
  • Количество ценностей по фактически выявленным данным и сумма;
  • Расхождения (излишки либо недостатки): количество и сумма;
  • Сведения по пересортице (при необходимости).

Бывают моменты, когда реквизиты заполнять не требуется, тогда пустые графы прочеркиваются.

Помимо того, данный документ содержит подписи материально-ответственного лица и бухгалтера.

Необходимо отметить, что сличительные ведомости для сверки различных видов активов (оборотных и внеоборотных) немного разнятся между собой. Поэтому необходимо использовать правильный бланк, ориентируясь на объект сверки.

Как поступить с выявленными результатами сверки (когда комиссия установила несоответствие реальных данных с учетными)? При данном положении событий, могут быть выполнены определенные действия (по распоряжению администрации):

  • Излишки, безусловно, ставятся на учет;
  • Недостатки либо относятся на ответственных за них работников, списываются в пределах норм естественной убыли, относятся на убытки (когда виновные работники не обнаружены).

По всем, определенным в течение сверки, расхождениям ответственный за активы работник обязан предъявить письменное объяснение.

Процедура отражения результатов двойной записью

Для фиксирования определенных в течение сверки излишков оформляется двойная запись: Дебет счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие счета активов, исходя из объекта излишка.

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Чтобы отразить установленные недостачи, требуется составить следующую корреспонденцию в учете:

  • Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
  • Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы» и другие, в зависимости от объекта недостачи.

Для списания недостатка на ответственного сотрудника оформляется такая корреспонденция счетов:

  • Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Для списания недостатка в пределах норм естественной убыли оформляется такая корреспонденция:

  • Дебет счета 20 «Основное производство»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При такой ситуации, когда виновные в недостатке сотрудники не определены, оформляется корреспонденция:

  • Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостатке, образованном по причине непреодолимой силы, делается нижеследующая корреспонденция:

  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;
  • Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

После установления результатов сверки, бухгалтерские сотрудники обязаны оформить их верно в учете.

Новые публикации

Важность юридических услуг для успешности бизнеса
Организация продуктивного, прибыльного бизнеса требует нескольких условий. Предпринимателю необходимо грамотно выбрать вид деятельности, подобрать квалифицированный персонал, найти продукт, гарантирующий высокий ...
17062019 Налоговая новость о подарках предпринимателю / taxation of gifts
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствие дарения нежилого помещения индивидуальному предпринимателю (Письмо Минфина от 27 мая 2019 г. № 03-11-11/38260) ...
Как исправить ошибки в бухгалтерском учёте?
Неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте организации может быть обусловлено неправильным применением законодательства, учётной политики организации, ...
Курсы бухгалтеров для специалистов по начислению зарплаты
Любая компания, фирма, предприятие не могут обойтись без бухгалтера – таковы уж реалии сегодняшнего дня, что при любой производственной деятельности ...
14062019 Налоговая новость о НДФЛ при продаже квартиры от ЖСК / sale of apartments
Юзвак Максим рассматривает момент возникновения права собственности на квартиру у члена жилищно-строительного кооператива в целях освобождения от уплаты НДФЛ (Письмо ...
Взносы с пособий, уступка кредитного требования, коммунальные задолженности
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 14.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Всегда ли надо платить взносы ...
13062019 Налоговая новость об истребовании документов налоговой инспекцией / tax control
Юзвак Максим рассматривает особенности истребования налоговыми органами документов (Письмо Минфина от 22 мая 2019 г. № 03-02-07/1/36882) ...
Важные поправки к Закону о ККТ с 01.07.2019
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video С 01.07.2019 истекают установленные Законом о ККТ отсрочки для применения онлайн-касс. В конце мая Совет Федерации ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 13 июня 2019
Сегодня в выпуске: Чужие ошибки бухгалтеру не страшны Долгожданные ККТ-поправки Индексировать зарплату нужно правильно Когда доудержание НДФЛ бессрочно? Налоговый прогноз ...
Штрафы в пользу физлиц, потребительские споры, доступ УК в квартиру
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 13.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли начислять НДФЛ на ...
11062019 Налоговая новость об учете расходов по УСН / cost accounting
Юзвак Максим рассматривает порядок учета расходов по УСН при приобретении товаров и услуг (Письмо Минфина от 20 мая 2019 г ...
Исправление счёта-фактуры, попадание в план проверок, признание физлица ИП
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 11.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как исправить счёт-фактуру и не ...
10062019 Налоговая новость о налогообложении медиаторов / taxation of mediators
Юзвак Максим рассматривает порядок обложения доходов медиаторов (Письмо Минфина от 20 мая 2019 г. № 03-11-11/35989) ...
Как предоставить день для прохождения работником диспансеризации?
С 1 января 2019 г. Федеральным законом от 03.10.2018 № 353-ФЗ в ТК РФ введена новая статья 185.1 «Гарантии работникам ...
Форма УПД, организация питания учащихся, лишение многодетных налоговых льгот
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 10.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли внести в форму ...
07062019 Налоговая новость о взносах при отказе от налога на самозанятых / taxation of self-employed
Юзвак Максим рассматривает порядок исчисления страховых взносов при утрате права на применения налога на профессиональный доход (Письмо Минфина от 3 ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *