Аудиторская проверка основных средств: что из себя представляет

Аудит основных фондов организуется для выработки аргументированного мнения о полноте и достоверности отражения информации об имеющихся у организации данных активов в бухгалтерской отчётности.Первостепенные задачи, которые сотрудник аудиторской организации должен решить во время совершения аудиторской проверки основных средств:

  • Рассмотреть состав и структуру имеющихся у предприятия основных фондов;
  • Исследовать условия эксплуатирования и хранения имущества;
  • Удостовериться, насколько корректно и полно оформлены документы по перемещению основных средств, а также правильно ли эти действия отражены на бухгалтерских счетах;
  • Проконтролировать верность расчёта износа и правильности отражения его в учёте;
  • Проанализировать объёмы произведённого ремонта основных средств, а также убедиться в правильном его отражении на счетах;
  • Проанализировать переоценку активов;
  • Качественно оценить ежегодную инвентаризацию.

Информационная база

Аудитор при проведении аудита основных фондов руководствуется информацией, полученной из нижеперечисленных источников:

  1. Локальных актов, регламентирующих учёт операций, связанных с основными фондами. Базисным таким актом служит приказ об учётной политике предприятия. Кроме него к ним относятся график документооборота, внутренние приказы о назначении комиссий и др.;
  2. Первичной документации по учёту операций. В частности, накладные на внутреннее перемещение, акты, платёжные документы, наряд-заказ на ремонт нефинансового актива, инвентарные карточки и описи и т. д.;
  3. Аналитические и синтетические регистры. В частности, журналы-ордера по счетам, Главная книга, оборотные ведомости, регистры налогового учёта;
  4. Форм бухгалтерской отчётности, а именно Бухгалтерского баланса, Отчёта об изменениях капитала, налоговых деклараций, Пояснительной записки, Приложения к бухгалтерскому балансу;
  5. Прочие документы. Это сметы, книги покупок, книги продаж и т. д.

Процедуры, проводимые при аудите

Для того чтобы вынести верное аудиторское заключение, совершаются конкретные нижеуказанные аудиторские процедуры:

  • Нормативная проверка правомерности и полноты отражения имеющихся у аудируемого предприятия основных средств в бухгалтерской отчётности;
  • Арифметический пересчёт амортизации;
  • Инспектирование методом встречной ревизии отражения на счетах как у проверяемой организации, так и у его контрагентов операций с основными фондами;
  • Нормативно-правовая ревизия верности ведения налогового учёта, связанного с амортизацией;
  • Оценочный анализ структуры основных средств и его динамики, оценка коэффициентов эффективности их эксплуатации.

Аудит наличия имущества

Самый первый шаг – проверка основных средств на их наличие и сохранность, которые отражены в отчётности. При этом осуществляются следующие мероприятия:

  • Запрашивается информация, закреплены ли за определёнными работниками имущество;
  • Выясняется, имеются ли с этими сотрудниками договора о материальной ответственности;
  • Изучаются условия эксплуатирования основных фондов;
  • Выявляется степень организации охранных мер;
  • Ревизуются инвентарные карточки на их наличие и правильность заполнения;
  • Выясняется, приложена ли техническая документация к инвентарным карточкам;
  • Проверяется, на всех ли основных средствах записаны инвентарные номера;
  • Соотносятся указанные в инвентарных карточках данные с данными по счету 01;
  • Выясняется, оформлены ли права собственности надлежащим образом;
  • Выявляется, нет ли малоценных предметов в составе основных средств;
  • Анализируется оценка имущества.

Аудит движения имущества

Вторым этапом является анализ движения основных средств.

На данной ступени проверки выясняется, насколько законно и целесообразно выполнены операции, отражающие приобретение, перемещение и списание нефинансовых активов. Обязательно проверяется правильность отражения этих операций на счетах. С этой целью используют два метода:

  1. Сплошной метод. Таким способом проверяется учёт нетипичных операций.
  2. Выборочный метод. Применяется при аудите типичных операций.

Ни в коем случае нельзя применять выборочный метод при аудите операций по списанию основных средств. В данном случае применяется только сплошной метод.

Амортизация – третий шаг

Начисление амортизации представляет особый интерес при аудите. Неправильный её расчёт приводит к нарушениям налогового учёта. Ключевые вопросы, которые затрагиваются при аудите амортизации основных фондов:

  • Выясняется, насколько целесообразно использование того способа исчисления амортизации, который утверждён в аудируемой фирме учётной политикой;
  • Проверяется, в соответствии ли с ОКОПФ поставлены на учёт основные средства, и, вследствие этого, правильно ли определены нормы амортизации;
  • Проверяется, соблюдается ли условие своевременности начисления амортизации;
  • Выясняется законнсть отнесения амортизации на себестоимость продукции.

Затраты на ремонт – особая стадия

Не стоит забывать и об аудите затрат на ремонт имущества. На этом шаге аудиторской проверки выясняется:

  • Имеются ли в наличии сметы расходов и планов на ремонт;
  • Имеются ли первичные документы, насколько правомерно и своевременно они составлены и оформлены;
  • Соблюдаются ли различные строительные нормы. В частности, расценки на оплату труда, нормы на расходование материальных запасов;
  • В соответствии ли с производственным назначением основного средства отнесены затраты на его ремонт на себестоимость продукции.

Характерные ошибки, которые могут выявиться во время аудита

В ходе осуществления аудиторских действий по отношению к основным фондам могут выявиться нижеперечисленные ошибки:

  • Нарушены сроки принятия на баланс нефинансовых активов;
  • Ошибочно установлена первоначальная стоимость активов при их принятии на учёт;
  • Операции по перемещению основных фондов отражены на бухгалтерских счетах неверно;
  • Отсутствует документальное свидетельство реальной рыночной цены активов при проведении переоценочных действий;
  • Неверно установлены сроки начала и конца износа;
  • Не соблюдается документооборот операций;
  • Инвентаризации проводятся фиктивно;
  • Прибыль, которую организация получила от реализации основных средств и которая подлежит налогообложению, неверно рассчитана;
  • При расчёте амортизации неправомерно применены повышающие коэффициенты;
  • Ежеквартальный расчёт амортизации, отсутствие помесячного расчёта;
  • В составе капитального вложения не учтены расходы на модернизацию (реконструкцию) основных средств. Они неправомерно учтены как ремонт.

Аудитор обязан ознакомить руководство аудируемой фирмы о выявленных ошибках и недочётах для их исправления до вынесения аудиторского заключения.

После проверки работник аудиторской организации проводит анализ обнаруженных нарушений и ошибок в соответствии с предписаниями федерального стандарта № 4 «Существенность в аудите». Некоторые нарушения могут сильно повлиять на истинность бухгалтерской отчётности.

Новые публикации

20112018 Налоговая новость о расходах на замену водительского удостоверения / driving license
Юзвак Максим рассматривает вопрос о возможности учета в расходах при исчислении налога по УСН затрат на замену водительского удостоверения (Письмо ...
19112018 Налоговая новость об определении остаточной стоимости при реорганизации / reorganization
Юзвак Максим рассматривает вопрос о порядке определения остаточной стоимости имущества, которое передается в результате реорганизации в форме присоединения (Письмо Минфина ...
16112018 Налоговая новость о применении вычетов по НДФЛ предпринимателями / entrepreneur
Юзвак Максим рассматривает условия для применения индивидуальными предпринимателями вычетов, предусмотренных главой о НДФЛ (Письмо Минфина от 2 ноября 2018 г ...
15112018 Налоговая новость о доходах при погашении прав требований (изменение позиции Минфина)
Юзвак Максим анализирует изменение позиции Минфина по вопросу обложения НДФЛ доходов, полученных от погашения прав требований (Письмо Минфина от 25 ...
14112018 Налоговая новость о страховых взносах при выплате премий / bonus payment
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении страховыми взносами производственных премий и премий к праздникам (Письмо Минфина от 25 октября 2018 ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 14 ноября 2018 года
В этом выпуске: - «Прошлогодняя» премия - Три года и ни днем больше - Аннулирования деклараций не будет, но... - ...
13112018 Налоговая новость о НДС при продаже сигарет и передаче храма / VAT
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении НДС операций по продаже сигарет и по безвозмездной передаче храма (Письма Минфина от 23 ...
Отстранение от работы, снижение неустойки, идентификация пользователей мессенджеров
Новости законодательства от 13.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли отстранить сотрудника от работы за нарушение трудовой ...
12112018 Налоговая новость о заполнении корректировочного счета-фактуры / VAT
Юзвак Максим рассматривает вопрос о порядке заполнения в 2019 году корректировочного счета-фактуры по товарам, отгруженным в 2018 (Письмо Минфина от ...
Как уволить работника в связи с выходом на пенсию?
Сотрудник, достигший пенсионного возраста, имеет право на увольнение по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, если он не ...
Экологическая экспертиза, расходы на представителя, увольнение за разглашение тайны
Новости законодательства от 12.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменится срок проведения государственной экологической экспертизы - Можно ...
09112018 Налоговая новость о НДФЛ при выплате компенсаций дольщику / taxation of compensation
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении НДФЛ сумм, выплаченных застройщиком участнику долевого строительства на основании решения суда (Письмо Минфина от ...
Норма амортизации, продажа доли в уставном капитале, больничные для сотрудников ОП
Новости законодательства от 09.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли пересчитать норму амортизации после модернизации - Можно ...
08112018 Налоговая новость о статусе Писем Минфина / Ministry Of Finance Letter
Юзвак Максим рассматривает вопрос о статусе Писем Минфина и проблему их обжалования в Верховном Суде РФ (Письмо Минфина от 16 ...
НДС в переходный период. Что следует учесть бухгалтеру в связи с увеличением ставки НДС до 20%
С 01.01.2019 ставка НДС меняется с 18% на 20%. Из-за этого у бухгалтеров возникает множество вопросов, связанных с переходными положениями ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 7 ноября
«Бюро бухгалтера» представляет обзор самых интересных новостей законодательства за прошедшую неделю: - Срок трудовых отношений; - Компенсация положена всем; - ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *