Аудиторская проверка основных средств: что из себя представляет

Аудит основных фондов организуется для выработки аргументированного мнения о полноте и достоверности отражения информации об имеющихся у организации данных активов в бухгалтерской отчётности.Первостепенные задачи, которые сотрудник аудиторской организации должен решить во время совершения аудиторской проверки основных средств:

  • Рассмотреть состав и структуру имеющихся у предприятия основных фондов;
  • Исследовать условия эксплуатирования и хранения имущества;
  • Удостовериться, насколько корректно и полно оформлены документы по перемещению основных средств, а также правильно ли эти действия отражены на бухгалтерских счетах;
  • Проконтролировать верность расчёта износа и правильности отражения его в учёте;
  • Проанализировать объёмы произведённого ремонта основных средств, а также убедиться в правильном его отражении на счетах;
  • Проанализировать переоценку активов;
  • Качественно оценить ежегодную инвентаризацию.

Информационная база

Аудитор при проведении аудита основных фондов руководствуется информацией, полученной из нижеперечисленных источников:

  1. Локальных актов, регламентирующих учёт операций, связанных с основными фондами. Базисным таким актом служит приказ об учётной политике предприятия. Кроме него к ним относятся график документооборота, внутренние приказы о назначении комиссий и др.;
  2. Первичной документации по учёту операций. В частности, накладные на внутреннее перемещение, акты, платёжные документы, наряд-заказ на ремонт нефинансового актива, инвентарные карточки и описи и т. д.;
  3. Аналитические и синтетические регистры. В частности, журналы-ордера по счетам, Главная книга, оборотные ведомости, регистры налогового учёта;
  4. Форм бухгалтерской отчётности, а именно Бухгалтерского баланса, Отчёта об изменениях капитала, налоговых деклараций, Пояснительной записки, Приложения к бухгалтерскому балансу;
  5. Прочие документы. Это сметы, книги покупок, книги продаж и т. д.

Процедуры, проводимые при аудите

Для того чтобы вынести верное аудиторское заключение, совершаются конкретные нижеуказанные аудиторские процедуры:

  • Нормативная проверка правомерности и полноты отражения имеющихся у аудируемого предприятия основных средств в бухгалтерской отчётности;
  • Арифметический пересчёт амортизации;
  • Инспектирование методом встречной ревизии отражения на счетах как у проверяемой организации, так и у его контрагентов операций с основными фондами;
  • Нормативно-правовая ревизия верности ведения налогового учёта, связанного с амортизацией;
  • Оценочный анализ структуры основных средств и его динамики, оценка коэффициентов эффективности их эксплуатации.

Аудит наличия имущества

Самый первый шаг – проверка основных средств на их наличие и сохранность, которые отражены в отчётности. При этом осуществляются следующие мероприятия:

  • Запрашивается информация, закреплены ли за определёнными работниками имущество;
  • Выясняется, имеются ли с этими сотрудниками договора о материальной ответственности;
  • Изучаются условия эксплуатирования основных фондов;
  • Выявляется степень организации охранных мер;
  • Ревизуются инвентарные карточки на их наличие и правильность заполнения;
  • Выясняется, приложена ли техническая документация к инвентарным карточкам;
  • Проверяется, на всех ли основных средствах записаны инвентарные номера;
  • Соотносятся указанные в инвентарных карточках данные с данными по счету 01;
  • Выясняется, оформлены ли права собственности надлежащим образом;
  • Выявляется, нет ли малоценных предметов в составе основных средств;
  • Анализируется оценка имущества.

Аудит движения имущества

Вторым этапом является анализ движения основных средств.

На данной ступени проверки выясняется, насколько законно и целесообразно выполнены операции, отражающие приобретение, перемещение и списание нефинансовых активов. Обязательно проверяется правильность отражения этих операций на счетах. С этой целью используют два метода:

  1. Сплошной метод. Таким способом проверяется учёт нетипичных операций.
  2. Выборочный метод. Применяется при аудите типичных операций.

Ни в коем случае нельзя применять выборочный метод при аудите операций по списанию основных средств. В данном случае применяется только сплошной метод.

Амортизация – третий шаг

Начисление амортизации представляет особый интерес при аудите. Неправильный её расчёт приводит к нарушениям налогового учёта. Ключевые вопросы, которые затрагиваются при аудите амортизации основных фондов:

  • Выясняется, насколько целесообразно использование того способа исчисления амортизации, который утверждён в аудируемой фирме учётной политикой;
  • Проверяется, в соответствии ли с ОКОПФ поставлены на учёт основные средства, и, вследствие этого, правильно ли определены нормы амортизации;
  • Проверяется, соблюдается ли условие своевременности начисления амортизации;
  • Выясняется законнсть отнесения амортизации на себестоимость продукции.

Затраты на ремонт – особая стадия

Не стоит забывать и об аудите затрат на ремонт имущества. На этом шаге аудиторской проверки выясняется:

  • Имеются ли в наличии сметы расходов и планов на ремонт;
  • Имеются ли первичные документы, насколько правомерно и своевременно они составлены и оформлены;
  • Соблюдаются ли различные строительные нормы. В частности, расценки на оплату труда, нормы на расходование материальных запасов;
  • В соответствии ли с производственным назначением основного средства отнесены затраты на его ремонт на себестоимость продукции.

Характерные ошибки, которые могут выявиться во время аудита

В ходе осуществления аудиторских действий по отношению к основным фондам могут выявиться нижеперечисленные ошибки:

  • Нарушены сроки принятия на баланс нефинансовых активов;
  • Ошибочно установлена первоначальная стоимость активов при их принятии на учёт;
  • Операции по перемещению основных фондов отражены на бухгалтерских счетах неверно;
  • Отсутствует документальное свидетельство реальной рыночной цены активов при проведении переоценочных действий;
  • Неверно установлены сроки начала и конца износа;
  • Не соблюдается документооборот операций;
  • Инвентаризации проводятся фиктивно;
  • Прибыль, которую организация получила от реализации основных средств и которая подлежит налогообложению, неверно рассчитана;
  • При расчёте амортизации неправомерно применены повышающие коэффициенты;
  • Ежеквартальный расчёт амортизации, отсутствие помесячного расчёта;
  • В составе капитального вложения не учтены расходы на модернизацию (реконструкцию) основных средств. Они неправомерно учтены как ремонт.

Аудитор обязан ознакомить руководство аудируемой фирмы о выявленных ошибках и недочётах для их исправления до вынесения аудиторского заключения.

После проверки работник аудиторской организации проводит анализ обнаруженных нарушений и ошибок в соответствии с предписаниями федерального стандарта № 4 «Существенность в аудите». Некоторые нарушения могут сильно повлиять на истинность бухгалтерской отчётности.

Новые публикации

17012018 Налоговая новость о НДФЛ при банкротстве гражданина / bankruptcy of the citizen
Юзвак Максим рассказывает об особенностях уплаты НДФЛ при банкротстве гражданина ...
Регламент ведения кассовых операций
Кассовые операции – это действия, повязанные с расходом или приёмом наличных предприятиями. Регулирует регламент ведения кассовых операций Указание Банка России ...
Как открыть расчетный счет
Для коммерческой деятельности предприниматели открывают расчетные счета в различных банках. Это дает им возможность расширить взаимодействие с партнерами-контрагентами, оплачивать налоги, ...
Значение актива в балансе
Бухгалтерская отчетность состоит из разделов, в которых заключена информация о финансовой деятельности предприятия. Баланс начинается с двух важных частей под ...
Документальное оформление кассовой наличности
Документальное оформление операций по кассе приводит к строгому учету кассовой дисциплины. Ведение кассовой документации доверяют кассиру, с которым заключен договор ...
Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ
Многие предприятия не имеют в собственности складских помещений, и они обращаются к другим компаниям для оказания услуг по хранению товара ...
Основные причины и методы переоценки основных фондов
Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции. В отличие от материальных запасов, они участвуют в ...
Критерии отнесения объекта к основным средствам
В связи с нововведением в законодательстве по бухгалтерскому и налоговому учету, организации затрудняются определить, относится ли объект к основным средствам ...
Правила составления распоряжения о списании основных средств
Основные средства, срок полезного использования которых окончен, либо которые вышли из строя необходимо списывать. Для этого необходимо, прежде всего, составить ...
15012018 Налоговая новость о приобретении адвокатом услуг за рубежом /  purchasing attorney services
Юзвак МАксим рассматривает налоговые последствия по НДС при приобретении адвокатом услуг у иностранного лица ...
Как организовать работу с электронными больничными?
Больничный лист можно выписать в бумажном или электронном виде. Однако в отношении электронных больничных порядок их формирования ещё не утверждён ...
Расходы на травматизм, запрет на привлечение субподрядчиков, размер МРОТ
Новости законодательства от 15.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменился административный регламент финансирования ФСС расходов на сокращение ...
12012018 Налоговая новость об обложении взносами выплат депутатам / taxation of payments to deputies
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении страховыми взносами выплат депутатам, осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе ...
Налог на имущество. Актуальные изменения 2018 года
Новый выпуск программы БухгалтерLive посвящён основным изменениям по налогу на имущество, вступающим в силу в 2018 году. Светлана Савельева прояснит ...
Достоверность отчётности, трудовые нарушения, уведомление МВД о прибытии иностранцев
Новости законодательства от 12.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как Минфин предложил проверять достоверность отчётности - Как Роструд ...
11012018 Налоговая новость об информации о КИК / information about the Controlled foreign company
Юзвак Максим рассматривает вопрос подачи уведомления о КИК и вопрос документального подтверждения прибыли и убытков КИК ...
Загрузка...