
Операции с основными средствами: что нужно знать бухгалтеру
Содержание
Согласно нормативному документу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» все операции с основными средствами можно разделить на три группы, связанные с их поступлением, изменением в процессе эксплуатации их остаточной и первоначальной стоимости и выбытием. Кроме предусмотренных законодательством основных ситуаций в бухгалтерском и налоговом учете, также возникают случаи, не регламентированные законом, в которых бухгалтер должен знать, как поступить правильно. Рассмотрим главные моменты учета основных фондов.
Постановка объектов на учет
Материальные активы, необходимые для выполнения хозяйственной деятельности организации в процессе производства и поставки с длительным сроком службы и превышающие по цене за единицу, установленный лимит, относятся к основным фондам. Отражаются они на счете 01 по их первоначальной стоимости. Она, в свою очередь, зависит от способа приобретения фондов, которые могут быть:
- Куплены;
- Внесены учредителями, как уставный взнос;
- Созданы собственными силами;
- Получены безвозмездно.
Бухгалтерские проводки приобретения за денежные средства будут следующими:
Важно! Существуют объекты недвижимости, которые должны пройти государственную регистрацию и только после этого их можно ставить на баланс, как фонды. До этого такие объекты должны находиться на счете 08 или на специально открытом субсчете счета 01.
Первоначальная оценка полученного имущества в виде взноса в УК, устанавливается по согласованию учредителей и подтверждается решением общего собрания.
В соответствии с законом об ООО согласованную стоимость вносимого имущества, превышающего 200 ММОТ, нужно подтвердить независимым оценщиком.
Основные средства могут быть построены двумя разными способами: с привлечением сторонних организаций или собственными силами. В обоих случаях все расходы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта, будут включены в первоначальную стоимость ОС.
Подарить ОС коммерческой структуре может физ. лицо или госучреждение по договору дарения. В БУ будут использованы счета 98 «Доходы будущих периодов» и 91 «Прочие доходы и расходы».
При постановке на учет любого объекта для отражения операции с основными средствами должен быть составлен акт приема-передачи.
Как правильно провести разукрупнение ОС
Законодательством, регламентирующим БУ, не предусмотрен отдельно такой случай, как разукрупнение основных средств. Однако, на практике часто встречается ситуация, когда изначально к учету принят единый инвентарный объект, но в дальнейшем выясняется, что отдельные его части могут работать, как самостоятельные единицы. Минфин занял такую позицию, что разделять принятые к учету объекты нельзя.
Ведущие эксперты предлагают несколько вариантов:
- Использовать счет 91 для выбытия одного объекта и поступления нескольких инвентарных единиц. Стоимость вновь оприходованных фондов и распределение ранее начисленной амортизации организация может провести сама пропорционально общей сумме.
- Рассматривать такой случай, как совершение бухгалтерской ошибки при первоначальной постановке объекта на учет. Необходимо провести все мероприятия, связанные с исправлением данной ошибки по правилам в ПБУ 22/2010. Для этого нужно внести записи с переносом части стоимости с Кт 01 определенного субсчета на новый субсчет Дт 01 или в Дт 10 «Материалы» — при соответствующих характеристиках отделенной части комплекта.
- Разработчики программного обеспечения 1С предлагают свой способ автоматизации процесса разукрупнения и частичной ликвидации объектов на базе существующих документов «Операция БУ и НУ» или «Корректировка регистров». Программа разработана для типовых плательщиков налога на прибыль.
Рекомендуется приказом в учетной политике утвердить необходимые первичные документы, на основании которых будет проведено разукрупнение основных средств и сделаны указанные проводки. Ими могут быть:
- Акты комиссий о необходимости разделения;
- Перечень необходимых работ и расходов, связанных с разделением;
- Акт приемки-передачи инвентарных единиц.
Стоимость частей, выделенных в самостоятельную единицу, может быть просчитана способом, выбранным самой организацией.
Этот процесс нужно отразить в учетной политике в отдельном Положении по проведению разукрупнения основных фондов.
Движение во время эксплуатации ОС
В процессе деятельности организации операции с основными средствами связаны с износом, ремонтом или модернизацией объектов. Опишем каждую из них:
- В первом случае остаточная стоимость уменьшается в результате начисления ежемесячной амортизации, которая представляет собой постепенный перенос стоимости ОС на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма износа собирается на Кт 02 «Износ ОС» в корреспонденции со счетами затрат, и когда она становится равной первоначальной стоимости объекта, то начисление амортизации прекращается.
- Во втором — первоначальная стоимость увеличивается благодаря реконструкции и достройки объектов. Произведенные расходы увеличивают их первоначальную стоимость и записываются в Дт 08 и Кт 10 (23, 50, 70, 76,…). После приемки по акту законченных работ делается проводка, увеличивающая стоимость ОС: Дт 01 Кт 08.
- В третьем – расходы по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии относятся сразу на издержки производства, соответственно в Дт 20 (26, 44,…) Кт 10 (60, 76,…) в том отчетном периоде, в котором были проведены фактические оплаты.
Для целей налогообложения разработан Классификатор основных средств, по которому можно брать срок полезного действия и для бухгалтерского учета.
Способы списания основных средств
Очень часто при закрытии предприятия возникает вопрос: как вывести основные средства? Согласно нормативным актам списание с баланса объектов ОС может происходить по нескольким причинам:
- Продажа;
- Безвозмездная передача на основании договора дарения физическому лицу или некоммерческой организации;
- Вклад в уставный капитал другой организации по остаточной стоимости основных средств;
- Ликвидация на основании решения совета учредителей в результате морального или физического износа объекта.
Рассмотрим проводки, которые нужно сделать бухгалтеру. Для удобства работы открывают субсчета 01-1 «Основные средства в эксплуатации» и 01-2 «Выбытие основных средств».
Все случае выбытия имеют особенности, но также содержат одну общую часть:
В случае реализации и дарения объектов необходимо восстановить НДС в недоамортизированной части основных средств. Обязанность по налогу на прибыль возникает при продаже ОС. Но в результате обесценивания, при правильном оформлении, может получиться и убыток.
Любое движение основных фондов должно оформляться в соответствующих первичных документах. При продаже и передаче объектов составляется акт приема-передачи. При ликвидации — акт о списании, подписанный комиссией, утвержденной приказом руководителя.
Для экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия за определенный период можно использовать показатели движения промышленно-производственных фондов:
- Коэффициент поступления показывает отношение поступивших за год к общей стоимости ОС на конец года;
- Коэффициент выбытия – сколько списалось за год по отношению к тому, сколько было на начало года;
- Коэффициенты прироста и интенсивности прироста учитывают разницу между вновь приобретенными и списанными к тем ОС, которые были в начале отчетного периода;
- Коэффициент ликвидации считается, как и для выбывших, только рассматриваются, как их частный случай.
Просчитав их по формулам с использованием данных бухгалтерии, по ним планировать дальнейшее функционирование фирмы.
Операции с основными средствами прямо влияют на формирование результатов работы организации. Их немного, но могут появиться обстоятельства, непредусмотренные законодательством. Поэтому внимательно нужно относиться к их правильному отражению в бухгалтерском и налоговом учете.