Операции с основными средствами: что нужно знать бухгалтеру

Согласно нормативному документу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» все операции с основными средствами можно разделить на три группы, связанные с их поступлением, изменением в процессе эксплуатации их остаточной и первоначальной стоимости и выбытием. Кроме предусмотренных законодательством основных ситуаций в бухгалтерском и налоговом учете, также возникают случаи, не регламентированные законом, в которых бухгалтер должен знать, как поступить правильно. Рассмотрим главные моменты учета основных фондов.

Постановка объектов на учет

Материальные активы, необходимые для выполнения хозяйственной деятельности организации в процессе производства и поставки с длительным сроком службы и превышающие по цене за единицу, установленный лимит, относятся к основным фондам. Отражаются они на счете 01 по их первоначальной стоимости. Она, в свою очередь, зависит от способа приобретения фондов, которые могут быть:

  • Куплены;
  • Внесены учредителями, как уставный взнос;
  • Созданы собственными силами;
  • Получены безвозмездно.

Бухгалтерские проводки приобретения за денежные средства будут следующими:

Важно! Существуют объекты недвижимости, которые должны пройти государственную регистрацию и только после этого их можно ставить на баланс, как фонды. До этого такие объекты должны находиться на счете 08 или на специально открытом субсчете счета 01.

Первоначальная оценка полученного имущества в виде взноса в УК, устанавливается по согласованию учредителей и подтверждается решением общего собрания.

Нужно сделать проводки:

В соответствии с законом об ООО согласованную стоимость вносимого имущества, превышающего 200 ММОТ, нужно подтвердить независимым оценщиком.

Основные средства могут быть построены двумя разными способами: с привлечением сторонних организаций или собственными силами. В обоих случаях все расходы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта, будут включены в первоначальную стоимость ОС.

Подарить ОС коммерческой структуре может физ. лицо или госучреждение по договору дарения. В БУ будут использованы счета 98 «Доходы будущих периодов» и 91 «Прочие доходы и расходы».

При постановке на учет любого объекта для отражения операции с основными средствами должен быть составлен акт приема-передачи.

Как правильно провести разукрупнение ОС

Законодательством, регламентирующим БУ, не предусмотрен отдельно такой случай, как разукрупнение основных средств. Однако, на практике часто встречается ситуация, когда изначально к учету принят единый инвентарный объект, но в дальнейшем выясняется, что отдельные его части могут работать, как самостоятельные единицы. Минфин занял такую позицию, что разделять принятые к учету объекты нельзя.

Ведущие эксперты предлагают несколько вариантов:

  • Использовать счет 91 для выбытия одного объекта и поступления нескольких инвентарных единиц. Стоимость вновь оприходованных фондов и распределение ранее начисленной амортизации организация может провести сама пропорционально общей сумме.
  • Рассматривать такой случай, как совершение бухгалтерской ошибки при первоначальной постановке объекта на учет. Необходимо провести все мероприятия, связанные с исправлением данной ошибки по правилам в ПБУ 22/2010. Для этого нужно внести записи с переносом части стоимости с Кт 01 определенного субсчета на новый субсчет Дт 01 или в Дт 10 «Материалы» — при соответствующих характеристиках отделенной части комплекта.
  • Разработчики программного обеспечения 1С предлагают свой способ автоматизации процесса разукрупнения и частичной ликвидации объектов на базе существующих документов «Операция БУ и НУ» или «Корректировка регистров». Программа разработана для типовых плательщиков налога на прибыль.

Рекомендуется приказом в учетной политике утвердить необходимые первичные документы, на основании которых будет проведено разукрупнение основных средств и сделаны указанные проводки. Ими могут быть:

  • Акты комиссий о необходимости разделения;
  • Перечень необходимых работ и расходов, связанных с разделением;
  • Акт приемки-передачи инвентарных единиц.

Стоимость частей, выделенных в самостоятельную единицу, может быть просчитана способом, выбранным самой организацией.

Этот процесс нужно отразить в учетной политике в отдельном Положении по проведению разукрупнения основных фондов.

Движение во время эксплуатации ОС

В процессе деятельности организации операции с основными средствами связаны с износом, ремонтом или модернизацией объектов. Опишем каждую из них:

  • В первом случае остаточная стоимость уменьшается в результате начисления ежемесячной амортизации, которая представляет собой постепенный перенос стоимости ОС на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма износа собирается на Кт 02 «Износ ОС» в корреспонденции со счетами затрат, и когда она становится равной первоначальной стоимости объекта, то начисление амортизации прекращается.
  • Во втором — первоначальная стоимость увеличивается благодаря реконструкции и достройки объектов. Произведенные расходы увеличивают их первоначальную стоимость и записываются в Дт 08 и Кт 10 (23, 50, 70, 76,…). После приемки по акту законченных работ делается проводка, увеличивающая стоимость ОС: Дт 01 Кт 08.
  • В третьем – расходы по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии относятся сразу на издержки производства, соответственно в Дт 20 (26, 44,…) Кт 10 (60, 76,…) в том отчетном периоде, в котором были проведены фактические оплаты.

Для целей налогообложения разработан Классификатор основных средств, по которому можно брать срок полезного действия и для бухгалтерского учета.

Способы списания основных средств

Очень часто при закрытии предприятия возникает вопрос: как вывести основные средства? Согласно нормативным актам списание с баланса объектов ОС может происходить по нескольким причинам:

  • Продажа;
  • Безвозмездная передача на основании договора дарения физическому лицу или некоммерческой организации;
  • Вклад в уставный капитал другой организации по остаточной стоимости основных средств;
  • Ликвидация на основании решения совета учредителей в результате морального или физического износа объекта.

Рассмотрим проводки, которые нужно сделать бухгалтеру. Для удобства работы открывают субсчета 01-1 «Основные средства в эксплуатации» и 01-2 «Выбытие основных средств».

Все случае выбытия имеют особенности, но также содержат одну общую часть:

В случае реализации и дарения объектов необходимо восстановить НДС в недоамортизированной части основных средств. Обязанность по налогу на прибыль возникает при продаже ОС. Но в результате обесценивания, при правильном оформлении, может получиться и убыток.

Любое движение основных фондов должно оформляться в соответствующих первичных документах. При продаже и передаче объектов составляется акт приема-передачи. При ликвидации — акт о списании, подписанный комиссией, утвержденной приказом руководителя.

Для экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия за определенный период можно использовать показатели движения промышленно-производственных фондов:

  • Коэффициент поступления показывает отношение поступивших за год к общей стоимости ОС на конец года;
  • Коэффициент выбытия – сколько списалось за год по отношению к тому, сколько было на начало года;
  • Коэффициенты прироста и интенсивности прироста учитывают разницу между вновь приобретенными и списанными к тем ОС, которые были в начале отчетного периода;
  • Коэффициент ликвидации считается, как и для выбывших, только рассматриваются, как их частный случай.

Просчитав их по формулам с использованием данных бухгалтерии, по ним планировать дальнейшее функционирование фирмы.

Операции с основными средствами прямо влияют на формирование результатов работы организации. Их немного, но могут появиться обстоятельства, непредусмотренные законодательством. Поэтому внимательно нужно относиться к их правильному отражению в бухгалтерском и налоговом учете.

Новые публикации

Расчет дохода по вкладу с капитализацией
Широкий ассортимент банковских продуктов дает возможность потребителям подобрать оптимальный вариант для инвестирования собственных средств. Но из-за обилия предложений клиенты нередко ...
10082018 Налоговая новость о сроке владения квартирой в целях НДФЛ / sale of apartments
Юзвак Максим рассматривает вопрос исчисления срока владения квартирой при признании права собственности по суду и при расторжении договора купли-продажи (Письма ...
09082018 Налоговая новость о влиянии роста НДС на коммуналку / the VAT increase
Юзвак Максим комментирует первое содержательное разъяснение Минфина России о последствиях повышения ставки по НДС. Рассматривается применение новой ставки по НДС ...
08082018 Налоговая новость об освобождении от ответственности агентов
Юзвак Максим рассматривает условия для освобождения налоговых агентов от ответственности по ст. 123 Налогового кодекса (Законопроект № 527676-7) ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков со 2 по 8 августа 2018
- Новые поправки в законодательство - Налоговое планирование на ЕНВД отменено - Кассовый вычет под угрозой - "Безопасный" размер зарплаты ...
07082018 Налоговая новость обложение выплат за хранение тайны / trade secret
Юзвак Максим рассказывает об обложении страховыми взносами выплат по соглашению о конфиденциальности (Письмо Минфина от 17 июля 2018 г. № ...
06082018 Налоговая новость о применении УСН адвокатами, управляющей компанией, предпринимателем
Юзвак Максим рассматривает отдельные аспекты применения УСН адвокатами (Письмо Минфина от 6 июля 2018 г. № 03-11-11/47164), управляющими компаниями (Письма ...
Кого можно принять на работу по гражданско-правовому договору?
Физическое лицо может выполнять работу по трудовому или гражданско-правовому договору в зависимости от того, какие отношения возникают у него с ...
Продление налоговой проверки, аудиопротокол, договор вклада
Новости законодательства от 06.08.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - За что могут продлить сроки налоговых проверок - Когда ...
03082018 Налоговая новость о НДФЛ при доплате к пенсии / pension Supplement
Юзвак Максим рассматривает вопрос обложения НДФЛ доходов в виде доплат к пенсиям (Письмо Минфина от 13 июля 2018 г. № ...
25072018 Налоговая новость о вычетах по НДС / the VAT deductions
Юзвак Максим рассматривает разъяснения ФНС России, основанное на практике Верховного Суда РФ, по вопросам применения вычетов по НДС (Письмо ФНС ...
24072018 Налоговая новость о тенденциях при налогообложении имущества / taxation of property
Юзвак Максим рассматривает современные тенденции при имущественном налогообложении на основании практики Верховного Суда РФ (Письмо ФНС России от 2 июля ...
23072018 Налоговая новость о НДФЛ при продаже квартиры, полученной по программе реновации
Юзвак Максим рассматривает порядок исчисления срока владения жильем, полученным по программе реновации, в целях освобождения от НДФЛ дохода от продажи ...
Как правильно принять авансовый отчёт?
Если работник получил денежные средства на административно-хозяйственные нужды, он должен в обязательном порядке отчитаться об их израсходовании, заполнив и представив ...
20072018 Налоговая новость о налоговом вычете на отделку квартиры / repair of apartments
Юзвак Максим рассматривает условия для применения имущественного налогового вычета по НДФЛ в части расходов на отделку квартиры (Письмо Минфина от ...
19072018 Налоговая новость о возврате переплаты по налогам / refund of overpaid tax
Юзвак Максим рассматривает практику Верховного Суда РФ по возврату излишне уплаченных налогов при пропуске трехлетнего срока на возврат (Определения Верховного ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *