Операции с основными средствами: что нужно знать бухгалтеру

Согласно нормативному документу ПБУ 6/01 «Учет основных средств» все операции с основными средствами можно разделить на три группы, связанные с их поступлением, изменением в процессе эксплуатации их остаточной и первоначальной стоимости и выбытием. Кроме предусмотренных законодательством основных ситуаций в бухгалтерском и налоговом учете, также возникают случаи, не регламентированные законом, в которых бухгалтер должен знать, как поступить правильно. Рассмотрим главные моменты учета основных фондов.

Постановка объектов на учет

Материальные активы, необходимые для выполнения хозяйственной деятельности организации в процессе производства и поставки с длительным сроком службы и превышающие по цене за единицу, установленный лимит, относятся к основным фондам. Отражаются они на счете 01 по их первоначальной стоимости. Она, в свою очередь, зависит от способа приобретения фондов, которые могут быть:

  • Куплены;
  • Внесены учредителями, как уставный взнос;
  • Созданы собственными силами;
  • Получены безвозмездно.

Бухгалтерские проводки приобретения за денежные средства будут следующими:

Важно! Существуют объекты недвижимости, которые должны пройти государственную регистрацию и только после этого их можно ставить на баланс, как фонды. До этого такие объекты должны находиться на счете 08 или на специально открытом субсчете счета 01.

Первоначальная оценка полученного имущества в виде взноса в УК, устанавливается по согласованию учредителей и подтверждается решением общего собрания.

Нужно сделать проводки:

В соответствии с законом об ООО согласованную стоимость вносимого имущества, превышающего 200 ММОТ, нужно подтвердить независимым оценщиком.

Основные средства могут быть построены двумя разными способами: с привлечением сторонних организаций или собственными силами. В обоих случаях все расходы по строительству и вводу в эксплуатацию объекта, будут включены в первоначальную стоимость ОС.

Подарить ОС коммерческой структуре может физ. лицо или госучреждение по договору дарения. В БУ будут использованы счета 98 «Доходы будущих периодов» и 91 «Прочие доходы и расходы».

При постановке на учет любого объекта для отражения операции с основными средствами должен быть составлен акт приема-передачи.

Как правильно провести разукрупнение ОС

Законодательством, регламентирующим БУ, не предусмотрен отдельно такой случай, как разукрупнение основных средств. Однако, на практике часто встречается ситуация, когда изначально к учету принят единый инвентарный объект, но в дальнейшем выясняется, что отдельные его части могут работать, как самостоятельные единицы. Минфин занял такую позицию, что разделять принятые к учету объекты нельзя.

Ведущие эксперты предлагают несколько вариантов:

  • Использовать счет 91 для выбытия одного объекта и поступления нескольких инвентарных единиц. Стоимость вновь оприходованных фондов и распределение ранее начисленной амортизации организация может провести сама пропорционально общей сумме.
  • Рассматривать такой случай, как совершение бухгалтерской ошибки при первоначальной постановке объекта на учет. Необходимо провести все мероприятия, связанные с исправлением данной ошибки по правилам в ПБУ 22/2010. Для этого нужно внести записи с переносом части стоимости с Кт 01 определенного субсчета на новый субсчет Дт 01 или в Дт 10 «Материалы» — при соответствующих характеристиках отделенной части комплекта.
  • Разработчики программного обеспечения 1С предлагают свой способ автоматизации процесса разукрупнения и частичной ликвидации объектов на базе существующих документов «Операция БУ и НУ» или «Корректировка регистров». Программа разработана для типовых плательщиков налога на прибыль.

Рекомендуется приказом в учетной политике утвердить необходимые первичные документы, на основании которых будет проведено разукрупнение основных средств и сделаны указанные проводки. Ими могут быть:

  • Акты комиссий о необходимости разделения;
  • Перечень необходимых работ и расходов, связанных с разделением;
  • Акт приемки-передачи инвентарных единиц.

Стоимость частей, выделенных в самостоятельную единицу, может быть просчитана способом, выбранным самой организацией.

Этот процесс нужно отразить в учетной политике в отдельном Положении по проведению разукрупнения основных фондов.

Движение во время эксплуатации ОС

В процессе деятельности организации операции с основными средствами связаны с износом, ремонтом или модернизацией объектов. Опишем каждую из них:

  • В первом случае остаточная стоимость уменьшается в результате начисления ежемесячной амортизации, которая представляет собой постепенный перенос стоимости ОС на себестоимость продукции (работ, услуг). Сумма износа собирается на Кт 02 «Износ ОС» в корреспонденции со счетами затрат, и когда она становится равной первоначальной стоимости объекта, то начисление амортизации прекращается.
  • Во втором — первоначальная стоимость увеличивается благодаря реконструкции и достройки объектов. Произведенные расходы увеличивают их первоначальную стоимость и записываются в Дт 08 и Кт 10 (23, 50, 70, 76,…). После приемки по акту законченных работ делается проводка, увеличивающая стоимость ОС: Дт 01 Кт 08.
  • В третьем – расходы по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии относятся сразу на издержки производства, соответственно в Дт 20 (26, 44,…) Кт 10 (60, 76,…) в том отчетном периоде, в котором были проведены фактические оплаты.

Для целей налогообложения разработан Классификатор основных средств, по которому можно брать срок полезного действия и для бухгалтерского учета.

Способы списания основных средств

Очень часто при закрытии предприятия возникает вопрос: как вывести основные средства? Согласно нормативным актам списание с баланса объектов ОС может происходить по нескольким причинам:

  • Продажа;
  • Безвозмездная передача на основании договора дарения физическому лицу или некоммерческой организации;
  • Вклад в уставный капитал другой организации по остаточной стоимости основных средств;
  • Ликвидация на основании решения совета учредителей в результате морального или физического износа объекта.

Рассмотрим проводки, которые нужно сделать бухгалтеру. Для удобства работы открывают субсчета 01-1 «Основные средства в эксплуатации» и 01-2 «Выбытие основных средств».

Все случае выбытия имеют особенности, но также содержат одну общую часть:

В случае реализации и дарения объектов необходимо восстановить НДС в недоамортизированной части основных средств. Обязанность по налогу на прибыль возникает при продаже ОС. Но в результате обесценивания, при правильном оформлении, может получиться и убыток.

Любое движение основных фондов должно оформляться в соответствующих первичных документах. При продаже и передаче объектов составляется акт приема-передачи. При ликвидации — акт о списании, подписанный комиссией, утвержденной приказом руководителя.

Для экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия за определенный период можно использовать показатели движения промышленно-производственных фондов:

  • Коэффициент поступления показывает отношение поступивших за год к общей стоимости ОС на конец года;
  • Коэффициент выбытия – сколько списалось за год по отношению к тому, сколько было на начало года;
  • Коэффициенты прироста и интенсивности прироста учитывают разницу между вновь приобретенными и списанными к тем ОС, которые были в начале отчетного периода;
  • Коэффициент ликвидации считается, как и для выбывших, только рассматриваются, как их частный случай.

Просчитав их по формулам с использованием данных бухгалтерии, по ним планировать дальнейшее функционирование фирмы.

Операции с основными средствами прямо влияют на формирование результатов работы организации. Их немного, но могут появиться обстоятельства, непредусмотренные законодательством. Поэтому внимательно нужно относиться к их правильному отражению в бухгалтерском и налоговом учете.

Новые публикации

Как происходит передача ОС
Передача основных средств можно сказать за чистую благодарность это достаточно редкое явление в бухгалтерии. И именно по этой причине, когда ...
Все самое важное о сумме текущих активов в балансе
Активы - это ресурсы предприятия, способные приносить ему прибыль. Сумма текущих активов в балансе показывается отдельно от суммы долгосрочных активов, ...
15122017 Налоговая новость о налоговом вычете на бассейн / tax deduction on the pool
Юзвак Максим рассматривает возможности применения налогового вычет на обучение ребенка плаванию в бассейне ...
Заполнение счёта-фактуры, НДС-вычеты, штрафы за нарушение ПДД
Новости законодательства от 14.12.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каких случаях в счёте-фактуре не нужно заполнять код ...
13122017 Налоговая новость о взносах по иностранному филиалу / contributions in foreign branch
Юзвак Максим рассматривает вопрос начисления страховых взносов по выплатам работникам в финляндском подразделении ...
Как устранять ошибки в бухгалтерском учете
Если было замечено, что в одном из прошлых периодов ведения бухучета была допущена ошибка, то ее обязательно требуется устранить. Исправление ...
Бухгалтер по расчетам с поставщиками
Каждая средняя или крупная организация имеет отдел бухгалтерии. При небольших оборотах главбух выполняет работу по всем направления. При большей загруженности ...
Как происходит возврат подотчетной суммы в кассу
Возврат подотчетной суммы в кассу это тот процесс, с которым рано или поздно приходится сталкиваться любой компании. Такое происходит в ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 7 по 13 декабря 2017 года
В этом выпуске: Пособия-2018 Изменения для экспортеров и не только Осведомлен быть должен! Ограничения на работников-иностранцев Налоговый прогноз ...
Все о главной книге в бухгалтерском учете
Применение главной книги в учете на предприятие всегда вызывает заинтересованность и вопросы специалистов. Ни одна проверка не обходится без изучения ...
Амортизация ОС, среднесписочная численность сотрудников, компенсация затрат на детсад
Новости законодательства от 13.12.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как учесть амортизацию по основным средствам, используемым в капитальном ...
12122017 Налоговая новость о выплате дохода через иностранную организацию
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия при выплате дохода российскому резиденту через иностранные организации, не обладающие фактическом правом на доход ...
Что регистры и каков порядок их заполнения
В первую очередь современный бухучет необходим для двух вещей. Первое это фиксирование всех операций производимых с банковским учреждением. Второе это ...
Учет и распределение общепроизводственных затрат
Все чаще у главных бухгалтеров и начальства планово-экономических отделов промышленных компаний возникает огромное количество вопросов касательно распределения общепроизводственных и общехозяйственных ...
Как отразить затраты на основное производство в бухгалтерском учете
Затратами на основное производство называются расходы, связанные с производством продукции. Благодаря им созданы все условия для того, чтобы процесс производства ...
Какие первичные документы используются для учета нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) – внеоборотный актив организации, к нему можно отнести лицензионные права на результат интеллектуальной деятельности, а так же ...
Загрузка...