Правила списания основных средств

Все основные средства рано или поздно изнашиваются, или продаются. Необходимо придерживаться правил списания основных средств с баланса предприятия. Как в этом разобраться бухгалтерскому составу подробно разберем в этой статье.

Выбытие основных средств и их причины

Перечень всех вариантов списания основных средств:

  • Реализация (продажа) ОС юрлицу или физлицу, процедура списания;
  • Моральный или физический износ;
  • Перевод имущества для пополнения уставного капитала другому подразделению;
  • Бухучет ОС в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия;
  • Бухучет имущества по договору обмена или дарения;
  • Переход арендованного ОС с дальнейшим правом выкупа.

Реализация (продажа) ОС юрлицу или физлицу, процедура списания

В результате нерентабельности объекта или других причин предприятие решило продать основное средство юрлицу. Бухгалтер вносит изменения в бухрегистр следующие проводки:

  • Дт62 Кт91 – доход от продажи имущества;
  • Дт91 Кт68 – отражен НДС;
  • Дт01.В Кт01 – списание начальной стоимости;
  • Дт02 Кт01.В – списание накопленного износа;
  • Дт91 Кт01.В – включение в состав расходов остаточной стоимости.

На основании этих проводок приведем пример:

ООО «Колосок» продает оборудование стоимостью 380 000 руб. первоначальная стоимость его составляет 355 000 руб., срок использования оборудования 5 лет. Оборудование прослужило предприятию 2 года. Сумма начисленного износа составила 142 000,08 руб.

Выполняем следующие проводки:

  • Дт62 Кт91 – 380 000, доход от продажи оборудования;
  • Дт91 Кт68 – 57 966,10, начисление НДС;
  • Дь01.В Кт01 – 355 000, первоначальная стоимость списана;
  • Дт02 Кт01.В – 142 000,08, списан износ;
  • Дт91 Кт01.В – 212 999,92, включение остаточной стоимости в расходы.

Заключительным этапом продажи оборудования является оформление документов: товарная накладная, счет-фактура, ТТН, акт приема-передачи ОС-1.

В сопроводительных документах необходимо проставить дату получения оборудования по факту.

Моральный или физический износ

Со временем оборудование изнашивается от его использования или под воздействием природных процессов и агрессивности природы. Такой износ называется физическим, и он делится на два вида:

  1. Продуктивный – износ оборудования происходит в результате длительного использования в производственном процессе;
  2. Непродуктивный – приобретенный износ по причине старения основного фонда.

Характер физического износа основных фондов заключен в полной потере первоначального вида и качества.

Кроме физического есть еще и моральный износ, для которого главная черта ОС заключается в усовершенствовании технологических процессов производственного цикла. Моральный износ можно разделить на два вида:

  1. Обесценивание ОС заключается в производстве объектов с меньшими издержками, поэтому аналогичные объекты становятся дешевле;
  2. С развитием современной технологии появляются оборудование современное и мощностью более продуктивное.

Характер морального износа основного имущества заключен в обесценивании и утрате стоимости до окончания срока физического износа.

Перевод имущества для пополнения уставного капитала другому подразделению Рассмотрим этот вариант выбытия ОС на примере:

Учредитель ООО «Хозяюшка» передает основной объект в ООО «Мойдодыр» для пополнения уставного капитала, начальная стоимость которого составляет 18500 руб., в том числе НДС 2822,03 руб., сумма износа – 5000 руб. Остаточная стоимость на дату передачи объекта составила 13500 руб. Экспертиза независимого эксперта оценила имущество на сумму 17200 руб. Восстановлен НДС на сумму 2059,32 руб. (2822,03х13500/18500).

Выполняем решение:

  • Дт58 Кт76 – 17200 (внесена запись прихода имущества в уставной капитал);
  • Дт01 (выбытие) Кт01 – 18500 (первоначальная стоимость списана);
  • Дт02 Кт01 5000 (списание амортизации объекта, передаваемого другой организации);
  • Дт76 Кт01 13500 (списание суммы остаточной стоимости);
  • Дт76 Кт91 3700 (различие между остаточной и утвержденной суммой учредителем);
  • Дт19 Кт68 2059,32 (НДС восстановлен);
  • Дт58 Кт19 2059,32 (увеличение НДС первоначальную стоимость имущества).

Если независимая экспертиза оценила объект больше остаточной стоимости, то разница определяется как прочий доход. Если меньше, то разница определяется как прочий расход.

Бухучет ОС в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия

Пример: в результате пожара сгорел автомобиль, начальная стоимость которого составляла 350 000 руб., износ – 120 000 руб.

Формируем бухпроводки:

Дт01 (выбытие) Кт01 350000 – списана начальная стоимость автомобиля;

Дт02 Кт01(выбытие) 120000 – принята сумма износа;

Дт94 Кт01(выбытие) 230 000 – списана на потери остаточная стоимость;

Дт19 Кт68 53389 – восстановление НДС;

Дт94 Кт19 53389 – списание НДС.

Если лица, которые виновны в пожаре, не установлены, то следует такая проводка:

Дт91.02 Кт94 283 389 – прочие расходы, в результате потери ОС.

Если лица, которые виновны в пожаре, установлены, то делаем такую проводку:

Дт73 Кт94 283 389 – сумма, отнесенная на расчеты с сотрудниками.

Сумма 283 389 руб. для налогового учета считается как внереализационной.

Бухучет имущества по договору обмена или дарения

Учет выбытия основного средства в результате дарения на безвозмездной основе.

Пример: ООО «Ландыш» решило передать швейную машинку ООО «Рукодельница» стоимостью 15000 руб., на нее начислен износ в размере 6200 руб. При передаче объекта затрачены средства на транспортировку на сумму 500 руб. Проводим в бухучете такими записями:

  • Дт01(выбытие) Кт01 15000 – списание начальной стоимости машинки;
  • Дт02 Кт01(выбытие) 6200 – списан износ;
  • Дт91.02 Кт01(выбытие) 8800 – сумма остаточной стоимости списана на прочие расходы;
  • Дт91.02 Кт60 500 – списаны транспортировочные затраты;
  • Дт60 Кт51 500 – оплачена сумма за транспортировку машинки.

Переданное основного средства на безвозмездной основе считается реализацией, но только с нулевой стоимостью.

Переход арендованного ОС с дальнейшим правом выкупа

Арендодатель заключает с арендатором договор на аренду имущества с начальной стоимостью 42000 руб. Срок эксплуатации составляет 3 года, начисленный износ – 14 000 руб. (1166,67 – износ каждый месяц) У арендодателя объект эксплуатировался в течение одного года. Арендная плата за каждый месяц – 2000 руб., в том числе НДС 305 руб. Договор аренды составлен на один год, с правом выкупа по остаточной стоимости.

Вносим следующие проводки:

Дт76.01 Кт91.01 2000 руб., арендная плата за каждый месяц;

Дт91.02 Кт68.02 305 руб., НДС с суммы аренды;

Дт91.02 Кт02.01 1166,67 руб., начисленная амортизация;

Дт51 Кт76.01 2000 руб., оплата аренды;

Дт76.02 Кт91.01 13999,92 руб., долг арендатора за имущество;

Дт51 Кт76.02 13 999,92 руб., оплачена сумма за имущество;

Дт01.02 Кт01.03 42 000 руб., выбытие ОС;

Дт02.01 Кт01.02 28000,08 руб., начисленная амортизация;

Дт91.02 Кт01.02 13 999,92 руб., списана остаточная стоимость ОС при выбытии.

Если объект аренды является недвижимость, то переход права пользованием подлежит госрегистрации и отражение операции в бухучете у арендодателя формируются на дату госрегистрации недвижимого имущества.

Инструкция проведения по выбытию основных фондов

Приказом руководителя предприятия создается комиссия для решения о состоянии и дальнейшем использовании основных средств в предпринимательской деятельности. Комиссия создается из должностных лиц, которые отвечают за сохранность объектов, в их числе и главный бухгалтер. Члены комиссии выполняют такие действия:

  1. После осмотра объекта, оформляет документально заключение о результатах проверки на дальнейшее использование или списание ОС;
  2. На основании заключения комиссии приказом руководителя утверждается дальнейшие действия, касательно проверяемого объекта;
  3. Составление акта о выбытии или частичной ликвидации;
  4. Вносят изменения в инвентарные карточки ОС;
  5. Бухгалтерия формирует соответствующие проводки по объекту.

Любое изменение в основных фондах предприятия сопровождается документально с подписями соответствующих лиц.

Новые публикации

Документальное оформление кассовой наличности
Документальное оформление операций по кассе приводит к строгому учету кассовой дисциплины. Ведение кассовой документации доверяют кассиру, с которым заключен договор ...
Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ
Многие предприятия не имеют в собственности складских помещений, и они обращаются к другим компаниям для оказания услуг по хранению товара ...
Основные причины и методы переоценки основных фондов
Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции. В отличие от материальных запасов, они участвуют в ...
Критерии отнесения объекта к основным средствам
В связи с нововведением в законодательстве по бухгалтерскому и налоговому учету, организации затрудняются определить, относится ли объект к основным средствам ...
Правила составления распоряжения о списании основных средств
Основные средства, срок полезного использования которых окончен, либо которые вышли из строя необходимо списывать. Для этого необходимо, прежде всего, составить ...
Расходы на травматизм, запрет на привлечение субподрядчиков, размер МРОТ
Новости законодательства от 15.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменился административный регламент финансирования ФСС расходов на сокращение ...
12012018 Налоговая новость об обложении взносами выплат депутатам / taxation of payments to deputies
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении страховыми взносами выплат депутатам, осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе ...
Налог на имущество. Актуальные изменения 2018 года
Новый выпуск программы БухгалтерLive посвящён основным изменениям по налогу на имущество, вступающим в силу в 2018 году. Светлана Савельева прояснит ...
Достоверность отчётности, трудовые нарушения, уведомление МВД о прибытии иностранцев
Новости законодательства от 12.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как Минфин предложил проверять достоверность отчётности - Как Роструд ...
11012018 Налоговая новость об информации о КИК / information about the Controlled foreign company
Юзвак Максим рассматривает вопрос подачи уведомления о КИК и вопрос документального подтверждения прибыли и убытков КИК ...
Бюджетный бухучёт, контролирующие лица должника, Tax Free
Новости законодательства от 11.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как для бюджетников изменились правила ведения бухучёта - Кого ...
10012018 Налоговая новость о планах Правительства по налогам на 2018 / Government's plans for taxes
Юзвак Максим рассказывает о законодательных планах Правительства РФ в налоговой сфере ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 28 декабря 2017 по 10 января 2018
Сегодня в выпуске: Новый МРОТ Налоговая амнистия Резидент/нерезидент Когда РСВ – не туда Налоговый прогноз ...
09012018 Налоговая новость о понятии страховых взносов / the notion of insurance premiums
Юзвак Максим рассматривает вопрос о возможности лица выступать поручителем при наличии задолженности по страховым взносам в рамках заявительного порядка возмещения ...
Налоговые новости за декабрь.  ИТОГИ 2017. Перспективы 2018. / The END of 2017. Prospects 2018.
Юзвак Максим рассматривает наиболее интересные налоговые события за декабрь 2017, подводит налоговые итоги 2017, рассматривает перспективы 2018 в налоговой сфере ...
29122017 Налоговая новость о страховании предпринимательских рисков / insurance business risks
Юзвак Максим рассматривает условия для учета затрат на страхование предпринимательских рисков ...
Загрузка...