Как правильно списать основные средства?

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по списанию ОС, являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Новые публикации

Новые рекомендации ФНС по переходу на ставку НДС 20 %
Новый выпуск программы БухалтерLive посвящён переходным положениям, связанным с увеличением ставки НДС до 20%. ФНС выпустила новые рекомендации, в которых ...
05122018 Налоговая новость о подтверждении статуса бенефициара / confirmation of beneficiary status
Юзвак Максим рассматривает перечень документов, подтверждающих статус фактического получателя дохода (Письмо Минфин от 13 ноября 2018 г. № 03-08-05/81549) ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 5 декабря 2018 года
Сегодня в выпуске: Что учесть сейчас Что учесть потом Новый налоговый режим Централизованный отчет Налоговый прогноз ...
04112018 Налоговая новость о корректировочном счете-фактуре / invoice for VAT
Юзвак Максим рассматривает основания для выставления корректировочных счетов-фактур (Письма Минфина от 23 ноября 2018 г. № 03-07-11/84714, от 6 ноября ...
Взносы на травматизм, споры с антимонопольными органами, автомобильные номера
Новости законодательства от 04.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменится заявление на скидку по взносам на травматизм ...
03122018 Налоговая новость о налогообложении возврата товара / taxation of return of goods
Юзвак Максим рассматривает последствия по налогу на прибыль при обратной реализации товара (Письмо Минфина от 6 ноября 2018 г. № ...
Как составить соглашение о намерениях?
Чтобы зафиксировать желание заключить сделку, стороны могут подписать соглашение о намерениях. Данный документ поможет предварительно закрепить условия будущей сделки, при ...
Новости от брокера ТелеТрейд - экономический календарь о важных событиях в мире
Всем трейдерам, торгующим на финансовых рынках, известно, что Форекс, как живой организм, постоянно пребывает в движении. Причиной этому являются новости, ...
Годовая премия, признание работ некачественными, регистрация ККТ
Новости законодательства от 03.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли платить годовую премию сотруднику, который уволился в ...
Налоговые новости за ноябрь 2018 / Tax news for November 2018
Юзвак Максим рассматривает наиболее интересные налоговые события в налоговой сфере 00:20 – План обзора 02:20 - Новая редакция ст. 217 ...
30112018 Налоговая новость о спорах при применении ЕНВД / Unified imputed income tax
Юзвак Максим рассматривает вопросы правомерности применения ЕНВД при осуществлении погрузочных работ и правильности исчисления ЕНВД при использовании площади для хранения ...
Контрольная закупка, налоговые штрафы, отпуск для многодетных
Новости законодательства от 30.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как будет проводиться контрольная закупка - Что позволит снизить ...
29112018 Налоговая новость о признании имущества движимым / movable property
Юзвак Максим рассматривает вопрос о квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого в целях налога на имущество (Письмо ФНС России ...
Проверка по взносам, изменение документации в госзакупке, производственные травмы
Новости законодательства от 29.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли при проверке по взносам представлять госконтракты - ...
28112018 Налоговая новость о НДФЛ при компенсации вреда здоровью / harm to health
Юзвак Максим рассматривает вопрос об освобождении от НДФЛ выплат в связи с причинением работнику вреда здоровью (Письмо Минфина от 8 ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *