Как правильно списать основные средства?

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по списанию ОС, являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Новые публикации

09102019 Налоговая новость о переносе вычета при приобретении жилья
Юзвак Максим рассматривает условия для переноса на предшествующие периоды вычета по НДФЛ, предоставляемого при приобретении квартиры (Письма Минфина от 26 ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 9 октября 2019
Сегодня в выпуске: Что учесть задним числом? К чему готовиться сейчас? Что ждать в будущем? Чего не избежать? Налоговый прогноз ...
Оперативный обмен AdvCash на Яндекс.Деньги на выгодных условиях
Электронная платежная система Advanced Cash на сегодняшний день работает очень активно, предоставляет услуги жителям более чем 200 стран мира. Она ...
Когда и как налоговые органы проводят осмотр?
Налоговая инспекция во время налоговых проверок имеет право провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов. Такой осмотр, в основном, проводят ...
04102019 Налоговая новость о последствиях ипотечных каникул / mortgage loan
Юзвак Максим рассматривает последствия по налогу на прибыль при предоставлении ипотечных каникул (Письмо Минфина от 13 сентября 2019 г. № ...
Смена налогового режима, оформление трудовых отношений, отзыв заявления об увольнении
Новости законодательства от 04.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как правильно сменить УСН на общий режим? - Можно ...
03102019 Налоговая новость о расходах на проезд и проживание / travel and accommodation expenses
Юзвак Максим рассматривает вопрос о документальном подтверждении расходов на проезд и на проживание в гостинице (Письма Минфина от 26 сентября ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 02 октября 2019 года
Сегодня в выпуске: IV квартал не без сюрпризов Проверьте зарплаты персонала 2020 год близко На заборе тоже написано... Налоговый прогноз ...
Возврат взносов, взносы на капремонт, продажа квартиры
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Новости законодательства от 03.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: ...
02102019 Налоговая новость о НДФЛ при недействительности или расторжении сделки
Юзвак Максим рассматривает вопрос о сроке владения имуществом при признании сделки недействительной либо расторжении договора (Письма Минфина от 5 сентября ...
Неэффективное использование субсидии, обязанности гендиректора, имущественный вычет
Новости законодательства от 02.10.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каком случае использование средств субсидии могут признать неэффективным ...
01102019 Налоговая новость об освобождении от Госпошлины при выдаче паспорта / issue passport
Юзвак Максим рассматривает случаи освобождения от госпошлины пострадавших от чрезвычайных ситуаций и детей-сирот при получении паспорта (Письмо Минфина от 25 ...
Где найти бесплатный расчетный счет для ИП
Для ИП важно с самого начала деятельности минимизировать необязательные расходы. Особенно это необходимо для постоянных издержек, которые не зависят от ...
Обеспечение достойного уровня бухгалтерского обслуживания
Возможности и средства по обеспечению должного уровня бухгалтерской грамотности населения далеко не всегда приносят желаемые плоды. В некоторых случаях необходимо ...
Учёт налоговой переплаты, ошибочное обращение в третейский суд, расходы на обучение
Новости законодательства от 01.09.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как учесть переплату, образовавшуюся после перерасчёта налога? - Как ...
Налоговые новости за сентябрь 2019 / Tax news for September 2019
Юзвак Максим рассматривает наиболее интересные налоговые события за сентябрь 2019 00:20 – План 01:05 – Доходы пострадавших от террористов, чс, ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *