Как правильно списать основные средства?

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по списанию ОС, являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Новые публикации

Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 12 февраля 2019
Сегодня в выпуске: Сбой у ФНС Нецелевой заем без ККТ Разъяснения от Роструда Источник удержания алиментов ограничен Налоговый прогноз ...
Что такое принцип «эстоппель»?
Применение принципа «эстоппель» закреплено в нормах Гражданского кодекса РФ о недействительности и незаключённости договора, об отказе от его исполнения. Что ...
08022019 Налоговая новость об увеличении вычета на обучение / paid education
Юзвак Максим рассматривает предложение по увеличению размера социального налогового вычета на обучение, а также рассматривает природу данного социального вычета (Законопроект ...
Записи в трудовой книжке, оспаривание штрафа, блокировка электронных кошельков
Новости законодательства от 08.02.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какие записи нельзя вносить в трудовую книжку - Когда ...
07022019 Налоговая новость о налоге на самозанятых при сдаче жилья в аренду / rental housing
Юзвак Максим рассматривает возможность применения налога на самозанятых в отношении доходов от сдачи в аренду жилого помещения (Письмо ФНС России ...
Налог на имущество: что следует учесть бухгалтеру в 2019 году
В этом выпуске программы БухгалтерLive эксперт Светлана Савельева расскажет об изменениях по налогу на имущество и сложных вопросах из практики ...
Индексация зарплат, объект закупки, соцвычет по НДФЛ
Новости законодательства от 07.02.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как нужно индексировать зарплаты - Когда в извещении и ...
06022019 Налоговая новость о вычете по НДС без счета-фактуры / a deduction of VAT
Юзвак Максим рассматривает возможность принятия вычета по НДС без счета-фактуры (Письмо Минфина от 22 января 2019 г. № 03-07-11/2863) ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 05 февраля 2019
Сегодня в выпуске: НДС-декларация по-новому Индексация индексации рознь СЗВ-СТАЖ: в стадии готовности Когда можно восстановить льготу? Налоговый прогноз ...
Возобновление проверки, возврат банковской комиссии, представление 3-НДФЛ
Новости законодательства от 06.02.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какие документы могут требовать проверяющие после возобновления проверки после ...
05022019 Налоговая новость о безвозмездной передаче долей в уставном капитале / authorized capital
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по налогу на прибыль при безвозмездном получении долей в уставном капитале общества (Письмо Минфина от ...
Обеспечительные платежи, неучтённые расходы, неустойка по потребкредитам
Новости законодательства от 05.02.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Когда нужно включить в НДС-базу обеспечительный платёж при аренде, ...
04022019 Налоговая новость о НДФЛ при продаже квартиры, купленной у Арендодателя
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДФЛ при продаже квартиры, приобретенной на основании арендного договора (Письмо Минфина от 6 декабря ...
Как выставляются электронные счета-фактуры?
Счёт-фактура — это документ, на основании которого покупатель может принять к вычету НДС, предъявленный продавцом. Согласно ст.169 НК РФ счёт-фактура ...
Ошибки в бюджетном учёте, увольнение иностранцев, восстановление срока апелляции
Новости законодательства от 04.02.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как могут оштрафовать казённое учреждение за ошибки в бюджетном ...
01022019 Налоговая новость об обложении НДФЛ банковских переводов / bank transfer
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДФЛ при поступлении на банковский счет физического лица денежных средств (Письма Минфина от 11 ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *