Как правильно списать основные средства?

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по списанию ОС, являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Новые публикации

Важность юридических услуг для успешности бизнеса
Организация продуктивного, прибыльного бизнеса требует нескольких условий. Предпринимателю необходимо грамотно выбрать вид деятельности, подобрать квалифицированный персонал, найти продукт, гарантирующий высокий ...
17062019 Налоговая новость о подарках предпринимателю / taxation of gifts
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствие дарения нежилого помещения индивидуальному предпринимателю (Письмо Минфина от 27 мая 2019 г. № 03-11-11/38260) ...
Как исправить ошибки в бухгалтерском учёте?
Неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте организации может быть обусловлено неправильным применением законодательства, учётной политики организации, ...
Курсы бухгалтеров для специалистов по начислению зарплаты
Любая компания, фирма, предприятие не могут обойтись без бухгалтера – таковы уж реалии сегодняшнего дня, что при любой производственной деятельности ...
14062019 Налоговая новость о НДФЛ при продаже квартиры от ЖСК / sale of apartments
Юзвак Максим рассматривает момент возникновения права собственности на квартиру у члена жилищно-строительного кооператива в целях освобождения от уплаты НДФЛ (Письмо ...
Взносы с пособий, уступка кредитного требования, коммунальные задолженности
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 14.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Всегда ли надо платить взносы ...
13062019 Налоговая новость об истребовании документов налоговой инспекцией / tax control
Юзвак Максим рассматривает особенности истребования налоговыми органами документов (Письмо Минфина от 22 мая 2019 г. № 03-02-07/1/36882) ...
Важные поправки к Закону о ККТ с 01.07.2019
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video С 01.07.2019 истекают установленные Законом о ККТ отсрочки для применения онлайн-касс. В конце мая Совет Федерации ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 13 июня 2019
Сегодня в выпуске: Чужие ошибки бухгалтеру не страшны Долгожданные ККТ-поправки Индексировать зарплату нужно правильно Когда доудержание НДФЛ бессрочно? Налоговый прогноз ...
Штрафы в пользу физлиц, потребительские споры, доступ УК в квартиру
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 13.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли начислять НДФЛ на ...
11062019 Налоговая новость об учете расходов по УСН / cost accounting
Юзвак Максим рассматривает порядок учета расходов по УСН при приобретении товаров и услуг (Письмо Минфина от 20 мая 2019 г ...
Исправление счёта-фактуры, попадание в план проверок, признание физлица ИП
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 11.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как исправить счёт-фактуру и не ...
10062019 Налоговая новость о налогообложении медиаторов / taxation of mediators
Юзвак Максим рассматривает порядок обложения доходов медиаторов (Письмо Минфина от 20 мая 2019 г. № 03-11-11/35989) ...
Как предоставить день для прохождения работником диспансеризации?
С 1 января 2019 г. Федеральным законом от 03.10.2018 № 353-ФЗ в ТК РФ введена новая статья 185.1 «Гарантии работникам ...
Форма УПД, организация питания учащихся, лишение многодетных налоговых льгот
Больше выпусков на https://www.4dk.ru/news/video Новости законодательства от 10.06.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли внести в форму ...
07062019 Налоговая новость о взносах при отказе от налога на самозанятых / taxation of self-employed
Юзвак Максим рассматривает порядок исчисления страховых взносов при утрате права на применения налога на профессиональный доход (Письмо Минфина от 3 ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *