Как правильно списать основные средства?

Основные средства списываются с баланса фирмы не так часто, однако, это довольно сложный процесс, и у бухгалтера могут возникнуть сомнения в правильности выполнения процедуры списания. Для того чтобы избежать ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, следует вспомнить нюансы до начала работы. Причинами выбытия объектов являются переход прав собственности, их непригодность для последующего использования, недостача при инвентаризации и другие. В любой ситуации списание необходимо документально зафиксировать.

Документальное оформление списания

Главными нормативными документами, которые содержат рекомендации по списанию ОС, являются:

  • ПБУ 06/01;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету ОС № 91н от 13.10.2003;
  • Налоговый кодекс РФ.

Согласно методическим рекомендациям процедуру списания объекта ОС предваряет приказ руководителя о создании комиссии, целью которой является определение пригодности ОС, а также оформление документов о его выбытии. В комиссию включаются один из сотрудников бухгалтерии, лицо, ответственное за сохранность ОС, а также работники, которые являются компетентными в технических вопросах списываемого объекта. Помимо членов комиссии, в приказе может быть прописан список действий, которые она должна выполнить.

Важно! Некоторые организации (в основном бюджетной сферы) перед списанием обязаны проводить техническую экспертизу объекта основных средств. Обычно это условие устанавливает вышестоящая организация. Такая экспертиза проводится специализированной фирмой.

Прежде чем вынести решение относительно объекта, комиссия выполняет следующие действия:

  • Непосредственный осмотр ОС с предварительным изучением технических и бухгалтерских документов по данному объекту;
  • Рассмотрение возможности и целесообразности восстановления объекта (бывают случаи, когда восстановление возможно, но оно сопровождается большими затратами, равнозначными стоимости покупки нового оборудования или техники);
  • Выявление причины списания основного средства (износ, аварийная ситуация и т. д.) и виновных лиц, если таковые имеются;
  • Определение допустимости применения частей, материалов выбывающего средства в дальнейшем и оценка их актуальной стоимости на рынке.

Как результат своей работы, комиссия оформляет заключение, которое прописывается в акте списания либо оформляется в виде отдельного документа. После завершения работы комиссии желательно оформить новый приказ руководителя о ликвидации объекта, дабы избежать претензий со стороны налоговой службы. Он послужит основанием для начала работ по ликвидации.

Оба приказа необходимо подписать всем членам комиссии в пункте «С приказом ознакомлены».

Акт о списании заполняется после завершения всех ликвидационных работ. Существует несколько стандартизированных форм акта, выбор которого зависит от вида основного средства. В стандартных ситуациях это форма № ОС-4. Иная форма предусмотрена для списания автотранспорта и групп объектов ОС.

В то же время у организаций есть возможность самостоятельно разработать документ о списании, предусмотрев в нем все необходимые поля. Таковыми являются:

  • Дата формирования акта;
  • Номер и дата приказа руководителя;
  • Состав комиссии;
  • Причина списания;
  • Обнаружившиеся годные детали и материалы и т. д.

Новую форму необходимо отразить в приложении к учетной политике. Составляется два идентичных акта, один экземпляр хранится в бухгалтерии, а другой – у сотрудника, с которым подписан договор о материальной ответственности.

После получения документа бухгалтер ставит пометку о списании основного средства в соответствующей инвентаризационной карточке. Акт является основанием для оприходования металлолома и деталей, признанных годными.

Нельзя списывать ОС в связи с тем, что они не применяются, на забалансовый счет. Основные средства либо списываются с баланса по одной из причин, указанных в ПБУ, либо продолжают «висеть» на 01 счете. На забалансовых счетах учитываются лишь те ОС, стоимость которых при первичном отражении в учете полностью списывается на затраты.

Отражение списания ОС в бухгалтерском учете: основные проводки

В момент поступления акт о списании в бухгалтерию, в учете отражаются такие операции:

  • Перенос первоначальной – если не было восстановления ОС – стоимости оборудования (техники) в дебет счета 01 на отдельный субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Величина накопленной амортизации по оборудованию или технике списывается в кредит счет 01, субсчет «Выбытие основных средств»;
  • Списание остаточной стоимости объекта с кредита счета 01 в дебет счет 91, субсчет 91–1 «Прочие расходы»;
  • Расходы, полученные фирмой в процессе выбытия ОС, начисляются на 91 счет в корреспонденции с 70 (69), 60 счетами в зависимости от конкретной операции;
  • Материалы (детали, металлолом), полученные от списанного оборудования, приходуются на 10 счет и показываются как доход на счете 91, субсчет «Прочие доходы».

Налоговый учет: некоторые аспекты

Для того чтобы расходы, образовавшиеся при выбытии, были признаны в налоговом учете, необходимо их правильно обосновать в акте. Расходы будут приняты к учету в том периоде, в котором начислены, если причиной списания является износ либо аварийные ситуации. В других случаях расходы либо не признаются (при дарении ОС), либо распределяются равными суммами в течение оставшегося срока амортизации (при его реализации).

Все активы (металлолом, детали), полученные при выбытии ОС, принимаются к учету по рыночной стоимости и включаются во внереализационные доходы. Момент отражения их в учете зависит от метода – кассовый или начисления – определения доходов. Обычно организация получает убыток от выбытия ОС.

Списание основных средств – довольно трудоемкая процедура, поэтому все документы и проводки необходимо внимательно оформить, чтобы в дальнейшем не было выявлено ошибок.

Новые публикации

Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 12 по 18 апреля
В этом выпуске: - Пересчет пособий: когда? - НДФЛ и ежемесячные премии - Прошлогоднее возмещение - Если ИП переехал - ...
16042018 Налоговая новость о госпошлине при наследовании квартиры / inheritance of the apartment
Юзвак Максим рассматривает порядок определения государственной пошлины при наследовании квартиры (Письмо Минфина от 26 марта 2018 г. № 03-05-06-03/18690) ...
Как провести запрос котировок в электронной форме?
С 1 июля 2018 года заказчики, которые работают по Федеральному закону №44-ФЗ, смогут проводить закупочные процедуры, в том числе запрос ...
Уплата НДС при покупке гос. имущества / Payment of VAT on the purchase of state property
Юзвак Максим на примере дела ИП Шкуратов (Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 № 310-КГ16-17804) рассматривает проблему платы налоговым агентом ...
13012018 Налоговая новость об НДФЛ при продаже наследства / Personal income tax on inheritance
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении НДФЛ доходов при продаже унаследованного имущества, обремененного ипотекой и потребительским кредитом (Письмо Минфина от ...
Приказ об увольнении, отзыв заявки, оплата патента
Новости законодательства от 13.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какую информацию должен содержать приказ об увольнении за неоднократное ...
12042018 Налоговая новость о налоговом вычете при покупке импортного авто / buying an imported car
Юзвак Максим рассматривает предложение установить специальный налоговый вычет при приобретении импортных автомобилей (Законопроект № 438680-7) ...
Tax free и НДС при ВЭД-операциях с 01.01.2018
У предприятий, ведущих внешнеэкономическую деятельность, возникают вопросы, связанные со вступлением в силу с 01.01.2018 изменений по НДС. Минфин проанализировал их ...
Зачёт налоговой переплаты, обязанности аудиторов, выплаты из маткапитала
Новости законодательства от 12.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли платить пени, если в счёт налога зачитывают ...
11042018 Налоговая новость об отмене кадастровой стоимости / the abolition of the cadastral value
Юзвак Максим оценивает перспективы предложения отменить кадастровую стоимость при обложении имущества организаций и физических лиц (Законопроекты № 438647-7, 438588-7) ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 4 по 10 апреля 2018 года
Сегодня в выпуске: СЗВ-М с «прибавкой» Чек – «без НДС» Пропорция для страхователей на УСН Подтверждение для взносов на травматизм ...
Инвестиционный вычет, взыскание гарантии, 2-НДФЛ
Новости законодательства от 11.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли перейти к амортизации, отказавшись от инвестиционного вычета ...
10042018 Налоговая новость об обложении взносами выплат гендиректору / taxation of payments
Юзвак Максим рассказывает о порядке обложения страховыми взносами выплат генеральному директору, являющемуся единственным учредителем (Письмо Минфина России от 16 марта ...
Обложение НДС передачи отступного Дело Позитрон ойл / Value-added Tax on compensation
Рассматривается вопрос об обложении НДС операций по предоставлению отступного (Определение Верховного Суда Рф от 31.01.2017 № 309-КГ16-13100) ...
Оборудование на фундаменте, отказ от госконтракта, коммунальные услуги
Новости законодательства от 10.04.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли учитывать возведённое на фундаменте промышленное оборудование как ...
09042018 Налоговая новость об обложении доходов футболистов на Чемпионате Мира / 2018 FIFA world Cup
Юзвак Максим рассказывает о порядке обложения доходов футболистов, участвующих в Чемпионате мира по футболу в 2018 г. в России (Письмо ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *