Учёт заёмных средств

Как регулируются взаимоотношения между кредитором и заёмщиком?

В Гражданском кодексе РФ полученные деньги, капитал, вещи в виде кредитов, займов, долгов и пр. являются отдельными сделками. В бухучете учёт заёмных средств регламентируются единственным положением ПБУ 15/01.

ГК регламентирует отношения между заемщиком и займодателем. Из ст. 807 следует, что по договору займа наступают взаимоотношения между двумя сторонами. Первая сторона (займодатель) может передать второй стороне (заёмщику) в качестве предмета договора:

  • Деньги;
  • Капитал;
  • Любые вещи обладающие признаками.

Заёмщик берет на себя обязанность возвратить капитал, вещи или величину денежных средств в том же количестве и качестве, в котором он получил их от заёмщика. При этом юридическую силу такой договор будет иметь только тогда, когда фактически предмет договора будет передан заёмщику.

Важно помнить, чтобы договор считался заключенным, не достаточно лишь подтвержденной на бумаге формы соглашения, необходимо и подтвердить сам факт передачи имущества, указанного в соглашении.

Поэтому без соответствующей передачи имущества договор не имеет никакой юридической силы.

В качестве предмета договора могут выступать деньги, капитал, а также любые вещи, которые наделяются родовыми признаками. Разрешено законодательством использовать в качестве предмета договора и валюту иностранных государств. Но тогда пункты договора не должны противоречить действующим нормам и требованиям российского валютного законодательства.

Заключать договоры займа можно в двух вариантах:

  • В письменном виде (если кредитует в договоре юридическое лицо, то допустимо заключить договор лишь в письменном варианте, вне зависимости от суммы, фигурирующей в договоре);
  • В устном виде.

Оформление договора займа допускается с использование векселя или облигации. Но если в договоре будут использоваться положения, которые будут противоречить российскому законодательству в сфере обращения векселей и облигаций, то такие пункты договора не будут считаться действительными.

Денежные средства и капитал организация может получить от банка или кредитной организации. Такой договор будет называться кредитным. Здесь помимо погашения долга в адрес банка, организации необходимо будет осуществлять ежемесячную уплату процентов.

Любой кредитный договор считается возмездным договором, то есть возврат средств по такому договору, даже при отсутствии пунктов о необходимости осуществлять оплату кредитору долга и процентов по кредиту, является обязательством заёмщика.

Поэтому в случае безвозмездной передачи займа, это обстоятельство обязательно должно выделяться в договоре отдельным пунктом, в противном случае такой договор приобретет статус возмездного.

Как учитываются заёмные средства?

ПБУ не актуально для беспроцентных договоров, его нормы не действуют при предоставлении государственных субсидий в адрес организации, а также не имеют юридической силы при учете операций в бюджетных и кредитных организациях.

Среди заемных средств предприятия выделяют две категории, в зависимости от того, когда необходимо выплатить долг — краткосрочные и долгосрочные:

  • К краткосрочной относится задолженность, которую необходимо погасить в течение одного календарного года с момента получения займа. Соответственно, к долгосрочной – задолженность, которую необходимо погашать более одного календарного года;
  • По состоянию долга: просроченные и срочные. Срочная задолженность – это долг, по которому ещё не настал срок оплаты, либо такой срок продлён в соответствии с договором. Просроченная — соответственно, это долг, оплата которого будет осуществляться по истечению сроков погашения долга.

Регламентирующим документом при принятии займа (кредита) на учет в организации является ПБУ 15/01. В нём указано, что долги предприятия, проценты по кредитам и займам, а также возникающие различные затраты по получению заёмных средств необходимо учитывать по отдельным правилам бухучета.

В этом положении указано, что капитал и деньги, а также эквивалентные деньгам имущество или капитал, которые организация фактически получает в своё распоряжение в соответствии с договором, должны приниматься организацией на учет как основной долг. Задолженность в бухучете образуется, когда деньги или капитал фактически поступают в распоряжение организации, и относятся на кредиты следующих счетов предприятия:

  • Счет 66 – для задолженностей сроком менее 1-го года;
  • Счет 67 – для задолженностей сроком более 1-го года.

Корреспонденция указанных счетов при получении заёмных обязательств осуществляется с дебитом счетов кассы, расчетного счета и т.п.

Если организация получила заёмное обязательство в виде поступивших товарно-материальных ценностей или услуг, то данные счета будут корреспондировать со счетом 60, поскольку данные ТМЦ организация будет должна уже поставщикам, а не кредиторам.

Аналитический учет кредитных обязательств компания должна вести по каждому отдельному кредиту или займу, в рамках отдельного контрагента (кредитора).

Для учета каждого вида задолженности открываются соответствующие субсчета.

В случае, если платеж по кредиту (займу) организация просрочила, то она обязательно должна перевести сумму просрочки из субсчета срочной в субсчет просроченной задолженности. Операция перевода должна осуществляться на следующий день после дня, указанного в договоре как день оплаты основного долга.

Для учета задолженности сроком более 1 календарного года организация может использовать два варианта учета. При этом выбранный вариант должен быть обязательно отражен в учетной политике компании:

  • 1 вариант. Учитывать договоры, срок действия которых более 1 календарного года, на балансе компании все время, пока не закончится действие договора;
  • 2 вариант. Переводить статус задолженности в краткосрочную в день, когда время срок исполнения кредитного договора уменьшится до 1 года.

Займы организациям не всегда даются в рублях. Закон позволяет использовать и займы в валюте. Учитывая тонкости валютных операций, ПБУ 15/01 в п. 9 уточняется, что если в предприятие берёт кредит в валюте иностранного государства (или у.е.), то учитываться будет сумма, которая эквивалентна сумме валюты, переведённой в рубли по текущему курсу в день фактически поступивших заёмных денег. Если валютный курс отсутствует, то его величина оговаривается в договоре отдельно.

Во время осуществления бухгалтерских операций с валютой иностранных государств постоянно возникают суммовые разницы. Они регламентируются положениями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Суммовая разница получается в результате осуществления хозяйственных операций, связанных с оценкой курса валюты в день, когда фактически платеж по кредиту или займу был уплачен и оценкой курса валюты в день признания заёмного обязательства в качестве расходов предприятия.

То есть, если в результате изменения курса валюты, у заёмщика сумма к оплате долга получается больше суммы, полученной от займодавца, возникает отрицательная разница, а поскольку эта сумма уменьшает капитал организации, то это является критерием расхода по п. 2 ПБУ 10/99. Аналогично, положительная разница будет являться доходом организации.

Займы и кредиты, предоставленные заёмщику в валюте, регламентируется ПБУ 3/2006.

Если предприятие получило денежные средства в валюте, организация будет вынуждена дважды пересчитывать курс валюты:

  • Сначала пересчет будет осуществлен в тот день, когда денежный средства по факту пришли на счет;
  • Повторно пересчет осуществляется в день, когда формируется отчетность на предприятии.

После пересчета и всплывёт курсовая разница. Соответственно, в зависимости от положительного или отрицательного эффекта от курсовых разниц, бухгалтер примет решения относить их к внереализационным доходам или расходам (ПБУ 9/99, 10/99) и будет учитывать на счете 91 («Прочие доходы и расходы»).

Какие затраты возникают при учете кредитов и займов?

Выделяют 3 вида затрат при формировании заёмных обязательство предприятия:

  • Проценты, которые заёмщик обязан платить займодателю за пользование кредитом;
  • Возникшие в результате пользования кредитными средствами отрицательные курсовые и суммовые разницы;
  • Прочие дополнительные затраты, так или иначе связанные с приобретением кредита.

Как уплачивать проценты по кредитам и займам, рассказывается в ПБУ 15/01. Проценты можно уплачивать в натуральной форме (для займа), обязательства по кредитному договору можно погашать лишь в денежной форме.

Если в договоре не определяется величина процентов, которые будут начисляться ежемесячно, то заемщик начисляет их равномерно (каждый месяц), и в каждом периоде начисления учитывает их как операционные расходы.

Некоторые нюансы учета объектов, которые приобретаются за счет кредитных средств:

  • Если цель использование заёмных денег – покупка различных материалов, оплата услуг или работ, то расходы, которые возникнут во время использования заёмных средств, необходимо отнести на дебиторскую задолженность. Тогда все проценты по такому займу необходимо учитывать по общепринятым правилам (на операционных расходах)
  • Если цель использования кредита (займа) – инвестиции в крупный капитал (объект строительства и пр.), то все затраты по нему необходимо учесть в будущей стоимости приобретаемого актива (в т.ч. и в амортизации). Однако здесь имеются в виду не активы, которые покупаются для последующей перепродажи, поскольку они попадают под категорию обычных товаров. Так же не являются инвестиционными активами все недвижимое имущество, которое не требует монтажа, т.к. это уже материально-производственные запасы.

Стоимость инвестиционного актива перестанет расти на сумму денежных средств, которая была потрачена на приобретение данного актива, в случае наступления следующих событий:

  • Актив принимается на учет в организации;
  • Актив начал эксплуатироваться в организации до того, как его приняли на учет (наладился выпуск товаров и т.п.)

С наступлением этих событий все затраты связанные с обеспечением займа переходят на операционные расходы заёмщика.

Изредка бывают случаи, когда, к примеру, строительного крупного объекта приостанавливается. Если строительство встало на срок 3 месяца и более, то расходы по обеспечению займа для строительных целей уже будут учитываться как текущие расходы (ПБУ 15/01, п. 28). К этому не относится остановка строительства в связи с различными административными барьерами (согласованием технических и инженерных вопросов).

В ситуации, когда организация использует заёмный средства на строительство, хотя целевое использование займа подразумевалось иным, то процентная ставка по этому займу будет равна средневзвешенной стоимости всех открытых на текущий момент кредитных договоров и займов на предприятии, за исключением непогашенных кредитов приобретенных для целей создания инвестиционных активов.

Какие ещё существуют затраты по кредитному договору?

Помимо обязательств компании по погашению процентов по кредиту и выплаты основного долга займодателю, организация постоянно несет дополнительные расходы, которые возникают при получении кредита или во время выпуска обязательств в виде ценных бумаг.

К таким расходам могут относиться:

  • Юридические услуги и различные консультации;
  • Услуги по копировальной работе с документами;
  • Различные налоговые платежи и сборы;
  • Услуги по экспертизе;
  • Оплата услуг связи.

Все эти затраты необходимо относить на тот период, когда предприятие их понесло. К учету в балансе они будут отражаться в качестве дебиторской задолженности. Со временем их необходимо списать в операционные расходы предприятия.

Как отражается возврат займа в бухучете?

Возврат любого долга сопровождается проводкой, которая приводит к уменьшению кредиторской задолженности организации. Проводка при этом выглядит как снятие средств (по кредиту) со счетов 50, 51, 52, 55 в адрес счетов, где ведётся учет кредитов и займов (66,67, по дебиту счета).

Как следует из п.3 ПБУ 10/99, погашение части долга не может признаваться как расход организации.

Как ведется учет целевого финансирования?

Целевое поступление денежных средств — это дополнительно выделяемые средства, которые организация вправе использовать в случае нехватки собственных средств из следующих источников:

  • Бюджета государства;
  • Различных фондов (как отраслевых, так и межотраслевых);
  • Вклады физических лиц на различные целевые нужды, (включая проведение научной работы и исследований).

Их отличие от любого кредита или займа в том, что возвращать эти средства нет необходимости, но использовать их можно строго для определенных целей.

Учет таких операций ведется с помощью счета 86. Для удобства к нему открываются субсчета для каждого из вида целевых финансирований. Поступление целевых средств фиксируется записью по кредиту 86 счета (счет пассивный).

В зависимости от направления затрат целевое финансирование может быть списано как на счет 20, 26 (на производство) так и на счета кассы, расчетные счета и 76 счет.

Оцените статью
Добавить комментарий