Предназначение и использование типовой корреспонденции счетов

Зачастую профессионализм бухгалтера определяется по двум основным критериям: насколько виртуозно он оперирует бухгалтерскими счетами и как хорошо знает налоговое законодательство. Опыт бухгалтерской деятельности в этом играет не последнюю роль. Но и бухгалтер со стажем, и бухгалтер-новичок не оставлены без методической помощи со стороны государства. Типовая корреспонденция счетов – яркое тому доказательство.

Понятие и виды корреспонденции в бухгалтерском учете

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, возникшая благодаря методу двойной записи. Синонимом этому понятию является термин «проводка».

Счета, соединенные двойной записью, получили название «корреспондирующие».

Различают несколько видов корреспонденции счетов бухгалтерского учета:

А) По технике записи:

  • Горизонтальная – проводка, где корреспондирующие счета и сумму записывают в одну строку и читают слева направо;
  • Вертикальная – проводка, где корреспондирующие счета записывают двумя строками и читаются сверху вниз: первая строка – дебетовая запись со своей суммой, а вторая строка – кредитовая запись со своей суммой.

Примеры горизонтальной и вертикальной корреспонденций приведены в таблице:

Б) По количеству задействованных бухгалтерских счетов:

  • Простая – такая проводка, где соединяются два бухгалтерских счета: один дебетируется, а второй кредитируется.

Сумма Дт сч. № 1= Сумма Кт сч. № 2;

  • Сложная – такая проводка, где соединяются несколько (больше двух) бухгалтерских счетов: один дебетируется, а несколько кредитируются и наоборот.

Сумма Дт сч. № 1 + Сумма Дт сч. № 2 = Сумма Кт сч. № 3,

или

Сумма Дт сч. № 1 = Сумма Дт сч. № 2 + Сумма Кт сч. № 3.

Примеры простой и сложной корреспонденций приведены в таблице:

Типовая корреспонденция и ее применение

Типовая корреспонденция формируется Министерством финансов РФ и находится в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н; в редакции от 08.11.2010 г.).

План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень (состоит из 8 разделов балансовых и 1 раздела забалансовых) счетов бухучета  для отражения хозяйственных операций и накопления бухгалтерской информации о деятельности предприятия, организации или учреждения.

Согласно этому Плану каждый счет имеет номер и название.

Кроме короткой характеристики каждого счета, здесь в комментариях представлены варианты корреспондирования его с другими счетами по дебету и кредиту. Это и есть типовые проводки (корреспонденция). Они являются методическими рекомендациями для ведения учета в разрезе счетов. Их существование обеспечивает единство в подходах к правдивому и достоверному отражению хозяйственных операций всеми предприятиями, независимо от их рода деятельности и организационно-правовых форм. Правда, этот документ не распространяется на кредитные и муниципальные организации.

Бухгалтер не имеет права корреспондировать счета, если такой вариант не предусмотрен типовыми проводками в Плане счетов. Если рискнуть «самодеятельностью», будет очень трудно отстоять такую запись перед проверяющими.

Как правильно составить корреспонденцию счетов?

Для правильного составления корреспонденции, нужно:

  • Изучить содержание хозяйственной операции;
  • Выделить два счета, которые затрагиваются (т.е. связываются между собой) этой операцией;
  • Определить их вид (активные или пассивные);
  • Составить проводку в соответствии с ее типом.

Выделяют всего четыре типа стандартных схем бухгалтерских проводок:

  • Тип 1: Оба счета активные. Общее имущество предприятия не изменяется (А + а – а );

  • Тип 2: Оба счета пассивные. Общее имущество предприятия не изменяется (П + п – п);

  • Тип 3: Один счет активный, а второй пассивный. Имущество компании увеличивается (А + а = П + п);

  • Тип 4: Один счет активный, а второй пассивный. Имущество компании уменьшается (А – а = П ‒ п).

Ошибки в бухгалтерских проводках и способы их устранения

Даже самые опытные бухгалтеры допускают ошибки, когда отражают хозяйственные операции по дебету и кредиту. Ошибка – это ненамеренное и заранее не спланированное искажение бухгалтерских записей.

Виды ошибок:

  • Технические – возникают только из-за нарушения техники ведения учета, но не влияют на суть операции (описки или опечатки, пропуск, неправильные арифметические подсчеты);
  • Процедурные – возникают из-за нарушения процедуры учета и влияют на суть хозяйственной операции (неправильные периодизация, корреспонденция или оценка; проводки на основе фальсифицированных первичных документов; ошибочные записи из-за неверного истолкования законодательства);
  • Программные – возникают из-за сбоев или несвоевременного обновления специализированных компьютерных программ.

Неправильную корреспонденцию счетов исправляется несколькими способами.

Способ 1. «Дополнительная проводка». Применяется, когда нумерация счетов указана правильно, но сумма операции ошибочно занижена. В этом случае делается дополнительная аналогичная запись на недостающую сумму.

Пример: Оприходованы запчасти от подотчетного лица на сумму 60 000 руб. Бухгалтер отразил это так:

Дт 10/5           Кт 71              6 000 руб.

 Исправляем ошибку:

Дт 10/5           Кт 71              54 000 руб. (60 000 – 6 000).

Способ 2. «Красное сторно». Применяется в таких случаях:

  • Нумерация счетов указана правильно, но сумма операции ошибочно завышена;
  • Сумма операции отражена правильно, но в нумерации корреспондирующих счетов допущена ошибка;
  • Обнаружена ошибка и в нумерации счетов, и в сумме операции.

В этом случае бухгалтер дублирует ошибочную запись на всю отраженную сумму красным цветом. Красный цвет воспринимается как имеющий знак «минус» и таким образом аннулирует проводку. Затем обычным цветом делается правильная бухгалтерская запись.

Пример: Списано сырье на производство продукции на сумму 45 000 руб. Бухгалтер отразил это так:

Дт 10/1           Кт 20              45 000 руб.

 Исправляем ошибку:

Дт 10/1           Кт 20              45 000 руб.

Дт 20              Кт 10/1           45 000 руб.

Помните: Сторнируется неправильная проводка в полном объеме. Не допускается частичное сторнирование сумм. Это считается нарушением техники ведения учета.

Если у бухгалтера есть сомнения по поводу определенной хозяйственной операции, то перед отражением ее в учете стоит посоветоваться с более опытными коллегами или аудиторами. При этом важно найти именно нормативное обоснование своим действиям. Ведь только закон защищает бухгалтера в его работе.

Новые публикации

Какое образование требуется для работы по Закону № 44-ФЗ?
В ст. 9 Закона № 44-ФЗ установлен принцип профессионализма заказчика, заключающийся в том, что к деятельности по осуществлению закупок привлекаются ...
11012019 Налоговая новость о применении налога на самозанятых / tax on self-employed
Юзвак Максим рассматривает отдельные вопросы о применении налога на самозанятых (налог на профессиональный доход): - применение налога на самозанятых гражданами ...
10012019 Налоговая новость о последствиях хищения денег со счета / money theft
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по налогу на прибыль при хищении денежных средств с банковского счета организации (Письмо Минфина от ...
Изменения НК РФ в части НДС и налога на прибыль в 2019 году
Новый выпуск программы БухгалтерLive посвящён изменениям Налогового кодекса РФ в части НДС и налога на прибыль, которые следует учесть бухгалтеру ...
09012019 Налоговая новость о последних законопроектах 2018 / tax bills 2018
Юзвак Максим рассматривает законопроект № 620109-7, уточняющий порядок автоматического обмена информацией, а также законопроект № 620146-7 об освобождении от НДС ...
Налоговые новости за декабрь. Итоги 2018. Перспективы 2019 / TAX news 2018-2019
Юзвак Максим рассматривает налоговые события за декабрь 2018. Подводятся итоги 2018 в налоговой сфере. Рассматриваются перспективы на 2019 в налоговой ...
29122018 Налоговая новость о НДФЛ при пользовании корпоративной программой / Personal income tax
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДФЛ при оплате работодателем за своих работников доступа к корпоративной программе для приобретения товаров ...
28122018 Налоговая новость о свиньях / Tax news about pigs
Юзвак Максим рассматривает налоговое значение символа наступающего нового года - свиньи (Письма Минфина от от 2 февраля 2018 г. № ...
Юридические услуги: постановка бухгалтерского учёта предприятия
Под постановкой бухгалтерского учёта подразумевается комплекс мер, направленных на создание уклада и правил для аудита предприятия согласно актуальным нормам закона ...
Согласование госконтракта без ЛБО, основание для выемки, учебный отпуск
Новости законодательства от 28.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Что грозит главному бухгалтеру за согласование проекта госконтракта, когда ...
27122018 Налоговая новость о планах ФНС России на 2019 / plans of the Federal tax service in 2019
Юзвак Максим рассматривает планы ФНС России на 2019 год. Затрагиваются следующие вопросы: взаимодействие с правоохранительными органами, отмена консолидированной группы налогоплательщиков, ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 27 декабря 2018
Сегодня в выпуске: Шпаргалка-2019 Работа на морозе Новое в требованиях Уволенные – под защитой Налоговый прогноз ...
Ошибочное перечисление денег, грубое нарушение на учёбе, увольнение без диплома
Новости законодательства от 27.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли использовать ККТ при ошибочном перечислении денег от ...
26122018 Налоговая новость о транспортном налоге по автомобилям инвалида / the car for invalid
Юзвак Максим рассматривает вопрос об освобождении от транспортного налога специализированных автомобилей, оборудованных для инвалидов (Письмо Минфина от 27 ноября 2018 ...
Продление проверки, реестр требований кредиторов, работа на морозе
Новости законодательства от 26.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Обязаны ли налоговики объяснять причины продления выездных проверок - ...
25122018 Налоговая новость о ККТ при расчетах между работником и работодателем / cash equipment
Юзвак Максим рассматривает отдельные вопросы применения кассовой техники при осуществлении расчетов между работником и работодателем (Письма Минфина от 30 ноября ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *