Практические аспекты применения сальдового метода учета материалов

Как правило, сальдовый метод учета материалов применяют с целью уменьшения трудоемкости учетного процесса, так как при использовании этого подхода отсутствует необходимость вести оборотно-сальдовые ведомости по всем видам запасов в бухгалтерском учете. В настоящее время, в связи с развитием высоких технологий и распространением автоматизации бухучета, этот метод несколько утратил свою актуальность. Однако, в ситуациях, когда компания ежемесячно заготавливает большой объем сырья и запасов, применение описанного в данной статье метода по-прежнему может помочь значительно повысить эффективность работы финансовой службы.

Особенности складского учета материалов при применении сальдового метода

Как уже было отмечено выше, при применении сальдового метода, бухгалтера предприятия не занимаются учетом запасов в разрезе всех наименований, поэтому для сотрудников складских подразделений возникает дополнительная сложность – при появлении каких-либо ошибок, их уже не получится быстро обнаружить путем сверки данных складской и бухгалтерской учетных систем.

Система учета запасов одного предприятия может включать в себя применение двух разных методов одновременно: и привычного способа, основанного на использовании оборотных ведомостей и сальдового метода. Однако, в рамках одного структурного подразделения компании обычно используют только один из способов.

 Оперативный учет запасов, ведущийся силами сотрудников складского подразделения, может производиться двумя методами:

  • Исключительно в количественном выражении;
  • И по количеству, и по стоимости.

Большинство компаний использует второй способ, поскольку он позволяет получать оперативные данные о текущем объеме финансовых затрат.

Отражение стоимости поступивших запасов может быть организовано одним из двух методов:

  • По полной фактической себестоимости;
  • По фиксированным условным ценам, которые в бухучете принято называть учетными.

Если поток поступающих материальных ценностей велик или номенклатурный ряд очень широк, то организация учета первым из перечисленных выше методов может стать очень трудной задачей, так как помимо суммы, уплаченной продавцу и указанной в поступившей накладной ТОРГ-12, в себестоимость материалов могут быть включены и другие сопутствующие затраты. К ним могут быть отнесены:

  • Затраты на доставку материалов;
  • Затраты на страхование груза;
  • Оплата услуг организации-посредника;
  • Иные платежи, связанные с приобретением МПЗ, например оплата услуг брокера.

При применении сальдового метода учета материалов, возникает дополнительная сложность – так как учет поступлений ведется силами сотрудников склада, а не бухгалтерии, на момент поступления материальных ценностей у них может просто не быть в наличии всех документов и данных, влияющих на сумму фактической себестоимости. Поэтому, при ведении учета сальдовым методом, стоимость материалов значительно удобнее рассчитывать на основании определенных фиксированных условных цен, иначе говоря, учетных.

После окончания отчетного периода или в иные сроки, установленные внутренним регламентом организации, сотрудники склада передают в бухгалтерию полученные ими накладные, счет-фактуры, ТТН и прочие документы по поступившему сырью и материалам, а также карточки учета по форме М-12.

Особенности бухгалтерского учета при применении сальдового метода учета материалов

Предприятия, применяющие сальдовый метод, не отражают в своем бухучете все движения своих запасов, в отличие от организаций, которые используют иные методы учета заготовления материалов.

Доверяя учет в разрезе всей номенклатуры сотрудникам складского подразделения, финансовые службы компании оставляют за собой обязанность вести учет материалов только в разрезе субсчетов и групп. Бухгалтер, ответственный за ведение участка материалов, в течение месяца формирует в бухгалтерском учете следующие обобщенные данные:

  • Стоимость приобретенных материальных ценностей в виде общих сумм, распределенных по группам материалов и по субсчетам;
  • Суммы дополнительных затрат, имеющих непосредственную связь с покупкой материалов.

В итоге, на соответствующем счете формируется точная себестоимость приобретенных за определенный период запасов.

Как уже было отмечено выше, в конце месяца, недели или в какие-либо другие сроки, бухгалтер получает от сотрудников склада карточки складского учета совместно с накладными, счет-фактурами и прочими документами по поступившим материальным ценностям. После этого сотрудник бухгалтерии действует следующим образом:

  • Сверяет записи в формах М-12 и накладные ТОРГ-12;
  • Проверяет правильность исчисленных сумм остатков;
  • Переносит в сальдовую книгу суммы остатков;
  • Заверяет своей подписью формы М-12 и данные в сальдовой книге.

Применение учетных цен при сальдовом методе учета материалов

Если материальные ценности были оприходованы на складе по учетным ценам, возникает необходимость в дополнительном исчислении разницы между учетной (условной) и фактической стоимостью запасов. Для этого применяются специальные счета под номерами пятнадцать и шестнадцать.

Дебет счета пятнадцать служит для отражения фактической суммы себестоимости поступивших запасов, а кредит – для их стоимости по ценам учетным. Сальдо пятнадцатого счета, полученное на конец месяца, представляет собой не что иное, как рассчитанную разницу между учетной и фактической себестоимостью поступивших за этот месяц материальных ценностей. Его значение переносится на счет шестнадцать и, впоследствии, при составлении баланса, используется для корректировки десятого счета.

Новые публикации

Как происходит передача ОС
Передача основных средств можно сказать за чистую благодарность это достаточно редкое явление в бухгалтерии. И именно по этой причине, когда ...
Все самое важное о сумме текущих активов в балансе
Активы - это ресурсы предприятия, способные приносить ему прибыль. Сумма текущих активов в балансе показывается отдельно от суммы долгосрочных активов, ...
15122017 Налоговая новость о налоговом вычете на бассейн / tax deduction on the pool
Юзвак Максим рассматривает возможности применения налогового вычет на обучение ребенка плаванию в бассейне ...
Заполнение счёта-фактуры, НДС-вычеты, штрафы за нарушение ПДД
Новости законодательства от 14.12.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каких случаях в счёте-фактуре не нужно заполнять код ...
13122017 Налоговая новость о взносах по иностранному филиалу / contributions in foreign branch
Юзвак Максим рассматривает вопрос начисления страховых взносов по выплатам работникам в финляндском подразделении ...
Как устранять ошибки в бухгалтерском учете
Если было замечено, что в одном из прошлых периодов ведения бухучета была допущена ошибка, то ее обязательно требуется устранить. Исправление ...
Бухгалтер по расчетам с поставщиками
Каждая средняя или крупная организация имеет отдел бухгалтерии. При небольших оборотах главбух выполняет работу по всем направления. При большей загруженности ...
Как происходит возврат подотчетной суммы в кассу
Возврат подотчетной суммы в кассу это тот процесс, с которым рано или поздно приходится сталкиваться любой компании. Такое происходит в ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 7 по 13 декабря 2017 года
В этом выпуске: Пособия-2018 Изменения для экспортеров и не только Осведомлен быть должен! Ограничения на работников-иностранцев Налоговый прогноз ...
Все о главной книге в бухгалтерском учете
Применение главной книги в учете на предприятие всегда вызывает заинтересованность и вопросы специалистов. Ни одна проверка не обходится без изучения ...
Амортизация ОС, среднесписочная численность сотрудников, компенсация затрат на детсад
Новости законодательства от 13.12.2017 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как учесть амортизацию по основным средствам, используемым в капитальном ...
12122017 Налоговая новость о выплате дохода через иностранную организацию
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия при выплате дохода российскому резиденту через иностранные организации, не обладающие фактическом правом на доход ...
Что регистры и каков порядок их заполнения
В первую очередь современный бухучет необходим для двух вещей. Первое это фиксирование всех операций производимых с банковским учреждением. Второе это ...
Учет и распределение общепроизводственных затрат
Все чаще у главных бухгалтеров и начальства планово-экономических отделов промышленных компаний возникает огромное количество вопросов касательно распределения общепроизводственных и общехозяйственных ...
Как отразить затраты на основное производство в бухгалтерском учете
Затратами на основное производство называются расходы, связанные с производством продукции. Благодаря им созданы все условия для того, чтобы процесс производства ...
Какие первичные документы используются для учета нематериальных активов
Нематериальные активы (НМА) – внеоборотный актив организации, к нему можно отнести лицензионные права на результат интеллектуальной деятельности, а так же ...
Загрузка...