Аудит основных фондов организуется для выработки аргументированного мнения о полноте и достоверности отражения информации об имеющихся у организации данных активов в бухгалтерской отчётности.Первостепенные задачи, которые сотрудник аудиторской организации должен решить во время совершения аудиторской проверки основных средств:
- Рассмотреть состав и структуру имеющихся у предприятия основных фондов;
- Исследовать условия эксплуатирования и хранения имущества;
- Удостовериться, насколько корректно и полно оформлены документы по перемещению основных средств, а также правильно ли эти действия отражены на бухгалтерских счетах;
- Проконтролировать верность расчёта износа и правильности отражения его в учёте;
- Проанализировать объёмы произведённого ремонта основных средств, а также убедиться в правильном его отражении на счетах;
- Проанализировать переоценку активов;
- Качественно оценить ежегодную инвентаризацию.
Информационная база
Аудитор при проведении аудита основных фондов руководствуется информацией, полученной из нижеперечисленных источников:
- Локальных актов, регламентирующих учёт операций, связанных с основными фондами. Базисным таким актом служит приказ об учётной политике предприятия. Кроме него к ним относятся график документооборота, внутренние приказы о назначении комиссий и др.;
- Первичной документации по учёту операций. В частности, накладные на внутреннее перемещение, акты, платёжные документы, наряд-заказ на ремонт нефинансового актива, инвентарные карточки и описи и т. д.;
- Аналитические и синтетические регистры. В частности, журналы-ордера по счетам, Главная книга, оборотные ведомости, регистры налогового учёта;
- Форм бухгалтерской отчётности, а именно Бухгалтерского баланса, Отчёта об изменениях капитала, налоговых деклараций, Пояснительной записки, Приложения к бухгалтерскому балансу;
- Прочие документы. Это сметы, книги покупок, книги продаж и т. д.
Процедуры, проводимые при аудите
Для того чтобы вынести верное аудиторское заключение, совершаются конкретные нижеуказанные аудиторские процедуры:
- Нормативная проверка правомерности и полноты отражения имеющихся у аудируемого предприятия основных средств в бухгалтерской отчётности;
- Арифметический пересчёт амортизации;
- Инспектирование методом встречной ревизии отражения на счетах как у проверяемой организации, так и у его контрагентов операций с основными фондами;
- Нормативно-правовая ревизия верности ведения налогового учёта, связанного с амортизацией;
- Оценочный анализ структуры основных средств и его динамики, оценка коэффициентов эффективности их эксплуатации.
Аудит наличия имущества
Самый первый шаг – проверка основных средств на их наличие и сохранность, которые отражены в отчётности. При этом осуществляются следующие мероприятия:
- Запрашивается информация, закреплены ли за определёнными работниками имущество;
- Выясняется, имеются ли с этими сотрудниками договора о материальной ответственности;
- Изучаются условия эксплуатирования основных фондов;
- Выявляется степень организации охранных мер;
- Ревизуются инвентарные карточки на их наличие и правильность заполнения;
- Выясняется, приложена ли техническая документация к инвентарным карточкам;
- Проверяется, на всех ли основных средствах записаны инвентарные номера;
- Соотносятся указанные в инвентарных карточках данные с данными по счету 01;
- Выясняется, оформлены ли права собственности надлежащим образом;
- Выявляется, нет ли малоценных предметов в составе основных средств;
- Анализируется оценка имущества.
Аудит движения имущества
Вторым этапом является анализ движения основных средств.
На данной ступени проверки выясняется, насколько законно и целесообразно выполнены операции, отражающие приобретение, перемещение и списание нефинансовых активов. Обязательно проверяется правильность отражения этих операций на счетах. С этой целью используют два метода:
- Сплошной метод. Таким способом проверяется учёт нетипичных операций.
- Выборочный метод. Применяется при аудите типичных операций.
Ни в коем случае нельзя применять выборочный метод при аудите операций по списанию основных средств. В данном случае применяется только сплошной метод.
Амортизация – третий шаг
Начисление амортизации представляет особый интерес при аудите. Неправильный её расчёт приводит к нарушениям налогового учёта. Ключевые вопросы, которые затрагиваются при аудите амортизации основных фондов:
- Выясняется, насколько целесообразно использование того способа исчисления амортизации, который утверждён в аудируемой фирме учётной политикой;
- Проверяется, в соответствии ли с ОКОПФ поставлены на учёт основные средства, и, вследствие этого, правильно ли определены нормы амортизации;
- Проверяется, соблюдается ли условие своевременности начисления амортизации;
- Выясняется законнсть отнесения амортизации на себестоимость продукции.
Затраты на ремонт – особая стадия
Не стоит забывать и об аудите затрат на ремонт имущества. На этом шаге аудиторской проверки выясняется:
- Имеются ли в наличии сметы расходов и планов на ремонт;
- Имеются ли первичные документы, насколько правомерно и своевременно они составлены и оформлены;
- Соблюдаются ли различные строительные нормы. В частности, расценки на оплату труда, нормы на расходование материальных запасов;
- В соответствии ли с производственным назначением основного средства отнесены затраты на его ремонт на себестоимость продукции.
Характерные ошибки, которые могут выявиться во время аудита
В ходе осуществления аудиторских действий по отношению к основным фондам могут выявиться нижеперечисленные ошибки:
- Нарушены сроки принятия на баланс нефинансовых активов;
- Ошибочно установлена первоначальная стоимость активов при их принятии на учёт;
- Операции по перемещению основных фондов отражены на бухгалтерских счетах неверно;
- Отсутствует документальное свидетельство реальной рыночной цены активов при проведении переоценочных действий;
- Неверно установлены сроки начала и конца износа;
- Не соблюдается документооборот операций;
- Инвентаризации проводятся фиктивно;
- Прибыль, которую организация получила от реализации основных средств и которая подлежит налогообложению, неверно рассчитана;
- При расчёте амортизации неправомерно применены повышающие коэффициенты;
- Ежеквартальный расчёт амортизации, отсутствие помесячного расчёта;
- В составе капитального вложения не учтены расходы на модернизацию (реконструкцию) основных средств. Они неправомерно учтены как ремонт.
Аудитор обязан ознакомить руководство аудируемой фирмы о выявленных ошибках и недочётах для их исправления до вынесения аудиторского заключения.
После проверки работник аудиторской организации проводит анализ обнаруженных нарушений и ошибок в соответствии с предписаниями федерального стандарта № 4 «Существенность в аудите». Некоторые нарушения могут сильно повлиять на истинность бухгалтерской отчётности.