Двойная уплата НДФЛ это

Как избежать двойной уплаты НДС при импорте товаров Импорт товаров по законам РФ — ввоз продукции в Россию с территории другого государства без...

Импорт товаров по законам РФ — ввоз продукции в Россию с территории другого государства без обязательного вывоза. Импортируемый товар относится к самостоятельному объекту налогообложения, поэтому плательщики обязаны действовать с учетом требований НК РФ. Налог оплачивает сам импортер и получатель груза, что приводит к двойным расходам. Ниже рассмотрим, почему так происходит, и какие схемы можно использовать для решения проблемы.

Как работает классическая схема

При стандартном режиме компания в РФ импортирует товар на территорию страны с последующей перепродажей в другое государство, к примеру, в СНГ. Схема взаимодействия имеет следующий вид:

  • Юридическое лицо из РФ оформляет договор с компанией-поставщиком из другого государства.
  • Продукция приходит в РФ на склад. Одна часть остается здесь храниться, а вторая отправляется в одно из государств СНГ.

С юридической и логистической точки зрения эта схема наиболее проста и понятна всем участникам процесса: юридическим работникам, бухгалтерам, представителям отдела логистики и т. д.

Новые правила НДФЛ: двойная работа для бухгалтеров, но больше доходов для бюджета

Но у нее имеется два недостатка, которые необходимо учесть:

  • Двойная выплата НДС. Сначала налог платится на таможне при пересечении границы РФ. На следующим шаге бремя ложится на получателя после доставки товара, к примеру, в Казахстан. Выходит, что раз в три месяца по одной и той же поставочной схеме НДС выплачивается дважды. До момента передачи документации об оплате налога в Казахстане эту сумму не получится вернуть в РФ.
  • Многократное и ненужное движение продукции между государствами. Сначала компания отправила товар в Пермь, а потом в Нур-Султан. В результате тратятся большие деньги, а на импортера возлагается дополнительная нагрузка.

Для упрощения схемы возникает вопрос, как избежать необходимости два раза платить НДС на этапе импорта.

Как избежать двойной оплаты налога

В целях экономии можно пойти следующим путем:

  • Оплата НДС при оформлении товара на таможне. Без этого шага не обойтись, ведь товар не выпустят до момента оплаты всех таможенных выплат, в том числе косвенных налогов.
  • Постановка суммы, переданной на таможне, к возмещению.
  • Начисление налога на добавленную стоимость при реализации товара в России.

Если в схеме используется аванс

Если при совершении сделки использовались авансовые выплаты, использовать рассмотренную выше схему не получится. Это связно с тем, что при получении аванса юридическое лицо РФ обязано заплатить с него НДС, а после перечислить первоначальный платеж поставщику за границу без налога на добавленную стоимость. При ввозе продукции в Россию придется оплатить НДС уже с налоговой базы.

Следовательно, при использовании партнерской схемы с авансовыми платежами избежать двойной уплаты НДС не получится. Альтернативное решение — переложить налог на сторону-покупателя, в том числе по авансу НДС.

При сотрудничестве с компанией из-за границы стоит попросить отсрочку выплаты на 1-2 месяца со дня получения инвойса или отгрузки. Если партнеры не идут на такой шаг, тогда сумма налога вносится в авансовый платеж или выплачивается из маржи.

Удержание и уплата НДФЛ

Компенсация расходов на двойную уплату за счет вычета

Если избежать двойной оплаты НДС не удается, можно воспользоваться функцией получения вычета. Последний не выдается, если компания освобождена от уплаты внутреннего налога, или продукция не облагается налогом. Подробный список товаров приведен в Налоговом Кодексе России в статья 150 и 151.

Условия

Для вычета должны быть соблюдены следующие условия:

  • Продукция покупается для применения в сфере, которая облагается налогом.
  • Правильное отражение операции в учетной и первичной документации.
  • Отражение сделки в книге покупок.
  • Сохранение документации, подтверждающей оплату налога.

На оформление вычета можно рассчитывать в течение трех лет с момента, когда товар приняли к учету и заплатили НДС.

Документы

В роли получателя налога в процессе ввоза выступает таможенная структура. НДС платиться вместе с остальными таможенными выплатами, а сумма к оплате формируется с учетом таможенной цены ввозимой продукции, пошлины и акциза (при его наличии). Следовательно, для возврата налога при импорте необходимо подать в ФНС декларацию и предъявить следующие бумаги:

  • соглашение о поставке продукции в РФ с указанием сроков, условий, стоимости;
  • декларация с таможни с пометкой о разрешении на ввоз;
  • подтверждение оплаты налога и его перевод в бюджет;
  • первичная документация по учету;
  • накладные и т. д.

Особенности проверки

Декларация передается до 25-го месяца, который идет за отчетным кварталом. На возмещение при двойной уплате НДС дается три года, после чего возврат невозможен. По факту получения декларации работники ФНС начинают проверку продолжительностью до 60-90 дней. На этом этапе выполняется следующая работа:

  • Анализируется переданная документация.
  • Определяется отправитель и получатель.
  • Сравниваются данные.
  • Проверяется факт оформления договора между сторонами.
  • Анализируется отправитель путем отправки запросов в иностранные органы.
  • Проверяется путь товара и реальный покупатель.
  • Изучается маршрут движения, договора доставки и т. д.

Во время проверки ФНС изучает сделку на факт законности требования о возврате налога при импорте товаров. По итогу принимается решения о частичном / полном возврате или отказе. Средства перечисляются на счет предприятия, зачитываются в счет будущих перечислений или используются для погашения задолженности по налогу.

Возможные трудности

Стоит учесть, что при ввозе демонстрационных образцов получить вычет зачастую не удается из-за отнесения этой продукции к категории безвозмездной. Для доказательства своей правоты необходимо сказать, что такие образцы нужны для продажи аналога и используются для облагаемых налогом сделок.

Особенности для ЕАЭС

При рассмотрении вопроса с двойной уплатной НДС нужно понимать, что при сделках внутри ЕАЭС ситуация иная. Между РФ, Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией заключен договор, по которому таможенный контроль / оформление не проводится. Следовательно, НДС платится напрямую в ФНС, а не таможне. Сумма к оплате рассчитывается как цена купленных товаров с прибавлением расходов на акциз. Расчеты проводятся на момент даты принятия импортных товаров.

Срок оплаты налога при ввозе продукции внутри ЕАЭС — до 20-го числа месяца, который идет за месяцем пересечения границы. К примеру, если товар ввезен в сентябре, оплатить налог нужно до 20-го сентября. При этом нужно принять продукцию к учету, оплатить НДС и отразить его в декларации. На проверку ФНС документов идет до 10 дней.

Итоги

Существует немного схем, позволяющих избежать двойной уплаты НДС при импорте товаров. В качестве альтернативы можно оформить вычет и тем самым компенсировать дополнительные расходы.

Источник: proffresh.ru

Порядок и способы устранение двойного налогообложения при взимании НП и НДФЛ

При определении налогового статуса приоритетным критерием является место осуществления основной хозяйственной деятельности или место получения дохода, то есть экономическая связь физического лица и государства. Решение на основе гражданства принимается только в том случае, если невозможно определить налоговый статус исходя из иных критериев. Когда определение налогового статуса на основе гражданства невозможно, решение о порядке налогообложения доходов иностранного физического лица принимается по договоренности между компетентными органами государств, заключивших соглашение.

Доходы физических лиц. Заработная плата или иное вознаграждение, получаемое физическим лицом за выполняемую им работу на территории государства, которое не является его постоянным местопребыванием, подлежит налогообложению в государстве, где получен данный доход, при выполнении следующих условий:

— физическое лицо находится в государстве, в котором получен доход, в течение одного или нескольких периодов времени, превышающих в сумме 183 дня в теч. 12 мес;

— работодатель, которым или от имени которого выплачивается заработная плата, имеет постоянное местопребывание в государстве получения дохода.

Кроме того, если заработная плата выплачивается постоянным представительством, расположенным на территории иностранного государства, налогообложение осуществляется в государстве местонахождения этого представительства.

Регулирование вопросов двойного налогообложения осуществляется не только на уровне международных налоговых соглашений, но и национальным законодательством.

Порядок устранения двойного налогообложения доходов физических лиц установлен в статье 232 НК РФ.

1. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, не засчитываются при уплате налога в РФ, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

2. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы

— официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения,

— документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.

При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.

В соответствии с действующим российским законодательством существуют два способа применения положений международных налоговых соглашений:

— предварительное освобождение от налогообложения доходов иностранных юридических и физических лиц из источников в России;

— возврат налогов, удержанных налоговыми агентами.

Предварительное освобождение может быть получено в российских налоговых органах по месту нахождения налогового агента. Отечественная практика предварительного освобождения от уплаты налога в соответствии с международными налоговыми соглашениями имеет очевидные недостатки, связанные с несовершенством законодательства РФ. Это нередко становится причиной разногласий и споров. С целью обойти двойное налогообложение иностранный налогоплательщик приобретает право освобождения от конкретного налога в РФ именно в силу международного соглашения, а не на основании разрешения российского налогового органа (статья 312 НК РФ). Это подтверждает и арбитражная практика.

Возврат из бюджета уплаченных налогов производится при условии подачи документов на освобождение не позднее одного года с момента окончания налогового периода, в котором налогоплательщик претендует на льготу.

Источник: studopedia.org

Двойное налогообложение: понятие, предпосылки возникновения, тенденции и способы решения

Матус, Е. М. Двойное налогообложение: понятие, предпосылки возникновения, тенденции и способы решения / Е. М. Матус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 315-318. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91108/ (дата обращения: 23.08.2023).

В статье раскрывается понятие налога, налоговой системы. Дается понятие двойного налогообложения, причин его возникновения и дальнейших тенденций в развитии данной проблематики в международной юриспруденции.

Ключевые слова : двойное налогообложение, налог, налоговое законодательство, налоговая сфера, интеграционный процесс.

The article reveals the concept of a tax, a tax system. The concept of double taxation, the causes of its occurrence and further trends in the development of this problem in international jurisprudence is given.

Keywords: double taxation, tax, tax legislation, tax sphere, integration process.

Основополагающим инструментом развития любого государства являются налоги. «В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж» [1, с. 20]. Государственные доходы и государственные бюджеты формируются главным образом за счет налогов. «Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т. е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи» [1, с.21].

На общий размер налоговых платежей и изъятий и их долю национальном доходе значительное влияние оказывают множественные факторы и в частности такие, как социальная политика государства, размеры государственной собственности, формы и методы государственного вмешательства в экономику, степень милитаризации государства.

Страны, чье правительство активно способствует развитию социальной политики и оказанию мер по поддержки населения (Франция, Германия, Скандинавские страны), будут иметь большую долю налоговых изъятий. В налоговом законодательстве Российской Федерации закреплено, что налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с различных предприятий и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения государственной деятельности.

На сегодняшний день, как в отечественном, так и в международном праве одной из главных проблем является проблема двойного налогообложения.

А. В. Толкушкин считает, что двойное налогообложение — это «ситуация, когда одновременно в двух или более странах одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения» [2].

Под двойным налогообложением понимают ситуацию, при которой компания или физическое лицо за одну и ту же операцию платит одинаковые платежи в двух (нескольких) странах. С таким налогообложением зачастую сталкиваются крупные предприниматели или компании, которые ведут бизнес, либо проживают на территории двух стран. Чаще всего это явление связано с тем, что актив, или сумма дохода, или проводимая операция затрагивает налоговые юрисдикции двух стран. Двойное налогообложение возникает в ситуации, когда одно и то же лицо рассматривается в качестве налогоплательщика, либо так рассматривается один и тот же объект.

Вероятность того, что субъект может облагаться однотипными налогами из нескольких государств является серьезной проблемой в сфере международного налогообложения. Эта проблема стала обостряться с ростом глобализации и интегрированности экономических систем в мире.

Возникновение двойного налогообложения вызвано глобальными политическими и экономическим, и процессами, такими как международная интеграция, сближение правовых систем. Расширяющиеся международные хозяйственные связи привели к возникновению проблем двойного налогообложения ещё в начале XX века.

Вопросы существования проблем двойного налогообложения стали возникать уже в конце XIX начале XX веков. В это время начали не только выявляться сами проблемы этого явления, но и их последствия, и ущерб, причиняемый коммерсантам и прочим физическим лицам.

В этот период стали появляться первые соглашения о взаимной помощи в решении вопросов налогообложения и решение проблем адаптации друг к другу общих принципов налогообложения. Тенденции развития международно-правовых отношений в области налогообложения в научной литературе определяются по-разному. Авторы выделяют «четыре основных временных этапа развития межгосударственного сотрудничества (конвергенции национальных налоговых систем) в налоговой сфере:

1) 2-я половина ХIХ в. — 1913 г. (до начала Первой мировой войны);

2) Межвоенное двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период Второй мировой войны);

3) 2-я половина 1940-х годов (после окончания Второй мировой войны) — середина 1990-х годов;

4) 2-я половина 1990-х годов по настоящее время» [3, с.65].

С 1894 года до начала Первой мировой войны, подписаны 11 двусторонних межгосударственных налоговых соглашений, регулирующих общие и отдельные вопросы устранения двойного налогообложения. В период с 1922 по 1939 годы создано и подписано 69 соглашений по налогообложению доходов и имущества между странами Европы, США и Азии. В 1925 году заключен Договор между СССР и Германией, в котором в том числе затронут вопрос об устранении двойного налогообложения от коммерческой деятельности и на недвижимое имущество.

«Судя по всему, в то время господствовало мнение, что вооруженные конфликты не являются препятствием для преследования государствами своих фискальных интересов даже на театре военных действий» [4, с.33].

Данная тенденция привела к расширению межгосударственного правового взаимодействия и в странах Востока, Африки и Латинской Америки.

По мере развития международного экономического взаимодействия происходило укрепление налогового сотрудничества. Оно в свою очередь привело к образованию:

— Организации европейского экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

— Европейского экономического сообщества (ЕЭС);

— затем Европейского союза (ЕС);

— Организации Объединённых Наций (ООН);

— Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) стран социалистического лагеря;

— Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);

— Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА);

— Евразийского экономического сообщества (ЕврАЗЭС) и др.

Таким образом, к числу характерных тенденций международного налогового взаимодействия во 2-й половине ХХ века можно отнести:

— рост и расширение на двустороннем и многостороннем уровне динамики отношений;

— обострение противоречий во взглядах между различными странами по некоторым вопросам регулирования в налоговой сфере;

— расширение «центров» для разработки модельных правил налогообложения;

— усиление интеграционного процесса на региональном уровне, где отражались различные взгляды, в том числе и на гармонизацию и унификацию налоговых правил.

Существуют различные определения международного двойного налогообложения. Например, в Новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «одновременное удержание различных налогов в разных странах вследствие подчиненности налогоплательщика и объекта» [5].

Понятие «двойное налогообложение» ряд исследователей определяют, как юридическое и экономическое, и кроме того, как международное (внешнее) и внутреннее.

Под юридическим двойным налогообложением, ряд авторов, понимают то, что «в силу формальных (установленных налоговым законодательством) оснований у одного и того же лица в отношении одного и того же объекта налогообложения возникает обязанность по уплате сопоставимых налогов более одного раза за один и тот же период. Под экономическим двойным налогообложением понимает последовательное налогообложение одного и того же объекта у разных налогоплательщиков» [6].

Таким образом, существует вывод о том, что экономическое понимание двойного налогообложения шире, т. к. юридическое охватывает только часть возникающих общественных отношений, связанных с правовым регулированием и регламентацией.

Внутреннее двойное налогообложение возникает, когда один и тот же налог взимается на уровне различных административно-территориальных единиц.

Внешнее двойное налогообложение образуется, когда налогоплательщику предъявляются налоговые претензии налоговые ведомства двух государств по уплате одного и того же налога за один и тот же период.

Ситуация двойного налогообложения возникает в результате конкуренции налоговых юрисдикций разных стран. Предпосылок возникновения данного явления немало. Различные специалисты, изучавшие практики разрешения налоговых споров государств указывают на следующие причины «двойного налогообложения в международных отношениях:

1) признание одного и того же субъекта (юридического или физического лица) резидентом в двух или более странах;

2) квалификация одного и того же дохода/имущества как имеющего источник происхождения в двух или более государствах;

3) различия в дефинициях, классификациях и видах доходов между государствами;

4) различия в порядке и размерах зачета понесенных расходов;

5) обложение одного и того же дохода/имущества в одном государстве на основании критерия резидентства, а в другом — по принципу источника дохода;

6) отсутствие во внутреннем законодательстве одной из заинтересованных стран положений о зачете определенных видов налогов, уплаченных в другой заинтересованной стране» [7, с.26].

Для устранения проблемы двойного налогообложения существуют несколько подходов.

Подход первый — двойное налогообложение может быть устранено нормами внутреннего законодательства, содержащего положения о налоговом освобождении, налоговом кредите и налоговом вычете. Однако этот подход не способен быть постоянно применяемым по ряду причин, из наиболее очевидных — факт того, что не все причины возникновения данных проблем находятся в ведении одного государства.

Подход второй — решение проблемы с помощью международного судопроизводства. Так же неоднозначен как средство решения проблемы двойного налогообложения, по причине того, что на сегодняшний день компетенция международных судов в данном вопросе сильно ограничена и это сильно усложнит работу международной судопроизводственной системы в целом.

Подход третий — заключение государствами соглашений об избежании двойного налогообложения. Наиболее применим в настоящее время, так как создается отдельный нормативно-правовой акт, регулирующий данную сферу общественных отношений между государствами. Так же способствует упрощению международного судопроизводства в вопросах двойного налогообложения.

Подводя итог вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что один из подходов все-таки более предпочтителен, но для работы по устранению проблемы двойного налогообложения необходимо применять эти подходы в совокупности. При использовании всех подходов можно добиться точности и упорядоченности в решении рассматриваемой проблемы.

  1. Перов А. В., Толкушкин А. В. П27 Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с.
  2. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
  3. Погорлецкий А. И. Конвергенция национальных налоговых систем// Вестник СПбГУ. 2005 Сер.5. Вып. 2 С. 65–73.
  4. Кучеров И. И. Международное налоговое право. М.: ЗАО «ЮрИнформ», 2007. — 248с.
  5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. — М.: Инфра-М, 2005. — 343 с.
  6. Шакирьянов А. А. Становление и развитие института международного двойного налогообложения// Законодательство и экономика. 2006. № 3 СПС «КосультантПлюс»;
  7. Подчуфарова Инна Владимировна. Международно-правовое регулирование избежания двойного налогообложения в международном экономическом праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2017–248 с.

Основные термины (генерируются автоматически): двойное налогообложение, мировая война, налог, налоговое законодательство, государство, налоговая сфера, внутреннее законодательство, интеграционный процесс, международное судопроизводство, физическое лицо.

Источник: moluch.ru

Оцените статью
Добавить комментарий