Европейское трудовое право это

Скоро: доступ к каталогу только после регистрации на сайте - Регистрация Трудовое право Европейского Союза. Учебное пособие / Кашкин Ю.С. - М.: Волтерс...

Трудовое право Европейского Союза. Учебное пособие / Кашкин Ю.С. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — 304 c.

Кашкин Ю.С. :
Трудовое право Европейского Союза. Учебное пособие

Тип : Издание
Автор : Кашкин Ю.С.
Издательство : Волтерс Клувер
Место издания : Москва
Количество страниц : 304
Год издания : 2009 г.

Оглавление:

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .III
Глава I. История возникновения трудового права Европейского Союза и этапы
его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
§ 1. Зарождение идей о трудовом праве в Европе до Второй мировой войны . . . . 1
§ 2. Развитие идей о трудовом праве в Европе после Второй мировой войны . . . 13
§ 3. Этапы и перспективы развития трудового права Европейского сообщества . . 20
Глава II. Международно-правовое регулирование труда и Европейское
сообщество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Европейский союз — краткая история на карте


§ 1. Роль и место Европейского сообщества в международно-правовом
регулировании труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
§ 2. Деятельность Европейского сообщества в области регулирования труда . . . 51
§ 3. Функционирование институтов и органов Европейского сообщества в сфере
трудового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Глава III. Основные сферы отношений, регулируемых трудовым правом
Европейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
§ 1. Закрепление основных трудовых прав в законодательстве Европейского
сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
1.1. Источники и порядок закрепления основных трудовых прав работников
в праве Европейского сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
1.2. Запрет дискриминации в трудовых правах в праве Европейского
сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
§ 2. Трудовое законодательство Европейского сообщества . . . . . . . . . . . 123
2.1. Рабочее время и время отдыха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
2.2. Охрана труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .127
2.3. Защита работников в случае сокращения штата, при банкротстве и смене
работодателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132
2.4. Регулирование процессов производственной демократии в Европейском
сообществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Глава IV. Правовые аспекты взаимодействия России и Европейского сообщества
по вопросам трудового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
§ 1. Социальные положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между
Россией и Европейскими сообществами 1994 г . . . . . . . . . . . . . . . . . 144

Как устроена власть в ЕС | Инфографика


§ 2. Гармонизация законодательства России со стандартами Европейского
сообщества в сфере трудового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
§ 3. Регулирование труда в свете «стратегического партнерства»
и необходимость разработки соглашения об Общем социальном пространстве между
Россией и Европейским Союзом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Приложение: Основные документы (в извлечениях) . . . . . . . . . . . . . . . 177
1. Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора
от 13 декабря 2007 г.) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177
2. Договор о функционировании Европейского Союза (в редакции Лиссабонского
договора от 13 декабря 2007 г.) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . 182
3. Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01)
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
4. Директива Совета «О создании общих стандартов в поддержку равноправия
в сфере занятости и труда» от 27 ноября 2000 г. № 2000/78/ЕС
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
5. Директива Совета «О сближении законодательства государств-членов
относительно применения принципа равной оплаты труда мужчин и женщин»
от 10 февраля 1975 г. № 75/117/ЕЭС (Официальный журнал L 045, 19/02/1975
С. 0019-0020) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
6. Директива Европейского Парламента и Совета от 23 сентября 2002 г
№ 2002/73/ЕС, изменяющая Директиву Совета «Об имплементации принципа
равенства мужчин и женщин в вопросах трудоустройства, профессионального
обучения, продвижения по службе и условиях труда» № 76/207/ЕЭС (Официальный
журнал L 269, 05/10/2002 С. 0015-0020) (в извлечении) . . . . . . . . . . . .205
7. Директива Совета «Об имплементации принципа равенства мужчин и женщин
в вопросах трудоустройства, профессионального обучения, продвижения
по службе и условиях труда» от 9 февраля 1976 г. № 76/207/ЕЭС (Официальный
журнал L 039, 14/02/1976 С.004-0042) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . .208
8. Директива Совета «О поступательной имплементации принципа равенства
мужчин и женщин в сфере социальной защиты» от 19 декабря 1979 г. № 79/7/ЕЭС
(Официальный журнал L 251 du 3.10.2003. Р. 12) (в извлечении) . . . . . . . .210
9. Директива Совета «О праве на семейное воссоединение» от 22 сентября
2003 г. № 2003/86/ЕС (Официальный журнал L 251 du 3.10.2003. Р. 12)
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
10. Директива Совета «О статусе граждан третьих стран, проживающих
на долгосрочной основе» от 25 ноября 2003 г. № 2003/109/ЕС (Официальный
журнал L 16 du 23.1.2004. Р. 44) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . .216
11. Регламент (ЕЭС) Комиссии «О праве работников оставаться на территории
государства-члена после осуществления там трудовой деятельности» от 29 июня
1970 г. № 1251/70 (Официальный журнал L 142 du 30.6.1970. Р. 24)
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
12. Директива Совета «Об образовании детей работников-мигрантов» от 25 июля
1977 г. № 77/486/ЕЭС (Официальный журнал L 199, 06/08/1977 С. 0032-0033)
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
13. Директива Европейского Парламента и Совета «О защите работников в случае
банкротства работодателя» от 22 октября 2008 г. № 2008/95/ЕС (Официальный
журнал L 283, 28/10/2008 С. 0036-0042) (в извлечении) . . . . . . . . . . . .223
14. Директива Совета «О сближении законодательства государств-членов
относительно защиты прав работников в случаях передачи предприятий, бизнеса
или части предприятия или бизнеса» от 12 марта 2001 г. № 2001/23/ЕС
(Официальный журнал L 082, 22/03/2201 С. 0016-0020) (в извлечении) . . . . . 227
15. Регламент (ЕЭС) Совета «О свободном передвижении работников внутри
Сообщества» от 15 октября 1968 г. № 1612/68 (Официальный журнал L 257 du
19/10/1968. Р. 2) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
16. Директива Европейского Парламента и Совета «О праве граждан Союза
и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории
государств-членов, изменяющая Регламент (ЕЭС) № 1612/68 и отменяющая
Директивы 64/221/ЕЭС, 68/360/ЕЭС, 72/194/ЕЭС, 73/148/ЕЭС, 75/34/ЕЭС,
75/35/ЕЭС, 90/364/ЕЭС, 90/365/ЕЭС и 93/96/ЕЭС» от 29 апреля 2004 г
№ 2004/38/ЕС (Официальный журнал L 229 29/06/2004. Р. 35) (в извлечении) . . 237
17. Директива Европейского Парламента и Совета «О некоторых аспектах
организации рабочего времени» от 4 ноября 2003 г. № 2003/88/ЕС (Официальный
журнал L 299 du 18/11/2003. Р. 9) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . 260
18. Директива Совета «О введении мер, содействующих улучшению безопасности
и здоровья работников» от 12 июня 1989 г. № 89/392/ЕЭС (Официальный журнал
L 183, 29/06/1989. С. 0001-0008) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . .265
19. Директива Совета «О введении мер, содействующих улучшению безопасности
и здоровья беременных работниц, а также недавно родивших и кормящих работниц»
от 19 октября 1992 г. № 92/85/ЕЭС (десятая отдельная Директива в значении
статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС) (Официальный журнал L 348, 28/11/1992
С. 0001-0008) (в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
20. Директива Совета «Об установлении минимальных требований к безопасности
и гигиене рабочих мест» от 30 ноября 1989 г. № 89/654/ЕЭС (первая отдельная
Директива, принятая в рамках статьи 16(1) Директивы 89/391/ЕЭС)
(в извлечении) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
21. Директива Европейского Парламента и Совета «Об установлении общих
положений об информировании и консультировании работников в Европейском
Сообществе» от 11 марта 2002 г. № 2002/14/ЕС (в извлечении) . . . . . . . . .277
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281

Источник: lawlibrary.ru

научная статья по теме ЕВРОПЕЙСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГАРМОНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЕВРОПЕЙСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГАРМОНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

ЕВРОПЕЙСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ГАРМОНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В современную эпоху — эпоху международной интеграции и глобализации — наблюдается тенденция ко все большей «интернационализации» правового регулирования разных сфер общественной жизни. Не остается в стороне от этого процесса и сфера отношений, входящих в предмет отраслей социального права (трудового права и права социального обеспечения)1.

На глобальном (общемировом) уровне ключевую роль в регламентации социальной сферы традиционно играет Международная Организация Труда (МОТ), усилиями которой подготовлено несколько сотен конвенций и рекомендаций2. На территории Европы сегодня аналогичное место прочно занял Европейский Союз. В качестве «гибридного» политико-правового образования (международная организация с элементами федеративного государства) он осуществляет регулирование социально-трудовых отношений путем издания полноценных европейских законодательных актов — «регламентов» (законов ЕС) и «директив» (основ законодательства ЕС).

Надзор за соблюдением социального законодательства Союза осуществляет его исполнительный орган — Европейская комиссия, при необходимости, привлекающая государства-нарушители к ответственности перед Судом Европейских сообществ.

В качестве своеобразного квази-прави-

1 В западной доктрине термин «социальное право» часто используется для сокращенного обозначения двух указанных отраслей, вместе взятых (Starck B., Roland H., Boyer L. Introduction au droit. Paris: Litec, 2000. P. 83).

2 Гусов K.H., Курилин M.H. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях MOT). М.: Манускрипт, 1992.

тельства ЕС Комиссия имеет в своей структуре пост комиссара по социальной политике («Комиссар по занятости, социальным вопросам и равенству возможностей»)3, под началом которого функционирует специальный генеральный директорат.

Комиссия также уполномочена выступать посредником в переговорах «социальных партнеров» (профсоюзов и ассоциаций работодателей) на европейском уровне. Результатом данных переговоров может служить заключение европейских коллективных соглашений, что уже неоднократно имело место на практике4.

Как отмечает в этой связи автор кни-

3 С 2004 г. Владимир Спилда (бывший премьр-министр Чехии).

4 Например, соглашения от 14 декабря 1995 г. «Об отпуске по уходу за ребенком» (ио I. 145 du 19.6.1996. Р. 4); «О работе на условиях неполного рабочего времени» от 6 июня 1997 г. уо I 14 du 20.1.1998. Р. 9); «О срочных трудовых договорах» от 18 марта 1999 г. ^О I 175 du 10.7.1998. Р. 43).

Все три соглашения были заключены между Европейской конфедерацией профессиональных союзов (СЕЭ), Союзом конфедераций промышленности и работодателей Европы (Л1ПСЕ), Европейским центром публичных предприятий (СЕЕР) и стали объектом специальных директив Европейского сообщества, придавших им силу основ законодательства ЕС. То же самое имело место в отношении отраслевых европейских соглашений, например, «Об организации рабочего времени моряков», заключенного 30 сентября 1998 г. между Ассоциацией судовладельцев Европейского сообщества (ЕСЭД) и Федерацией профсоюзов перевозчиков в Европейском Союзе (РЭТ) уо I 167 du 2.7.1999.

Р. 33), и «О некоторых аспектах условий использования мобильных работников служб трансграничного взаимодействия в железнодорожном секторе» от 27 января 2004 г. между Европейским сообществом железнодорожного транспорта (СЕР) и Европейской федерацией работников транспорта (ЕТР) (ио I 195 du 27.7.2005. Р. 15). В то же время директива ЕС не издавалась применительно к Соглашению от 25 июля 1997 г. «О наемном труде в сельском хозяйстве». Здесь и далее ^Ю — Официальный журнал Европейского Союза (с 1 февраля 2003 г.) / Официальный журнал Европейских сообществ (до этой даты).

ги «Европейское трудовое право» французский правовед Б. Тейссье1, правопорядок ЕС «включает в себя в сферах, которые с течением лет становятся все более многочисленными, уступки суверенитета со стороны участвующих в нем государств в пользу инстанций федеративного типа», т.е. руководящих органов Европейского Союза.

Именно в рамках последнего в настоящее время разрабатывается наибольшая часть европейских стандартов в сфере трудового права. Будучи обязательными уже для 25 стран Европы (государств-членов Союза), данные стандарты представляют непосредственный интерес и для России — как для отдельных граждан и организаций нашей страны (работников-мигрантов, предприятий, открывающих филиалы и дочерние общества на территории единого рынка ЕС), так и для российского государства в целом.

Необходимость изучения и даже заимствования (рецепции) положений социального и, прежде всего, трудового права ЕС непосредственно вытекает из условий Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и Европейского Союза 1994 г. (СПС), посредством которого Российская Федерация приняла на себя обязательство стремиться к «постепенному достижению совместимости» своего законодательства с законодательством ЕС (ст. 55).

Среди 15 приоритетных сфер, в которых должно производиться сближение законодательств России и Европейского Союза, как минимум, две частично или полностью относятся к отрасли трудового права:

а) законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности, которое в европейском понимании охватывает источники не только, собственно, предпринимательского (хозяйственного) права, но и нормативные правовые акты о правах трудовых коллективов2.

Кроме того, поскольку функционирова-

1 TeyssM B. Droit еигорйеп du travail. Paris: Litec, 2005. P. 21.

2 Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в самом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве нормы по вопросам трудового права и права социального обеспечения (ст. 23-27) включены именно в раздел о предприятиях и предпринимательстве (гл.1 «Условия, касающиеся трудовой деятельности» разд. 4 «Положения о предпринимательской деятельности и инвестициях»).

ние практически любого предприятия связано с использованием наемного труда, составной частью достижения совместимости законодательств России и ЕС в этой области должно служить восприятие стандартов последнего по вопросам регулирования любых отношений по труду, которые складываются в ходе функционирования предприятий: директивы об обеспечении равноправия в сфере занятости и труда, о правах работников в случае смены собственника предприятия, о порядке сокращения штатов и т.д.;

б) охрана труда, которая названа Соглашением о партнерстве и сотрудничестве в качестве самостоятельной сферы сближения законодательств России и ЕС3.

В целом, как представляется, в указанных сферах Россия должна стремиться к заимствованию любых правовых стандартов Европейского Союза, которые способны обеспечить более широкие гарантии защиты прав трудящихся. Напротив, в тех случаях, когда директивы ЕС исходят из принципа «минимальной гармонизации» (т.е. устанавливают стандарты, которые государствам разрешается повышать в своем законодательстве), России надлежит сохранять действующие правовые механизмы, если они являются более благоприятными для работников, нежели европейские.

Подобный подход, не противоречащий цели сближения законодательств России и ЕС, в полной мере соответствовал бы положениям Конституции нашей страны о социальном государстве и обязанности государственных органов по созданию «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7).

Отсюда вызывает сожаление отсутствие в подписанных 10 мая 2005 г. «дорожных картах» по созданию общих пространств между Россией и Европейским Союзом4 специаль-

3 Применительно ко всем сферам сближения законодательств в СПС использован термин «отрасль права», что в данном случае не вплоне уместно: охрана труда представляет собой институт трудового права, но никак не отдельную отрасль.

4 «Общее экономическое пространство»; «Общее пространство свободы, безопасности и правосудия»; «Общее пространство внешней безопасности»; «Общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты». Тексты всех четырех дорожных карт см.: Интернет-страница Президента РФ (www.kremlin.ru).

ных положений относительно гармонизации социальных стандартов — при том, что европейская социальная модель, несмотря на испытываемые сегодня трудности, остается наиболее эффективной в современном мире и выступает примером для подражания многих стран, при том, что социальная политика продолжает служить одним из ключевых векторов европейской интеграции и направлений политики европейских институтов, при том, что без восприятия европейских социальных стандартов (включая стандарты, разработанные в рамках Совета Европы) участие России в общеевропейских процессах будет носить лишь усеченный, неполноценный характер.

Показательно в этой связи включение в наиболее современный европейский билль о правах — Хартию Европейского Союза об основных правах 2000 г. — специальной главы под названием «Солидарность», которая почти целиком посвящена правам человека именно в социально-трудовой сфере («право работников предприятия на информацию и консультации», «защита в случае неосновательного увольнения», «социальное обеспечение и социальная помощь» и др.). Еще ранее в рамках ЕС была принята специальная Хартия об основных социальных правах работников 1989 г.1

В новой Конституции Европейского Союза («Договор, устанавливающий Конституцию для Европы» 2004 г.)2 достижение

1 Несмотря на то, что обе названные хартии сегодня не обладают в полной мере силой «основного закона» ЕС (Хартия об основных правах 2000 г. получит ее в случае вступления в силу Конституции для Европы, куда она инкорпорирована в качестве отдельной части), данные источники имеют важное политическое и юридическое значение. В частности, все законопроекты Европейского Союза в настоящее время проверяются на соответствие нормам Хартии об основных правах 2000 г. (о чем делается специальное упоминание в преамбуле каждого акта ЕС). Во многих источниках социального законодательства ЕС аналогичное упоминание делается в отношении Хартии прав работнико

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: naukarus.com

Оцените статью
Добавить комментарий