Фискальная функция НДФЛ это

Распределительная и фискальная функция налогов Функции отражают экономическую сущность налогов. Это происходит в результате того, что система налогов в...

Функции отражают экономическую сущность налогов. Это происходит в результате того, что система налогов в государстве, их совокупная величина, демонстрируют степень реализации потенциала этого инструмента распределения и перераспределения общественного богатства.

В зависимости от того, какие в государстве приняты виды налогов и сборов, можно вести речь и о тех функциях, которые они выполняют в обществе. Кроме того, сама экономическая теория пока не в состоянии дать ответ на вопрос о функциях, выполняемых налогами и какие они должны выполнять в идеале, каковы должны быть их виды и размеры.

Наиболее устоявшимся мнением сейчас считается то, что налоги наиболее эффективно выполнят две функции, это — фискальная функция налогов и распределительная.

Первая, фискальная, функция налогов является одной из самых главных, и не только потому, что она реализуется в подавляющем количестве государств. Ее универсальность заключается и в том, что она не опосредована никаким общественно-экономическим строем государства и его экономической системой.

Функции налогов | обществознание ЕГЭ 2022

При помощи данной функции создаются финансовые фонды и резервы любой страны, и именно фискальная функция налогов формирует необходимые условия для перераспределения общественного богатства между различными социальными и экономическими группами населения, субъектами хозяйственной деятельности, отраслями экономики.

Как известно, любое изменение количества налоговых поступлений существенно влияет на экономическую деятельность. Причем, здесь имеется в виду не только уменьшение этих поступлений, но и их увеличение, так как в этом случае может усиливаться социальная напряженность в обществе. Следовательно, крайне важным является добиться такого положения вещей, при котором будет обеспечиваться перераспределение общественного богатства на принципах экономической целесообразности. Исполнение данного условия позволяет обеспечить сочетание государственных и общественных интересов на уровне возможной для обеих сторон приемлемости. Отсюда формируется вывод, согласно которому становится объективно необходимым, чтобы фискальная функция налогов была дополнена регулирующей, или, как ее еще называют, распределительной.

Использование налогов как метода формирования средств государства объективно вызывает необходимость соприкосновения налогового процесса с его участниками – предприятиями, компаниями, населением. В процессе этого соприкосновения роль распределительной функции еще более возрастает.

Если в период накопления капитала, налоги в основном принимали участие в создании производства как такового, то на современном этапе, налоги все более проявляют себя как регулирующий инструмент. Действие этого инструмента реализуется через виды налогов и сборов, установление налоговых ставок, предоставления преференций и льгот, применения к различным участникам хозяйственных отношений санкций. Это показывает, что налоговая политика непосредственно вмешивается в процесс экономических отношений в обществе. Кстати, отсюда вытекает и еще одна функция – контрольная, сущность которой вытекает из самой природы такого явления, как налоги. Перераспределение общественного продукта при помощи налогов в данном случае, неотделимо от слежения за движением финансовых средств в экономике.

Классификация и функция налогов (#07)

В конечном счете, обобщая все функции, которые выполняют налоги, следует признать, что они призваны обеспечить равновесие между государственными и общественными интересами и формировать благоприятные условия для прогресса.

Источник: fb.ru

Фискальная функция ндфл это

Рис. 1. Взаимоувязка функций налогов

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор­зинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право тор­говли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначе­ние налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюд­жетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объек­тивные и субъективные ограничения. При недостаточности налого­вых поступлений и невозможности сокращения государственных рас­ходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, ре­гиональным, местным займам. Размещение займов приводит к обра­зованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаи­мосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета по­требует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бреме­ни вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вы­зовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к разме­щению новых займов. Возникает опасность становления «финансо­вой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО при­вели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и рас­пределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осу­ществляемым налоговыми и таможенными службами, органами госу­дарственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача по­следнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его терри­ториальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом вы­деляют разные аспекты реализации этой функции, называемые под­функциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулирова­нии реализуется через систему налоговых льгот. Цель послед­них— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщи­ка. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагае­мый минимум).

Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (до­ходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами на­логоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень­шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произве­денных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые креди­ты принимают следующие формы:

· снижение налоговой ставки;

· сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);

· возврат ранее уплаченного налога или его части;

· отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестицион­ный налоговый кредит);

· зачет ранее уплаченного налога;

· замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природо­охранные мероприятия) реализуется через систему налоговых плате­жей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природ­ных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести сбор за право поль­зования объектами животного мира и водными биологическими ре­сурсами, водный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распре­делительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначе­ние — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Необхо­димо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине на­логи; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные меха­низмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функ­ции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, приме­нительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются пе­речни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налого­вые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по по­вышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощен­ная система функций налогов:

фискальная, на базе которой образуются государственные и му­ниципальные денежные фонды;

экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накоп­ление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;

социальная, на основе которой происходит некоторое «выравни­вание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

природоохранная, призванная сохранять и приумножать природ­ные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредст­венно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксирован­ной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конеч­ным субъектом-налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги: а) с дохода; б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.); в) за выполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сдел­ки купли-продажи, займа и др.); г) рентные (ресурсные); д) на по­требление; е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; б) относимые на себестоимость (издержки) про­дукции; в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц); г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды на­логообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрес­сивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанав­ливается равная сумма налога независимо от доходов или имущест­венного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключи­тельно фискальную и перераспределительную функции. Сюда отно­сится самый древний и простой вид налогообложения — подушное. В Российской империи для содержания армии в мирное время по­душное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.). Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого пла­тельщика устанавливается обязанность уплатить государству одина­ковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачи­вается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налого­вая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. 2 НК РФ).

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

— простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется воз­растающая сумма налога;

— простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные разме­ры, но для каждого разряда определяются различные ставки. По та­кой системе, в частности, построена логика подоходного налогообло­жения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимо­сти от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим образом: 15% — 28% — 33% — 28%;

— сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы. В част­ности, по такой системе уплачивался подоходным налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г. (Сложная прогрессия использова­лась в России, например, при обложении доходов, полученных в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где допла­чивалась специальная «северная надбавка». С нее платился минималь­ный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы.)

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом на­логовой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, рег­рессивным является всякое косвенное налогообложение.

Приведем при­мер. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., поку­пает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб. Налоговая на­грузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое мень­ше. Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В зависимости от уровня органа государственной власти, кото­рый устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных госу­дарствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют на­логи федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (ко­торые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

В зависимости от периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

Источник: newinspire.ru

Фискальная функция ндфл это

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Отчетность

УСН

Маркетплейсы

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

ККТ

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Последние заметки

Продажа футболок

Сроки и стоимость доставки

Информация о порядке оказания услуги, оферты

Информация о порядке оказания услуги, условиях оплаты и возврата денежных средств

Купи футболку Самурай унисекс свободного кроя себе или для подарка!

Купи футболку Кролик символ 2023 года унисекс свободного кроя себе или для подарка!

Купи футболку Streetwear себе или для подарка!

Дружественные сайты

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Поиск работы
Статистика

Заметок в базе: 4414
Комментариев: 181

2. Функции налогов

С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога— это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Важнейшие функции налогов — фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельных функций налогов можно выдвинуть социальную и контрольную функции,
Фискальная (распределительная) функция налогов. Посредством этой функции реализуется основное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов
государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций.
В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.
До появления государств, основанных на демократических принципах, налоговые отношения носили исключительно фискальный характер. При установлении налогов не учитывались какие-либо социально справедливые формы налогообложения.

С развитием демократических государств, т.е. на современном этапе развития налоговых отношений, фискальную функцию налогов дополнили элементами распределительности и социальной справедливости. В результате этого сущность налогов стала проявляться как отношения, возникающие между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения денежных средств, полученных в результате их хозяйственной деятельности. На практике это происходит в виде формирования государственных дохо­дов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денежных средств, необходимых для финансирования общественных потребностей. Направлениями использования этих средств являются обеспечение затрат, осуществляемых государством на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержка внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.
Регулирующая функция налогов. Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т.п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т.д.
Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.
В случае нарушения соотношения между денежной массой, на­ходящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.
С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связаны его социальная и контрольная функции.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:
• использования прогрессивной шкалы налогообложения;
• применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
• введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
• введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т.п.
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени ис­ходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих как вертикальные (власть — плательщик, федерация — регион — муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, субъекта­ми Федерации.
Контрольная функция. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Данная функция налогообложения позволяет государству контролировать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах. Поэтому полнота и глубина реализации контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины.
Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства.

Смотрите также по теме:

Комментарии к этой заметке:

Добавить Ваш комментарий:

Источник: auditresurs.ru

Оцените статью
Добавить комментарий