Когда изменилась форма бухгалтерского баланса

Новая бухгалтерская отчетность. Бухгалтерский баланс Состав и объем форм отчетности Вместе с тем малым предприятиям предоставлено право формировать...

Состав и объем форм отчетности

Вместе с тем малым предприятиям предоставлено право формировать бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.
Некоммерческим организациям по-прежнему рекомендовано применять форму отчета о целевом использовании полученных средств. Никаких изъятий по поводу заполнения иных форм такими организациями Приказ N 66н (в отличие от Приказа N 67н) не содержит.
Следует отметить, что теперь Коды строк бухгалтерской отчетности приведены непосредственно в Приложении 4 к Приказу N 66н, а графа «Код» включается в бухгалтерскую отчетность, представляемую в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти. Напомним: до этого Коды были определены отдельным документом — Приказом Госкомстата России N 475, Минфина России N 102н от 14.11.2003.
В любом случае при составлении бухгалтерской отчетности следует исходить из того, что она должна давать пользователям достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99).

Первый взгляд на бухгалтерский баланс

Главное отличие новой формы бухгалтерского баланса от прежнего бланка — введение графы (первой по счету) «Пояснения», в которой согласно примечанию к форме указывается номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Если ориентироваться на пример пояснений, приведенный в Приложении 3 к Приказу N 66н, пояснению к строке «Запасы» присвоен номер 4. Соответствующие пояснения могут быть представлены не ко всем строкам баланса. Кроме того, промежуточная отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99), а приложения и пояснения представляются только вместе с годовой отчетностью, поэтому полагаем, что в промежуточной отчетности первую графу формы баланса можно не заполнять.
Во втором примечании к форме бухгалтерского баланса процитирован абз. 3 п. 11 ПБУ 4/99, в соответствии с которым показатели об отдельных активах и обязательствах могут приводиться в балансе в виде общей суммы с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Получается, что в указанной ситуации можно обойтись без детализации показателей по статьям баланса, но при этом обязательно раскрыть их в пояснениях и указать в балансе номер соответствующего пояснения.
Второе важное отличие новой формы — представление сравнительных показателей за другие отчетные периоды. Напомним: в силу п. 10 ПБУ 4/99 по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные как минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. Форма баланса, утвержденная Приказом N 67н, предполагала представление сведений на начало отчетного года и на конец отчетного периода. При этом в п. 4 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности было сказано: если организация принимает решение в представляемой бухгалтерской отчетности раскрывать по каждому числовому показателю данные более чем за два года, организацией обеспечивается при разработке, принятии и изготовлении бланков форм достаточное количество граф (строк), необходимых для такого раскрытия. Теперь же в любом случае (естественно, при наличии соответствующих сведений) компания должна включать в отчетность информацию по состоянию:
— на отчетную дату отчетного периода;
— на 31 декабря предыдущего года;
— на 31 декабря года, предшествующего предыдущему.
Иначе говоря, при составлении баланса за I квартал 2011 г. организации понадобятся сведения на 31 марта 2011 г., 31 декабря 2010 г. и 31 декабря 2009 г. (по прежним правилам она показала бы только данные по состоянию на 31 марта и 1 января 2011 г.). Безусловно, это предоставит пользователям более полную информацию о финансовом положении организации.

Изменения в составе показателей

Актив баланса

В разд. I «Внеоборотные активы» появилась новая строка «Результаты исследований и разработок». Напомним: законченные НИОКР могут быть приняты к учету в составе НМА, если выполняются требования п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В свою очередь, НИОКР, по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране либо подлежащие ей, но не оформленные в установленном законодательством порядке, не признаются НМА и учитываются на основании ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Согласно Инструкции по применению Плана счетов соответствующие расходы отражаются на счете 04 обособленно. В силу п. 16 ПБУ 17/02 в случае существенности информация о расходах на НИОКР отражается в бухгалтерском балансе в самостоятельной группе статей актива (раздел «Внеоборотные активы»). Именно для данных сведений предусмотрена новая строка.
Кроме того, из разд. I исключена строка «Незавершенное строительство», поэтому возникает вопрос, в какой строке баланса теперь следует отражать капитальные вложения в виде затрат по возведению и монтажу объектов основных средств (аккумулируются на субсчетах 08-3 и 07). С одной стороны, согласно п. 20 ПБУ 4/99 в группу статей актива баланса «Основные средства» включены:
— земельные участки и объекты природопользования;
— здания, машины, оборудование и другие основные средства;
— незавершенное строительство.
Однако в силу п. 36 ПБУ 4/99 правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При этом из ПБУ 6/01 «Учет основных средств» следует, что незавершенные капитальные вложения нельзя считать основными средствами. Таким образом, более обоснованным представляется включение информации о незавершенном строительстве в группу статей «Прочие внеоборотные активы».
Следующее изменение, которое носит скорее технический характер, — исключение из наименования строк, предназначенных для отражения финансовых вложений, уточнений об их характере (долгосрочные или краткосрочные). Содержание указанных показателей не меняется: в разд. I по-прежнему нужно указывать долгосрочные финансовые вложения, а в разд. II — краткосрочные. Это следует из п. 41 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» и п. 19 ПБУ 4/99.
Несмотря на предписание п. 19 ПБУ 4/99 о необходимости представлять в бухгалтерском балансе активы с подразделением в зависимости от срока обращения (краткосрочные — со сроком обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты и долгосрочные — более 12 месяцев), две строки из прежней формы N 1 (с кодами 230 и 240) объединены в общую строку «Дебиторская задолженность». Вместе с тем исчерпывающие сведения должны быть отражены в пояснениях к балансу (в Приложении 3 к Приказу N 66н для этого предназначена таблица 5.1). Кроме того, ничто не мешает организации при условии существенности показателей краткосрочной и долгосрочной «дебиторки» раскрыть ее непосредственно в балансе.
Последнее изменение актива баланса — исключение строк, расшифровывающих данные по группам статей «Запасы» и «Дебиторская задолженность». Объяснение этому содержится в п. 3 Приказа N 66н: организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчета.

Пассив баланса

Условие о самостоятельной детализации показателей бухгалтерской отчетности обусловило изменения и в пассиве баланса: из формы исключены строки, расшифровывающие такие показатели, как резервный капитал и кредиторская задолженность. Причем строка «Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов» (в прежней форме — код 630) исключена из новой формы, поскольку эта задолженность является кредиторской и может быть раскрыта в пояснениях.
Существенное изменение состоит во введении в разд. III новой строки «Переоценка внеоборотных активов» (в наименовании показателя «Добавочный капитал» уточнено: без переоценки). Ранее результаты переоценки (дооценки) отражались по строке «Добавочный капитал». Изменение формы обеспечит пользователей отчетности наглядной информацией о том, как переоценка внеоборотных активов повлияла на динамику размера собственного имущества организации. Напомним: в силу п. 15 ПБУ 6/01 результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
В разд. IV «Долгосрочные обязательства» появилась еще одна строка «Резервы под условные обязательства» (раскрывается в пояснениях в таблице 7), в которой должны быть отражены созданные организацией резервы в связи с условными обязательствами в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (в прежней форме указанные резервы отражались в составе резервов предстоящих расходов).
Другие поправки являются несущественными: в наименовании статьи «Уставный капитал» уточнено, что в нее также включаются сведения о складочном капитале, уставном фонде и вкладах товарищей. В разд. IV и V группы статей «Займы и кредиты» переименованы в «Заемные средства».
Как и ранее, некоммерческие организации должны назвать разд. III «Целевое финансирование» и вместо показателей уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) включать в него показатели «Паевой фонд», «Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» (в зависимости от формы некоммерческой организации и источников формирования имущества). Аналогичная рекомендация содержалась в п. 13 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.
Заметим: из формы баланса исключена Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах. Среди пояснений также отсутствует аналог подобной Справки, однако все сведения раскрываются в других таблицах пояснений (например, использование основных средств, обеспечение обязательств).

Итак, нельзя сказать, что финансисты предложили абсолютно новые формы отчетности: преемственности в этом вопросе не избежать по объективным причинам. Основное изменение состоит в том, что самостоятельно разработать формы теперь нельзя (можно лишь определять детализацию показателей, представленных в бланках).
При составлении отчетов в 2011 г. бухгалтеру следует быть внимательным, поскольку некоторые строки баланса изменились. Поскольку в отчетности за 2011 г. должны быть представлены показатели за два предыдущих года, данные из прежней отчетности придется перегруппировать в соответствии с новыми формами.

Источник: www.mosbuhuslugi.ru

Форма бухгалтерского баланса в 2020 году: изменения

В 2019 году произошли некоторые изменения в бухгалтерском законодательстве, которые заставили Минфин России скорректировать форму бухгалтерского баланса с 2020 года. Изменения рассмотрены в этом обзоре.

Актуальная версия формы баланса

Форма бухгалтерской отчётности № 1 – бухгалтерский баланс – в 2020 году по-прежнему утверждена Приложением № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н (далее – приказ № 66н), но в новой редакции. Многочисленные изменения и дополнения внёс приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н.

Причины изменений в форму баланса

В основном, поправки связаны с внесением изменений в:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
  • ФЗ о бухучете (с 2020 г. ФНС формирует и ведет единый госреестр бухотчетности).

Что поменялось

Теперь рассмотрим детально все изменения в бланке бухгалтерского баланса с 2020 года.

Скорректировали шапку баланса

В заголовочной части бух. баланса код формы по ОКУД теперь приведен в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта.

Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на коды по ОКВЭД 2.

Исключили суммовой показатель

Теперь в бухгалтерском балансе данные можно вносить только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» – нельзя.

Дело в том, что последний показатель исключен из формы. Отметим, что до 2020 года этот показатель можно было выбирать.

C:UsersВоваDesktopБУХГУРУноябрь 2019ВЕБ Бухгалтерский баланс 2020 измененияbuh-balans-2020-shapka.png

  • форма КНД 0710099 – кто отчитывается в общем порядке;
  • форма КНД 0710096 – кто отчитывается по упрощенным формам.

Новая строка для аудита

Под шапкой баланса с 2020 года добавлена строка для отметки об обязательном аудите годовой отчетности. Этот блок выглядит так:

C:UsersВоваDesktopБУХГУРУноябрь 2019ВЕБ Бухгалтерская отчётнось 2020 измененияotmetka-audit-buhotchetnost

Если аудит для компании обязателен в силу закона или внутренних правил, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.

Поскольку аудит касается только годовой отчетности, в промежуточной отчетности в 2020 году нужно всегда ставить отметку на слове «НЕТ».

Не нужно сдавать баланс в Росстат

С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр бухгалтерского баланса необходимо сдавать только в налоговый орган. Это значит, что представлять его также в территориальный орган статистики больше не нужно: обязанность отменена.

Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:

  • чей баланс содержит гостайну;
  • из специального перечня Правительства РФ.

Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее – Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете – Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.

Данное нововведение связано с введением с 2020 года в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.

Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО). В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Цели этого изменения таковы:

  • снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению бух. баланса в госорганы;
  • упрощение доступа заинтересованных лиц к этому отчёту.

Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .

Только электронный вид

С отчета за 2019 год все организации, кроме представителей малого бизнеса, сдают баланс только в электронном виде. Соответствующие поправки в ФЗ о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору – формировать баланс на бумаге или электронно. Однако за 2020 год и малые предприятия обязаны отчитываться исключительно по электронным каналам.

Отметим, что до 2020 года все организации могли сдавать баланс как на бумаге, так и в электронном виде.

Уточнен порядок признания баланса составленным

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем. С отчетности за 2019 год глава компании вправе подписать электронный баланс при помощи ЭЦП. Такое изменение в ФЗ о бухучете (уточненная редакция ч. 8 ст. 13) внёс Закон № 444-ФЗ.

Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. И с 2020 года у руководителя компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.

Отметим, что до 2020 года бухотчетность признавалась составленной только после того, как руководитель подписал ее именно на бумаге.

Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.

Еще уточнения

По новым правилам, независимо от того, в каком виде составлен баланс (на бумаге/электронно), он признается официальной отчетностью организации.

Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Сколько стоит бух. баланс контрагента

С мая 2020 года запросить бухотчетность контрагентов можно с помощью специального интернет-ресурса на сайте ФНС:

  • бесплатно – получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации;
  • за плату – получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС России.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).

Отчетность за 2018 год и более ранние периоды по-прежнему предоставляет Росстат, причём бесплатно.

Эти изменения в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.

Средства из бюджета на капзатраты отражают по-новому

С 2020 года действуют изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» приказом Минфина России от 04.12.2018 № 248н.

Теперь в качестве обособленной статьи в разд. IV «Долгосрочные обязательства» баланса можно отражать доходы будущих периодов, признанные согласно абз. 2 п. 9 ПБУ 13/2000 в связи с получением бюджетных средств на финансирование капитальных затрат (подп. «а» п. 21 ПБУ 13/2000).

Информация о таких доходах будущих периодов по строке 1450 «Прочие обязательства» не приводят, даже если их величина несущественна.

Отметим, что принятый организацией порядок представления информации об этих доходах надо раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности (п. 22 ПБУ 13/2000).

Также введён новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной госпомощи. Здесь отдельными статьями с учетом существенности отражают:

• неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе целевого финансирования;
• дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
• кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
• доходы будущих периодов, которые организация при получении госпомощи на текущие расходы признала в составе краткосрочных обязательств.

Отметим, что до 2020 года остаток предоставленных бюджетных средств организация показывала по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

В балансе доходы будущих периодов, признанные при получении средств на финансирование капитальных затрат, можно отражать одним из двух способов. Как:

  1. обособленная статья в составе долгосрочных обязательств;
  2. регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов.

Новый порядок для строки 1520

С 2020 года также действуют изменения, внесенные в ПБУ 13/2000 приказом Минфина от 04.12.2018 № 248н.

Теперь по строке 1520 «Кредиторская задолженность» показывают также кредиторку по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы в качестве государственной помощи.

Условие: данная задолженность не является существенной. Если она существенна, то ее отражают по отдельной статье разд. V «Краткосрочные обязательства» баланса (подп. «в» п. 20, п. 14 ПБУ 13/2000).

Новый вид актива

С 2020 года в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н) приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н введен новый вид активов организации – долгосрочные активы к продаже.

В бухгалтерском балансе стоимость долгосрочного актива к продаже отражают за вычетом резерва под снижение стоимости этого актива. При этом создание, доначисление и уменьшение указанного резерва изменяют расходы (доходы) периода, в котором имели место эти операции.

Стоимость долгосрочных активов к продаже отражают в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включают в другую статью. Например, «Прочие оборотные активы».

Начало действия изменений

Отметим, что перечисленные изменения в бухгалтерском балансе нужно иметь в виду с отчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее, но тогда необходимо прописать это в своей учетной бухгалтерской политике.

Источник: buhguru.com

Будут новые формы бухгалтерской отчетности

Утвердят новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность».

Проект опубликован на федеральном портале. Ранее проект был размещен на сайте Минфина.

Бухотчетность коммерческих организаций состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к балансу и отчету о финрезультатах).

В бухотчетности значения показателей представляются в тысячах рублей.

В ФСБУ есть требования к содержанию упрощенной и промежуточной бухотчетности.

Вот форма упрощенного баланса:

Новый стандарт надо будет применять с отчетности за 2025 год.

Источник: audit-prof.com

Оцените статью
Добавить комментарий