Аудит финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения — это независимый контроль, который проводят для выявления достоверных сведений о текущем состоянии экономической деятельности организации.
Цели и задачи аудиторской деятельности
Ежегодная независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности представляет собой объективный контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.
Аудит (вот как называется проверка бухгалтерии) нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ и правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.
Отвечая на вопрос, зачем нужен аудит бухгалтерской отчетности, экономисты преимущественно указывают на:
- подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
- контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
- удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
- выявление резервных средств.
По закону, проводить процедуру и выдавать заключения вправе только аудиторские организации, которые включены в специальный реестр и имеют членство в профильной СРО, и индивидуальные аудиторы, имеющие квалификационные аттестаты (ст. 3, 4 307-ФЗ).
Виды аудита
По степени регламентации выделяют два вида проверок. Ежегодный обусловлен требованиями законодательства. В 2022 году его проводят по итогам отчетов за 2021 г. Внеплановый инициирует руководство предприятия по мере необходимости.
Классифицируются проверки и по отраслевому признаку. Дело в том, что специалистам приходится руководствоваться не только общими требованиями. Например, аудиторы, проверяя банк, изучают достоверность бухгалтерской отчетности с учетом главы VII Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 и положения Банка России от 27.02.2017 № 579-П.
Особенности проверок НКО
Коммерческие предприятия и НКО ежегодно подают в ИФНС годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 3 месяцев после завершения отчетного года (периода). Организациям, которые ежегодно проводят обязательный аудит, необходимо предоставить в инспекцию заключение по итогам проверки. Аудиторское заключение предоставляется в ИФНС вместе с годовой отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его выдачи, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
НКО, чья годовая отчетность должна пройти обязательный аудит, предоставляют аудиторское заключение в Минюст РФ. До 1 апреля отчитываются иностранные некоммерческие организации, которых проверяют российские аудиторы. До 15 апреля заключение в Минюст предоставляют российские НКО, которых признали иностранными агентами (п. 1 ст. 32 7-ФЗ от 12.01.1996).
Для кого проверки обязательны
Ошибочно думать, что аудит бухгалтерской отчетности — это обязательный аудит во всех случаях. Провести его в 2022 году обязаны субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 5 307-ФЗ:
- акционерные общества;
- кредитные организации, бюро кредитных историй;
- страховые компании, общества взаимного страхования;
- клиринговые компании;
- товарные и фондовые биржи;
- НПФ или управляющее им учреждение;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к торгам;
- организаторы и операторы лотерей (138-ФЗ от 11.11.2003);
- саморегулируемые организации (315-ФЗ от 01.12.2007);
- предприятия из накопительной ипотечной системы (117-ФЗ от 20.08.2004).
Ежегодно проверяют и организации с организационно-правовой формой фонда, если поступления имущества и денежных средств за год, предшествующий отчетному, превышает 3 млн рублей.
Вопреки распространенному мнению, аудит годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения обязательным не является. Бюджетники подают бухгалтерскую отчетность по формам Минфина, и не в ИФНС (то есть их отчеты и заключения по ним не размещаются в ГИРБО), а вышестоящим организациям — распорядителям и главным распорядителям бюджетных средств. Обязательная проверка периодических (ежемесячных и ежеквартальных) и итоговых (ежегодных) отчетов для бюджетных, автономных и казенных учреждений не требуется. Бюджетников периодически проверяют другие контролирующие органы — контрольно-ревизионное управление (КРУ) и контрольно-счетная палата (КСП).
Но в 2021 году вступил в силу Приказ Минфина № 120н от 01.09.2021 — федеральный стандарт ВФА «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, предоставления и утверждения бюджетной отчетности». Его применяют с другими ФСБУ по ВФА из Приказов Минфина № 160н от 05.08.2020 и № 91н от 22.05.2020, и обязательно учитывают положения ФСБУ для учреждений госсектора о концептуальных основах бюджетного учета и отчетов (Приказ Минфина № 256н от 31.12.2016).
По стандарту № 120н, подтверждение достоверности бюджетной отчетности (п. 4 стандарта):
- администратора бюджетных средств, который выполняет полномочия распорядителя БС или получателя БС, осуществляется в отношении его индивидуальной бюджетной отчетности ПБС или распорядителя как ПБС;
- администратора бюджетных средств, который выполняет полномочия администратора доходов бюджетов, осуществляется в отношении бюджетных отчетов администратора доходов;
- главного администратора бюджетных средств, который выполняет полномочия ГРБС или главного администратора, осуществляется в отношении его индивидуальных бюджетных отчетов ПБС и в отношении порядка составления и предоставления консолидированных бюджетных отчетов;
- главного администратора бюджетных средств, который выполняет полномочия главного администратора доходов бюджетов, осуществляется в отношении бюджетных отчетов администратора доходов и в отношении порядка составления и предоставления консолидированных бюджетных отчетов.
В результате проверяющий оформляет аудиторское заключение для бюджетной организации, в котором выражает мнение о достоверности бюджетных отчетов и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета. В заключении показывают, что:
- ошибки, нарушения не выявлены;
- выявлены несущественные ошибки, нарушения;
- выявлены существенные ошибки, нарушения;
- недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки;
- выявлены существенные недостатки.
Полный перечень организаций, которые в 2022 году проводят обязательный аудит, опубликован на официальном сайте Минфина.
С 01.01.2021 Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ повышены лимиты доходов и активов для обязательного аудита бухотчетности. В 2022 году проверку по итогам 2021-го обязаны пройти организации, у которых выполняется хотя бы одно из условий:
- доход от предпринимательской деятельности за период, предшествующий отчетному, — более 800 млн рублей;
- суммарный актив баланса для обязательного аудита — более 400 млн рублей.
До начала действия поправок лимит устанавливали в отношении выручки организации, теперь он определяется в отношении доходов (строка 010 плюс строка 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль). Тем самым от обязательного контроля избавили малые предприятия.
Для фондов лимиты тоже изменились. Теперь он необходим, если, проверяя информацию в балансе, аудитор обнаружит, что поступления имущества и денежных средств за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превысили 3 млн рублей.
Все организации, подпадающие под ограничения, проходят проверку отчетности, только если это отдельно предусмотрено федеральными законами. Для государственных компаний и корпораций ничего не изменилось.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как успешно пройти обязательный аудит. Используйте эти инструкции бесплатно.
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Как проводятся проверки бухотчетности
- Планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.
- Сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.
- Анализ сведений и формулировка заключения. Затем аудитор готовит заключение и сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.
Об авторе статьи
Задорожнева Александра
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Источник: gosuchetnik.ru
Кто проверяет бухгалтерский баланс
К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА
Кто проверяет правильность ведения бухучета?
Пригарина М. В.,
практикующий юрист,
начальник юридического отдела
ООО «Инфа»
Сегодня нет специального уполномоченного органа по проверке данных бухгалтерского учета. Однако без контроля мы не остались.
Бухгалтерский учет есть формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом № 402-ФЗ, в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При этом оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни, то есть сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных документах, регистрируются и накапливаются в регистрах бухгалтерского учета.
Налоговые органы
Отметим, что на основании ст. 32 НК РФ контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах является одной из основных обязанностей налогового органа. При этом в соответствии со ст. 82 НК РФ проверка данных учета и отчетности выступает как одна из форм проведения налогового контроля.
С учетом того, что для начисления и уплаты налогов определяется налоговая база, налогоплательщики-организации должны располагать данными, содержащимися в регистрах бухгалтерского учета, или иными документально подтвержденными данными об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 54 НК РФ). В соответствии с абз. 3 ст.
313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ Неправильное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и(или) бухгалтерской отчетности организации (ошибка) может быть обусловлено, в частности, неточностями в вычислениях.
Напомним, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, и прежде всего – первичных документов, хранящихся в регистрах бухгалтерского учета (ст. 313 НК РФ).
Занижение налоговой базы и связанная с ним неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ, в соответствии со ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Кроме того, если подобные ошибки будут возникать систематически, существует риск, что они будут расценены проверяющими как грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В этом случае организация может быть оштрафована по ст. 120 НК РФ, а ее должностные лица – по ст. 15.11 КоАП РФ.
ВАЖНО В РАБОТЕ Основанием для внесения исправительной записи в бухгалтерский учет является бухгалтерская справка, составленная с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. В ней следует отразить характер допущенной ошибки, перерасчет соответствующих сумм и порядок внесения исправлений (исправительные проводки).
При этом отсутствие, в частности, регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ.
В свою очередь, ст. 15.11 КоАП РФ определено, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. Из изложенного следует, что если организация, вследствие допущенной ошибки (искажения данных бухгалтерского учета), занизит сумму начисленных налогов на 10% и более либо исказит любую статью (строку) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Таким образом, поскольку организация может быть привлечена к ответственности за несвоевременное или неправильное отражение данных на счетах бухгалтерского учета, налоговый орган при осуществлении налогового контроля так или иначе будет уделять внимание вопросам ведения бухгалтерского учета у организации.
ВАЖНО В РАБОТЕ С 01.01.2014 налогоплательщики – участники регионального инвестиционного проекта обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение шести лет.
Пунктом 1 ст. 80 НК РФ установлено, что заявление налогоплательщика в письменной форме (электронной форме) об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, оформляется налогоплательщиком в налоговой декларации.
При выявлении камеральной налоговой проверкой ошибок в налоговой декларации (расчете) или противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внес-ти соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Отметим, что НК РФ не содержит закрытого перечня документов, которые налоговые органы могут истребовать в ходе камеральной проверки, полагаем, что в рассматриваемом случае налоговый орган вправе истребовать регистры бухгалтерского учета, подтверждающие отражение в бухгалтерском учете сумм по оприходованию и реализации товаров (работ, услуг) (см. также письма Минфина России от 01.11.2011 № 03-07-08/302, от 17.08.2011 № 03-07-14/85).
ВАЖНО В РАБОТЕ При упрощении ведения бухгалтерского учета компания должна отразить данную информацию в учетной политике.
- приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля над хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики;
- бухгалтерская отчетность организации;
- регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и другие);
- первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности).
ВАЖНО В РАБОТЕ
Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления
и уплаты налогов.
Таким образом, в процессе взаимоувязки показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) и бухгалтерской отчетности налоговым органом может быть проведена проверка правильности ведения организацией бухгалтерского учета объектов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ.
В некоторых случаях в НК РФ непосредственно упоминается о том, что порядок ведения бухгалтерского учета определяет те или иные показатели в целях налогообложения, поэтому при проверке соблюдения налогового законодательства нельзя обойти стороной вопросы подтверждения правильности начисления и уплаты налогов данными, полученными в процессе осуществления бухгалтерского учета.
Так, остаточная стоимость имущества, сформированная в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, используется при определении среднегодовой стоимости имущества для определения налоговой базы по налогу на имущество (п. 3 ст. 375 НК РФ).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основании данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей.
В силу п. 8 ст. 346.5 организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 НК РФ.
То, что данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, используются при расчете показателей рентабельности, иных показателей, определяемых для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, следует из норм п. 2 ст. 105.8 НК РФ.
ВАЖНО В РАБОТЕ
Организации, применяющие УСН, могут самостоятельно разрабатывать регистры бухгалтерского учета, необходимые для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, закрепив их состав и формы внутренним распорядительным документом организации и учитывая при этом обязательные реквизиты, установленные ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ.
Органы контроля уплаты страховых взносов
Использование данных бухгалтерского учета, а следовательно, и правильность отражения организациями объектов бухгалтерского учета предусмотрены и в ходе осуществления контроля уплаты организациями страховых взносов на обязательное социальное страхование. Так, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля уплаты страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. С этой целью плательщику страховых взносов направляется Требование о представлении документов.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Организации, применяющие УСН, не обязаны вести такой регистр бухгалтерского учета, как главная книга (они вправе утвердить данную форму регистра внутренним распорядительным документом, но обязанность по ее ведению законодательством не установлена).
В перечне, указанном в п. 7.4 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов», поименованы, в частности, следующие документы, которые могут быть затребованы проверяющими при проведении выездных проверок у плательщика страховых взносов:
- приказы об учетной политике;
- бухгалтерская отчетность за проверяемый период;
- синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета (главная книга, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомос-ти, кассовая книга и прочие);
- аналитические регистры бухгалтерского учета (карточки субконто и прочие) по счетам бухгалтерского учета 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84. При наличии выплат, произведенных в натуральной форме, анализируются также счета учета МПЗ (10, 41, 43, 45), а в случае, если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, – счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
- первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления хозяйственной деятельности в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.
ОТ РЕДАКЦИИ
Согласно Примечаниям к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
При этом должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в следующих случаях:
- представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п.п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
- исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке.
При этом согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность, в частности, данных бухгалтерского учета, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Источник: buhpressa.ru
Внутренний аудит бухгалтерского учета: как и зачем проводить в компании
Самый простой способ упорядочить бухгалтерскую документацию и исключить в ней ошибки — провести внутренний бухгалтерский аудит. Такая проверка защитит компанию от возможных штрафов и проблем с налоговыми проверками. Поможет оптимизировать бухучет и документооборот, и упростит отношения с банками и контрагентами.
Из статьи вы узнаете, когда нужен внутренний аудит бухгалтерского учета, как он проводится и что получает компания в результате такой проверки.
Что собой представляет бухгалтерский аудит
- первичную документацию (бухгалтерская и финансовая отчетность, налоговые декларации, уставные документы, лицензии, хозяйственные договора, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и пр.)
- внешнюю документацию (отчеты для контроля проверяющим органам, инвесторам, контрагентам)
- годовые и промежуточные отчеты (бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансовой деятельности, о движении денежных потоков компании, отчет об изменениях капитала).
Проверяющий может проанализировать как весь бухгалтерский учет, так и отдельные его участки. Например, провести внутренний аудит расчетов, внутренний аудит оплаты труда, дебиторской задолженности, основных средств и пр. В рамках общей проверки финансово-хозяйственной деятельности проводится внутренний аудит налоговых обязательств. При этом обязательно учитывается правовой статус компании, последовательность применения учетной политики (далее — УП) и период деятельности.
Во время бухгалтерского аудита анализируется:
В задачи внутреннего аудитора входит не только обнаружить нарушения и недочеты в отчетности. Но и оценить уровень постановки системы бухгалтерского учета, профессионализм сотрудников, а также выявить финансовые резервы для развития компании.
По результатам проверки внутренний аудитор предоставляет высшему руководству компании заключение о проведенном анализе, выявленных нарушениях и дает рекомендации, как исправить ошибки и восстановить бухучет.
Как провести внутренний аудит бухгалтерии
Существует 3 основных способа проведения бухгалтерского аудита: сплошной, выборочный и комбинированный. Методику проверки аудитор выбирает самостоятельно согласно целям и конкретной ситуации.
- Сплошная проверка — позволяет «просканировать» всю систему бухучета в организации. Во время проверки изучается вся первичная документация за конкретный период. Данные систематизируются и сверяются с регистрами бухучета и финансовой отчетности. Такая трудоемкая методика более точная, но она не подходит крупным организациям, банкам и акционерным обществам.
- Выборочный метод — помогает оценить состояние бухучета в компании. Аудитор анализирует все направления бухгалтерского учета, но проверяет не все документы, а те, что попали в выборку (например, берется каждый 5-й, 10-й документ и т.д.).
- Комбинированный аудит — сочетает два предыдущих способа. Используется для проверки отдельных участков бухгалтерского учета.
Служба внутреннего аудита может разработать свою методику проведения аудита, чек-листы, тесты и схемы анализа, а также рекомендации по устранению недочетов.
Вот так может выглядеть тест проверки надежности системы бухучета в компании:
Внутренний аудит бухгалтерии на предприятии — пример теста для оценки надежности системы бухучета.
3 этапа проведения внутреннего аудита бухучета
Независимо от выбранной методики, внутренний бухгалтерский аудит проводится в 3 этапа: подготовка, сбор доказательств и анализ данных, заключение.
Что происходит на каждом этапе:
В результате подготовки должны быть документально оформлены и подписаны высшим руководством общий план аудита и программа процедур. Вот так может выглядеть план внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в организации.
Примерный план аудита финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения
- Изучение документов
- Оценка системы документооборота
- Анализ организации бухгалтерского учета
- Оценка сохранности и наличия объектов основных средств
- Корректность составления первичных документов по движению ОС и пр.
- Анализ состояния учета и контроля по расчетам с дебиторами
- Проверка полноты и корректности расчетов с заказчиками
- Проверка документооборота по учету банковских, кассовых операций
- Оценка корректности отражения информации из банковских выписок на счетах бухгалтерского учета
- Анализ трудовых договоров
- проверка правильности начисления заработной платы, удержаний и пр.
- Анализ учета и использования средств целевого финансирования
- Оценка финансового результата текущей деятельности
Можно скачать образец полного плана аудита в бухгалтерии, чтобы понять, какие процедуры и в какой последовательности проводятся.
- Сбор доказательств. После аудитор собирает доказательства достоверности бухгалтерских и финансовых отчетов (они должны соответствовать УП, законодательству и нормативным документам). Он также проверяет методологию бухучета, смотрит документы, общается с сотрудниками и контрагентами. Все доказательства аудитор фиксирует в рабочих документах (ведомостях, таблицах и пр.).
- Написание отчета. По завершению работы, специалист пишет заключение и составляет отчет для топ-менеджмента компании. В нем внутренний аудитор описывает результаты проверки и рекомендует, как исправить ошибки.
Если с документацией все в порядке, аудитор должен предоставить руководству, так называемое, немодифицированное заключение. В нем могут быть небольшие замечания по улучшению работы бухгалтерии и службы внутреннего контроля.
Модифицированное заключение пишется, если в отчетности есть искажения, недостоверные данные или хозяйственная деятельность ведется с нарушениями. В таком отчете аудитор дает рекомендации, как «оздоровить» бухгалтерию и защитить компанию от проблем с налоговой.
Что дает бухгалтерский аудит компании
Не всегда ошибки в финансовой отчетности указывают на непрофессионализм или непорядочность работников компании. Иногда они выявляют неточности в работе системы внутреннего контроля. И как раз задача аудитора — посмотреть «свежим» взглядом на отчетную документацию, найти в ней все несоответствия. И помочь руководству компании наладить работу в СВК и бухгалтерии.
Какие ошибки может выявить внутренний аудитор во время проверки:
- в приказе об учетной политике нет характеристик элементов учета бухгалтерских активов (из-за чего не получится их правильно отразить в документе);
- организация меняла правила ведения бухучета, но не указала это в УП (считается нарушением, даже если эти правила менялись согласно изменениям в законодательстве);
- в списке капитальных расходов учтены текущие затраты компании;
- искажены данные о ведении финансово-хозяйственных операций (примеру, по документации их провели пару недель назад, а фактически они были раньше).
Если такие нарушения выявит налоговая во время проверки — компании грозят серьезные штрафы. Поэтому регулярное проведение внутреннего аудита бухгалтерского учета позволит наладить корректный документооборот на предприятии, вовремя исправить недочеты в бухгалтерском, финансовом учете и избежать санкций от контролирующих органов. При этом руководство будет постоянно видеть реальное положение дел в компании. И, пользуясь рекомендациями внутреннего аудитора, сможет принимать взвешенные управленческие решения по снижению бухгалтерских рисков и развитию бизнеса.
Станьте квалифицированным внутренним аудитором с международными дипломами IPFM, обучаясь по собственному графику! Зарегистрируйтесь на подходящий курс и пройдите первое занятие бесплатно, чтобы оценить удобство онлайн-обучения.
Источник: finacademy.net