В нашей стране это целых 13%. Справку 2-ндфл делают в бухгалтерии организации, где вы официально трудоустроены. Но ни для кого не секрет, что сотрудники некоторых фирм, особенно небольших, получают долю заработной платы «в конверте», а официальный доход по документам получается очень низким. Часть граждан и вовсе трудится неофициально, и получить справку о доходах в данном случае проблематично.
Сотрудник банка проверяет наличие печати, подписей руководства и бухгалтерии, ИНН, КПП, ОКАТО, обращает внимание на номер справки, а также на наличие в справке «больничных» и «отпускных» выплат. Данные по юридическому лицу работник банка в случае сомнений может сверить по российскому реестру юридических лиц — ЕГРЮЛ. Далее обычно следует звонок по месту работу с уточнением информации о вашей должности и доходе.
Кто-то для этого пользуется своими хорошими связями с начальством, кто-то и вовсе покупает нужные справки в глобальной сети.
Все это незаконно, и доставляет много проблем, как банкам, так и заемщикам. Чтобы избежать этого, подготовлен законопроект, который уже с 2015 года позволит банкам проверять информацию о доходах клиентов посредством Пенсионного фонда и Налоговой службы. Банковское сообщество весьма позитивно встретило возможные перемены, поскольку проверка доходов клиента позволит более точно оценивать платежеспособность заемщика.
Мифы про выездные налоговые проверки. Причины, почему вы можете попасть на проверку. Бизнес и налоги
Выездная налоговая проверка по ндфл: на что обращают внимание налоговики
Выездная налоговая проверка связана буквально с выездом должностных лиц налогового органа по месту нахождения налогоплательщика. Выездная проверка может проводиться, в том числе, и по одному налогу (статья 89 НК). Форма решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговый орган не может проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период.
Справка 2 НДФЛ: проверяют ли банки справку и каким образом
Большинство банков ориентируются на стандартную форму 2 НДФЛ, которая отражает официальную зарплату каждого работника за определенный (требуемый) период времени. Получить эту справку можно в бухгалтерии, после чего она станет основным документом при рассмотрении заявки на кредит. Но как быть, если официальный доход несколько ниже фактического? Вот тут уже возникают трудности с оформлением желаемого займа, потому что банки верят лишь документально подтвержденным данным, а голословные заверения не принимаются вообще.
Уплата НДФЛ
НДФЛ – это налог с доходов гражданина, полученных в течение некоторого отчетного периода. Платят его все граждане (резиденты) страны и нерезиденты – иностранцы, которые получили доходы в нашей стране. По соответствующей статье НК РФ (ст.
207) налоговым резидентом признается любое физическое лицо, фактически находящиеся в стране не менее чем 183 календарных дня непрерывно в течение 12 месяцев. Но ценз возрастной или оседлости не делает лицо автоматически плательщиком НДФЛ.
Как НАЛОГОВАЯ проверяет ТЕНЕВЫЕ ДОХОДЫ ИП и физических лиц?
Конференция ЮрКлуба
1. В Акт включено сальдо по налогу по состоянию на 01.01.00 года, т.е. на момент начала проверки. Как следствие на всю эту сумму с учетом дальнейшей недоимки начисляются пени. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК проверкой могут быть охвачены только три кален-дарных года, предшествующих…. Может ли этот аргумент быть достаточным для обжа-лования Решения в этой части и исключения данной суммы?
Проверка показателей справки 2-НДФЛ
Если вы подаете справки 2-НДФЛ на сотрудников, у которых удерживали налог, то в идеале показатели строк 5.3 — 5.5 раздела 5 справки должны совпадать. То есть размер исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога должен быть одинаков. Ведь если налог вы исчислили и удержали, то перечислить его в бюджет надо в любом случае не позднее следующего дня. Поэтому и соответствующие показатели будут равны. Сложности могут возникнуть, если доходы за год, например за 2014 год (в частности, декабрьскую зарплату), вы выплатите уже в январе следующего года.
Как проверяют ндфл
При этом налоговик обязательно проверит, заплатила ли фирма налог за получившего доход работника. Имейте в виду: если фирма не может рассчитать доход каждого сотрудника (например, при организации банкетов), значит, и налог на доходы ей удерживать не с кого.
Судьи подтверждают: в таком случае фирмы перечислять в бюджет налог не должны (п. 8 информационного письма Президиума ВАС от 21 июня 1999 г. № 42, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 марта 2004 г. № А29-6479/2003А)
Проверяют ли справку 2 НДФЛ банки или нет?
Из этой справки видно в каком месяце какую зарплату получает лицо, в каком размере выплачен налог на доход. Именно из этой справки банковские сотрудники получают информацию, что лицо на предприятии проработало не менее установленного срока, по ней рассчитывают средний доход. Нотариального заверения такой документ не требует и обычно содержит только печать предприятия и подписи руководителя и гл.бухгалтера. Но у заемщиков часто возникает вопрос проверяет ли справку 2 НДФЛ банк и каким образом это происходит.
Справка 2-НДФЛ содержит всю информацию о доходах за весь последний отчетный период. Это дает возможность банку оценить платежеспособность заемщика и убедиться в том, что клиент осуществит все платежи согласно графику. банк обращается в суд и мошенника могут привлечь по ст. №292 УК РФ (служебный подлог) и ст.
№327 УК РФ (подделка бланков и печатей); сам потенциальный заемщик будет занесен в стоп-лист банка; в займе будет отказано. Нередки случаи в судебной практике, когда по данной статье граждане, участвующие каким-либо образом в фальсификации справок 2-НДФЛ или же занимающиеся их изготовлением непосредственно, получали реальные тюремные сроки. Также можно получить довольно серьезный штраф, величина которого составляет не одну тысячу рублей.
Тестирование файлов отчетности в ПФР, ФСС, ФНС в 2015 году
4. Позволяет делать проверку нескольких файлов отчетности во все органы (ПФР, ФСС, ФНС) одновременно, одним пакетом, при этом обеспечивает контроль соотношений между проверяемыми файлами отчетности. 3. Нажать кнопку Выбрать файл (в альтернативном варианте — Обзор); в открывшемся окне выбрать один или несколько файлов для тестирования и нажать кнопку Открыть (если нет Открыть, то щёлкнуть Сохранить).
Как тщательно банки проверяют справку 2-НДФЛ? Как можно проверить справку 2-НДФЛ на подлинность? Первичную проверку и прием документов проводит кредитный инспектор банка. Он сверяет паспортные данные, прописку, дату рождения, ФИО заемщика, полное название организации, полноту заполнения справки 2-НДФЛ.
Сотрудник банка обязательно обращает внимание на печати и подписи руководства фирмы и главного бухгалтера.
т.к. только у этого банка есть возможность запрашивать информацию по Вашим налоговым отчислениям, в частности в пенсионный фонд. Остальным коммерческим банкам приходится рассчитывать лишь на собственную службу безопасности (СБ), которая проводит различного рода верификационные мероприятия. В частности СБ осуществляя телефонную верификацию. стараются звонить по «сторонним» телефонам выявленным в ходе проверки, т.е.
6-НДФЛ: ответы на частые вопросы
Во избежание штрафов за недостоверность переданных сведений любые обнаруженные несоответствия лучше скорректировать, несмотря на то, что Раздел 1 формы 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом, и при формировании отчета за следующий квартал актуализируется автоматически. Если ИФНС обнаружит, что в расчете 6-НДФЛ содержатся недостоверные сведения, налоговый агент будет привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ с ошибками (ст. 126.1 НК РФ)
Кроме того налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить минимальный штраф в размере 1000 руб. Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию.
К камеральной проверке 6-НДФЛ будь готов!
В пункте 2 этой «азбуки» указано на использование при камеральной проверки НДФЛ междокументных КС (контрольных соотношений), налоговой отчетности КРСБ НА. Справочник сокращений дает нам понять, что КРСБ НА – это карточка расчетов с бюджетом налогового агента. Остановимся на пункте 2.2 «азбуки для налоговиков». Он касается даты перечисления НДФЛ, указываемой по строке 120 расчета 6-НДФЛ, которую проверяющим предписано сверять с фактической датой платы в КРСБ НА.
Интернет-бухгалтерия для ООО на ОСНО
Документы, которые налоговая инспекция истребовала в ходе камеральной проверки, организация обязана представить в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. За непредставление в указанный срок документов налоговая инспекция может оштрафовать организацию в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии с п.1 ст.126 НК РФ, либо привлечь к административной ответственности согласно ст.
Форма 6-НДФЛ: как отчитаться без ошибок
Далее сравнивается соответствие показателей в разделе 1 и 2 формы 6-НДФЛ, а также с данными налоговых органов о перечисленных налоговым агентом суммах налога (КРСБ), информации из справок 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом, а также с данными декларации по налогу на прибыль в части информации отраженной в приложении №2 к декларации по налогу на прибыль. Сопоставление данных со справками 2-НДФЛ и приложением № 2 к декларации по налогу на прибыль производится только к 6НДФЛ за год. В случае несоответствия данных, контролирующий орган направляет налогоплательщику уведомление о выявленных ошибках, на основании которого налогоплательщик в течении 5-ти дней обязан внести изменения в отчетные формы и пояснить причины ошибки.
Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2015-2016 годах
В частности, крайний срок ее подачи — 25 число (ранее было 20) месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ). При этом срок камеральной проверки декларации по НДС в 2015–2016 годах не изменился. Он по-прежнему составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п.
2 ст. 88 НК РФ). Прежде всего, новую форму декларации от старой версии отличает наличие разделов, в которых должны найти отражение данные из книг покупок и продаж, журналов учета счетов-фактур (выставленных и полученных).
Как проходит камеральная проверка отчета 6-НДФЛ?
Отметим, что равенство строк 040 и 070 соблюдаться не должно, поскольку НДФЛ может быть начислен в одном периоде, а удержан в другом.
Например, если зарплата сотрудникам выплачивается в следующем месяце после месяца ее начисления. В такой ситуации НДФЛ с зарплаты за последний месяц квартала исчисляется в одном квартале, а удерживается и перечисляется в бюджет в следующем.
1-я проверка: уплаченный НДФЛ с начала года по КРСБ больше или равен разности строк 070 и 090; 2-я проверка: дата оплаты налога по КРСБ более ранняя или совпадает с данными в строке 120. Выбираем ставку налога. Из 6-НДФЛ берем значение в строке 020. В 2-НДФЛ (с признаком 1) суммируем значения строк «Общая сумма дохода» по всем физлицам. В декларации по налогу на прибыль (далее — НП) суммируем строки 020 приложения 2 по всем физлицам. Должно соблюдаться равенство: п.
Камеральная проверка 6-НДФЛ предполагает выявление ошибок, противоречий и возможных несоответствий в расчете. В ходе ревизии у налоговиков могут возникнуть вопросы.
Вычеты в строке 030 не должны превышать доход в строке 020 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/). Если компания записала больше, это ошибка. Из-за такого недочета компания могла неверно посчитать налог в строке 040. Поэтому следует уточнить 6-НДФЛ.
Инспекторы сверят, чтобы удержанный налог в строке 070 расчета 6-НДФЛ был не больше фактически перечисленного налога за год. Перечисленный НДФЛ налоговики возьмут из карточки расчетов с бюджетом.
Контрольные соотношения для проверки формы 6-НДФЛ
Сегодня ФНС предлагает пользоваться контрольными соотношениями, чтобы проверить корректность заполнения деклараций по налогам, уплачиваемым в связи с применением льготных режимов уплаты налогообложения, по акцизам, по НДФЛ, НДС и пр. При этом налогоплательщик не обязан сравнивать показатели, чтобы найти ошибки: ему достаточно правильно заполнить все строки декларации или иной формы отчётности. Но человеческий фактор пока никто не отменял, поэтому специалисты все-таки рекомендуют пользоваться контрольными соотношениями для проверки, особенно если декларация заполняется вручную.
Камеральная проверка 3-НДФЛ: сроки, процесс проверки
Таким образом, момент начала проведения камеральной проверки – это дата передачи 3-НДФЛ в налоговую, в течение 3-ех месяцев с этой даты камеральщики должны провести проверку декларации. Если от налогоплательщика требуется предоставить уточненную или скорректированную 3-НДФЛ, то трехмесячный срок будет исчисляться заново со дня подачи последнего документа или пояснения. Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями.
Отчетность 6-НДФЛ: практика применения
Законодательство позволяет запросить документы, подтверждающие права налогоплательщиков-работников на налоговые льготы (вычеты, предусмотренные статьями 218-221 Налогового кодекса) (п. 6 ст. 88 НК РФ). Если компания недоудержала налог, а потом обнаружила это и перечислила в бюджет, то будут ли санкции? А если налог излишне удержан, как это отразить в новом отчете?
Нужно ли прилагать пояснения? Если доудержание произошло в пределах одного и того же квартала, то на отчете 6-НДФЛ это никак не скажется.
Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?
Одна из форм налогового контроля — камеральная проверка по 6-НДФЛ. Юридические лица так же, как и частные предприниматели обязаны правильно заполнить и вовремя предоставить этот расчет. О нюансах проведения данного вида проверки поговорим подробнее.
Форму 6-НДФЛ обязаны заполнять и сдавать в налоговую все предприниматели (юридические лица и ИП), которые выплачивают заработную плату своим сотрудникам. После того как отчетность будет сдана, сотрудники налоговой службы, не дожидаясь специального разрешения своего руководителя, начинают ее изучение и проверку всех указанных данных. На это им отводится не более трех месяцев.
Цель проверки документа, заполненного по форме 6-НДФЛ, — выявить возможные нарушения действующего налогового законодательства. Она, по сути, ничем не отличается от иных проверок. Алгоритм действий налогового инспектора таков:
- проверяет общую информацию (правильно ли написано название организации, адрес, ИНН);
- проверяет правильность заполнения разделов (они заполняются , а это значит, что показатели в графе, например, 030 не должны быть меньше тех, что указаны в графе 020, но допускается их равное значение);
- следующий шаг – (инспектор проверяет, насколько информация в расчете соответствует сведениям, которыми располагает ведомство);
- затем – арифметика (инспектор выполняет математические расчеты с целью проверить, не допустил ли бухгалтер ошибку, заполняя документ).
Каковы полномочия проверяющих при выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка всегда начинается с того, что проверяющие из состава тех, кто отражен в решении о проверке, предъявляют представителям организации это решение и свои служебные удостоверения.
Только после этого сотрудники инспекции получают доступ к месту проверки, могут истребовать документы, допрашивать свидетелей, назначать экспертизу, привлекать специалистов, переводчиков.
Место проведения проверки
Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции.
Это следует из пункта 1 статьи 89 НК.
В ходе выездной проверки инспекторы вправе:
- запрашивать документы у проверяемой организации;
- требовать документы у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков);
- допрашивать свидетелей;
- назначать экспертизу;
- привлекать к проверке специалистов и переводчиков;
- инвентаризировать имущество проверяемой организации;
- проводить осмотры помещений, используемых проверяемой организацией;
- проводить выемку документов и предметов, принадлежащих проверяемой организации.
Истребование документов у контрагентов
В ходе выездной проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 НК не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно.
Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).
Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 20 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).
Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК).
В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении. Дополнительно к требованию о представлении документов (сведений) должна быть приложена копия поручения.
Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 93.1 и пунктом 6 статьи 6.1 НК.
ВНИМАНИЕ
требование представить документы для встречной проверки инспекторы вправе прислать в любую ИФНС, где организация состоит на налоговом учете.
Это может быть ИФНС, где числится головной офис, обособленное подразделение или ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.
В какую бы из этих ИФНС ни прислали требование, его нужно исполнить (письмо Минфина от 06.08.2019 № 03-02-08/59105).
Если контрагент (иное лицо) и проверяемая организация состоят на учете в одной инспекции, то инспекция самостоятельно направляет требование о представлении документов (информации) контрагенту (иному лицу).
При этом поручение об истребовании документов (информации) не оформляется (п. 5 Порядка, утв. приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).
Получив требование о представлении документов (информации), контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК).
Если контрагент проверяемой организации не успевает вовремя представить документы (сведения), ходатайство с просьбой о продлении срока он вправе направить в инспекцию не позже следующего рабочего дня после того, как получил требование (абз. 3 и 4 п. 5 ст. 93.1 НК).
Если контрагент не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении сведений, то его могут привлечь к налоговой и административной ответственности.
Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации обязан в общем порядке (абз. 4 п. 5 ст. 93.1 НК).
ВНИМАНИЕ
если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК, ст. 2.1 КоАП).
Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:
- не представил сведения о ней в установленный срок;
- отказался представить документы о ее деятельности;
- представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 НК. Размер штрафа – 10 000 руб.Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).
Допрос свидетелей
Проверяющие могут допрашивать свидетелей при выездной налоговой проверке.
В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК). ИФНС не вправе допрашивать:
- детей до 14 лет;
- граждан, которые в силу физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, интересующие ИФНС (глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые граждане);
- граждан, которые в силу специфики своей деятельности располагают сведениями, составляющими их профессиональную тайну (адвокаты, аудиторы, нотариусы и т. п.).
Этих граждан на допрос вызывать нельзя (п. 2 ст. 90 НК). Но если получили повестку, безопаснее явиться на допрос, чтобы документально подтвердить право не давать показания.
Чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, проверяющие направляют в его адрес повестку о вызове на допрос по форме, рекомендованной в письме ФНС от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356.
В повестке должны быть указаны дата, время, место проведения допроса и его основания. В частности, наименование проверки, в связи с которой свидетеля вызвали на допрос, и деятельности какой организации или физлица она касается.
Если в повестке не будет наименования проверяемого налогоплательщика и данных о конкретном деле, по которому свидетеля вызвали, это не повод игнорировать вызов в инспекцию.
В НК нет требования детализировать эту информацию (решение ФНС от 05.12.2018 № СА-2-9/1927).
Опечатки, технические недочеты не освобождают от обязанности явиться на допрос, поэтому опасно заниматься перепиской и требовать, чтобы ИФНС уточнила причину вызова. За неявку на допрос без уважительных причин гражданам грозит штраф – 1000 руб., а за повторное такое нарушение – 2000 руб. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114, абз.
1 ст. 128 НК)
Когда не можете по объективным причинам прийти на допрос в ИФНС, направьте инспекторам письмо с просьбой перенести допрос на другое время и приложите к нему копии подтверждающих документов. Например, копию больничного. Это обезопасит от штрафа за неуважительную неявку на допрос.
Свидетель, которого вызвали на допрос, не вправе заменить себя представителем даже по нотариальной доверенности.
Представителя контролеры допрашивать не станут, а свидетелю в этом случае грозит ответственность за неявку (решение ФНС от 11.04.2018 № СА-3-9/2269).
Допросы свидетелей проходят в налоговой инспекции. Но по своему усмотрению проверяющие могут допросить свидетеля и по месту его пребывания. Например, если свидетель не может самостоятельно явиться в инспекцию по причине болезни, старости или инвалидности. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 НК.
Все показания свидетеля заносят в протокол, форма которого утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628 (п. 1 ст. 90 НК).
Перед допросом проверяющие обязаны предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний. О том, что свидетель предупрежден, в протоколе делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК).
Кроме того, в протоколе проверяющие должны указать следующие сведения:
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 99 НК. Протокол проверяющие составляют на русском языке (п. 1 ст. 99 НК).
Отказаться от дачи показаний свидетель может только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 90 НК). Например, свидетель вправе не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст.
51 Конституции).
В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе ознакомиться с протоколом и внести в него замечания (п. 3 ст. 99 НК). После этого все участники допроса должны поставить свои подписи на протоколе (п. 4 ст.
99 НК).
Инспекторы обязаны представлять свидетелю копию протокола допроса лично под расписку. Если свидетель откажется от копии, сведения об этом внесут в протокол (п. 6 ст. 90 НК).
Свидетеля, давшего показания, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК).
Использование протокола свидетельских показаний
О правомерности проведения допросов свидетелей в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.
ВНИМАНИЕ
за неявку для дачи показаний или за уклонение от явки без уважительных причин свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 1000 руб. (ст. 128 НК).
ВНИМАНИЕ
за неправомерный отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 3000 руб. (ст. 128 НК).
Назначение экспертизы
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие вправе назначить экспертизу. Она проводится, если для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки, требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Например, если нужно определить, соответствуют ли материалы, используемые организацией, технологии, которую она применяет. Об этом говорится в пункте 1 статьи 95 НК.
Назначает экспертизу сотрудник инспекции, проводящий выездную налоговую проверку.
Для этого он выносит постановление, форма которого утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. В постановлении указываются:
- основание для назначения экспертизы;
- фамилия эксперта;
- организация, в которой должна быть проведена экспертиза;
- вопросы, поставленные перед экспертом;
- материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Об этом сказано в пункте 3 статьи 95 НК.
Сотрудник инспекции, который вынес постановление о назначении экспертизы, обязан ознакомить с этим постановлением представителей организации и разъяснить им их права (п. 6 ст. 95 НК).
Так, инспектор, назначивший экспертизу, обязан сообщить о том, что организация может:
- заявить отвод эксперту;
- потребовать назначения эксперта из лиц, указанных организацией;
- предложить дополнительные вопросы для получения по ним экспертного заключения;
- присутствовать с разрешения инспектора при производстве экспертизы и давать пояснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта.
Об этом говорится в пункте 7 статьи 95 НК.
Эта информация отражается в протоколе, который подтверждает, что организация ознакомлена с постановлением о назначении экспертизы и со своими правами (п. 6 ст. 95 НК).
Форма протокола утверждена приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628.
Экспертное заключение
Экспертное заключение или сообщение эксперта о невозможности дать заключение инспекция должна предъявить проверяемой организации. В ответ организация вправе:
- дать свои пояснения;
- заявить возражения;
- попросить о постановке дополнительных вопросов эксперту;
- попросить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Об этом говорится в пункте 9 статьи 95 НК.
Дополнительная и повторная экспертиза
Инспекция вправе назначить:
- дополнительную экспертизу, если первичное заключение эксперта недостаточно полно и ясно. Проведение дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту;
- повторную экспертизу, если первичное заключение эксперта выглядит необоснованным или вызывает сомнения в правильности. Проведение повторной экспертизы поручается другому эксперту.
Порядок документального оформления дополнительной или повторной экспертизы – такой же, как и при назначении первичной экспертизы. Об этом сказано в пункте 10 статьи 95 НК.
Эксперта, давшего заключение, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК).
Привлечение специалиста
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут привлечь специалиста. Его участие необходимо, когда требуются специальные знания (навыки) для целей налоговой проверки. Специалист, в отличие от эксперта, привлекается ИФНС преимущественно для технической помощи в проведении конкретных действий. Эта помощь не предполагает самостоятельных процессуальных действий.
Специалист не проводит исследований, экспертиз и не дает заключений, он дает пояснения или выполняет работы, требующие специальных навыков (например, делает замеры). ИФНС может привлечь специалиста для участия в осмотрах и выемке документов и предметов. Привлеченный специалист не должен быть заинтересован в исходе налоговой проверки.
Это следует из пункта 1 статьи 96 НК, письма Минфина от 06.05.2019 № 03-02-08/32910.
Специалиста, который привлечен для участия в налоговой проверке, инспекция вправе допросить в качестве свидетеля (п. 3 ст. 96 НК).
Инспекция привлекает специалиста на договорной основе (п. 1 ст. 96 НК). Выносить отдельное решение о привлечении специалиста и знакомить с ним проверяемую организацию инспекции не нужно. Такого требования налоговое законодательство не содержит.
Специалиста, участвующего в проверке, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК).
Привлечение переводчика
В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут привлечь переводчика (п. 1 ст. 97 НК). Его участие необходимо, когда для целей налоговой проверки требуются знания иностранного или специального языка (например, языка глухонемых).
Привлеченный переводчик не должен быть заинтересован в исходе налоговой проверки. Это следует из пункта 2 статьи 97 НК.
Инспекция привлекает переводчика на договорной основе для выполнения конкретных действий (п. 1 ст. 97 НК). Выносить отдельное решение о привлечении переводчика и знакомить с ним проверяемую организацию инспекции не нужно. Такого требования налоговое законодательство на содержит.
Инвентаризация имущества
При необходимости в ходе выездной налоговой проверки инспекция может инвентаризировать имущество проверяемой организации (п. 13 ст. 89 НК). Налоговое законодательство не уточняет, в каких случаях возникает такая необходимость, поэтому вопрос о проведении инвентаризации проверяющие решают по своему усмотрению.
Порядок проведения инвентаризации в ходе налоговой проверки НК не установлен. Он определен в Положении, которое утверждено приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Инспекторы должны подсчитать, взвесить и обмерить имущество. Для этого организация обязана выделить сотрудников и необходимый инвентарь (п. 2.7 Положения). Отказывать инспекции нельзя (п. 25 приложения к письму ФНС от 07.07.2016 № СА-4-7/12211).
Верховный суд подтвердил правомерность таких требований (решение от 24.11.2015 № АКПИ15-1111, апелляционное определение от 25.02.2016 № АПЛ16-25).
Документальное оформление
Инспекция инвентаризирует имущество проверяемой организации на основе распоряжения, форма которого утверждена приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Распоряжение издает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, в которой организация состоит на учете (как по своему местонахождению, так и по местонахождению недвижимого имущества или транспортных средств) (п. 1.2 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
В распоряжении руководитель инспекции (его заместитель) указывает:
- наименование проверяемой организации, ее адрес;
- состав инвентаризационной комиссии во главе с ее председателем;
- имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;
- сроки проведения инвентаризации;
- причина проведения налоговой инвентаризации.
Это следует из приложения 1 к Положению, утвержденному приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Перечень инвентаризируемого имущества
В рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проинвентаризировать следующие виды имущества:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- производственные запасы;
- готовую продукцию;
- товары;
- прочие запасы;
- денежные средства;
- кредиторскую задолженность;
- иные финансовые активы.
Об этом говорится в пункте 3 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Конкретный перечень имущества, в отношении которого инспекция будет проводить инвентаризацию, устанавливает руководитель инспекции (его заместитель) и отражает это в распоряжении (п. 2.1 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
Обязанности инвентаризационной комиссии
В ходе проведения инвентаризации в рамках выездной налоговой проверки члены инвентаризационной комиссии обязаны:
- проводить проверку фактического наличия имущества только при участии должностных лиц, материально-ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии проверяемой организации (п. 2.2 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39);
- определять фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества должна создать организация (например, обеспечить членов инвентаризационной комиссии технически исправными измерительными и контрольными приборами, мерной тарой, рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов) (п. 2.7 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39);
- полно и точно вносить данные о фактических остатках в описи, своевременно и правильно оформлять материалы инвентаризации (п. 2.6 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39). Формы описей в зависимости от вида инвентаризируемого имущества утверждены приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39 (приложения 4–13 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
Если инвентаризация проводится в течение нескольких дней, то помещения, в которых хранятся ценности, на время своего отсутствия члены комиссии вправе опечатать (п. 2.11 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
По итогам инвентаризации составленные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственные лица со стороны организации.
В конце каждой описи материально-ответственные лица также должны дать расписку в том, что они присутствовали при проверке имущества, и об отсутствии (наличии) каких-либо претензий к членам комиссии (п. 2.10 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
Результаты инвентаризации
На основании составленных описей председатель инвентаризационной комиссии составляет ведомость результатов инвентаризации, форма которой утверждена приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39).
Впоследствии результаты инвентаризации имущества отражаются в акте налоговой проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки. Об этом говорится в пункте 5.1 Положения, утвержденного приказом Минфина и МНС от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.
Источник: enterfin.ru
Налоговая проверка ООО и ИП
Налоговая проверка — это проверка органами ФНС правильность выполнения законодательной налоговой и бухгалтерской базы. Порядок проведения налоговых проверок регламентируется главой 14 НК РФ.
Согласно налоговому кодексу существует 2 типа проверок: выездная проверка и камеральная налоговая проверка.
Выездная налоговая проверка
Выездная проверка осуществляется в месте нахождения организации, с выездом инспекторов на адрес компании. В ИФНС выноситься решение о проведении проверки, собирается группа проверяющих инспекторов, которые будут проводить проверку и осуществляется выезд этой группы на адрес компании.
Предмет выездной проверки: правильность исчисления и оплаты одного или нескольких налогов за определенный период времени (но не более 3-х лет с даты начала налоговой проверки).
Срок выездной проверки: начиная с 2-х месяцев до полугода, в зависимости от срока проверяемого периода, от предоставления истребованных документов, назначения экспертизы и тд.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка проводится без выезда инспекторов, непосредственно в ИФНС. Инспектор анализирует и проверяет изначально предоставленные декларации, отчеты, если инспектор находит ошибки или документы требуют уточнения, то он начинает камеральную проверку документов и отчетности и просит вас в течении срока этой проверки внести исправления или уточнения ошибочных данных.
Срок камеральной проверки: в течении 3-х месяцев в среднем и нет необходимости выносить решение о проведении проверки в отношении организации.
Действия налогоплательщиков при проведении налоговой проверки ИФНС
Обязательно попросите инспектора предоставить служебное удостоверение и решение о проведении проверки, в случае если в вашей организации имеется юрист или адвокат, то пригласите его для оказания юридической помощи.
Предоставьте инспектору запрашиваемые документы, при необходимости снимите ему копии, не препятствуйте в проверке отчётности, проведении инвентаризации.
Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напоминаем, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ в соответствии со статьей 126 НК РФ.
Права налоговиков при проверке
Инспекторы налогового органа имеют право:
- проводить инвентаризацию основных средств;
- запрашивать необходимые документы для проведения проверок (руководству компании обязаны передать требование о представлении документов под роспись);
- производить выемку документов, в том случае если инспектор полагает, что они могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены (выемка осуществляется только на основании мотивированного постановления под роспись руководства компании);
- вызывать физических лиц, которые могут дать любые пояснения, имеющие значения для целей проверки;
- копировать документы, привлекать экспертов для участия в осмотрах, проверках.
В случае, если руководство компании будет препятствовать доступу инспекторов в помещения, то они имеют право начислить налоги составить акт без проведения проверки.
Налоговики не имеют право
Инспекторы налоговой службы не имеют право на:
- проводить в отношении одного плательщика более двух выездных налоговых проверок в течении года;
- без участия 3-х лиц проводить осмотр территории, складов, предметов налогоплательщика;
- требовать нотариально заверенные копии документов;
- производить выемку документов в ночное или нерабочее время;
- привлекать в качестве экспертов и понятых сотрудников ФНС.
Итоги проверки
По итогам проверки составляется акт. В случае, если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, то вам в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы.
После составления акта, руководитель налогового органа подписывает и передает налогоплательщику решение, в котором прописывает наказание за совершение правонарушений. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.
Источник: www.buxprofi.ru