Доходы федерального бюджета формируются за счет налогов и неналоговых доходов. Система налогов и сборов, установленная Налоговым кодексом РФ (НК РФ), включает федеральные налоги и сборы, региональные налоги и местные налоги.
Федеральные налоги и сборы включают:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 6) водный налог;
- 7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 8) государственную пошлину.
Статус федерального налога не означает, что платежи по нему должны зачисляться в доходы федерального бюджета. Лишь платежи по НДС, водному налогу и сборам за пользование объектами животного мира в полном объеме зачисляются в доходы федерального бюджета. Платежи по остальным налогам и сборам зачисляются в бюджеты по ставкам или нормативам, установленным действующим законодательством.
Более 33 миллиардов рублей поступило в консолидированный федеральный бюджет от уплаты НДФЛ в Омской
Налог на прибыль организаций — налоговая ставка 20%, из которых 2% в соответствии с НК РФ подлежат зачислению в федеральный бюджет и 18% — в бюджет субъекта РФ. В отношении распределения платежей по НДФЛ, НДПИ, акцизам и сборам в Бюджетном кодексе РФ установлены соответствующие нормативы. Так, в федеральный бюджет подлежат зачислению:
- • НДПИ по углеводородному сырью (нефть и газ, за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
- • НДПИ (за исключением углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
- • сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов — по нормативу 20%.
Платежи по НДФЛ зачисляются в нижестоящие бюджеты — по нормативу 85% в бюджет субъекта РФ и 15% — в местные бюджеты.
По подакцизным товарам, импортируемым в РФ, акцизы полностью поступают в федеральный бюджет. Акцизы на подакцизные товары, производимые и реализуемые на территории РФ, распределяются в следующем порядке (табл. 4.1).
Нормативы распределения акцизов на отдельные подакцизные товары, %
Бюджет субъекта РФ
На автомобили легковые и мотоциклы
На табачную продукцию
На спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого
На спирт этиловый из пищевого сырья
На спиртосодержащую продукцию
На алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин и др.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета. Примерно половину доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы, к которым относятся доходы от уплаты:
- • НДПИ в части углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);
- • вывозных таможенных пошлин:
- — на нефть сырую;
- — на газ природный;
- — на нефтепродукты.
Определенная часть нефтегазовых доходов федерального бюджета аккумулируется в двух суверенных фондах РФ — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Средства Резервного фонда РФ подлежат обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
ГлавБлог #19. Специальный выпуск. НДФЛ: FAQ
Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета до тех пор, пока накопленный объем средств Резервного фонда РФ не достигнет нормативной величины, законодательно установленной в размере 7% ВВП, прогнозируемого на соответствующий финансовый год. Дополнительные нефтегазовые доходы, планируемые к зачислению в Резервный фонд РФ, определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.
При прогнозировании используется среднегодовая цена на нефть сырую марки Urals, которая на 2014 г. была определена в размере 101 долл, за 1 баррель 1 . Базовая цена на нефть на очередной финансовый год рассчитывается как среднегодовая цена на нефть за один баррель (в долларах США) за пятилетний период, завершающийся текущим финансовым годом. Так была рассчитана среднегодовая цена на 2014 г. в размере 93 долл.
США. В дальнейшем пятилетний период подлежит ежегодному увеличению на один год до достижения им десяти лет. В проекте федерального бюджета на 2015 г. базовая цена принята в размере 96 долл. США за баррель.
По состоянию на 1 июля 2014 г. в Резервном фонде РФ накоплено 2937 млрд руб., что составляет 4% ВВП, прогнозируемого на 2014 г. в размере 73315 млрд руб.
Начиная с очередного финансового (2015) года доходы от управления средствами Резервного фонда РФ направляются на его пополнение. Чтобы иметь представление о размерах пополнения, отметим, что расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда РФ за первое полугодие 2014 г. составила 86,2 млрд руб.
Средства Резервного фонда РФ могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета, а также на досрочное погашение государственного долга РФ при условии, что указанные операции предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Значительная часть средств Резервного фонда РФ была использована в 2009-2010 гг. для преодоления финансового кризиса в российской экономике.
Средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) подлежат обособленному учету и управлению в целях обеспечения ^финансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ. По состоянию на 1 июля 2014 г. в ФНБ накоплено 2957,4 млрд руб., что составляет 4% прогнозируемого ВВП. ФНБ формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда РФ достигнет установленной нормативной величины — 7% прогнозируемого ВВП. Кроме того, начиная с очередного финансового (2015) года доходы от управления средствами ФНБ также будут направлены на его пополнение. Отметим,
Средняя цена нефти марки Urals за январь-июнь 2014 г. составила 107,3 долл. США за баррель.
что расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ за первое полугодие 2014 г. составила 72,8 млрд руб.
Средства суверенных фондов учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых ФК в Банке России.
Неналоговые доходы федерального бюджета. Они обеспечиваются главным образом за счет таможенных пошлин и сборов (зачисляются по нормативу 100%), поступления по которым зависят от объемов и структуры внешнеэкономической деятельности.
В составе неналоговых доходов федерального бюджета следует отметить доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в уставном капитале) и использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, которые зачисляются по нормативу 100%. Кроме того, в федеральный бюджет зачисляется часть прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в размерах, устанавливаемых Правительством РФ (не менее 25% чистой прибыли), а также прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете (по итогам 2010, 2011, 2012 и 2013 гг. в размере 75%), плата за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%, утилизационные сборы — по нормативу 100% и др.
Расходные обязательства федеральных властей, обусловленные полномочиями только по предметам ведения РФ, связаны с финансированием национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, общегосударственных вопросов в части международных отношений и международного сотрудничества, судебной системы, государственного материального резерва, фундаментальных исследований, осуществляемых государственными академиями наук (Российская академия наук, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия образования).
В составе расходов федерального бюджета определенная часть средств предназначена для передачи нижестоящим бюджетам (региональным, местным) и государственным внебюджетным фондам. Это межбюджетные трансферты, которые предоставляются в следующих формах:
- • дотации 1 на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
- • субсидии [1] бюджетам субъектов РФ;
- 2
- • субвенции 1 бюджетам субъектов РФ;
- • иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ;
- • межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Финансирование дефицита федерального бюджета может производиться из внутренних и внешних источников.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита включаются (в валюте РФ):
- • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;
- • разница между полученными и погашенными РФ кредитами кредитных организаций и международных финансовых организаций;
- • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение финансового года;
- • иные источники, в том числе поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ, курсовая разница по средствам федерального бюджета и др. В состав источников внешнего финансирования дефицита включаются (в иностранной валюте):
- • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов (путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ), и средствами, направленными на их погашение;
- • разница между полученными и погашенными РФ кредитами иностранных государств и кредитами кредитных организаций;
- • иные источники, в том числе разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
Остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года могут быть использованы на сокращение заимствований и выплаты по долговым обязательствам.
На долю доходов федерального бюджета приходится 19,5% ВВП из 36,6% ВВП, составляющих доходы бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов (2013 г.). В составе доходов федерального бюджета на долю НДС приходится 5,3% ВВП, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ) обеспечивает 3,7% ВВП (табл. 4.2). Из числа неналоговых доходов особо выделяются доходы от внешнеэкономической деятельности — 7,5% ВВП, в составе которых наиболее значительны поступления таможенных пошлин, уплачиваемых в связи с экспортом нефти, газа и нефтепродуктов.
Структура доходов и расходов федерального бюджета в 2013 г.
Источник: studref.com
Финансовое право
К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).
Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
- налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100%;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20%;
- налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
- акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
- акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
- акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
- налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100%;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20%;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20%;
- водного налога — по нормативу 100%;
- государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) — по нормативу 100%.
Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):
- налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
- налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
- транспортного налога — по нормативу 100% и др.
К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
- земельного налога — по нормативу 100%;
- налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.
- налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
- единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35%;
- государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Так в России, по данным Минэкономразвития, в 2011-2013 гг. доход государства от приватизации может составить 600-700 млрд. рублей. В 2011 г. государство получило от приватизации более 200 млрд. рублей. По данным Минфина, в доход федерального бюджета должны поступить средства от продажи (приватизации) государственных долей в таких структурах, как Транснефть, Роснефть, ФСК ЕЭС, Рус Гидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Совкомфлот, Россельхозбанк и др.;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
- доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными кредитами;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:
В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.
Источник: isfic.info
Налоговый доход федерального бюджета
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.
К налоговым доходам относятся:
• предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
• пени и штрафы.
Состав налоговых доходов:
1. Налоги на прибыль:
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• налог на игорный бизнес;
• страховые взносы.
2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и регистрационные сборы.
3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
4. Налоги на имущество:
• налог на имущество физических лиц;
• налог на имущество организаций;
• налог на операции с ценными бумагами.
5. Платежи за пользование природными ресурсами:
• платежи за пользование континентальным шельфом РФ;
• платежи за пользование недрами;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• платежи за пользование лесным фондом;
• плата за пользование водными объектами;
• земельный налог и др.
6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенные пошлины и др.
Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.
В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сборов:
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
1. федеральные налоги и сборы;
2. налоги и сборы субъектов РФ;
3. местные налоги и сборы (НК РФ).
Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
— доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;
— средства самообложения граждан;
— иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
— дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
— субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
— субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
— иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru