Доклад на XX Международную научно-практическую конференцию « Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации », которая пройдет c 12 по 21 апреля 2023 г.
Российское законодательство и в «мирное», «доспецоперационное» время порождало вопросы к юридической технике реализации различных запретов и ограничений. Началось это ещё с «ковидного» периода, когда появилось то, что я называю «аварийная юриспруденция»: нормативные акты, написанные наспех, «на коленке», не вписывающиеся в систему законодательства, принимаемые различными, часто очень условно уполномоченными органами, вне каких-либо правил (тут тебе и отмена норм закона подзаконными актами, и обратная сила подзаконных актов). В общем, нормативные акты, принятые без оглядки на какие-либо правила законодательства. Помните «нерабочие дни»?)
Очередной достойный вклад в копилку «аварийной юриспруденции» внесла Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее — Правкомиссия).
Добровольный налоговый платеж физического лица. Звонок в налоговую.
Как вы знаете, с марта 2022 года (указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81) введен «особый порядок» совершения сделок с ценными бумагами, а с сентября 2022 года (указом Президента РФ от 08.09.2022 № 618) — также сделок (операций) с долями российских ООО, если данные сделки заключаются с участием «недружественных» нерезидентов. «Особый порядок» сводится к необходимости получения специального разрешения Правкомиссии.
К декабрю 2022 года Правкомиссия сформировала некие условия выдачи разрешения (наличие независимой оценки рыночной стоимости активов; осуществление продажи активов с дисконтом в размере не менее 50 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива; установление в сделочной документации ключевых показателей эффективности для новых акционеров (собственников); наличие рассрочки платежа на 1-2 года и (или) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от суммы осуществляемой (исполняемой) сделки (операции) (выписка из протокола заседания подкомиссии Правкомиссии от 22.12.2022 № 118/1).
Правкомиссия решила (сама для себя) «исходить, как правило, из целесообразности установления перечисленных условий осуществления (исполнения) таких сделок:
1) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива;
2) обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива, в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом более 90 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке актива».
Вообще в нормальной ситуации, конечно, должен возникать вопрос о полномочиях «подкомиссии Правкомиссии» устанавливать обязанность по внесению какой-либо платы в бюджет. Поскольку ни указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81, ни указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618, ни иное известное мне законодательство платности выдачи разрешения (на совершение сделок) не устанавливают, тем более — не делегируют полномочие по установлению размера такой платы самой Правкомиссии, не говоря уже о «подкомиссии Правкомиссии». Но в «аварийной юриспруденции» подобные вопросы не имеют смысла, так что это я не обсуждаю.
Нужно ли платить налоги? Статья 45.1. Добровольный единый налоговый платеж. Бизнес и налоги.
Также не вижу смысла обсуждать представления авторов о школьном курсе математики, поскольку «10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов» очевидно равно «5 % от рыночной стоимости» этих «соответствующих активов». Смысл в целом понятен.
Более интересен вопрос, что это за зверь такой «обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств». Поскольку на первый взгляд Правкомиссия ввела, ни много ни мало, «добровольное обязательство» — деньги перечисляются в бюджет добровольно, но в рамках некоего обязательства.
Мне интересны, во-первых, правовая природа этого «добровольного обязательства», во-вторых, связанные с его уплатой налоговые последствия.
Поскольку без понимания правовой природы этой «платы» абсолютно непонятны налоговые последствия платежа, прежде всего, возможность учёта уплаченной суммы в составе затрат по налогу на прибыль организаций. Поскольку если мы исходим из «добровольности» платежа и отсутствия связи между его уплатой и совершением государством каких-либо действий, должен возникать вопрос о том, не является ли это пожертвованием. Пожертвование, как добровольный безвозмездный платеж, не связано с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности и, естественно, не может учитываться в составе затрат по налогу на прибыль организаций, в силу прямого указания п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ.
Второй вопрос, который связан с правовой природой этого «обязательства по добровольному перечислению в бюджет», заключается в том, должна ли соответствующая сумма выделяться в цене товара (акций, долей в уставном капитале ООО) либо этот платёж уплачивается «сверх цены». Правкомиссия не сочла необходимым установить, кто именно (продавец или покупатель) должен исполнить это «обязательство по добровольному перечислению в бюджет», на мой взгляд, связано это с тем, что российскому государству абсолютно безразлично, кто перечислит деньги в бюджет.
Прежде всего, несмотря на реверансы про «исходить, как правило, из целесообразности» (обязательства по добровольному перечислению денег в бюджет), на мой взгляд, добровольность и безвозмездность платежа в данном случае иллюзорна, хотите получить разрешение Правкомиссии — будьте любезны «добровольно» перечислить деньги в бюджет. От создателей бессмертного «а не будут брать — отключим газ!» (цы)
То есть, это обязательный платёж за оказание «государственной услуги» — выдачи Правкомиссией разрешения на совершение сделки.
И с этой точки зрения «обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств» абсолютно точно укладывается в установленное п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ понятие сбора: «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности».
Понятно, что установление такого платежа прямо противоречит Налоговому кодексу РФ, в силу п. 6 ст. 12 НК РФ «не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Но в рамках «аварийной юриспруденции» допустимо ещё и не такое.
Также не противоречит природе такого платежа как сбора установление сложного (альтернативного под условием) порядка его расчёта (не менее 10 % от половины рыночной стоимости соответствующих активов, а в случае если продажа активов осуществляется с дисконтом более 90 % от их рыночной стоимости — не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов, указанной в отчете об оценке), например, госпошлина в суды по имущественным требованиям рассчитывается примерно также (см. подп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
В итоге, квалификация «обязательства по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств» в качестве сбора в целом ставит всё на свои места. Соответствующая сумма должна признаваться «прочими расходами, связанными с производством и реализацией», в силу подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к таким расходам относятся «суммы налогов и сборов», хотя и с оговоркой «начисленные в установленном настоящим Кодексом порядке».
Также понятно, что сбор вправе уплатить любое лицо, как продавец, так и покупатель актива, а сумма сбора — не учитывается в составе цены, то есть, уплачивается (в бюджет) сверх цены (если иное не будет определено соглашением сторон).
Можно поностальгировать на позиции Конституционного Суда РФ, применительно к установлению сбора таким образом:
Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П.
Не исключается дальнейшее реформирование законодательства РФ о налогах и сборах. Однако при этом законодатель связан требованиями статьи 57 Конституции РФ и правовыми позициями Конституционного Суда РФ, сформулированными им при рассмотрении дел о проверке конституционности актов налогового законодательства.
Определение Конституционного Суда РФ от 8.02.2001 N 14-О.
В силу сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций обязательные индивидуально-возмездные федеральные платежи, внесение которых является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений) и которые предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти, должны рассматриваться как законно установленные в смысле статьи 57 Конституции РФ не только в том случае, когда ставки платежей предусмотрены непосредственно федеральным законом, но — при определенных условиях — и тогда, когда такие ставки на основании закона устанавливаются Правительством РФ.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 283-О.
Источник: zakon.ru
При перепечатке и (или) использовании материалов сайта FLEXA.RU ссылка на источник обязательна.
Адрес исходного документа: http://www.flexa.ru/taxes/tax023-02.shtml [an error occurred while processing this directive]Коммерческое право
Добровольное исполнение налоговой обязанности
Добровольное исполнение налоговой обязанности состоит в действиях, основанных на личном свободном волеизъявлении налогоплательщика. И в эти действия включаются:
— учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения,
— исчисление сумм налога, подлежащего уплате,
— своевременное представление платежного поручения или внесение наличных средств,
— декларирование доходов и расходов и объектов налогообложения,
— хранение данных своего учета (для организаций это будет хранение данных бухучета).
Надо сказать, что добровольное исполнение налоговой обязанности является основным способом уплаты налогов. Принудительное исполнение – это дополнительный способ, который возникает только в том случае, когда налогоплательщик не реализует первый добровольный порядок уплаты. Это тоже очень важно, потому что если налогоплательщику не предоставлена возможность добровольно уплатить, а сразу используется принудительный способ, то на самом деле это нарушение НК.
В понятие добровольного исполнения налоговой обязанности включаются следующие моменты, и они являются общими для физлиц и юрлиц. Первый момент заключается в том, что добровольный порядок является первичным и он должен быть в любом случае предоставлен налогоплательщику. Во-вторых, налоговая обязанность исполняется в валюте Российской Федерации по общему правилу.
Налоговая обязанность добровольно исполняется в установленные сроки, но возможно и досрочное исполнение налоговой обязанности.
Добровольная уплата налога может осуществляться как полностью, так и частично. Речь не идет об авансовых платежах, а о том, что это уплата налога частичная до наступления срока уплаты налога. Для физического лица это важно, потому что он может свою налоговую обязанность разделить на несколько частей и исполнить. И налоговый орган не имеет права отказать в принятии части налоговых обязанностей, обязан эту часть налога принять.
Уплата налогов может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. До НК это утверждение в отношении юридических лиц не применялось, а действовало правило о том, что юрлица могут уплачивать налог только в безналичной форме, исходя из того, что все расчеты юридических лиц осуществляются в безналичной форме, за исключением тех сумм, которые разрешены Центральным Банком.
В п.3 ст.58 НК появилось это общее правило о том, что налогоплательщик может уплачивать налог, как в наличной, так и в безналичной форме. Поэтому юридическое лицо также может уплачивать налог в наличных денежных средствах. Такие ситуации тоже возникают, они порождены практикой, например, когда арестован счет или приостановлены операции по счету, а надо подать исковое в суд, и при подаче искового в суд нужно заплатить госпошлину. Как ее заплатить, если счет арестован? В данном случае возможна уплата налога в наличных средствах и это снимает проблему у нашего налогоплательщика.
Последний момент, который характеризует добровольность исполнения налоговой обязанности, заключается в том, что налогоплательщик исполняет налоговую обязанность самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Иное – это как раз ситуации налоговых агентов, которые принудительно включаются законодателем в этот процесс.
В добровольном порядке отличия между уплатой организациями и физическом лицом существуют, и эти отличия мы рассмотрим.
Добровольное исполнение налоговой обязанности организаций заключается в том, что:
— Организация самостоятельно ведет бухгалтерский учет,
— Организация самостоятельно исчисляет сумму своего налога,
— Организация заблаговременно представляет платежное поручение в кредитную организацию, заблаговременность определяется периодом или сроком осуществления банковской операции. На сегодняшний день по НК это один операционный банковский день. Поэтому не позднее этого срока платежное поручение должно быть представлено в кредитную организацию.
— Организация самостоятельно представляет в налоговый орган налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность и в течение 5 лет обязана хранить данные бухгалтерского учета и отчетности.
Таким образом, существенным моментом в отношении организаций является то, что добровольный порядок для организаций практически всегда реализуется, как самостоятельное осуществление этих мероприятий. Ситуации налогового агента в очень редких случаях применяются к организациям.
Добровольное исполнение налоговой обязанности физическим лицом иное. В подавляющем большинстве случаев граждане устранены от исчисления сумм налога, а налоги исчисляются для граждан либо налоговыми органами, либо налоговыми агентами. Более того, информацию для исчисления налога налоговые органы или налоговые агенты получают не от физического лица, а либо сами эту информацию создают, либо получают от других государственных органов – от регистрирующих органов, которые осуществляют сделки с недвижимостью, с транспортными средствами и т.д.
Кроме того, что граждане устранены от исчисления налога, в большинстве случаев они устранены и от самостоятельной уплаты налога. В первую очередь, от подоходного налога, когда применяются налоговые агенты для уплаты подоходного налога. И только индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивают подоходный налог. Но вместе с тем физические лица обязаны вести учет своих доходов, расходов, объектов налогообложения и также декларировать свои доходы в ряде случаев. Поэтому для физических лиц добровольное исполнение налоговой обязанности состоит не в самостоятельных действиях, а в отказе от действий, которые препятствовали бы уплате налогов или расчету налогов налоговыми органами или налоговыми агентами. Поэтому добровольное исполнение налоговой обязанности предполагает пассивную позицию налогоплательщика – физического лица, тогда как у юридического лица это активная позиция. [an error occurred while processing this directive]
Источник: flexa.ru
Амурчан взбудоражил фейковый видеоролик, призывающий не платить налоги
По социальным сетям и мессенджерам распространяется видеоролик, автор которого утверждает, что физические лица могут уплачивать налоги по желанию.
«В конце 2018 года якобы предприятие, называемое «Российская Федерация», закрылось. В связи с этим почему-то сразу вышли интересные законы после этого слуха. Эти законы наводят на мысль, что это и есть подтверждение, — уклончиво говорит мужчина на видео. — Так как закрылось предприятие, соответственно, какие–то платежи уже не должны проходить, они должны перейти в разряд добровольных».
Далее мужчина приводит выдержку из статьи 45.1 Налогового кодекса РФ:
«Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком — физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц».
Автор видеоролика утверждает, что «добровольный» платеж подразумевает собой «пожертвования, которые нигде не учтены, их можно положить в карман»
«Если у вас нет доброй воли, то вы можете отказаться и написать заявление в налоговую инспекцию, что «я запрещаю взыскивать с меня эти налоги, так как я не имею доброй воли для их выплаты», — уверяет мужчина.
Позже автор удалил видео со своего канала и выпустил опровержение, в котором признался, что действительно неправильно понял значение термина «единый налоговый платеж».
УФНС России по Амурской области опровергает все утверждения автора ролика. Ведомство сообщает, что его слова противоречат нормам законодательства, поскольку уплата налогов является конституционной обязанностью каждого гражданина Российской Федерации.
Согласно действующему налоговому законодательству, гражданин, имеющий в собственности транспортное средство, квартиру или долю в ней, дом, дачу, гараж, земельный участок, иное имущество обязан уплачивать налог на имущество физических лиц, а также земельный и транспортный налоги в сроки, установленные законодательством. То же касается уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который удерживается и перечисляется работодателем в бюджет за своих работников (ст. 226 НК РФ), а также перечисляется непосредственно гражданином, если им были получены доходы, например, при продаже или от сдачи в аренду имущества, с которых не был удержан налог (ст. 228 НК РФ).
В налоговой службе пояснили, что единый налоговый платеж, о котором говорится в ролике, позволяет уплачивать налоги на имущество, землю и транспорт, а также НДФЛ одной общей суммой. К тому же налогоплательщики могут уплатить налоги авансом, равномерно распределив платежи в течение года.
Таким образом, обязанность по уплате имущественных налогов и НДФЛ установлена действующим законодательством, тогда как единый налоговый платеж — альтернативный способ оплаты налогов в течение года частями до наступления срока платежа, пояснили в ведомстве.
- В этом году россияне должны были уплатить имущественные налоги за предыдущий налоговый период до 2 декабря. К этому сроку задолженность физических лиц за 2018 год составила 340 млн рублей.
Источник: asn24.ru