Нормативная база бухгалтерского баланса

Нормативно-правовая база бухгалтерской отчетности Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О...

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

  • а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности необходимы знание и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ;

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170);

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/94) «Учетная политика предприятия» (приказ Минфина России от 28 июля 1994 г. № 100);

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (приказ Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167);

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 3/2000) «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (приказ Минфина России от 10 января 2000г. № 2н);

Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина России от 6 июля 1999г. № 43н).

Кроме того, организация должна руководствоваться:

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н);

нормативными документами, определяющими порядок учета себестоимости продукции (работ, услуг);

другими нормативными документами по бухгалтерскому учету различных сфер деятельности организации (инвестиционная деятельность, совместная деятельность и др.) и видов имущества (основные средства, товарно-материальные ценности, ценные бумаги, нематериальные активы и др.).

Экономические и информационные аспекты

Бухгалтерская отчетность дает информацию для принятия управленческих решений. Формирование бухгалтерской отчетности является одной из главных задач бухгалтерского учета. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» говорится, что основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Пользователем бухгалтерской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью (способностью погасить свои краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных активов) и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Основные требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность:

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде Бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации — в виде Отчета о прибылях и убытках, информация об изменениях в финансовом положении организации — в виде Отчета о движении денежных средств.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным.

Информация, представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть полезна. Информация считается полезной, если она уместна, надежна, сравнима и своевременна.

Информация уместна, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится.

Сравнимость информации означает возможность для пользователей отчетности сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Информация своевременна, если она способна наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей, связанные с принятием решений, т.е. если достигнут баланс между ее уместностью и надежностью.

Бухгалтерская отчетность должна давать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Полнота обеспечивается единством указанных выше отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться существенные показатели. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы Бухгалтерского баланса, Отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

Иные требования, вытекающие из положений по бухгалтерскому учету.

Источник: studwood.net

1.2 Нормативное регулирование формирования бухгалтерского баланса

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней. В основе первого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Целью данного закона является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулируют порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухучета — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н); План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н); Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

К третьему уровню нормативных документов по бухгалтерскому учету относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Это — Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н); Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

В состав годовой бухгалтерской отчетности входят следующие документы:

  • баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • пояснения.

Источник: studfile.net

Глава 1. НОРМАТИВНАЯ БАЗА СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА

Основу законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете составляет Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Отразив в учете все хозяйственные операции за период, необходимо сформировать и бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, которая помимо прочих отчетных форм состоит из бухгалтерского баланса.

Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности установлены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Бухгалтерский баланс составляется на русском языке и в валюте РФ, то есть в рублях. Все операции, осуществляемые в валюте иных государств, пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчетности.

После составления баланс подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Если бухгалтерский учет ведется специализированной организацией или централизованной бухгалтерией либо бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специалистом, непосредственно осуществляющим ведение бухгалтерского учета.

Отчетность составляется в тысячах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 384). В случае существенных оборотов, обязательств отражение сумм может осуществляться в миллионах рублей без десятичных знаков (код по ОКЕИ 385), о чем указывается в соответствующей графе.

Само собой разумеется, что бухгалтерский баланс составляется не просто так. Баланс позволяет получить информацию о состоянии средств предприятия по составу, размещению и источникам их возникновения. И заинтересованы в получении этой информации собственники предприятия, менеджмент, а также органы налогового контроля. В силу последнего предусмотрена ответственность за непредставление баланса.

Данную ответственность можно подразделить на налоговую, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, и административную, как установленную Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Налоговым кодексом РФ, то есть по налоговой ответственности, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 50 руб. — за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности и 5000 руб. — за представление отчетности с ошибками.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Это означает, что представление бухгалтерского баланса с нарушением установленного законодательством срока является налоговым правонарушением.

К административной ответственности организация может быть привлечена и за непредставление бухгалтерского баланса также в органы статистики.

Все вышесказанное означает, что составлять бухгалтерскую отчетность, в которую входит и бухгалтерский баланс, обязаны все юридические лица.

Малые предприятия, некоммерческие и общественные организации и ряд других могут сдавать не все формы бухгалтерской отчетности. Однако к балансу (форме N 1) это не относится, так как он является обязательной отчетной формой для всех, кроме организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

С формальной точки зрения организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут не составлять бухгалтерский баланс, так как не обязаны вести бухгалтерский учет.

Это является существенным облегчением предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения.

Однако совсем обойтись без бухучета тоже невозможно. При отсутствии бухгалтерского учета не может быть составлена бухгалтерская отчетность для кредиторов, контрагентов предприятия и т. д.

Кроме того, общества (ООО и АО) имеют право распределять чистую прибыль между участниками общества, которая определяется по данным его бухгалтерской отчетности.

Таким образом, несмотря на освобождение от ведения бухгалтерского учета предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, по большому счету вынуждены вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

Для вновь созданной либо реорганизованной организации таким периодом будет период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальную — в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение 30 дней по окончании квартала:

— для отчетности за I квартал — на 30 апреля;

— для отчетности за полугодие — на 30 июля;

— для отчетности за 9 месяцев — на 30 октября;

— для отчетности за год — на 30 марта следующего года (в високосный год — на 31 марта следующего года).

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации, что более подробно будет рассмотрено в отдельном разделе данной книги.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: textbooks.studio

Оцените статью
Добавить комментарий