Каким образом облагается налогами (НДФЛ, ЕСН) в 2007 году иностранное лицо (Глава Московского представительства иностранной организации), которое бывает в Москве 5 – 10 рабочих дней ежемесячно, не состоит в штате и ему не начисляется заработная плата?
1) Порядок уплаты НДФЛ.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (статья 209 НК РФ)
Таким образом, как для резидентов, так и для нерезидентов РФ в случае получения дохода из источников в РФ, они признаются налогоплательщиками НДФЛ, и полученный доход является объектом налогообложения по НДФЛ.
Сколько платить налогов, 30% или 13% НДФЛ, если вы уехали из России и не являетесь резидентом
Соответственно, для того, чтобы квалифицировать, подлежит или нет налогообложению НДФЛ тот или иной вид дохода, полученного физическим лицом, значение имеет, является ли данное физическое лицо резидентом РФ.
Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ в редакции, действующей с 2007 года, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Как указано в Вашем вопросе, Глава представительства находится на территории РФ 5 — 10 рабочих дней ежемесячно. Таким образом, путем математического подсчета можно определить, что в течение 12 следующих подряд месяцев он пребывает в РФ примерно 60 -120 дней, что соответственно позволяет говорить о том, что он не является резидентом РФ в целях налогообложения НДФЛ.
Таким образом, с учетом изложенного, подлежать налогообложению данным налогом будут доходы, полученные от источников в РФ.
Перечень таких доходов приведен в пункте 1 статьи 208 НК РФ. Соответственно, если доходы, выплачиваемые Вашей организацией Главе представительства, соответствуют приведенным в данной статье и не указаны в статье 217 НК РФ (где приведены доходы, освобожденные от налогообложения НДФЛ), то они, в общем случае, подлежат налогообложению НДФЛ.
Например, в отношении заработной платы хотелось бы отметить следующее.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Необходимо отметить, что понятия «резидент РФ» применительно к организациям, а не к физическим лицам, Налоговый кодекс РФ не содержит.
В то же время, согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, для целей НК РФ организациями являются, юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации).
То есть, как следует из данного пункта, НК РФ разделяет понятие организаций на «российские» и «иностранные», причем к последним относятся, в том числе филиалы и представительства иностранных юридических лиц.
Следовательно, по нашему мнению, представительство иностранной организации, несмотря на то, что оно находится на территории РФ, является нерезидентом РФ, а соответственно, подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ в Вашем случае не применяется.
Пункт 3 статьи 208 НК РФ (в котором приведен перечень доходов от источников за пределами РФ) содержит «зеркальную норму»: вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления иностранной организации (совета директоров или иного подобного органа), рассматриваются как доходы от источников, находящихся за пределами РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности.
Таким образом, ввиду того, что Глава представительства, во-первых, является нерезидентом РФ, а во-вторых, является членом органа управления иностранной организации (т.е. представительства иностранного юридического лица), то данный вид дохода рассматривается как доход от источника, находящегося за пределами РФ, а соответственно в данном случае не подлежит налогообложению НДФЛ.
Кроме того, хотелось бы также отметить следующее.
Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В соответствии с Конвенцией от 13.04.00, заключенной между Правительством РФ и Правительством Австрийской республики «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» заработная плата и другое подобное вознаграждение, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства (т.е. в данном случае – Австрии) в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве (т.е. в данном случае – в РФ). Если работа по найму осуществляется таким образом, то полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Государстве (пункт 1 статьи 15 Конвенции).
При этом, согласно пункту 2 Конвенции, независимо от положений пункта 1, вознаграждение, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства (в данном случае — Австрии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве (в данном случае – в РФ, подлежит налогообложению только в первом упомянутом Государстве (т.е. в Австрии), если:
a) получатель находится в другом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, и
b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом другого Государства, и
c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Государстве.
В Вашей ситуации, Глава представительства:
a) находится на территории РФ в течение периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода (как следует из вопроса);
b) вознаграждение выплачивается нанимателем – головной фирмой «ЭБЕВЕ ФАРМА»;
c) постоянное представительство фирмы «ЭБЕВЕ ФАРМА» не несет расходы по выплате вознаграждения.
То есть, все условия пункта 2 статьи 15 Конвенции выполняются, а следовательно рассматриваемые доходы подлежат налогообложению в Австрийской республике.
При этом необходимо отметить, что статья 15 Конвенции применяется с учетом, в частности, статьи 16, которая рассматривает порядок налогообложения гонораров директоров:
«Гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в качестве члена совета директоров компании, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве».
Данная норма применялась бы в Вашем случае в двух ситуациях:
Если физическое лицо является одновременно резидентом РФ и членом совета директоров компании – резидента Австрии (т.е. самой головной фирмы «ЭБЕВЕ ФАРМА»), либо физическое лицо является резидентом Австрии (что выполняется в Вашей ситуации), и одновременно членом совета директоров компании 1 – резидента РФ. На основании имеющейся информации, на наш взгляд, можно сделать вывод, что Ваша ситуация под регулирование данной статьи не подпадает.
Таким образом, по нашему мнению, согласно нормам Конвенции, доходы Главы представительства Вашей организации также не подлежат налогообложению в РФ.
В отношении необходимости декларирования Главой представительства своих доходов.
В общем случае, НДФЛ удерживается из доходов, выплачиваемых сотрудникам, организацией, являющейся налоговым агентом по НДФЛ. Необходимость декларирования физическими лицами своих доходов установлена для строго определенных случаев, приведенных в статьях 227 и 228 НК РФ (статья 229 НК РФ). Статья 227 НК РФ касается индивидуальных предпринимателей, поэтому данный аспект мы не рассматриваем.
В соответствии со статьей 228 НК РФ, самостоятельное исчисление и уплата НДФЛ, а также представление декларации физическими лицами производится в отношении отдельных видов доходов, а именно:
1) физические лица — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) физические лица — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
3) физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, — исходя из сумм таких доходов;
4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;
5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.
Таким образом, в случае если Глава представительства получает доход в результате какой-либо из приведенных выше операций, то соответственно у него возникает обязанность по самостоятельному исчислению, уплате и декларированию таких доходов в порядке, определенном статьей 229 НК РФ. В противном случае такой обязанности не возникает.
Кроме того, хотелось бы отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 232 НК РФ (регламентирующей порядок устранения двойного налогообложения) фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами РФ, не засчитываются при уплате налога в РФ, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Исходя из вопроса, Глава представительства не является резидентом РФ, соответственно данный пункт к нему не применяется.
При этом, основании пункта 2 статьи 232 НК РФ, при получении Главой представительства доходов, которые могут быть квалифицированы как доходы, полученные из источников в РФ, и при этом могут облагаться аналогичным налогом согласно австрийскому законодательству, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения 2 , а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.
Вывод:
Учитывая вышеизложенное, в отношении заработной платы (вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей) Глава представительства, в случае если он является нерезидентом РФ, не является налогоплательщиком по НДФЛ и не должен представлять налоговую декларацию.
В отношении иных доходов, которые могут быть признаны доходами от источников в РФ, он является налогоплательщиком и с такого дохода удерживается налог в общеустановленном порядке налоговым агентом (которым в данном случае является Представительство или иная организация, от которой может быть получен доход).
Обязанность по декларированию возникает при получении доходов в случаях, соответствующих перечисленным в статье 228 НК РФ.
2) Порядок уплаты ЕСН.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются, в частности, организации 3 . Таким образом, Представительство фирмы «ЭБЕВЕ Фарма» подпадает под понятие плательщиков ЕСН при наличии объекта налогообложения ЕСН.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг 4 , а также по авторским договорам.
Следовательно, для возникновения объекта налогообложения по ЕСН необходимо, чтобы организация-налогоплательщик начисляла выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ к физическим лицам относятся, в частности, иностранные граждане.
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства (пункт 1 статьи 2 Закона РФ от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан»).
Следовательно, Глава Представительства иностранной компании подпадает под понятие физического лица для целей применения 24 главы НК РФ.
Для возникновения объекта налогообложения по ЕСН необходимо, чтобы Представительство Фирмы (либо сама Фирма) начисляли в пользу Главы Представительства выплаты и иные вознаграждения по заключенному с ним трудовому или гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
То есть, на наш взгляд, используемые в главе 24 НК РФ термины «гражданско-правовой» и «трудовой» договоры применяются в том значении, в котором они используются в Гражданском и Трудовом кодексах РФ.
Таким образом, по нашему мнению, в пункте 1 статьи 236 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСН подразумевается, что соответствующие гражданско-правовые и трудовые договоры должны быть заключены в соответствии с гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (абзац 5 статьи 11 ТК РФ)
Согласно статье 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Следовательно, учитывая действие законов и иных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства РФ в пространстве, нормы трудового законодательства РФ распространяются на трудовые отношения иностранных граждан лишь в том случае, если они выполняют трудовые обязанности на территории России в соответствии с заключенным трудовым договором по трудовому законодательству РФ (статья 11 ТК РФ).
Как указано в вопросе, Глава Представительства фактически командируется в РФ с целью обеспечения деятельности Представительства. При этом он не состоит в штате работников Представительства, осуществляет свою деятельность на основании доверенности, выданной Головным Офисом Фирмы. Доходы Глава Представительства получает от Головного Офиса.
Информация о том, что Представительством от имени Головной компании заключен с Главой представительства гражданско-правовой договор в соответствии с Гражданским законодательством РФ (на оказание услуг), нам не представлена.
Соответственно, учитывая имеющуюся информацию, при ответе на вопрос мы исходим из того, что начисление и выплаты заработной платы Главе Представительства осуществляет Головной Офис Фирмы «ЭБЕВЕ Фарма». При этом само Представительство не имеет заключенного в соответствии с Российским законодательством с Главой Представительства трудового договора или гражданско-правового договора на оказание услуг в РФ.
Учитывая изложенное, если Глава Представительства выполняет свои обязанности на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством иностранного государства (Австрии), то такой договор не может быть классифицирован как трудовой или гражданско-правовой, к которым применимы нормы законодательства РФ.
Следовательно, по нашему мнению, для Московского Представительства объекта налогообложения по ЕСН, установленного пунктом 1 статьи 236 НК РФ, в отношении Главы Представительства не образуется, т.е. обязанность по исчислению и уплате ЕСН в отношении Главы Представительства у Представительства отсутствует.
Обращаем Ваше внимание, что подобная ситуация рассматривалась в письме от 13.03.03 № 28-11/13928 УМНС РФ по г. Москве, в котором был сделан вывод, что поскольку выплаты и иные вознаграждения в пользу иностранного гражданина — главы московского представительства иностранной компании осуществляет головная организация, то у представительства отсутствует объект обложения ЕСН в части указанного иностранного гражданина.
Однако в письме Минфина от 22.03.06 № 03-05-02-03/12 была выражена иная позиция, согласно которой выплаты, начисленные иностранной организацией по трудовым договорам в пользу своих работников — иностранных граждан и связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории РФ в представительстве организации, признаются объектом налогообложения по ЕСН независимо от статуса работника (постоянно или временно проживающий на территории РФ), места заключения договора, а также независимо от того, где начисляются и производятся выплаты (за границей или на территории РФ). 5
Из этого следует, что при проведении мероприятий налогового контроля выплаты, осуществляемые Головным Офисом в Австрии Главе своего Представительства, могут быть расценены налоговыми органами как образующие объект налогообложения по ЕСН.
Однако претензии со стороны налоговых органов, на наш взгляд, не будут обоснованными, учитывая приведенную выше аргументацию.
Учитывая вышеизложенное, т.к. Представительство Фирмы «ЭБЕВЕ Фарма» не осуществляет выплат Главе представительства по трудовому или гражданско-правовому договору, то у Представительства обязанность по исчислению и уплате ЕСН в отношении Главы Представительства отсутствует.
Полностью исключить риск предъявления претензии со стороны налоговых органов мы не можем. Однако считаем, что предъявить обоснованные аргументы в пользу начисления ЕСН в рассматриваемой ситуации будет затруднительно.
1. Согласно подпункту «е» пункта 1 статьи 3 Конвенции, термин «компания» означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения.
2. Как было отмечено выше, между Правительством РФ и Правительством Австрийской республики заключена Конвенция от 13.04.00 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
3. Как было отмечено при ответе на первый вопрос, для целей НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).
4. за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ (индивидуальные предприниматели, адвокаты), что не применимо к рассматриваемому случаю.
5. Также в Письме от 16 марта 2006 г. № 03-05-02-04/27 указывается, что с сумм выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранного гражданина, работающего на территории Российской Федерации и имеющего статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, налогоплательщик уплачивает единый социальный налог в общеустановленном порядке без применения налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 Кодекса.
Ответы на самые интересные вопросы на нашем телеграм-канале knk_audit
Источник: www.mosnalogi.ru
Налогообложение нерезидентов РФ
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ (предпринимательская деятельность на территории РФ, доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, доходы от сдачи такого имущества и проч.), обязаны уплачивать НДФЛ на территории РФ.
Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают налог по ставке 30% от всей суммы дохода – п.3 ст.224 НК РФ. Уменьшить налоговую базу на сумму имущественных вычетов нельзя, вычеты применяются только для расчета налоговой базы при применении ставки в 13% — п.1 ст. 224 НК РФ.
Особенности налогообложения нерезидентов РФ
На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.
К сожалению, вопрос с какого момента следует отсчитывать 183 дня для выяснения статуса налогового резидента РФ на данный момент, является спорным. Разъяснения Минфина РФ и ФНС РФ противоречивы. На данный момент существуют две позиции по этому вопросу:
Первая позиция:
Статус налогового резидента определяется на момент получения дохода. Для расчета берутся 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. При этом неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом. (п. 2 ст.
207 НК РФ, Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 25.05.2011 N 03-04-06/6-122, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871).
Согласно этой позиции, если доход от иностранного пенсионного фонда перечислен физическому лицу 17 апреля 2017 года, то для определения статуса налогового резидента РФ следует брать для расчета период с 16 апреля 2016 по 17 апреля включительно. Если лицо в течение этого периода находилось за пределами РФ более 183 дней, то такой доход не будет подлежать в РФ налогообложению и декларированию.
Вторая позиция:
Если следовать данной позиции, то окончательный статус физлица устанавливается по окончании 2017 года. Если на 31 декабря 2017 года физлицо будет фактически находиться на территории РФ более 183 дней, то оно будет признано резидентом РФ.
С нашей точки зрения, первая позиция более соответствует правовым нормам и имеет большую правоприменительную практику. Но, во избежание судебных разбирательств и налоговых санкций, для окончательного разъяснения данного вопроса, крайне рекомендуем обратиться к налоговому консультанту либо сделать официальный запрос в ФНС РФ.
Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы в РФ (предпринимательская деятельность на территории РФ, доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, доходы от сдачи такого имущества и проч.), обязаны уплачивать НДФЛ на территории РФ.
Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, уплачивают налог по ставке 30% от всей суммы дохода – п.3 ст.224 НК РФ. Уменьшить налоговую базу на сумму имущественных вычетов нельзя, вычеты применяются только для расчета налоговой базы при применении ставки в 13% — п.1 ст. 224 НК РФ.
Вы можете записаться на первичную консультацию по тел. +7 (495) 975-91-51 или отправить свой вопрос через онлайн-форму.
Поделиться статьей
Уважаемые посетители нашего сайта!
Каждая налоговая консультация индивидуальна, требует внимания, обращения к нормативным актам и специализированной литературе. Часто требуется тщательный юридический анализ первичных документов.
Из уважения к Вам и Вашим проблемам, мы не даем консультаций по телефону. На звонки отвечает секретарь, который не является специалистом по налоговым вопросам.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Добрый вечер. Подскажите пожалуйста по моей ситуации. Моя мама умерла в 2008 году.Я получила свидетельство о праве на наследство по закону 29.10.2014,св-во о государственной регистрации право выдано 16.02.2015г. Вид права:общая…
На сегодняшний день, недоимка по земельному налогу может быть взыскана за периоды с 2015 по 2017 год. Недоимка, образовавшаяся на начало 2015 года подлежит списанию, на основании изменений внесенных в…
Добрый вечер квартира приватизирована в 2016 г и продана в 2017 ,за 8900000 продавал муж,затем мы сразу купили квартиру за 6300000 на меня жену,сколько нам нужно уплатить налог,и можно ли…
Все расчеты налогов мы производим только на очной консультации. Общие правила расчета налогов при продажи жилья, находившегося в собственности менее 3 лет и полученного в результате приватизации тут: Налоги и декларация…
Cвидетельство о праве собственности на 1-квартиру получено в 1993 г., никаких сделок с этой квартирой не было, собственник все эти годы был зарегистрирован в этой квартире, оплачивал коммунальные услуги. В…
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики — физические лица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения…
Источник: nalogovmalo.ru
Мы оказываем услуги нерезиденту какие налоги
Многие российские бизнесмены работают с иностранными контрагентами. В этом случае им часто приходится перечислять налоги не только за себя, но и за своего партнера по сделке. Рассмотрим, как нужно платить НДС при покупке услуги нерезидента на территории РФ.
Понятие налогового агента
Российская организация должна перечислить НДС за иностранного партнера при выполнении следующих условий:
- услуги оказаны в РФ
- иностранный контрагент не платит НДС самостоятельно
Налоговым агентом при выполнении указанных условий является любой российский налогоплательщик, даже если он не платит НДС по основной деятельности, например, использует спецрежимы (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Чтобы проверить, зарегистрирован ли нерезидент в ФНС РФ, можно воспользоваться специальным сервисом или же просто запросить у контрагента копии документов.
Как определить, где оказаны услуги
В первую очередь нужно определиться с нормативным документом, которым следует руководствоваться. Дело в том, что межгосударственные соглашения имеют приоритет перед НК РФ (ст. 7).
В приложении № 18 к договору об ЕАЭС от 29.05.2014 говорится о месте реализации услуг. Поэтому, если речь идет о работе с компаниями, зарегистрированными в странах ЕАЭС, то следует пользоваться нормами приложения № 18.
При сделках с резидентами других государств работает ст. 148 НК РФ. В большинстве случаев нормы НК РФ и приложения № 18 совпадают.
Например, если услуги нерезидента резиденту связаны с имуществом, то они считаются оказанными по месту нахождения объектов (п. 1 и 1.1 ст. 148 НК РФ, пп. 1-2 п. 29 приложения № 18).
А вот при заказе транспортных услуг необходимо учитывать страну, где зарегистрирован исполнитель. В общем случае, если начальная и конечная точки маршрута находятся в России, то РФ и будет местом реализации (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ)
Но если перевозчик относится к одной из стран ЕАЭС, то транспортная услуга, независимо от маршрута, считается оказанной на территории этой страны (пп. 5 п. 29 Приложения № 18).
К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.
До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2019 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.
Как исчислить и уплатить НДС по сделке с иностранцем
Чаще всего нерезиденты указывают, что цена контракта не включает российские косвенные налоги, или вообще не упоминают НДС в договоре.
Обычно расчеты с нерезидентами проводятся в иностранной валюте, но платить налоги в бюджет РФ необходимо в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). Следовательно, нужно определиться, по какому курсу пересчитывать базовую сумму контракта для исчисления НДС. По мнению чиновников, в этом случае необходимо использовать курс на дату платежа (п.
3 ст. 153 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.01.2015 № 03-07-08/1467).
Налоговая база: 1000 + 1000 х 20% = 1200 евро.
Сумма НДС: 1200 / 120 х 20 = 200 евро.
К уплате в рублях НДС: 200 х 75 = 15 000 руб.
Вычет НДС и его отражение в декларации
Но для этого необходимо не только уплатить налог, но и фактически воспользоваться услугой и получить подтверждающие документы (п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Если НА сам не платит НДС, то он, кроме титульного листа, может использовать только разделы 1 и 2.
Резюме
Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.
Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.
Налогообложение транспортных услуг, оказываемых нерезидентом РФНередко при оказании транспортных услуг иностранными компаниями возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов, полученных от резидентов Российской Федерации
Нередко при оказании транспортных услуг иностранными компаниями возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов, полученных от резидентов Российской Федерации
В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации являются, в том числе, и иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией в связи с осуществлением ею международных перевозок (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 310 НК РФ предусматривается, что налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не удерживается у источника выплаты доходов, в случае выплаты доходов, которые, в соответствии с международными договорами (соглашениями), не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.
На сегодняшний день Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения с 156 странами, и правовой основой урегулирования вопроса об избежании двойного налогообложения в каждом конкретном случае должно служить соглашение, подписанное между Россией и страной компании-нерезидента.
Другим аспектом проблемы налогообложения доходов от оказания транспортных услуг компанией-нерезидентом является взимание НДС. И здесь следует исходить из того, что согласно п. 1 ст. 157 НК РФ при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Положения указанного подпункта применимы и к транспортным перевозкам.
В связи с этим стоимость услуг по перевозкам в части, приходящейся на перевозки по территории России (т.е. после пересечения товаром границы РФ), облагается НДС в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст.
161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом данной главы.
Вышеуказанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми, в свою очередь, признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Таким образом, при оплате счета за перевозки российскому налоговому агенту (Обществу) необходимо удержать и перечислить в бюджет НДС за счет средств, причитающихся транспортной компании. В налоговую базу по НДС должна быть включена стоимость услуг по перевозке груза по территории РФ.
В случае отсутствия информации о стоимости перевозки груза по территории РФ в документах, представляемых иностранной организацией, Обществу необходимо запросить эту информацию. Кроме того, стоимость указанных услуг может быть рассчитана пропорционально расстоянию, пройденному транспортным средством по территории РФ.
Однако, принимая во внимание имеющуюся судебную практику (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2003 № А43-8676/02-16-384), согласно которой перевозка как вид деятельности не охватывается перечнем, указанным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в данном случае необходимо руководствоваться п. 2 ст. 148 НК РФ.
В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1 — 4 пункта 1 ст. 148 НК РФ, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, по мнению суда, в случае, если иностранная организация фактически не находится на территории РФ, объект налогообложения НДС отсутствует.
Статьей 209 НК РФ установлено, что для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации.
Если нерезидент оказывает услуги на территории иностранного государства, то такие доходы признаются полученными от источников за пределами РФ и не подлежат налогообложению в порядке статьи 209 НК РФ. Аналогичная норма закреплена в пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ. Данная позиция также подтверждается Письмом Минфина России от 08.12.2011 N 03-04-06/6-341.
Таким образом, для определения необходимости уплаты НДФЛ следует, в первую очередь, учесть место оказания услуг – на территории РФ или за пределами РФ. Если услуги оказываются на территории РФ, то они облагаются НДФЛ.
По смыслу абзаца 5 подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг и услуг по обучению признается Российская Федерация.
Размер НДФЛ для нерезидента
Ставки НДФЛ с доходов нерезидентов РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ) составляют:
НДФЛ с доходов нерезидента РФ исчисляется отдельно по каждой выплате на дату получения дохода (п. 2 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК РФ). Налог рассчитывается путем умножения суммы облагаемого дохода на ставку налога. Вычеты по НДФЛ нерезидентам не предоставляются (п. 4 ст. 210, п. 3 ст.
224, п. 1 ст. 225 НК РФ).
По общему правилу, к доходам нерезидентов применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Но если международным договором РФ установлены иные нормы (в том числе полное освобождение доходов нерезидента от налогообложения в РФ), то действуют положения международного договора (ст. 7 НК РФ).
Организация выплачивающая доход нерезиденту является налоговым агентом
В случае налогообложения НДФЛ организация, выплачивающая доход нерезиденту, будет являться налоговым агентом. Данный вывод следует из п. 1 ст. 226 НК РФ, в силу которого российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
Таким образом, если иностранец оказывает услуги на территории РФ, то организация, выплачивающая вознаграждение, по общему правилу должна удержать 30% от дохода исполнителя.
Может ли нерезидент облагать, полученный на территории РФ доход, не в стране происхождения дохода, в стране в которой признается резидентом?
Не может, поскольку диспозиция статьи 209 НК РФ не предоставляет возможности выбора страны налогообложения по решению налогоплательщика.
Должен ли нерезидент платить НДС?
Нет. В силу п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- российские и иностранные организации (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);
- индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);
- лица, перемещающие товары через таможенную границу Таможенного союза (далее — ТС) (абз. 6 п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, исполнитель не относится ни к одной из названных категорий, в связи с чем не может признаваться плательщиком НДС.
Статус нерезидента целесообразно подтверждать паспортом иностранного гражданина. Аналогичный подход изложен в Письме Минфина России от 19.04.2016 N 03-04-05/22561.
Критерии контролируемых сделок
В силу положений пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки не является резидентом РФ. Положениями статьи 105.14 НК РФ особенности в виде требований к размеру суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон не является налоговым резидентом Российской Федерации, в целях признания таких сделок контролируемыми не предусмотрены. Таким образом, любая сделка между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон сделки не является резидентом РФ,
Взаимозависимые лица — это организации и физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия их сделок. Взаимозависимость возникает из-за участия в уставном капитале, наличия полномочий по назначению руководства фирмы, должностного подчинения или семейных связей. Перечень ситуаций, когда лица будут взаимозависимы, есть в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Сделка между ООО и ЕИО, действующего в качестве физического лица, будет признаваться взаимозависимой. Поскольку ЕИО будет являться нерезидентом, то такая сделка подпадает под определение контролируемой сделки.
О контролируемой сделке необходимо уведомлять налоговый орган. О контролируемых сделках, совершенных в течение года, необходимо подавать уведомление в налоговый орган не позднее 20 мая следующего года (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 105.16 НК РФ).
Штраф за подачу уведомления с нарушением срока или с недостоверными сведениями — 5 000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).
Кроме того, налоговый орган вправе осуществлять контроль цен по вышеуказанной сделке. В связи с этим очень важно, чтобы цена в такой сделке не была заниженной или завышенной и соответствовала среднерыночным ценам за аналогичные услуги.
Налог на подарок для нерезидента
Объектом обложения НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный такими физическими лицами от источников в РФ (п. 2 ст. 209 НК РФ). Доход в виде подарков, полученных от российской организации, относится к доходам от источников в РФ. При этом место вручения подарков значения не имеет.
Пунктом 28 статьи 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения доходов налогоплательщиков в виде подарков, полученных от организаций, стоимость которых не превышает 4000 рублей за налоговый период. Если стоимость подарка превышает 4000 рублей, то подлежит обложению НДФЛ в превышающей части.
У вас похожий вопрос? Воспользуйтесь услугой: Платная юридическая консультация онлайн.
Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.
Источник: nalog-plati.ru