Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значимых косвенных налогов. При этом НДС – один из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов налогов. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой.
Из всех налогов, формирующих современные налоговые системы развитых стран мира, НДС является самым молодым. Впервые он был введен во Франции 1 января 1958 г. В настоящее время абсолютное большинство стран – членов ОЭСР приняли НДС как основной налог на потребление.
В соответствии с Шестой Директивой Совета ЕС, принятой 17 мая 1997 г., в странах – членах Сообщества осуществляется процесс унификации построения национальных систем исчисления и взимания НДС. Наличие НДС в налоговой системе страны служит обязательным условием вступления ее в ЕС. Кроме того, данный налог взимается еще почти в 40 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в Канаде, США, Австралии, Швейцарии и Индии. Вместо него в ряде этих стран, например в США, действует налог с продаж.
НДС простыми словами | Суть НДС + бухгалтерские проводки | НДС что это такое | НДС просто о сложном
Мотивация принятия НДС в каждой отдельной стране или регионе была различной. В странах Западной Европы – это стремление усилить экономическую интеграцию, поскольку данный налог в большей степени, чем замененные им другие косвенные налоги, способствует устранению деформаций в международной торговле. В странах Латинской Америки этот налог получил распространение как наиболее эффективный рычаг ориентации отечественного производства на внешний рынок. Кроме того, он в большей степени обеспечивал рост поступлений доходов в бюджетную систему в условиях высокой инфляции.
Ориентация всех постсоциалистических стран на внедрение НДС была вызвана необходимостью быстрейшего создания новой налоговой системы. Для этого необходимо было как можно быстрее заменить характерные для централизованной экономики доходные источники на принципиально другие. Нужны были налоговые платежи, отвечающие требованиям рыночной экономики, при этом обеспечивая потребности бюджета в финансовых ресурсах в условиях высоких темпов инфляции. В большинстве развивающихся стран НДС был введен в связи с необходимостью пополнить доходы бюджетов, снизившиеся в результате взятого курса на либерализацию торговли. Все это способствовало широкому распространению НДС практически во всех странах.
НДС обладает многочисленными преимуществами по сравнению с другими налоговыми платежами.
Во-первых, НДС стимулирует процессы накопления и инвестирования. Это обеспечивается за счет того, что направленные на инвестиции финансовые ресурсы освобождаются от налогообложения.
Во-вторых, НДС имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Это позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление.
В-третьих, НДС стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, за счет того, что при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС – в размере 0%.
налоги в бухгалтерском учете счёт 68 (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, прочие налоги)
В-четвертых, НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота является менее «заметным» и для его плательщика, и для конечного покупателя товара, так как данный налог взимается постепенно, на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей и от результатов их финансовой деятельности.
На долю НДС приходится около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% – в Великобритании и Германии. При этом поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно увеличиваются. В настоящее время в странах, его применяющих, поступления НДС формируют в среднем примерно седьмую часть доходов консолидированных бюджетов.
Несомненно, что НДС имеет и определенные недостатки. При достаточно высоких ставках и широкой налогооблагаемой базе он в значительной степени ограничивает платежеспособный спрос. Вместе с тем это свойство НДС эффективно используется в экономике развитых европейских стран. Когда наблюдается перепроизводство каких- либо товаров, увеличивается ставка, чтобы снизить объемы их выпуска. Для стимулирования же увеличения производства недостающих товаров ставка налога снижается, вплоть до применения ставки в размере 0%.
В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. Он заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж. При этом НДС намного превзошел замененные им налоги по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы организаций. Введение НДС в пашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров (работ или услуг).
Сегодня НДС в Российской Федерации является одним из основных косвенных налогов в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет РФ составляют около 20% всех поступлений налогов и сборов, включая таможенную пошлину. Для сравнения отметим, что доля другого косвенного налога – акциза составляет всего около 3%.
Удельный вес таможенных пошлин даже в годы беспрецедентно высокого уровня мировых цен на энергоносители и соответственно значительных ставок экспортной пошлины на эти товары не превышал 22%. В связи с произошедшим в конце 2008 г. резким падением мировых цен на энергоносители роль и значение НДС в формировании доходов как федерального, так и консолидированного бюджета РФ резко возросли. В настоящее время поступления НДС в бюджеты всех уровней значительно превышают поступления от таможенной пошлины, а также по всем другим налогам, в том числе по налогу на прибыль.
Источник: studme.org
НДС и налог с оборота
Что касается налога с оборота, то вследствие налогообложения всего валового оборота он порождает каскадный (кумулятивный) эффект — начисление налога на оборот, содержащий стоимость, добавленную не только на данной, но и на предыдущих стадиях, которая уже облагалась налогом.
Например, валовой оборот предприятия Б, на который начисляется налог по ставке 9%, составляет 2108 у.е. Он включает в себя добавленную стоимость предприятия А (1220 у.е.) с начисленным на нее налогом (108 у.е.), а также добавленную стоимость предприятия Б (800 у.е.). Налог, который уплатит в бюджет предприятие Б, будет составлять 190 у.е. (2108 х 9% / 100%). Общая же сумма налога с оборота в цене продукции предприятия Б возрастет до 298 у.е. (108 + 190). Следствием кумулятивного эффекта является рост доли налога с оборота в цене продукции с 8,3 до 28,9% (строка 6).
Величина кумулятивного эффекта зависит:
- • от величины добавленной стоимости предприятий, находящихся на начальных стадиях производства (чем она больше, тем больше будет и кумулятивный эффект);
- • от количества стадий в цепочке «производство — конечное потребление» (чем больше стадий проходит товар от производителя к конечному потребителю, тем больше будет кумулятивный эффект);
- • от степени эластичности спроса и предложения по цене, определяющей способность производителей переносить налоговую нагрузку на потребителей.
Кроме кумулятивного эффекта, следствием взимания налога с оборота является неравномерное распределение налоговой нагрузки между предприятиями. Наименьшую налоговую нагрузку от налога с оборота несут предприятия, пребывающие на начальных стадиях производства, т.е. предприятия, добывающие сырье, топливо, вырабатывающие электроэнергию. Наибольшую нагрузку несут предприятия обрабатывающей промышленности, торговли и т.д.
Как видно из табл. 8.2, доля налога в валовой добавленной стоимости предприятия А составляет 8,3%, предприятия Б — 19,2%, а предприятия Д— уже 62,8%. При этом участие каждого предприятия в формировании доходов бюджета обратно пропорционально его участию в создании совокупной добавленной стоимости (строки 9 и 10).
Налог с оборота порождает также стимулы к вертикальной концентрации производства, так как в случае объединения технологически связанных предприятий отпадает необходимость уплачивать налог на разных стадиях движения товаров в пределах объединения. Уменьшается и сумма налога, уплачиваемого при реализации продукции объединения предприятиям, не входящим в него. Это происходит вследствие уменьшения кумулятивного эффекта, величина которого, как уже отмечалось, зависит от количества стадий, на которых начисляется налог.
Таким образом, основными недостатками налога с оборота по сравнению с НДС являются:
- • кумулятивный эффект, вызывающий зависимость налоговой нагрузки на конечного потребителя от количества стадий движения товара;
- • неравномерное распределение налоговой нагрузки, искажающее условия конкурентной борьбы;
- • отсутствие механизма возмещения налога, уплаченного в цене приобретенных материальных ресурсов, использованных в производстве предназначенной на экспорт продукции. Но даже если предусмотреть освобождение этой продукции от налога, в ее цене все равно будет содержаться налог, уплаченный на предыдущих стадиях, что снижает конкурентоспособность национального экспорта.
Единственным преимуществом налога с оборота является простота техники налогообложения и администрирования, тогда как НДС характеризуется сложным механизмом определения налоговых обязательств и администрирования.
В частности, механизм определения обязательств по НДС содержит в себе ряд рисков, которые при определенных условиях могут усугубиться и привести к утрате налогом на добавленную стоимость его наиболее важных преимуществ. Эти риски связаны:
- • с существованием временного лага между уплатой НДС в цене приобретенных материальных ресурсов и возмещением всей суммы после реализации произведенной продукции, что при определенных условиях может стать причиной вымывания оборотных средств предприятий;
- • с обремененностью системы НДС многочисленными освобождениями, которые в случае применения кредитного метода определения обязательств по налогу вызывают появление кумулятивного эффекта;
- • с положительным сальдо платежного баланса страны, которое в случае взимания НДС по принципу страны назначения обусловливает сужение налоговой базы и снижение фискальной эффективности налога.
При определенных условиях эти риски могут усилиться и стать помехой эффективному функционированию НДС. Среди таких условий:
- 1) экономический кризис, низкая конкурентоспособность товаров и услуг, платежный кризис, осложняющие реализацию произведенной продукции и возмещение уплаченного в цене материальных ресурсов НДС;
- 2) усложненный доступ предприятий к кредитным ресурсам (вследствие высоких процентных ставок), необходимым для пополнения оборотных средств;
- 3) высокий уровень открытости национальной экономики внешнему миру, что проявляется в более высокой, чем среднестатистическая, доле экспорта в ВВП и становится причиной высоких требований к возмещению экспортерам налога на добавленную стоимость и его низкой фискальной эффективности;
4) отсутствие эффективного правового поля, непрозрачность взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в том числе непрозрачность операций купли-продажи, низкий уровень правовой и налоговой культуры в стране, увеличивающие риски получения незаконного возмещения НДС, уменьшения налоговых обязательств и уклонения от налога.
Взимание НДС в подобных условиях приводит к ряду негативных последствий: низкой фискальной эффективности, кумулятивному эффекту, искажению условий конкурентной борьбы, нарушению принципа надежности и стабильности поступлений. Все это может поставить под сомнение целесообразность взимания НДС в стране и усилить аргументы в пользу возвращения к налогу с оборота.
Источник: studref.com
Действующая классификация налогов с примерами
Налоговые обязательства — это основная доходная статья бюджета любого уровня. В действующем фискальном законодательстве, а именно в НК РФ, предусмотрены виды налогов и основания их классификации. В статье расскажем о действующей классификации налогов и сборов в РФ.
На территории нашего государства действуют несколько десятков налоговых обязательств (НО). Запомнить все бюджетные платежи довольно сложно. Однако все виды налогов и способы их классификации позволяют сгруппировать обязательства по определенным признакам и структурировать их. Определимся на конкретных примерах, как классифицируются налоговые платежи и сборы.
Кто утверждает налоговые правила
Основная классификация налогов в РФ заключается в группировке НО по органам власти, которым переданы полномочия по установлению норм и правил применения налогообложения. Иными словами, платежи группируются по уровню бюджета, в который они зачисляются. Так, выделяют три уровня:
- Федеральный. Данные платежи зачисляются напрямую в казну федерации, формируя основную доходную статью федерального бюджета. После чиновники распределяют поступления между регионами и муниципалитетами. То есть платежи в федеральный бюджет перераспределяются между бюджетами низших уровней. Налоговые поступления перечисляются в виде субсидий, субвенций и иных трансфертов. Например, к данной группе НО можно отнести НДС и НДФЛ. По этим платежам ставки, льготы и прочие нормы устанавливает Правительство РФ.
- Региональный. Понятие и виды налогов и сборов в РФ данной категории регламентируются на региональном уровне. То есть особенности налогообложения устанавливают власти субъекта РФ (области, края, автономные округа, города федерального значения). Такие бюджетные платежи перечисляют напрямую в казну субъекта. Примерами данной категории можно назвать НО по имуществу организаций.
- Местный. Если нормы и правила применения НО устанавливают муниципальные органы власти, а платежи зачисляются сразу в муниципальную казну, то такие НО относятся к местным бюджетным платежам. Примерами можно считать НО на землю, на имущество физических лиц, а также торговый сбор, действующий на территории Москвы.
Отметим, что все налоговые платежи регламентированы в НК РФ. Следовательно, региональные и местные власти не могут утверждать новые обязательства самостоятельно. Полномочия муниципалитетов и субъектов ограничены. Они вправе расширить перечень льгот, сократить, в допустимых пределах, налоговые ставки, ввести авансы и отчетные периоды.
Способ обложения
В зависимости от того, кто или что облагается НО, выделяют два вида налогов и сборов в Российской Федерации: прямые и косвенные.
К прямым НО относят те платежи, размер которых определяется напрямую пропорционально объекту обложения. То есть к установленной налоговой базе применяют процентную или фиксированную ставку. Наглядным примером данной категории являются НДФЛ или ННП организаций.
Как это работает? К совокупным доходам налогоплательщика применяется определенная налоговая ставка. Например, для физических лиц — 13 %, для организаций — 20 %.
Косвенные платежи не определяются напрямую к налоговой базе. Размер таких платежей обычно скрыт в стоимости товаров, работ, услуг, реализуемых или приобретаемых налогоплательщиками. Например, акциз на бензин уже включен в стоимость топлива. Аналогично определяется НДС, размер фискального платежа уже включен в стоимость приобретаемого или реализуемого товара (работы, услуги). Например, при покупке товара в магазине НДС можно увидеть в товарном чеке.
Вид налогоплательщика
В зависимости от того, кто уплачивает НО в бюджет, определяет действующая налоговая система виды налогов и их классификацию по видам и категориям налогоплательщиков. Основная группировка плательщиков выделяет две категории, а вот фискальных обязательств выделяют три:
- Для физических лиц. Сразу отметим, что к данной категории относятся не только простые граждане, но и частные, и индивидуальные предприниматели. То есть это те транши, которые уплачивают в казну физлица. Например, НДФЛ, плата за земельные участки или недвижимость, находящуюся в собственности.
- Для юрлиц. Данная группа перечислений в бюджет определяется как налоговое бремя для экономических субъектов (организаций, предприятий, учреждений, фирм и компаний). Отметим, что такие транши обязательны не только для российских компаний, но и для иностранных фирм, которые ведут деятельность на территории нашей страны. Утвержденные налоги предприятия, виды налогов в РФ, таблица представлена в конце статьи.
- Смешанные НО. То есть это категория фискальных платежей, которую уплачивают как простые граждане, так и организации и предприниматели. Например, НДС. Так, при реализации или приобретении товаров все категории налогоплательщиков обязаны рассчитаться с бюджетом по НДС.
Индивидуальные предприниматели — это особая категория налогоплательщиков. Так, являясь простым гражданином, они уплачивают все НО, которые предусмотрены для физлиц. В то же время осуществляя предпринимательскую деятельность. Состав фискальных траншей расширяется в зависимости от выбранной системы налогообложения.
Назначение платежа
Классифицируют основные виды налогов в РФ по назначению транша, то есть куда государство направит собранные средства. Выделяют две группы: целевые и общие.
Общие — это средства, которые зачисляются в казну соответствующего уровня. Они формируют основную доходную часть бюджета. Законодатели распределяют данные деньги между основными статьями расходов. Отметим, что решение о распределении «общих» денег лежит на органах власти соответствующего уровня (федерального, регионального либо муниципального). Примерами НО являются НДФЛ, ННО.
Целевые — это транши, которые могут быть направлены в специальные фонды, которые, в свою очередь, будут расходоваться на определенные цели. Например, НО на транспорт. Часть средств зачисляется в специальный фонд, затем деньги направляют на ремонт и строительство дорог. Аналогичная процедура установлена и для земналога.
Классификация налогов по объекту обложения
Дробление основных видов налогов в России также определяется по объекту обложения. Простыми словами, транши группируются по тому, что облагается налоговым бременем. Принято выделять несколько ключевых категорий:
- Имущественные — это те транши, которые уплачивают собственники определенного имущества. Например, если в собственности компании или гражданина имеется земельный участок, квартира, жилой дом, транспортное средство и прочие налогооблагаемые активы, то им придется перечислить деньги в бюджет. Размер перечислений определяется в зависимости от стоимости объекта.
- Доходные — объектом этих НО являются доходы налогоплательщиков. Например, для простых граждан — это НДФЛ. Он устанавливается в процентном отношении от полученного дохода физлица за отчетный период. Аналогичные правила действуют для компаний.
- Рентные — транши, которые уплачивают за пользование природными объектами, добычу полезных ископаемых. То есть платеж является рентой за эксплуатацию, добычу определенного рода природных ресурсов.
- Потребления. Данная категория НО определяется как обременение при потреблении. Простыми словами, обязательства возникают при приобретении товаров, работ, услуг для собственных нужд, то есть для собственного потребления. По данному критерию классификации налогов с примерами относятся все косвенные обязательства.
- Особые — те обязательства, которые уплачивают налогоплательщики, реализующие особые (исключительные) виды деятельности. Например, осуществление игровой деятельности влечет за собой наложение такого фискального обременения, как НО на игорный бизнес.
Метод исчисления
Группировка по методам исчисления размера транша предусматривает несколько категорий. Рассмотрим, какие устанавливает налоговая система РФ виды налогов, таблица:
Пример классификации налогов кратко
По методу исчисления
Пропорциональные — устанавливаются пропорционально объекту обложения.
НДФЛ — основная ставка — 13 % от налогооблагаемого дохода.
НДС — 18 % с суммы, полученной от реализации товаров или услуг.
Твердые — устанавливаются вне зависимости от стоимости объекта обложения.
НО на транспортные средства (законодатели устанавливают ставку в зависимости от мощности автомобиля).
Ступенчатые — изменение ставки при изменении объема фискальной базы.
Страховые взносы по ВНиМ и ОПС, ставка снижается, когда доходы превышают установленный лимит.
Фиксированные — устанавливаются в фиксированном размере и не изменяются при уменьшении или увеличении объекта обложения.
Итоговая система налогов: классификация налогов
Итак, законодатели предусмотрели довольно широкую классификацию налогов по различным признакам. Определим все действующие группировки в одной таблице.
Налоговая система РФ: классификация налогов:
Источник: ppt.ru