Проблемы в трудовом обучении

Тема: МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ Для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель - развить в процессе...

Для творческой деятельности учащихся требуется совместная работа ума и рук. Цель — развить в процессе обучения умение не только «думать руками», но и выражать целенаправленную деятельность по осмысленному применению учащимися полученных знаний. В данном случае межпредметные связи не только повышают политехническую направленность обучения, но и развивают мышление учащихся, повышают интерес к знаниям, к труду и т.д.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования. При этом развиваются мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Без интеллектуальных способностей невозможны ни творческое отношение к труду, ни решение, на практике сложных задач.

Реализация в учебном процессе межпредметных связей способствует формированию у школьников системы политехнических знаний, способностей самостоятельного мышления, подводит их к умению осмысленно оценивать явления, ситуации, технические знания, с тем, чтобы использовать полученные умения и навыки в практической деятельности.

Людмила Дудова о трудовом обучении и воспитании в системе общего образования

Итак, межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.

Методика преподавания технологии развивается в тесной связи с другими науками:

1. С педагогикой. Теория обучения и теория воспитания являются теоретическим фундаментом. С одной стороны, МТО исследует, как проявляются общие закономерности обучения и воспитания в конкретном процессе трудового обучения. Например, идея развивающего обучения. Методика преподавания технологии ищет пути и способы создания проблемных ситуаций в трудовом обучении, их специфики влияния на развитие тех или иных функций и т.д.

Методика трудового обучения накапливает факты и использует их в качестве строительного материала при построении и развитии педагогических теорий. Например, данные о динамике формирования трудовых умений.

2. С другими частными методиками. Например, использование передового педагогического опыта, разработки проблемы межпредметных связей т.д.

3. С психологией. Использование знаний о психических процессах для разработки научно-обоснованных рекомендаций. Особенно тесная связь с психологией труда.

4. С физиологией. В особенности с возрастной и физиологией труда.

5. С соответствующими науками: детали машин, инженерная графика, сопромат и т.д.

В трудовом обучении могут быть использованы математические знания и знания по физике, химии, экологические понятия, получаемые на уроках по естественнонаучным дисциплинам, умение логически мыслить, которое сформировано на занятиях по предметам гуманитарного цикла. J

Существует ряд дидактических приёмов, которые могут быть использованы учителем трудового обучения по осмысленному востребованию знаний, полученных ранее. Назовём некоторые из дидактических приёмов:

Иллюстративно-объяснительный приём. Он должен обеспечить понимание производственно-технического материала. На их основе развёртывается система доказательств сущности объектов и технологических процессов. Например, излагая вопрос о культуре труда и организации рабочего места, учитель объясняет с физиологической точки зрения рациональное размещение инструмента. Подчёркивается удобство и физиологическая обоснованность такого размещения, когда инструмент для левой руки лежит слева, а для правой — справа.

Консультационный семинар на тему «Изменения трудового законодательства. Итоги 2022»

Иллюстративно-объяснительный приём расширяет кругозор учащихся.

Конструктивно-преобразующий приём. В нём акцент ставят на смысловом подтексте, который заключается в факте.

Конструктивно-преобразующий приём предполагает высокий уровень активности учащихся, поэтому он оказывает большое развивающее и воспитывающее влияние на них.

Проблемно-исследовательский приём. Для него характерно то, что он организуется «в ключе проблемы», вытекающей из научных и технических фактов. Здесь исследуются все возможные решения этой проблемы.

Проблемно-исследовательский приём даёт более широкое видение отношений науки и техники. Он значительно развивает творческое мышление учащихся. На их основе школьники овладевают исследовательскими умениями и навыками.

Таким образом, осуществление межпредметных связей в процессе трудового обучения позволяет повысить качество трудового обучения учащихся.

Несмотря на то, что проблеме межпредметных связей трудового обучения посвящена обширная литература, разработанные рекомендации недостаточно реализуются в практической деятельности учителей обслуживающего труда. Прежде всего, внимание учителей должно быть привлечено к следующим положениям:

1. Трудовое обучение даёт неограниченные возможности применения разносторонних знаний по основам наук, являясь важной сферой межпредметных связей и переноса знаний.

2. Следует учесть, что когда одно и то же явление рассматривается с разных сторон в двух и более учебных предметах, взаимосвязи между учебными предметами, в частности трудового обучения и других дисциплин, позволяют обеспечить понимание единства различных сторон данного явления и многообразных его качеств.

Контрольные вопросы:

Источник: poisk-ru.ru

Адаптация учащихся 5 классов на уроках профессионально-трудового обучения

Общая задача трудового обучения в школе АОП состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и труду. Процесс обучения и формирования представлений о профессиональных намерениях, соответствующих интересам, склонностям, психофизическим возможностям обучающихся сложный, противоречивый, длительный и начинается с младшего школьного возраста. Уже в начальной школе учащиеся приобретают бытовые трудовые навыки и навыки ручного труда, которые в дальнейшем позволяют им освоить программу трудового обучения в школьных мастерских.

При переходе обучающихся из начальной школы в 5 класс обязательно возникает проблема их адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными задачами учителя профессионально-трудового обучения в 5 классе (особенно в первом полугодии) является: обеспечение эмоционального благополучия каждого учащегося на уроках, создание условий для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету, готовности к преодолению трудностей в процессе приобретения знаний и профессиональных навыков, необходимых для прохождения итоговой аттестации — экзамена по трудовому обучению.

Для формирования устойчивой учебной мотивации к предмету в своей работе с пятиклассниками я применяю методы активного обучения. Во-первых, тщательно продумываю приёмы подачи учебного материала. Его изложение стараюсь сделать логичным, посильным, опирающимся на личный опыт учащихся и конечно обеспечить им четкое представление о важности овладения теми или иными видами швейного искусства. Дети должны знать, что их труд нужен им самим, родителям, школе. Обозначение значимости работы – стимулирует деятельность учения.

При сообщении новых знаний, их закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы часто использую игровые и проблемные ситуации. Например, в традиционный урок ввожу элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «цепочка», суть которой — непрерывность последовательности правильных ответов, составь последовательность по карточкам, где написаны этапы обработки узла или швейного изделия, отгадай загадку, собери пословицу по опорным словам и т.д.

При организации проблемной ситуации стараюсь придать ей эмоциональную окраску с помощью интонации и эффекта неожиданности, подключить к её решению всех учениц и доброжелательно относится к их ответам, правильно подобрать степень сложности вопроса, учитывать при этом полученные ранее знания и опыт учащихся. В целях конкретизации проблемного вопроса часто использую наглядность.

Вообще, в своей работе постоянно использую разнообразные наглядные пособия и раздаточный материал. Инструкционные и технологические карты, образцы изделий (выполненные мной или учащимися старших классов), чертежи, раздаточный материал, карточки-задания, яркие шаблоны, карточки-подсказки — повышают активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами, что особенно важно для учащихся 5 классов.

Приемы игрового и проблемного обучения часто сочетаю с технологией коллаж и ИКТ, что позволяет сделать урок или его этапы ярким и увлекательным и конечно активизировать познавательную активность учащихся к предмету.

В первой четверти большое внимание уделяю воспитанию у учащихся организационных умений и навыков в работе: организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться машинным оборудованием только по разрешению учителя, правильно готовить и убирать своё рабочее место. А так же воспитываю в них такие трудовые навыки и полезные привычки, как умение работать, не отвлекаясь и не мешая одноклассницам, выполнять любые предложенные мной задания, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца и конечно, строго выполнять правила техники безопасности при работе с различными инструментами. Разъясняю, что настойчивость в работе, добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности — облегчают формирование у них профессиональных умений и навыков по швейному делу.

Одно из главных направлений в моей работе — эмоциональное благополучие каждого ученика. Поэтому на уроках стараюсь создать доброжелательную психологическую атмосферу, обязательно чередую виды деятельности, более напряжённые умственные действия и кратковременные расслабления.

Применяю индивидуально – дифференцированный подход — ставлю перед учащимися посильные задачи, не требую от них приложения сверх усилий для их решения. При этом все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Например, более сильной ученице предлагаю аппликацию пришить тамбурным швом, а слабой — прямыми стежками. Также сама аппликация у сильной ученицы может быть более фигуристая, а у слабой — попроще. Конечно, я не навязываю девочкам тот или иной уровень сложности, но тактично посоветую, помогаю сделать адекватный выбор.

Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке. Каждой ученице внушаю уверенность, что с работой она справится, помогаю во время выполнения заданий. Однако, оказывая помощь, я не лишаю её инициативы и самостоятельности, лишь контролирую и направляю. Во время контроля стараюсь чаще хвалить, даже если работа выполнена не совсем правильно. После похвалы указываю на то, что нужно исправлять и как это сделать.

В конце урока при подведении итогов отмечаю положительную динамику в учебных достижения учащихся. Обосновано выставляю за работу на уроке оценку каждому ученику. Разъясняю ему, где допустил ошибку, что не доработал. На это уходит дополнительное время, но, у ребенка не остается обиды из-за недопонимания оценки.

Чёткое планирование всех этапов урока, его вариативность, формирование у учащихся познавательной активности к предмету швейное дело, целенаправленная работа по развитию их практических умений и навыков, позволяет сгладить проблемы адаптации пятиклассников и даёт положительную динамику в их обучении.

Источник: easyen.ru

Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики

Учитывая вышесказанное, мне представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.
Именно в силу данных обстоятельств, считаю, что выбранная мною тема в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики………………………………………………………………………..5
1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………….5
1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д.Локка…………………………..7
1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо………………………..9

Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики……………………………………………………………………….12
2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского……………….12
2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко………………..14
2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской…………………16
Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы…………………………………..21

Файлы: 1 файл

Московский Педагогический Государственный Университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Реферат по истории педагогики на тему:

« Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики »

Выполнила: Стребкова Татьяна

Вечернее отделение ( бакалавриат)

Москва 2013 год

Глава 1. Проблема трудового воспитания в истории зарубежной педагогики…………………………………………………… …………………..5

1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского……………….5

1.2. Взгляды на трудовое воспитание Д.Локка…………………………..7

1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо………………………..9

Глава 2. Проблема трудового воспитания в истории русской педагогики…………………………………………………… ………………….12

2.1. Взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского…………… ….12

2.2. Взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко………………..14

2.3. Взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской…………………16

Список использованной литературы…………………………………..21

Тема реферата называется «Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».

Актуальность тематики состоит в понимании того, что весь процесс воспитания может и должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге.

Учитывая вышесказанное, мне представляется, что важным является рассмотрение того, как в истории зарубежной и русской педагогики исследовалась проблема трудового воспитания, какие были представлены идеи и точки зрения на данную проблему.

Именно в силу данных обстоятельств, считаю, что выбранная мною тема в высшей степени актуальна, отображает необходимость комплексного изучения проблемы трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики.

В ходе исследования мною были поставлены следующие задачи:

– изучить проблему трудового воспитания в истории зарубежной педагогики.

Здесь я заострила внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание Джона Локка, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж.Руссо .

– изучить проблему трудового воспитания в истории русской педагогики.

Здесь я заострила внимание на рассмотрении таких аспектов, как, во-первых, взгляды на трудовое воспитание К.Д. Ушинского, во-вторых, взгляды на трудовое воспитание А.С. Макаренко, в-третьих, взгляды на трудовое воспитание Н. К. Крупской.

Рассмотрением вышеперечисленных аспектов я и намерена заняться в дальнейшем.

Глава 1. Проблема трудового воспитания

в истории зарубежной педагогики

1.1. Взгляды на трудовое воспитание Я.А. Коменского

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670гг.). Особое внимание Коменский обращал на воспитание мужества у юношей, которые должны быть искренними и выносливыми в работе. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла ответить прежняя педагогика.

Огромное значение Я.А. Коменский придавал трудовому воспитанию, которое должно было формировать человека, способного служить обществу. Я.А. Коменский считал, что познание должно приносить пользу в практической деятельности и провозглашал обязательность реального общественно полезного обучения. Он уделял особое значение развитию системы органов чувств ребенка в процессе трудового воспитания.

Характеризуя истоки концепции трудового воспитания Я.А. Коменского, хочу отметить, что мыслитель последовательно обосновал принцип природосообразности в трудовом воспитании. Природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущей силой, следовательно, необходима самостоятельность учащихся в освоении мира. Эта идея развита в работе «Выход из школьных лабиринтов». Аргументация этого принципа стала громадным шагом вперед в генезисе педагогической науки.

Коменский провозглашал волю, деятельность, понимание воспитанника как основные составляющие педагогического процесса и трудового воспитания.

Я.А. Коменский не оставил в стороне и проблему физического (трудового) воспитания как подрастающего поколения, так и взрослых людей.

Я. А. Коменский даёт советы: «Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают. Пусть играют в игрушечные вещи (коляски, мыльницы и т. д.), всегда играя с ними, дети будут развивать в теле здоровье, в уме — живость, а во всех членах — подвижность». Нельзя мешать детям играть, наоборот, надо помогать им в игре. Поощрять и постоянно усложнять различные «механические» умения и навыки, трудовые приёмы.

Приучить к умеренности и воздержанию, «так как это основа здоровья и жизни и мать всех остальных добродетелей». Нормальное физическое воспитание и развитие учащихся, по Коменскому, должно обеспечиваться, прежде всего, разумными дидактическими средствами и правильной организацией школьной жизни, когда учение становится лёгким, приятным, радостным. Это и более полная реализация его «естественного метода», и педагогические действия в согласии с природой ребёнка, и обеспечение отдыха после напряженных занятий, а также «досуга, радостей и основательного успеха», и установление добрых взаимоотношений между учащими и учащимися, и устранение «шума, одурения, напрасного труда».

Ученый стремился сформировать у ребенка благочестия, самостоятельное мышление, способность к разнообразной работе. Он отстаивал гуманистическое направление школы и подчеркивал, что «идеальная школа — это лаборатория подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на территории труда». На уровень норм нравственности педагог сводит трудовое воспитание в школе и вообще трудовой деятельности в обществе при этом очень осуждает праздность, тунеядство. Немало внимания он уделял привитию воспитанникам любви и привычки к труду, которая должна быть посильной и тесно связанной с их игровой деятельностью. Коменский был глубоко убежден в том, что труд играет решающую роль в развитии моральных, физических и эстетических сил человека. В своих работах педагог неоднократно подчеркивал: «Без труда — нет счастья», в жизни человека деятельность должна быть ведущей

Истинным великим идеям Я.А. Коменского уготовлена долгая жизнь. Именно такими являются педагогические идеи Коменского в целом и о физическом и трудовом воспитании детей в частности. Обращение к ним и в наши дни приносит немалую пользу.

1.2. Взгляды на трудовое воспитание Джона Локка

Представления Джона Локка о воспитании складывались в контексте его философских воззрений и на основе наблюдений, которые он сделал в качестве наставника детей в дворянских семьях.

Характеризуя предпосылки к созданию системы трудового воспитания, отметим, что по теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. «В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта» — вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк.

Д. Локк выделяет виды воспитания:

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. В обучении следует возбуждать самостоятельность.

Д. Локк выводит цель трудового воспитания: воспитать в процессе труда нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское — элитарное образование).

В духовном отношении в процессе труда дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание.

Педагогическая система Локка, изложенная в трактатах «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.), «О пользовании разумом» (издан в 1706 г.) и др., ориентирована на воспитание «делового человека», «джентльмена». Она органически сочетает в себе три аспекта — физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование.

Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить несколько ремёсел, особенно тех, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хозяйственных дел. Своеобразная программа «трудового воспитания» джентльмена учитывала потребности буржуазного общества в деловых, инициативных людях.

В процессе трудового воспитания из своих питомцев Д. Локк желает сделать не только в полном смысле здорового, но и светского человека. При этом в воспитании, прежде всего, действует пример.

Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье.

1.3. Взгляды на трудовое воспитание Ж.Ж. Руссо

Руссо по-своему пытается решить важную проблему — проблему трудового воспитания, руководства трудовой деятельностью подростка.

Труд Руссо ценит очень высоко, как неизбежную и священную обязанность человека. Так не высоко он ценит и ставит человека труда, простого труженика из народа, в первую очередь крестьянина и ремесленника. Тот, кто не трудится, кто ведет праздный образ жизни, не заслуживает звания человека, утверждает Руссо. «Труд, — пишет он, — есть неизбежная обязанность для человека, живущего в обществе. Всякий праздный гражданин, богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут».

Звание ремесленника, а в зависимости и в связи с этим ценность ручного труда Руссо выдвигает на первый план. Если земледелец зависит от своего поля, рассуждает Руссо, сборами с которого может овладеть другой, то ремесленник зависит только от своего труда, следовательно, он свободен.

Если в смысле своей личной свободы ремесленник и занимает, по мнению Руссо, первое место среди прочих занятий, то по ценности и полезности труда звание земледельца — самое почетное, самое благородное. «. Земледелие есть первое ремесло человека: оно самое честное, самое полезное и, следовательно, самое благородное из всех, какими только может он заниматься». Руссо сообщает читателю, что своего Эмиля он не собирается обучать земледелию, т.е. мальчик, начав с него в детстве, хорошо изучил его, знает все полезные работы и сейчас ими постоянно занимается.

Хотя раньше об этом Руссо почти ничего не говорил, читатель, однако, может предполагать, что Эмиль, воспитанный с ранних лет в труде, полюбил его и получил необходимые трудовые навыки. Тем самым Руссо считает трудовое воспитание неотъемлемой и составной частью общего процесса развития и воспитания подростка. Приступая к обучению Эмиля ремеслу, Руссо, прежде всего, видит в занятиях ручным трудом средство и трудового, и нравственного, и физического воспитания и не в меньшей мере фактор развития умственных сил ребенка. Основная же цель обучения ремеслу — не столько изучение ремесла ради приобретения трудовых навыков с тем, чтобы затем навечно приковать себя к данному виду занятий, а через ремесло, через труд сделаться человеком, подняться до высокого звания человека. «Мы не для того поступили в ученье, — пишет Руссо,- чтобы стать рабочими, а для того, чтобы стать людьми; обучение же этому последнему ремеслу труднее и продолжительнее всякого другого».

Источник: www.yaneuch.ru

Оцените статью
Добавить комментарий