Размер задолженности по начисленным налогам к балансовой стоимости активов

Новости компании Налоговая задолженность с истекшим сроком взыскания в справке о состоянии расчетов с бюджетом 06 июня Соавтор: Королева Мария...

Налоговая задолженность с истекшим сроком взыскания в справке о состоянии расчетов с бюджетом

06 июня

Соавтор: Королева Мария Владиславовна,ведущий специалист по юридическим вопросам первой категории Группы компаний «Налоги и финансовое право»

Одной из обязанностей налоговых органов в силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ является представление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Как следует из данной нормы, налогоплательщику представляется справка о состоянии расчетов с бюджетом, в которой указывается задолженность (и переплата) по данным налогового органа.

Однако данные налогового органа содержат информацию о всей задолженности налогоплательщика, в том числе о той, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена. Налоговый орган не вправе самостоятельно списать просроченную задолженность, но налогоплательщик может принять меры к признанию ее безнадежной в порядке подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ (при этом обязанность по ее уплате до принятия соответствующего судебного акта сохраняется).

Урок 19 Учет финансовых активов — прочие дебиторы

Как полагает Минфин России, недоимка по уплате налогов, сборов, задолженность по пеням и штрафам в случае истечения срока их взыскания должна отражаться в Справке об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций (см. письма Минфина России от 18.12.2009 № 03-02-07/1-545, от 29.06.2010 № 03-02-07/1-300, от 31.05.2010 № 03-02-07/1-260 и др.).

Руководствуясь приведенными нормативными актами и разъяснениями финансового ведомства, налоговый орган в справке о состоянии расчетов указывает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, не разделяя ее на суммы, которые могут быть взысканы и которые уже взысканию не подлежат в связи с истечением установленных сроков.

Вместе с тем, наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев его финансовой деятельности. Отражение в справке просроченной задолженности может причинить существенный вред имиджу организации, позиционирующей себя как добропорядочного налогоплательщика.

Справка с большой суммой задолженности перед бюджетом независимо от периода образования этой задолженности может стать препятствием для получения кредита в банке, лицензии или заключения государственного, муниципального контракта. Например, согласно подп. 5 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005

№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем в случае установления факта наличия у него задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что он не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.

IAS 12 «Налоги на прибыль»

В судебной практике по вопросу правомерности отражения в справке о расчетах с бюджетом задолженности, возможность взыскания которой утрачена, сложилось три позиции.

1. Налоговая задолженность, срок взыскания которой истек, подлежит включению в справку о расчетах с бюджетом.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 11.05.2005 № 16507/04, рассматривая заявление налогоплательщика, в частности, об обязании исключить из лицевого счета определенную сумму как безнадежную к взысканию, указал, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом МНС России от 05.08.2002 № БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Данная правовая позиция нашла отражение в судебных актах, принятых по заявлениям налогоплательщиков, содержащим иные требования.

Так, ФАС МО в постановлении от 03.08.2011 № КА-А40/8106-11 отметил, что истечение срока давности на принудительное взыскание суммы штрафа не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания исключения ее из учета либо списания. Таким образом, действия налогового органа, выраженные в указании в справке информации о наличии задолженности общества перед бюджетом, нельзя считать незаконными. Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что получение справки ему было необходимо для оформления кредита или для участия в иных мероприятиях, связанных с его предпринимательской деятельностью. Кроме того, заявитель не указал нормативный правовой акт, которому противоречат действия ответчика.

2. Задолженность с истекшим сроком взыскания может быть включена в справку о состоянии расчетов с бюджетом только в случае указания на невозможность ее взыскания.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09 установил, что инспекция выдала справку, в которой были отражены сведения о задолженности налогоплательщика без указания на невозможность ее взыскания. Суд пришел к выводу: в справке необходимо отражать объективную информацию, поэтому наряду со сведениями о задолженности налогоплательщика в документе должно быть указано, что инспекция утратила право на ее взыскание. Утвержденная форма справки о состоянии расчетов с бюджетом не может являться препятствием для отражения реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Это постановление касается именно справки о состоянии расчетов с бюджетом, и в основу большинства судебных актов положена приведенная правовая позиция Президиума ВАС РФ.

Например, ФАС УО в постановлении от 05.12.2011 № Ф09-7303/11 указал, что налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика. Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика. Указание в справке о состоянии расчетов задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

ФАС ВСО в постановлении от 04.08.2011 № А33-12025/2010 установил, что инспекция включила в акт сверки сумму задолженности, срок взыскания которой пропущен. Как указал суд, поскольку налоговый орган утратил право на принудительное взыскание задолженности, нет оснований для включения этих сумм в документы о состоянии расчетов с бюджетом без отражения информации о невозможности их взыскания в принудительном порядке. Суд учел, что налогоплательщик является бюджетным учреждением, и получаемые им бюджетные средства по разнарядке направляются в первую очередь на погашение просроченной задолженности (в том числе по уплате налогов).

3. В справке о состоянии расчетов с бюджетом не должны указываться сведения о налоговой задолженности, возможность взыскания которой утрачена.

ФАС СЗО в постановлении от 16.06.2011 № А05-9019/2010 указал следующее: принимая во внимание установленные налоговым законодательством сроки хранения и налогоплательщиками, и налоговыми органами документов, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги налогоплательщиками и осуществляется учет расчетов налогоплательщиков с бюджетной системой по обязательным платежам, у инспекции отсутствует возможность принудительного взыскания недоимок, пеней и штрафа, а при ее утрате неправомерно отражение справке сведений о задолженности без информации о невозможности ее взыскания в принудительном порядке. При этом суд обязал инспекцию в 5-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать справку без указания задолженности по страховым взносам и с отражением информации об утрате возможности взыскания иной задолженности.

В постановлении от 29.06.2011 № Ф09-3844/11-С3 ФАС УО отметил, что на момент выдачи справки право на взыскание спорных сумм было утрачено инспекцией, в связи с чем действия налогового органа, выразившиеся во включении в справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, взносам информации о наличии у общества спорной задолженности противоречат подп. 1 п. 10 ст. 32, 45 НК РФ.

ФАС УО в постановлении от 18.01.2010 № Ф09-10913/09-С3 принял во внимание доводы налогоплательщика о том, что отражение в справке о расчетах с бюджетом сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика тем, что такие сведения в ней будут препятствовать получению обществом справки об отсутствии задолженности, что затрудняет получение в банках кредитов, оформление земельного участка, оформление документов о награждении работников общества государственными наградами и создает препятствия нормальному осуществлению предпринимательской деятельности. Суд обязал инспекцию выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания спорной задолженности, которая не подтверждена и возможность взыскания которой утрачена.

Анализ судебной практики показывает, что большинство судов придерживаются мнения Президиума ВАС РФ в том, что в справке наряду со сведениями о задолженности налогоплательщика должно быть указано, что инспекция утратила право на ее взыскание (постановление от 01.09.2009 № 4381/09).

Немаловажным моментом является обоснование требований налогоплательщика о выдаче справки, в которой задолженность, невозможная ко взысканию, указывается отдельно. Иными словами, налогоплательщик должен указать, для чего ему нужна такая справка и чему препятствует налоговый орган, выдавая справку с задолженностью без обособления сумм, которые не могут быть взысканы. Это обусловлено требованиями ч. 1 ст. 198 АПК РФ: организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, если действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом без указания на истечение срока взыскания определенной задолженности препятствуют налогоплательщику в осуществлении экономической деятельности, они могут быть признаны незаконными в судебном порядке.

Источник: consultant-so.ru

Налоговая стоимость

2 В целях настоящего стандарта налоги на прибыль включают в себя все национальные и зарубежные налоги, взимаемые с налогооблагаемых прибылей. Налоги на прибыль также включают налоги, удерживаемые у источника и уплачиваемые дочерней или ассоциированной организацией или объектом совместного предпринимательства с сумм, распределяемых в пользу отчитывающейся организации.

4 В настоящем стандарте не рассматриваются методы учета государственных субсидий (см. МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи») или инвестиционных налоговых вычетов. Однако в настоящем стандарте устанавливается порядок учета временных разниц, которые могут возникнуть в связи с такими субсидиями или инвестиционными налоговыми вычетами.

5 В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Бухгалтерская прибыль — прибыль или убыток за период до вычета расхода по налогу на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль (налоговый убыток) — прибыль (убыток) за период, определяемая (определяемый) в соответствии с правилами, установленными налоговыми органами, в отношении которой (которого) подлежат уплате (возмещению) налоги на прибыль.

Расход по налогу (доход по налогу) — агрегированная сумма, включаемая в расчет прибыли или убытка за период в отношении текущего налога и отложенного налога.

Текущий налог — сумма налогов на прибыль, подлежащих уплате (возмещению) в отношении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) за период.

Отложенные налоговые обязательства — суммы налогов на прибыль, подлежащие уплате в будущих периодах в отношении налогооблагаемых временных разниц.

Отложенные налоговые активы — суммы налогов на прибыль, подлежащие возмещению в будущих периодах в отношении:

(a) вычитаемых временных разниц;

(b) перенесенных на будущие периоды неиспользованных налоговых убытков; и

(c) перенесенных на будущие периоды неиспользованных налоговых льгот.

Вре’менные разницы — разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства в отчете о финансовом положении и налоговой стоимостью этого актива или обязательства. Временные разницы могут представлять собой:

(a) налогооблагаемые временные разницы, т. е. временные разницы, которые приведут к налогооблагаемым суммам при расчете налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства; либо

(b) вычитаемые временные разницы, т. е. временные разницы, которые приведут к суммам, вычитаемым при определении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) будущих периодов в момент возмещения или погашения балансовой стоимости указанного актива или обязательства.

Налоговая стоимость актива или обязательства — сумма, в которой определяется указанный актив или обязательство для целей налогообложения.

6 Расход по налогу (доход по налогу) включает в себя расход (доход) по текущему налогу и расход (доход) по отложенному налогу.

7 Налоговая стоимость актива представляет собой сумму, которая для целей налогообложения будет подлежать вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости данного актива. Если указанные экономические выгоды не будут подлежать налогообложению, налоговая стоимость соответствующего актива считается равной его балансовой стоимости.

Примеры
Первоначальная стоимость станка составляет 100. В налоговых целях амортизация в сумме 30 уже была вычтена в текущем и предыдущих периодах, а остальная часть первоначальной стоимости будет вычитаться в будущих периодах либо как амортизация, либо как вычет при выбытии этого станка. Выручка, получаемая в результате использования станка, подлежит налогообложению, любая прибыль от выбытия станка будет облагаться налогом, а любой убыток от его выбытия — вычитаться в налоговых целях. Налоговая стоимость данного станка составляет 70.
Балансовая стоимость дебиторской задолженности по процентам составляет 100. Относящийся к ней процентный доход будет облагаться налогом при поступлении денежных средств, т. е. на основе кассового метода. Налоговая стоимость дебиторской задолженности по процентам равняется нулю.
Балансовая стоимость торговой дебиторской задолженности составляет 100. Относящаяся к ней выручка уже была включена в состав налогооблагаемой прибыли (налогового убытка). Налоговая стоимость торговой дебиторской задолженности составляет 100.
Балансовая стоимость дебиторской задолженности по дивидендам от дочерней организации составляет 100. Эти дивиденды не облагаются налогом. По существу, вся балансовая стоимость данного актива подлежит вычету из экономических выгод. Следовательно, налоговая стоимость дебиторской задолженности по дивидендам составляет 100 .
Балансовая стоимость выданного займа составляет 100. Погашение займа не будет иметь налоговых последствий. Налоговая стоимость данного займа составляет 100.
) Данный метод анализа показывает отсутствие налогооблагаемой временной разницы. Альтернативный метод анализа таков: дебиторская задолженность по начисленным дивидендам имеет налоговую стоимость, равную нулю, и к возникшей налогооблагаемой временной разнице в размере 100 применяется нулевая ставка налога. Оба этих метода анализа дают один результат: отложенное налоговое обязательство не возникает.

8 Налоговая стоимость обязательства равна его балансовой стоимости, уменьшенной на те суммы, которые в будущих периодах будут подлежать вычету в налоговых целях в отношении данного обязательства. В случае доходов, полученных авансом, налоговая стоимость возникшего в результате обязательства равна его балансовой стоимости за вычетом любой суммы соответствующего дохода, в которой он не будет облагаться налогом в будущих периодах.

Примеры
Краткосрочные обязательства включают задолженность по начисленным расходам балансовой стоимостью 100. Относящиеся к ней расходы будут вычитаться в налоговых целях на основе кассового метода. Налоговая стоимость начисления в отношении этих расходов равна нулю.
Краткосрочные обязательства включают задолженность по процентному доходу, полученному авансом, имеющую балансовую стоимость 100. Относящийся к ней процентный доход был обложен налогом на основе кассового метода. Налоговая стоимость процентов, полученных авансом, равна нулю.
Краткосрочные обязательства включают в себя задолженность по начисленным расходам балансовой стоимостью 100. Относящиеся к ней расходы уже были приняты к вычету в налоговых целях. Налоговая стоимость начисления в отношении этих расходов составляет 100.
Краткосрочные обязательства включают начисленные штрафы и неустойки балансовой стоимостью 100. Штрафы и неустойки не подлежат вычету в налоговых целях. Налоговая стоимость начисления в отношении этих штрафов и неустоек составляет 100 .
Балансовая стоимость полученного займа составляет 100. Погашение этого займа не будет иметь налоговых последствий. Налоговая стоимость данного займа составляет 100.
Данный метод анализа показывает отсутствие вычитаемой временной разницы. Альтернативный метод анализа таков: задолженность по начисленным штрафам и неустойкам имеет налоговую стоимость, равную нулю, и к возникшей вычитаемой временной разнице в размере 100 применяется нулевая ставка налога. Оба этих метода анализа дают один результат: отложенный налоговый актив не возникает.

9 Некоторые статьи имеют налоговую стоимость, но не признаются как активы или обязательства в отчете о финансовом положении. Например, затраты на исследования признаются в качестве расходов при определении бухгалтерской прибыли за период, в котором они были понесены, однако их можно будет принять к вычету при определении налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) только в более позднем периоде. Разница между налоговой стоимостью затрат на исследования, представляющей собой сумму, которую налоговые органы позволят принять к вычету в будущих периодах, и их балансовой стоимостью, равной нулю, является вычитаемой временной разницей, приводящей к возникновению отложенного налогового актива.

10 Если налоговая стоимость актива или обязательства не очевидна, целесообразно обратиться к основополагающему принципу настоящего стандарта, заключающемуся в том, что организация должна, за некоторыми ограниченными исключениями, признавать отложенное налоговое обязательство (отложенный налоговый актив) во всех случаях, когда возмещение или погашение балансовой стоимости актива или обязательства будет приводить к увеличению (уменьшению) будущих налоговых платежей по сравнению с той их величиной, в которой они подлежали бы уплате, если бы такое возмещение или погашение не имело никаких налоговых последствий. Пример С, следующий за пунктом 51A, иллюстрирует обстоятельства, в которых целесообразно обращаться к этому основополагающему принципу, например, когда налоговая стоимость актива или обязательства зависит от предполагаемого способа его возмещения или погашения.

11 В консолидированной финансовой отчетности временные разницы определяются путем сопоставления балансовой стоимости активов и обязательств в этой консолидированной финансовой отчетности с соответствующей налоговой стоимостью. В тех юрисдикциях, в которых подается консолидированная налоговая декларация, указанная налоговая стоимость определяется на основе такой декларации. В других юрисдикциях налоговая стоимость определяется на основе налоговых деклараций каждой отдельной организации, входящей в группу.

Источник: studopedia.su

Пояснить зависимость задолженности по налогам между физ. Лицом и ИП

В условиях контракта, который планируется заключать между ИП (Поставщик) и Заказчиком по 223фз, прописаны условия:

«Отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанной задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в процедуре не вступило в законную силу.»

1. Следуя условиям контракта, сможет ли заказчик отклонить заявку или не подписать контракт, если увидит что у физ. лица есть задолженность (напомню, у ИП, как Участника закупки, задолженностей нет)

2. Если сможет, то как можно быстро и корректно подать заявление об обжаловании задолженности и соблюсти условие соответствия требованиям контракта

Показать полностью
05 февраля 2020, 17:13 , Алексей, г. Москва
Ответы юристов
Роман Янушко
Юрист, г. Петрозаводск
рейтинг 9.2

Общаться в чате

«Отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Алексей

Это положение не должно Вас касаться, потому что ИП не ведут бухгалтерский учет в силу положений закона о бухгалтерском учете. Соответственно они не формируют и бухгалтерскую отчетность. Соответственно нельзя установить соотношение размера задолженности по налогам с балансовой стоимостью активов участника по данным бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 6 закона 402-ФЗ

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности;

05 февраля 2020, 17:32
Роман Янушко
Юрист, г. Петрозаводск
рейтинг 9.2
Общаться в чате

По этому поводу есть и судебная практика по делам со схожими обстоятельствами.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 N 01АП-6951/2019 по делу N А43-3587/2019

В письме от 24.12.2018 N 05-12/016185 Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району города Нижнего Новгорода сообщила, что по состоянию на 01.01.2018 в отношении налогоплательщика Малышевой Екатерины Александровны, ИНН 526211224705, числилась задолженность по налоговым платежам.

Между тем из указанного ответа не следует, что размер задолженности превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Соответствующих сведений налоговый орган не сообщил администрации.
Довод администрации об отсутствии у нее отчетности Предпринимателя подтверждает правильность вывода суда первой инстанции об отсутствии у комиссии администрации оснований для отказа от заключения контракта, поскольку всей необходимой информацией администрации не обладала.

В этом деле антимонопольный орган признал незаконным отказ заказчика от заключения контракта с предпринимателем, у которого была задолженность по налогам. Заказчик обжаловал решение УФАС в суд, но суд отказал заказчику в удовлетворение его заявления. При этом исходил из того, что заказчик не доказал, что размер задолженности предпринимателя превышает 25 % балансовой стоимости его активов по данным бухгалтерской отчетности.

Источник: pravoved.ru

Оцените статью
Добавить комментарий