Семья школа трудовой коллектив являются

1 СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Социальная среда представляет...

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.

Социальная среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделенными по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через эти группы осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящимся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующий в малых группах.

Михаил Лабковский — Какие должны быть отношения в семье

Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, является семья, школа, трудовой коллектив, группа друзей и т. п.

Семья как малая группа характеризуется глубокой внутренней психологической и поведенческой обязанностью ее членов, которая делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием.

Семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу, так как в ней присутствуют: достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения, сложившаяся структура взаимодействия ее членов, четкое распределение обязанностей, и т. д.

Для того, чтобы можно было назвать семью коллективом, она должна соответствовать ряду высоких требований, которые определяют высокоразвитую малую группу как коллектив:

  • — успешно справляться с возложенными на нее задачами;
  • — иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
  • — создавать для каждого своего члена возможность развития как личности.

Коллективом можно считать такую семью, в которой сложилась дифференцированная система личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Они определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, организованности, эффективности и информированности. В действительности большинство семей занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом.

Одни и те же члены семьи в различных, свойственных для нее, системах отношений занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Позиция — это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От нее, зависит степень потенциального влияния конкретного члена семьи на поступки остальных.

Урок по окружающему миру «Наша дружная семья»

В отличие от позиции, статус человека в семье — это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень его действительной авторитетности.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений — это личное, субъективное восприятие своего статуса, авторитета и степени влияния на остальных. Действительный статус и его восприятие самим человеком могут сильно различаться между собой.

В социальной психологии понятие «роль» определяется как одобряемый образец поведения человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведения, соответствующего роли.

Семья — это институт, который призван обеспечить ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не сможет стать полноценной личностью. В то же время, ни один другой социальный институт потенциально не способен нанести столько вреда при неправильном воспитании детей, сколько семья. Внутрисемейные процессы могут выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания личности ребенка.

Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Дети, разлученные с родителями в раннем детстве, могут отставать в психическом развитии иметь стойкие нарушения эмоциональной сферы, стать асоциальными. Дружная, стабильная семья, наоборот, является для ребенка источником эмоционального и физического благополучия, чувства уверенности. По мнению современных исследователей, семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

Рассматривая феномен современной семьи, психологи дают ее социально-психологическую оценку. Она представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Это зависимость от общественных институтов, гетерогенность состава по полу и возрасту, закрытость (вхождение в семью новых членов регламентировано, естественным и уникальным путем ее расширения является рождение ребенка), длительность ее истории, включающая качественно различные этапы развития.

В семье как социальной системе различают несколько видов отношений (Н. Соловьев): социально-биологические (охватывают сферу движения численности и половозрастной структуры, сексуальные связи, проблему рождаемости и планирования семьи, родственные чувства, воспитание детей, проблему наследственности); хозяйственно-экономические (охватывают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, распределение обязанностей и пр); юридические (охватывают сферу мотивации брака и развода, правого нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми); нравственные (включают сферу нравственного воспитания и самовоспитания, вопросы полового и трудового воспитания); психологические (охватывают сферу психологических особенностей личности, преодолении противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирование чувств, установок, психологической совместимости и психологического климата); эстетические (включают эстетическое воспитание и самовоспитание, эстетику отношений, поведения, речи, одежды, жилища). Эстетические отношения, наряду с нравственными и психологическими, образуют основу культурной преемственности в семье.

Эмоциональное значение этих отношений очень велико. Они затрагивают ценностные ориентации личности каждого члена семьи и определяют в целом успешность семейной жизни. Успешность семейной жизни или ее неблагополучие влияют и на психику, и на соматический статус каждого из участников семейных отношений, и, в особенности, на детей.

Социальная сущность семьи проявляется в ее функциях: репродуктивной, хозяйственно-потребительской и воспитательной. С детства у каждого человека должно быть сформировано чувство уважения к семье, к родителям, к братьям, сестрам, к общению в семье. Репродуктивная функция зависит прежде всего от стабильности семьи.

Хозяйственно-потребительская функция включает ведение домашнего хозяйства, расчет домашнего бюджета, управление семьей, проблему труда, социализацию ребенка. Исследователи все чаще подчеркивают значение эмоционально-терапевтической функции семьи (В. Бызова, Н. Антонов и др.), а также воспитательной функции.

Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно. На ребенка оказывают влияние своеобразие нравственных устоев, образ жизни, ценностные ориентации родителей, межличностные отношения. Сложная система межличностных отношений в семье в первую очередь зависит от взаимоотношений родителей-супругов. Семья основана на браке или кровном родстве и имеет определенную историческую организацию. Семья — это социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свою специфику, свои традиции в каждой национальной культуре.

Функция первичной социализации детей обусловлена тем, что родившийся человек не может сразу адаптироваться в обществе. А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние также остается ведущим, но перестает быть единственным.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выявили специалисты, решающее значение в этом имеет отец, так как именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну (поощряет активность у сына и женственность у дочери), в то время, как мать, обычно, одинаково относится к детям разного пола. Отсутствие в семье отца или его формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Американский исследователь Баум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации. В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяется его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки, от чего зависит самооценка человека, уровень его самоуважения, самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Позитивные взаимоотношения в семье устанавливается, если:

  • — позиция родителей основана на гуманности и любви;
  • — установлены благоприятные взаимоотношения между родителями и детьми;
  • — созданы реальные условия для формирования полноценной личности ребенка.

Источник: vuzlit.com

Как определить социальную группу?

Определения социальной группы Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Какие социальные группы называют малыми?

Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Какие могут быть социальные группы?

Социальные группы: классификация

Большие социальные группы (макрогруппы) Малые социальные группы (микрогруппы)
Пример групп нации, классы, профессиональные группы (врачи) семья, трудовой коллектив, неформалы (панки)

Что можно отнести к социальной группе?

Примеры социальных групп Представляет собой элементарную ячейку общества. Семья, школьный класс, экипаж самолета, компания друзей и др. Многочисленная совокупность людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Нация, класс, страта и др.

Что относится к демографическим группам?

Основные социально—демографические группы: трудоспособное население, дети и пенсионеры

Что такое социальные группы и каковы их виды?

Что такое социальные группы и как они появились Социальные группы — это устойчивые группы людей, которых объединяют одни и те же определенные признаки. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.

Сколько человек включает маленький коллектив?

Среди всех существующих малых групп обособлены так называемые микрогруппы, которые состоят всего из двух-трех человек. Именно в микрогруппах между людьми устанавливаются по-настоящему близкие отношения. Микрогруппу, в которую входят два человека, можно назвать диадой, а ту, в которую входит три человека – триадой.

Что такое первичные и вторичные группы?

Первичная (члены группы непосредственно взаимодействуют друг с другом, взаимоотношения отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. Примеры: семья, группа друзей) Вторичная (члены группы связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели.

Что такое группа Назовите виды групп?

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.

Что входит в соц группы?

Социальная группа – это один из главных элементов социальной структуры общества, что представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками.

Какие группы населения?

Социальные группы населения

  • Дети-инвалиды
  • Инвалиды трудоспособного возраста
  • Граждане трудоспособного возраста
  • Семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации

Какие социальные признаки присущи молодежи как социальной группе?

63.395. Молодежь как социальная группа

  • необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей)
  • переходность положения (маргинальность)
  • высокий уровень социальной мобильности
  • активный поиск своего места в жизни

Что такое социальные категории и социальные агрегации?

Агрегации — совокупности людей, пространственно находящихся в одном месте): пассажиры одного поезда, посетители одного супермаркета и т. д. Социальные категории — статистические совокупности индивидов, выделенные по схожим социальным признакам: пожилые, холостяки, подростки, женщины, инвалиды и т. д.

Что такое организованный коллектив?

Организованным коллективом является группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция и другие дополнительные развивающие и досуговые центры. В летнее время к списку прибавляется отдых в лагере спортивного или общего назначения, посещение санатория или туристических мест.

Какой коллектив может быть?

Коллектив может быть однородным и разнородным; хорошим, слаженным, дружным, спаянным, где господствует принцип «один за всех, все за одного», и разобщённым, где каждый «тянет одеяло на себя».

Что относится к вторичной группе?

Вторичная группа состоит из индивидов, отношения между которыми носят безличностный и формализованный характер. Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются формальные и неформальные группы.

Чем первичные социальные группы отличаются от вторичных?

Первичная (члены группы непосредственно взаимодействуют друг с другом, взаимоотношения отличаются интимностью, взаимной симпатией и пониманием. Примеры: семья, группа друзей) Вторичная (члены группы связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей цели.

Источник: toptitle.ru

Понятие социализации, этапы социализации

Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

3) источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Этапы

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, появление и закрепление системы ожиданий, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. Происходит в малых социальных группах (семья, ясельная группа и т. д.). Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т. д. (первичные агенты социализации). В этой стадии, по Фрейду выделяется:

1) оральная стадия (от рождения до 2 лет) – мир ребенка сосредоточен вокруг его рта;

2) анальная стадия (от 2 до 3 лет) – привитие навыков гигиены и опрятности, часто сопровождается наказанием за мокрые штанишки. Эта стадия во многом определяет дальнейшее развитие ребенка;

3) фаллическая стадия (от 4 до 5 лет) – появляется симпатия к родителям противоположного пола и идентификация себя с родителем своего пола, подражание им. В этот период появляются первые конфликты, связанные с полом (Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек);

Стадия индивидуализации (маргинализации) – наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные – социальные институты социализации. Эти институты по своему социальному статусу могут быть формальными (официальные учреждения общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т. д.)) и неформальные институты (разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенным индивид (семья, класс, группа сверстников, этническая общность, референтная группа и т. д.)).

Формальные и неформальные институты социализации часто имеют разные цели и способы воздействия, вследствие чего возникает борьба между ними, результатами которой являются такие социальные явления как «дети улицы», правонарушители и бунтовщики, люди с «двойной моралью», расхождение системы ценностей разных категорий граждан и т. д.

В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия «мир и я», неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

Стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

1) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

2) изменение себя;

3) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Стадия устойчивой социализации или трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На этой стадии человек обычно достигает стабильного положения в обществе, что свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности;

Стадия утраты статуса или послетрудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых

Детство как первичный период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус детства изменился.

Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Творчество также становится необходимым условием социализации человека и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй — воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого.

Интеграция — третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

46. Механизмы социализации

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия-страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность.

Понятие конформности связано с термином ≪социальный конформизм≫,т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам и идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид

действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм — это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников —

все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации — семья, школа, производственная группа.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который, с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери или отца), и наконец, он стремится имитировать определенный тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собственных личностных особенностей.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З.Фрейдом принципа удовольствия — страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.

Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности. То есть присутствие одних стимулирует, присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации (или фацилитации) и социальной ингибиции.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу.

Существует психологический эффект обратного действия — социальная ингибиция. Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Социальный конформизм рассматривается прежде всего как феномен авторитарного и тоталитарного общества, где подавляется проявление индивидуальности и преобладают ценности коллективистского характера. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности.

Негативизм — это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации, такие как внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Источник: cyberpedia.su

Оцените статью
Добавить комментарий