Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает [4] .
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход
Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода
Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).
Экономика 11 класс (Урок№12 — Системы налогообложения.)
При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.
Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеютмультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.
На предложение:
Пропорциональная и прогрессивная системы налогообложения: плюсы и минусы. Функции налогов
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.
Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу.
Кривая Лаффера
Лаффер построил гипотетическую кривую с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.
Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды.
Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.
Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Понятие НЭ
Нация — историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.
Национальный: а) свойственный, относящийся к нации, народу, народности; б) государственный, или относящийся к данной стране.
Экономика: а) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил общества; б) отрасль науки, изучающая функционирование или отраслевые аспекты экономических отношений.
Нац. экономика: а) пространственно определенная и национально специфическая организация экономической деятельности; б) исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны; в) взаимосвязанная совокупность отраслей, видов пр-ва и экономических субъектов. Признаки НЭ: 1) общее экономическое простр-во с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой; 2) наличие тесных, экономических связей между хозяйст. субъектами в процессе воспроизводства; 3) территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет координационную и регулирующую роль.
Особенности дисциплины НЭ:
— понятие НЭ тесно связано с понятием эк. системы, т.к. конкретизирует эк. систему, отражает специфич. черты, которые обусловлены географ. положением страны, ее участием в МРТ, культурными традициями и др. факторами;
— страна рассматривается как экономич. система, выступает в качестве организующего начала;
— необходимо учитывать, что работает т.н. духовный принцип, между жителями страны существует параллелизм (в поведенческих установках), сравнительная однородность реакций, что придает сообществу единство.
Дисциплина НЭ взаимосвязана с: микро, макро, мировой экономикой, ФиК, гос. регулированием, гос. правом и статистикой.
Объект НЭ – хозяйственная система страны, ее уровни и звенья.
Предмет НЭ – социально-экономические процессы протекающие в хозяйстве страны, ее уровнях и звеньях, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Уровни исследования дисциплины НЭ:
1. Межстрановый уровень;
2. Федеральный (общегосударственный)
3. Региональный – 83 субъекта (21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область 2 ГФЗ).
4. Внутрирегиональный уровень – система взаимоотношений предприятий субъектов РФ
5. Комплексы отраслей НЭ (АПК, ВПК, ТЭК)
6. Уровень отдельных отраслей НЭ
7. Внутриотраслевой (гражданское, промышленное и жилищное строительство)
8. Уровень финансово-промышленных групп (в 2001г – 86 штук)
9. Отдельные организационно-правовые формы хозяйства, предусмотренные законодательством
10. Внутрипроизводственный уровень (цех, службы и т.д.).
Основные цели НЭ
1) Стабильные темпы роста – устойчивый рост производство товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов.
2) Стабильность цен. Однако следует учитывать, что неизменные в течении длительного периода цены замедляют темпы роста ВНП. Достижение стабильности цен в современной экономике означает их регулирование.
3) Высокий уровень занятости – каждый желающий найти работу находи ее. Полная занятость не означает охвата всего трудоспособного населения страны, всегда существует естественный уровень безработицы (фрикционная + структурная).
4) Поддержание положительного внешнеторгового баланса – достижение относительного равновесия между Э/И, а так же стабильный обменный курс нац. валюты, т.к. он оказывает значительное влияние на состояние торгового баланса.
Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 553 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Что справедливее в налогообложении: пропорциональное или прогрессивное налогообложение доходов физических лиц
Позиции сторонников, отстаивающих метод пропорционального либо прогрессивного обложения, еще более непримиримы, чем в вопросе установления единого налога. К тому же эти споры всегда были значительно более политизированы. Ведь выбор соответствующего метода обложения – это по сути реализация приоритетов того или иного класса, отражение расстановки сил на политической арене.
Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения. 5
Налогообложение физических лиц в разных странах. 14
Налогообложение физических лиц в России. 19
Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”. 24
Круглый стол на тему: «Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение?» 24
Заключение. 28
Содержимое работы — 1 файл
Министерство образования и науки РФ
(МИНОБОРОНАУКИ РОССИИ)
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт налогов и налогового менеджмента
По дисциплине «Основы теории государственных
финансов и налогообложение»
«Что справедливее в налогообложении:
пропорциональное или прогрессивное налогообложение
доходов физических лиц?»
Очной формы обучения
Специальности «Менеджмент организации»
Специализации «Налоговый менеджмент»
2 курса 1 группы
____________ К. В. Вдовик
Зав. кафедрой, профессор ______________
Ю.Д. Шмелев ___________
Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения. 5
Налогообложение физических лиц в разных странах. 14
Налогообложение физических лиц в России. 19
Прогрессивное налогообложение: “за” и “против”. 24
Круглый стол на тему: «Нужно ли в России вводить прогрессивное налогообложение? » 24
Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода, и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
Чтобы повысить эффективность налогообложения и уменьшить сокрытие среди налогоплательщиков доходов, каждый налогоплательщик должен быть уверен в справедливости и правильности взимания налогов.
Позиции сторонников, отстаивающих метод пропорционального либо прогрессивного обложения, еще более непримиримы, чем в вопросе установления единого налога. К тому же эти споры всегда были значительно более политизированы. Ведь выбор соответствующего метода обложения – это по сути реализация приоритетов того или иного класса, отражение расстановки сил на политической арене.
Прогрессивное обложение отвечает чаяниям малоимущих и противоречит интересам обеспеченных слоев населения. Противодействие богатых установлению такого обложения тем сильнее, чем существеннее предлагается прогрессия. В свою очередь пропорциональное и еще более регрессивное обложение устраивает богатых, а не бедных. Причем и те, и другие в своих доводах всегда говорили о стремлении к равенству и справедливости налогообложении. Но до сих пор так и не найден однозначный ответ на вопрос: какое обложение обеспечивает большее равенство и справедливость?
Теории пропорционального и прогрессивного налогообложения.
Пропорциональное налогообложение предполагает применение неизменных налоговых ставок вне зависимости от величины налоговой базы, т.е. неизменность доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы (облагаемого дохода, добавленной стоимости, имущества и т.п.). При этом сумма налога возрастает пропорционально по отношению к увеличению налоговой базы.
Пропорциональное налогообложение предполагает установление для каждого налогоплательщика фиксированной ставки в долях или процентах, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Принцип справедливости уже на протяжении более 230 лет является ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения. Данный принцип основывается на высказывании Адама Смита, что «подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются, под покровительством и защитой государства». Адам Смит, шотландский экономист и философ, считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с равными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов.
Принцип пропорционального налогообложения был окончательно закреплен в налоговой практике французской революцией и базировался на провозглашенной ею идее равенства: «Из идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное разверстывание налогов между всеми плательщиками, сообразно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству». Хотя некоторые считали, что идея равенства должна вести к установлению равного налогообложения, большинство все же соглашалось с тем, что налоги должны уплачиваться по средствам каждого, сообразно экономическим возможностям, платежеспособности. Платежеспособность определялась в то время доходами лица.
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 2% – федеральная составляющая и 18% – максимально возможная ставка субъектов Федерации. По НДС установлены три ставки – 18, 10 и 0%. Причем ни одна не зависит от объемов налоговой базы. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения по ставке 13%.
В Европе ставки центральных налогов на прибыль юридических лиц, как правило, также являются пропорциональными, их уровень в зависимости от применения систем зачетов колеблется от 28% в Швеции до 53,2% в Италии.
Прогрессивное налогообложение предполагает применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы, т.е. возрастание доли налога (налогового бремени) в стоимостной или иной оценке налоговой базы по мере роста последней. При этом сумма налога возрастает прогрессивно по отношению к увеличению налоговой базы.
В настоящее время выбор прогрессивного налогообложения в большой степени основан на понятии дискреционного дохода, т.е. дохода, используемого по собственному усмотрению. Теоретически дискреционный доход представляет собой разницу между совокупным доходом и доходом, который расходуется на удовлетворение первоочередных, жизненно-необходимых потребностей. Именно дискреционный, а не совокупный доход определяет истинную платежеспособность лица.
Естественно, что с ростом доходов уменьшается доля всех жизненно необходимых затрат (на продукты питания, покупку одежды, других товаров первой необходимости, на транспорт и т.п.) и возрастает доля дискреционного дохода. Нетрудно заметить, что при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя, чем более состоятельный, поскольку доля свободного дохода у него меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет этого свободного дохода, выше. Поэтому необходима градация налога с учетом потребностей человека.
И хотя разные налогоплательщики будут платить разные по размерам налоги, принципы равенства и справедливости налогообложения будут выдерживаться. Иначе говоря, богатые, как лица, обладающие большими платежными возможностями, должны нести налоговое бремя в большем размере, нежели бедные, обладающие низким дискреционным доходом и, соответственно, низкими платежными возможностями.
Существует 4 вида прогрессии.
а) простая поразрядная прогрессия.
При простой поразрядной прогрессии выделяются ступени, или разряды, налогооблагаемой базы и для каждого разряда устанавливается налоговый оклад в твердой сумме. Например, первый разряд составляет от 1 до 1000 руб., второй – от 1001 до 5000 руб., третий – от 5001 до 10 000 руб., четвертый – от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для каждого из названных разрядов устанавливается сумма налога. Например, для первого разряда – 1 руб., для второго – 100 руб., для третьего – 500 руб. и т.д.
Удобством такого метода является простота исчисления суммы налога. Достаточно определиться с налоговым разрядом и сумма налога будет известна.
Неудобство этой системы очевидно — чем шире границы разрядов, тем больше неравномерность в налогообложении лиц, получающих доходы, прилегающие к разным границам разряда. А незначительно различающиеся доходы, входящие в разные разряды (например, 4999 руб. и 5001 руб.), имеют значительную разницу в налогообложении. Эта система широко применялась в прошлом.
В современных условиях такая система практически не используется, поскольку при ее построении невозможно обеспечить прогрессивность в рамках разрядов. Более того, чем шире рамки разрядов, тем менее справедлива данная схема, т.к. нарушается принцип равенства при налогообложении.
б) простая относительная прогрессия.
При простой относительной прогрессии устанавливают разряды и фиксированные пропорциональные (как твердые, так и процентные) ставки по этим разрядам, применяемые ко всей сумме налоговой базы по каждому разряду и увеличивающиеся в размере при переходе от низшего разряда к высшему.
Простая относительная прогрессия используется в транспортном налоге. Согласно Налоговому Кодексу РФ при мощности двигателя автобуса «до 200 л.с. включительно» транспортный налог уплачивается по ставке 10 руб. с каждой лошадиной силы, а при мощности двигателя «свыше 200 л.с.» — 20 руб. Владелец автобуса с двигателем мощностью 200 л.с., таким образом, уплачивает налог в размере 2000 руб. (200 л.с. * 10 руб.). Владелец автобуса с двигателем мощностью 201 л.с. уплачивает налог в размере 4020 руб. (201 л.с. * 20 руб.): данный автобус входит во второй разряд («свыше 200 л.с.»). Повышенная ставка применяется ко всей возросшей базе, а не к ее части.
Источник: www.turboreferat.ru
Система ставок по ндфл является пропорциональной прогрессивной или регрессивной
Опубликовано 13.06.2017 по предмету Обществознание от Гость >> Оцени ответ
- Алгебра
- Математика
- Русский язык
- Українська мова
- Информатика
- Геометрия
- Химия
- Физика
- Экономика
- Право
- Английский язык
- География
- Биология
- Другие предметы
- Обществознание
- История
- Литература
- Українська література
- Беларуская мова
- Қазақ тiлi
Показать ещё
Источник: www.shkolniku.com