Согласно мсфо 1 в бухгалтерском балансе нужно представлять свернуто

МСФО и РСБУ: 12 различий, о которых должен знать каждый бухгалтер В чём заключается основная сложность при освоении международных стандартов финансовой...
Содержание

В чём заключается основная сложность при освоении международных стандартов финансовой отчётности (МСФО)? Как правило, в том, что российские и международные бухгалтерские традиции существенно отличаются.

В чём заключается основная сложность при освоении международных стандартов финансовой отчётности (МСФО)? Как правило, в том, что российские и международные бухгалтерские традиции существенно отличаются.

Как правило, в одной и той же компании редко одновременно применяются МСФО и стандарты российского бухгалтерского учёта (РСБУ). А когда в этом возникает необходимость, перестроиться бухгалтерам бывает непросто.

Каким компаниям необходимо придерживаться МСФО

Согласно распоряжению Минфина РФ, стандарты МСФО 2020 действуют на территории России наравне с РСБУ. Придерживаться же международных стандартов необходимо компаниям с иностранными инвестициями, организациям, которые сами инвестируют в иностранный бизнес, имеют представительства за рубежом или продают акции на биржах.

03 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ IAS 1

В чём различия в отчетности, составленной в соответствии с МСФО и РСБУ

Главная разница между МСФО и РСБУ в принципах оценки активов и обязательств и соотнесении расходов и доходов с отчетным периодом (Таблица 1). Ввиду такого подхода прибыль по МСФО и РСБУ может различаться. Международные стандарты предполагают ведение максимально реалистичного учёта текущей ситуации в компании.

Запомните!

  • В МСФО отражается управленческая и бухгалтерская информация для инвесторов и кредиторов;
  • В РСБУ отражается информация, необходимая для контроля ведения учета и составления документации надзорными органами.

12 отличий РСБУ и МСФО

Принцип учета или отчетности

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ)

1. Цели сбора и систематизации информации.

Используется инвесторами и кредиторами для принятия инвестиционных решений.

Необходима для предоставления информации контролирующим и налоговым органам.

Операции отражаются в первую очередь с экономической стороны. Определяющим является профессиональное суждение бухгалтера.

Преобладает документальное оформление операций над их экономической оценкой.

Отчетность составляется в той валюте, в которой организация получает выручку и производит расчеты (функциональная валюта).

Отчетность можно составлять только в рублях.

4. Финансовые инструменты.

В зависимости от сущности и ожидаемых денежных потоков производные финансовые инструменты классифицируются как:

  • капитал;
  • активы;
  • обязательства.

Конвертируемые инструменты разделены на обязательства и капитал.

Компонент «обязательства» подлежит учету по справедливой стоимости. «Капитал» учитывается как остаточная стоимость без возможности переоценки.

Производные финансовые инструменты не выделяются как особый вид имущества и учитываются на забалансовых счетах. В балансе определяется итоговый расчет по операциям с ними. Для конвертируемых инструментов общие специальные правила отсутствуют. Они могут быть как капиталом (акции), так и обязательством (облигации).

3 Требования, предъявляемые к ФО по МСФО

5. Отчетный период.

Финансовый год не привязан к календарному. Отчетный период может быть выбран компанией исходя из специфики работы.

Отчетный период установлен в рамках календарного года (с 1 января по 31 декабря).

6. Учет доходов и расходов.

Операции отражаются с соблюдением принципа соответствия доходов и расходов. В финансовых отчетах расходы указаны в отчете о совокупном доходе.

Принцип соответствия доходов и расходов упоминается в ПБУ, но не всегда используется на практике.

7. Консолидация отчетности.

Доходы, расходы, имущество и обязательства учитываются как одно целое благодаря тому, что отчетность формируется по всей группе взаимозависимых компаний: по материнской и дочерним организациям вместе.

Каждая организация составляет свой баланс.

Понятие консолидации отчетности в РСБУ размыто.

8. Определение налоговой базы.

Зависит от способа погашения балансовой стоимости активов, выбранного руководством компании.

Налоговая база — это сумма дохода или расхода, облагаемая налогом на прибыль (НДФЛ и т. п.).

9. Определение процентного дохода.

Применяется метод эффективной ставки процента. Ее расчет основан на денежных потоках, которые получит организация на протяжении периода действия договора. Если прогнозы меняются, то возможен перерасчет.

Ставка процента устанавливается по договору. Отсутствует понятие эффективной процентной ставки.

10. Многокомпонентные соглашения.

Широко применяется принцип многокомпонентности.

Нет специальных норм, регулирующих многокомпонентные соглашения. Для каждой конкретной операции определяются критерии признания выручки.

11. Справедливая стоимость активов.

Часто применяется при оценке стоимости активов. Балансовая стоимость активов не может быть выше той суммы, которую возможно получить в текущий период времени от их продажи или использования.

Основные средства в процессе работы оценивают по исторической стоимости. Балансовая стоимость основных средств и другого имущества в текущей экономической ситуации нередко завышается.

12. Классификация аренды.

Классифицируют по тому, как распределяются между арендатором и арендодателем риски и вознаграждения от владения активом.

Классифицируют не как взаимоотношение сторон сделки, а как форму договора.

Обратите внимание на три основные отчётные формы:

1) отчет о финансовых результатах;

2) отчет о движении денежных средств;

В МСФО они прочно взаимосвязаны и составляются последовательно с 1 по 3. Бухгалтерский баланс составляется только на основании данных из первых двух отчётов. Такой подход позволяет получить наиболее полную информацию о финансовом состоянии компании. В РСБУ отчеты готовятся практически независимо друг от друга. А баланс, как правило, составляется в первую очередь.

Какая отчётность считается первой отчётностью по МСФО?

Первая финансовая отчетность по международным стандартам для организации — это первая годовая отчетность, в которой принимаются стандарты МСФО путем прямо выраженного и безоговорочного заявления организации о соответствии требованиям МСФО, сделанного в этой финансовой отчетности.

Отчётность можно считать первой, выполненной по МСФО, если соблюдено 5 условий.

  1. За последний предшествующий период компания представляла финансовую отчетность в соответствии с национальными требованиями, но они во всех отношениях не соответствовали МСФО.
  2. Компания представляла финансовую отчетность за последний предшествующий период в соответствии со стандартами МСФО, однако не включила прямо выраженное и безоговорочное заявления о ее соответствии международным стандартам (либо это было заявление о соответствии лишь некоторым МСФО).
  3. Компания готовила отчетность в соответствии с МСФО только для внутреннего пользования и не представляла ее внешним пользователям.
  4. Отчетность в соответствии с МСФО готовилась для целей консолидации, без подготовки полного комплекта финансовой отчетности, соответствующего МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
  5. Компания не представляла финансовую отчетность за предшествующие периоды.

Ряд действий необходимо произвести и в отношении статей начального баланса:

  • признать все активы и обязательства, признание которых требуется МСФО;
  • не признавать статьи баланса как активы или обязательства, если МСФО этого не допускают;
  • переклассифицировать статьи, которые были признаны в соответствии с применявшимися прежде национальными правилами учета как обязательства, активы или компоненты капитала, относящиеся к одному типу. Но которые в соответствии с МСФО относятся к другому типу активов, обязательств или компонентов капитала;
  • применить МСФО для оценки всех признанных активов и обязательств.

Обратите внимание, что применять необходимо самую последнюю версию МСФО 2020. Компания может применить новый международный стандарт, который ещё не стал обязательным, но лишь в том случае, если допустимо его досрочное применение.

Полезно

Получить знания по МСФО и научиться понимать различия в отчетности, составленной в соответствии с МСФО и РСБУ, можно на курсе Учебного центра «Финконт»:

Смотрите также:

  • Госзакупки 2021: как стать поставщиком по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Как заполнить новую форму СЗВ-ТД 2021
  • Технические особенности закупок по ГОЗ: как расшифровать ИГК

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Источник: www.finkont.ru

IAS 1 — поправки 2021 года, уточняющие требования к раскрытию учетной политики

12 февраля 2021 г. Совет по МСФО выпустил поправки в IAS 1 и практическим рекомендациям по формированию суждений о существенности, уточняющие требования к раскрытию информации об учетной политике. В рекомендации добавлены иллюстративные примеры, чтобы помочь в суждениях о существенности при раскрытии учетной политики.

В феврале 2021 года Совет по МСФО (IASB или Совет) выпустил поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», в которых он предоставляет руководство и примеры для помощи компаниям в формировании суждений о существенности при раскрытии информации об учетной политике.

Совет также выпустил поправки к Практическим рекомендациям (IFRS PS) 2 «Формирование суждений о существенности», в поддержку поправок к IAS 1, c объяснениями и демонстрацией применения «четырехэтапного процесса определения существенности» к раскрытию информации об учетной политике.

В частности, поправки направлены на помощь организациям в раскрытии учетной политики. Эти поправки будут наиболее полезны за счет:

  • Замены требования к организациям раскрывать свои «основные положения» учетной политики (significant accounting policies) требованием раскрывать «существенные положения» учетной политики (material accounting policies); и
  • Добавление руководства о том, как организациям следует применять концепцию существенности при принятии решений о раскрытии учетной политики.

Исходная информация.

Пытаясь улучшить представление информации в финансовой отчетности, Совет сделал «Улучшение представления финансовой отчетности» (Better Communication in Financial Reporting) центральной темой своей деятельности по установлению стандартов в последние годы.

Инициатива по раскрытию информации (Disclosure Initiative) является частью этой темы и направлена ​​на улучшение эффективности раскрытия информации в финансовой отчетности. Поправки 2021 года к IAS 1 и IFRS PS 2 являются частью инициативы.

Практические рекомендации (PS) №2 представляют собой необязательное руководство, которое было впервые выпущено IASB в сентябре 2017 года, чтобы помочь организациям делать существенные суждения.

PS описывают четырехэтапный процесс определения существенности и включают в себя указания о том, как формировать суждения о существенности в определенных обстоятельствах.

Поправки к IAS 1 и IFRS PS 2.

1. Замена термина «основные положения» (significant) термином «существенные положения» (material).

В виду отсутствия в МСФО определения термина «основные» (significant) Совет решил заменить его «существенными» (material) в контексте раскрытия информации об учетной политике.

«Существенный» (material) — это определенный термин в МСФО, который по мнению Совете широко известен пользователями финансовой отчетности.

В соответствии с новыми поправками существенная информация об учетной политике определяется в параграфе IAS 1:117 следующим образом:

«Информация об учетной политике является существенной, если, при рассмотрении вместе с другой информацией, включенной в финансовую отчетность организации, она по обоснованным ожиданиям могла бы повлиять на решения, которые основные пользователи финансовой отчетности общего назначения делают на основе этой отчетности».

2. Применение определения существенности.

Совет добавил к поправкам руководство, чтобы помочь организациям определить, когда информация об учетной политике является существенной и, следовательно, требует раскрытия.

При оценке существенности информации об учетной политике, организации должны рассмотреть как размер операций, прочих событий или условий, так и их характер.

Совет также внес поправки ​​в IFRS PS 2, чтобы уточнить, что оценка существенности для информации об учетной политике должна соответствовать тому же порядку, который применяется для оценки существенности другой информации, то есть с учетом как качественных, так и количественных факторов.

В PS 2 добавлена схема, иллюстрирующая, как организации должны включать различные факторы при определении существенности информации об учетной политике.

Совет объяснил, что, хотя операция, прочее событие или условие, с которым связана информация об учетной политике, может быть существенным (сама по себе), это не обязательно означает, что соответствующая информация об учетной политике является существенной для финансовой отчетности организации.

С другой стороны, поправка IAS 1 подчеркивает, что другие раскрытия, требуемые МСФО, могут быть существенными, несмотря на то, что соответствующая информация об учетной политике является несущественной.

Например, если компания определила, что информация об учетной политике по налогу на прибыль является несущественной для ее финансовой отчетности, другие раскрытия о налоге на прибыль, требуемые IAS 12, могут быть существенными.

Совет включил в поправки примеры обстоятельств, при которых организация может рассматривать учетную политику как существенную:

  • Изменение учетной политики приводит к существенному изменению информации в финансовой отчетности.
  • Выбранные положения учетной политики разрешены МСФО.
  • Организация разрабатывает учетную политику в соответствии с IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», в отсутствие специально предназначенных МСФО.
  • Применение учетной политики требует значительных суждений или допущений
  • Трудно определить существенность операций, прочих событий или условий, поскольку они требуют сложного бухгалтерского учета, например, при применении более чем одного МСФО.

Совет уточнил, что список примеров не является исчерпывающим, но он считает, что эти примеры помогут компаниям определить, является ли информация об учетной политике существенной или нет.

Исправленный IAS 1 явно подтверждает, что раскрытие несущественной информации об учетной политике может быть приемлемым, хоть оно и не требуется.

Однако, если организация решает раскрыть информацию об учетной политике, которая не является существенной, она должна обеспечить, чтобы несущественная информация не маскировала существенную информацию, например, путем размещения несущественной информации в более заметном месте.

3. Раскрытие стандартизированной информации.

Организации часто должны раскрывать информацию для описания того, как они применили требования определенного стандарта и предоставлять «стандартизированную информацию или информацию, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» (параграф IAS 1:117C, с учетом поправок).

Совет признал, что, как правило, такая информация менее полезна для пользователей, чем конкретная информация об учетной политике организации. Однако Совет также согласился с тем, что в некоторых обстоятельствах стандартизированная информация об учетной политике может потребоваться пользователям отчетности для понимания другой существенной информации в финансовой отчетности.

В этих ситуациях стандартизированная информация об учетной политике является существенной и должна быть раскрыта.

Исправленный стандарт подчеркивает, что в общих случаях более полезно предоставлять информацию, которая отражает собственные конкретные обстоятельства организации, а не просто повторять то, что требуется применяемыми МСФО.

Аналогичным образом было изменено PS 2, чтобы подчеркнуть, что организации должны сосредоточиться на предоставлении конкретной информации об учетной политике компании. Конкретная информация об учетной политике особенно актуальна, когда применяется суждение.

Поправки к PS также предоставляют примеры ситуаций, когда общая или стандартизированная информация, обобщающая или дублирующая требования МСФО, может рассматриваться как существенная информация об учетной политике:

  • Информация необходима пользователям, чтобы понять другую существенную информацию, представленную в финансовой отчетности.
  • Компания отчитывается в юрисдикции, в которой необходимо отчитываться также по местным национальным стандартам бухгалтерского учета.
  • В соответствии с МСФО требуется сложный бухгалтерский учет, и стандартизированная информация необходима для понимания учета (например, если применяется более одного МСФО).

Кроме того, исправленные PS предоставляет два примера для иллюстрации разницы между формированием суждений о существенности на основе конкретной информации о компании, при этом избегая стандартизированной информации об учетной политике (Пример S), и информации об учетной политике, которая только дублирует требования в МСФО (Пример T).

4. Удаление ссылки на «базу оценки».

В исправленном стандарте удалены ссылки «базу оценки» (measurement basis). Совет счел их избыточными после введения руководства по определению существенности в информации о бухгалтерской политике.

Информация о базе оценки может быть существенной, но это требует суждений, аналогичных тем, которые применяются к другой информации об учетной политике.

Переходные положения и дата вступления в силу.

Поправки к МСФО (IAS) 1 будут применяться к отчетным периодам, начинающимся 1 января 2023 года или после этой даты. Ранее применение допускается при раскрытии этого факта.

Поскольку поправки к PS предоставляют собой необязательные указания по применению определения существенности к информации об учетной политике, Совет пришел к выводу, что переходные положения и дата вступления в силу этих поправок не требуются.

Выводы.

Замена «основных положений» на «существенные положения» учетной политики в МСФО (IAS) 1 и соответствующее новое руководство в IAS 1 и PS может повлиять на раскрытие компаниями своей учетной политики.

Определение того, являются ли учетная политика существенной, теперь требует большего использования суждений. Следовательно, организациям рекомендуются пересмотреть свои раскрытия информации об учетной политике для обеспечения согласованности с измененным стандартом.

На практике наблюдается использование «заготовок» для раскрытия этой информации.

Компании должны тщательно рассмотреть вопрос о том, является ли «стандартизированная информация или информация, которая только дублирует или обобщает требования МСФО» существенной информацией, и если нет, следует ли удалить эти раскрытия для повышения полезности финансовой отчетности.

Источник: fin-accounting.ru

Тема 3 порядок составления и представления финансовой отчетности согласно мсфо

Порядок представления финансовой отчетности регламентируется МСФО — 1 « Представление финансовой отчетности».

Стандарт определяет порядок составления годовой финансовой отчетности отдельного предприятия и консолидированной финансовой отчетности. Таким образом, стандарт не применяется в отношении промежуточной отчетности.

В стандарте выдвигаются требования к раскрытию учетной политики, к содержанию отчетных форм, примечаний и приложений.

3.1 Составление отчетного бухгалтерского баланса

В бухгалтерском балансе представлена информация об активах, обязательствах и акционерном капитале предприятия. Форма бухгалтерского баланса не является заданной.

Согласно МСФО – 1 в бухгалтерском балансе как минимум должны отражаться следующие статьи:

а) нематериальные активы;

б) основные средства;

г) финансовые активы, в т.ч.:

2. В акционерном капитале:

а) выпущенный капитал;

в) доля меньшинства.

3. В обязательствах:

а) долгосрочные процентные обязательства;

б) кредиторская задолженность;

При составлении бухгалтерского баланса администрация предприятия самостоятельно решает классифицировать или не классифицировать выше перечисленные статьи. Общепринятой является классификация балансовых статей по срокам погашения или возмещения имущества. По такой классификации активы и пассивы предприятия делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Активы могут располагаться в балансе как возрастанию их ликвидности, так и по убыванию.

На практике большая часть балансов в представляемой финансовой отчетности составляется на основе упорядоченной классификации.

Баланс может составляться с примечаниями, в которых дается расшифровка по статьям. Расшифровка может даваться и в приложении к балансу.

3.2 Составление отчета о прибылях и убытках

Информация о формировании финансового результата деятельности предприятия представляется в виде отчета о прибылях и убытках.

Согласно МСФО в отчете о прибылях и убытках должны быть представлены следующие статьи:

б) затраты по финансированию;

в) прибыль или убыток от обычной деятельности;

г) результаты операционной деятельности;

д) результаты чрезвычайных обстоятельств;

е) налоговые расходы;

ж) доля прибылей и убытков ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по мето­ду участия;

з) доля мень­шинства;

и) чистая прибыль или убыток за период.

Стандартом предусматривается два формата представления отчета о прибылях и убытках.

Первый формат основан на раскрытии затрат на производство по элементам – формат затрат. Во втором показывается себестоимость реализованной продукции – формат себестоимости.

Оба формата позволяют получить одинаковый результат, но по-разному раскрывают данные о формировании прибыли (убытка) от продаж.

При составлении отчета о прибылях и убытках по формату затрат формирование прибыли от основного вида деятельности раскрывается следующим образом:

выручка от продаж;

затраты на производство и реализацию:

а) материальные затраты;

б) амортизационные отчисления;

в) затраты на оплату труда;

г) затраты на социальное обеспечение;

д) прочие затраты.

3) запасы готовой продукции и незавершенного производства:

а) на начало года;

б) на конец года.

4) прибыль (убыток) от продаж.

При использовании отчета о прибылях и убытках по формату себестоимости показывается следующая информация:

выручка от продаж;

себестоимость реализованной продукции;

прибыль (убыток) от продаж.

Названия статей отчета о прибылях и убытках, их число могут меняться в зависимости от характера операций, проведенных предприятием, а также в интересах достоверного и полного представления информации о формировании финансовых результатов в отчетном периоде.

Источник: studfile.net

Оцените статью
Добавить комментарий