В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства, благодаря которым оно выполняет возложенные на него задачи. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Она возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. 1
В России система налогообложения многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.
Оптимизация НДС схемы. Налоги — легитимная отчетность для ИФНС
Вообще схемы делятся на уголовные (незаконные) и легальные (законные). Уголовные заканчиваются приговором, а легальные просто доначислением налогов и налоговой ответственностью. К легальным применяется понятие недобросовестности – если налогоплательщик желал легально занизить свои налоги – он признается недобросовестным и ему без всяких законных оснований доначисляются налоги. К криминальным схемам понятие недобросовестности также применяется, но только если налоговый орган не может доказать криминальность схемы.
Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность. Выделяются такие формы ее финансовой подпитки, как создание за счет грязных денег организаций, часть доходов которых выводится из сферы налогообложения, с последующим направлением сокрытых средств в криминальный бизнес, а также принудительное изъятие таких средств представителями организованной преступности в результате рэкета.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в зависимости от того, вовремя ли получит бюджет денежные средства, и получит ли вообще, зависит своевременность и полнота исполнения им своих обязательств по финансированию необходимых расходов и принятых им целевых программ.
Целью курсовой работы является изучение проблемы уклонения от уплаты налогов.
Задачи работы — исследование налогового бремени, различных способов уклонения от уплаты налогов, а также существующих на данный момент методов борьбы с уклонением.
- Налоговая политика государства.
- Понятие налоговой политики государства и методы ее осуществления.
Налоговая политика государства есть система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом.
Топ-5 схем оптимизации налога на прибыль для организаций на ОСНО. Бизнес и налоги.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам. Проведение налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.
Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, это налоговая стратегия, а на текущий момент налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.
Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы её осуществления. Использование того или иного метода определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно- территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и другими положениями. Т.к. в соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) налоговая политика является составной частью экономической и финансовой политики, ее методы во многом зависят также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.
Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов:
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
Одним из важных показателей современной налоговой политики является показатель налогового бремени.
Налоговое бремя — мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит прежде всего от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.
Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40—45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.
Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов; сельскохозяйственные же предприятия, на которые распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.
Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы — это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов.
Экономической наукой доказано, что при увеличении налоговой нагрузки или иного негативного влияния на экономический субъект в виде увеличения ставок налогов, роста количества налогов или отмены льгот, эффективность налоговой системы сначала резко повышается и быстро достигает своего максимума, а затем начинает так же резко снижаться. При этом основной проблемой для государственной бюджетной системы становятся невосполнимые потери доходов, поскольку часть налогоплательщиков сокращает производство или вовсе становится банкротом, а другая часть находит способы минимизации налогов, в т.ч. незаконные. При последующем снижении налоговой нагрузки в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуется значительное количество лет. 2
Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка. Так, в Швеции значительная доля доходов, как граждан, так и организаций поступает в бюджет, но вместе с тем в этой стране очень развито социальное обеспечение, в связи с чем для такой системы не характерно уклонение от уплаты налогов.
В России налоговая нагрузка немного ниже среднего уровня развитых стран. Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. Так, в 2008 году по данным Росстата, удельный вес налогов и сборов в ВВП страны составил 38,41%. 3
При планировании бюджета государство обычно ориентируется на показатель номинальной налоговой нагрузки, который показывает долю налогов, сборов и таможенных платежей в ВВП в случае полного следования организациями нормам налогового и таможенного законодательства. Но реально в бюджет может поступить меньше ожидаемых средств, на основании которых рассчитывается фактическая налоговая нагрузка. Уклонение от налогов, ведение «теневого» бизнеса в первую очередь связано с высокой номинальной налоговой нагрузкой, которую устанавливает государство. Поэтому государственные органы также заинтересованы в расчете налоговой нагрузки для оптимизации налогообложения, вывода бизнеса из «тени», развития всех отраслей производства. Некоторые эксперты считают, что в России можно снижать налоговую нагрузку без одновременного сокращения бюджетных расходов, поскольку Минфин получит незапланированные, дополнительные доходы за счет более высоких цен на нефть по сравнению с планируемыми в бюджете.
- Основные способы уклонения от уплаты налогов.
Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах.
Противодействие налогам, как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых законов и общественной морали.
Пока есть государство, пока есть частная собственность государству будет требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов, а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому противостоять посредством попыток уменьшить свое налоговое бремя.
К концу 2001 года в России накоплен значительный опыт у налогоплательщиков по уклонению от уплаты налогов. Способы уклонения или снижения налогового бремени многочисленны и зависят от многих факторов, в том числе от самого вида налога. 4
Однако принципиально все способы можно подразделить на две самостоятельные категории.
Главное отличие между этими видами налоговой минимизации нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе — правомерное уменьшение налогов.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. 5
В современных условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
Известный специалист в области финансового права П. М. Годме выделял среди причин налоговых правонарушений экономические (сравнение последствий уплаты и неуплаты налогов), политические (несовершенство налогового законодательства), технические (несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов) и моральные (реакция налогоплательщика на рост налогового бремени и на понимание необходимости уплаты налогов).
Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов. По мнению опрошенных в конце 2007 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить 6 :
1) когда налогоплательщику «нечем кормить семью» и у него низкий уровень жизни – 13% – причины фискального характера;
2) «когда законы о налогах плохие», т.е. , если некто считает налог несправедливым, незаконным или завышенным, уклониться от него не грех – 9% – правовые причины;
3) если предприятие находится в стадии становления или испытывает финансовые проблемы – 3% – причины регуляторного характера;
4) с «халтуры», разового заработка – 1% – моральные причины;
5) если есть основания полагать, что «налоги идут не на дело, не туда, куда нужно» — 4% – моральные причины;
6) если знать, что не будешь наказан за неуплату – 1% – организационные причины и другие.
В России, как и в большинстве стран мира, уклонение от налогов является негативным явлением и преследуется по закону.
Уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация, вызывает активное и жесткое противодействие государства.
Некриминальное уклонение от уплаты налогов — это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности. 7
Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными способами, можно выделить:
— налоговые правонарушения;
— таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).
Некриминальное уклонение от уплаты налогов обозначено главой 16 Налогового кодекса РФ (ст. 116 – 129.1) «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» и представляет собой:
1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
4. Непредставление налоговой декларации;
5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
6. Неуплата или неполная уплата сумм налога;
7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и др.
Налогоплательщик при этом несет ответственность в виде штрафа, размер которого указан в статьях, содержащих в себе налоговое правонарушение.
Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.
Незаконное уменьшение налогов – уклонение, влечет негативные последствия для экономики страны и для государства в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.
Кроме того, уклонение от уплаты налогов может серьезные экономические последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от налоговых платежей. 8
В соответствии с действующим уголовным законодательством для организаций уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере. При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Для примера, криминальными способами уклонения от уплаты налогов являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за «наличку»), фиктивный прием на работу «мертвых душ».
Источник: student-files.ru
Классификация способов уклонения от уплаты налогов
В период социально-экономических потрясений, вызванных, в частности, девальвацией российского рубля и дефолтом, произошедшим в августе 1998 г., большинство хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, потенциально в силу своей природы ориентированные на минимизацию налоговой нагрузки, разуверившись в способности государства обеспечить защиту их интересов, начали ориентироваться, прежде всего, на извлечение максимального дохода и снижение налогового бремени любым доступным путем, что в контексте имеющихся пробелов в налоговом законодательстве и складывающегося в обществе нигилистического правосознания привело к возникновению огромного числа теневых финансовых схем, используемых различными лицами с целью уклонения от уплаты налогов. По мнению М.В.
Карнаухова, изначально существует коллизия между первичностью права собственности и фискальным интересом государства. Субъектам предпринимательской деятельности, которые потенциально имеют перед собой цель — систематическое извлечение прибыли, изначально присуще стремление к минимизации налогового бремени, которое, однако, граничит, с другой стороны, с необходимостью уплаты соответствующих налогов и сборов для поддержания порядка в государстве и улучшения собственных условий деятельности.
В случае если субъект предпринимательской деятельности не получает необходимой защиты своих прав и свобод со стороны государства, несмотря на исполненную им обязанность по уплате налогов, данное обстоятельство становится одним из факторов, провоцирующих налогоплательщика на сокрытие денежных средств, подлежащих налогообложению, что приводит к изобретению и совершенствованию механизмов избегания уплаты налогов. Карнаухов М.В. Недобросовестность налогоплательщика как судебная доктрина // Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. — 2006. — № 10. — С. 46-50. По оценкам специалистов, в настоящий момент данных способов насчитывается более двухсот, в то же время по схожести оснований их совершения их можно определить в следующие группы:
А) Искажение или неотражение результатов финансово-хозяйственной деятельности в документах и регистрах бухгалтерского учета.
СКР возбудил дело против блогера Саши Митрошиной за уклонение от налогов на 120 млн рублей
В отношении блогера Александры Митрошиной возбудили дело по ч. 2 ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с физического лица), сообщил СКР по Москве. Полиция провела обыски по месту регистрации девушки и «иных лиц, возможно причастных» к преступлению.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Соцсети Саши Митрошиной
По версии следствия, Александра Митрошина с октября 2020 года по май 2022 года, являясь ИП и применяя упрощенную систему налогообложения, получила доход от своих курсов по образованию «в существенно большем размере, чем допустимый лимит». Чтобы не платить НДС и НДФЛ, девушка якобы использовала аффилированные и контролируемые ею ИП.
«Со своего расчетного счета в целях сокрытия дохода организовала поступление денежных средств от предпринимательской деятельности напрямую на вышеуказанные ИП. Тем самым Александра Митрошина уклонилась от уплаты налогов на сумму свыше 120 млн руб.»,— говорится в пресс-релизе СКР.
Александра Митрошина разрабатывает курсы по продажам в соцсетях и организует тренинги, создала проект «Инсталогии». У ее страницы в Instagram (принадлежит Meta, которая в РФ признана экстремистской и запрещена) 4,2 млн подписчиков. Сама девушка сейчас живет в Дубае.
7 марта аналогичное дело возбудили против блогеров Валерии и Артема Чекалиных. Их следствие подозревает в неуплате налогов на 300 млн руб. С них взяли подписку о невыезде. Помимо неуплаты налогов СКР инкриминирует им легализацию преступных доходов.
- Лаура Кеффер подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru