Налоговые отчисления, сборы и страховые взносы граждан и организаций в государственные бюджеты являются одним из основных источников их формирования. По этой причине Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) занимается не только сбором данных платежей, но и контролем над правильностью их расчета и начисления.
С этой целью проводятся мероприятия двух видов: камеральная и выездная налоговые проверки. С первой плательщики сталкиваются чаще, так как она организуется при сдаче каждой декларации. Поскольку сотрудники ФНС не обязаны сообщать о ее проведении, то у многих граждан и организаций возникает множество вопросов, когда они получают уведомление о выявленных нарушениях. В данной статье мы подробно рассмотрим процедуру камеральной налоговой проверки.
Понятие
В ст. 82 НК РФ говорится, что камеральная проверка является одной из форм налогового контроля. Она призвана определить:
достоверность сведений, представленных гражданами и организациями;
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
верность расчетов налогов и сборов;
соответствие представленных в ФНС РФ деклараций правилам их заполнения;
полноту соблюдения налогоплательщиками законодательных норм, касающихся их обязательств.
Основанием для проведения данного контроля является поданная в инспекцию декларация по конкретному налогу. В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка осуществляется уполномоченным органом ФНС РФ, в который была подана отчетная документация. Согласно действующему законодательству плательщик обязан сдавать декларацию в тот орган ФНС РФ, в котором он состоит на учете. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту прописки, а организации — по юридическому адресу, месту нахождения филиалов или имущества (недвижимости, транспорта).
Чтобы инициировать камеральную проверку, сотруднику ФНС РФ не нужен специально изданный приказ или распоряжение руководства. Сам факт сдачи лицом налоговой декларации становится предпосылкой для организации контроля в рабочем режиме.
Нормативно-правовое регулирование
Контролирующая функция закреплена за налоговыми органами ст. 32 НК РФ. Основные правила проведения камеральной проверки и ее сроки обозначены в ст. 88 гл. 14 НК РФ.
Но данный нормативный акт не содержит подробной методики по организации процедуры. По этой причине ФНС РФ в 2013 году выпустила официальное письмо № АС-4-2/12705 (далее – Письмо № АС-4-2/12705), в котором дала рекомендации по порядку осуществления данного вида контроля.
Кроме указанных нормативных актов, сотрудники ФНС руководствуются другими законами, определяющими порядок расчета и правила заполнения налоговых деклараций.
Порядок проведения
Проведение камеральной налоговой проверки регламентировано п. 2.4 Письма № АС-4-2/12705, а порядок включает нескольких этапов:
Принятие на рассмотрение деклараций и ввод данных, содержащихся в них, в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее — АИС «Налог»). Информация берется как с документа, поданного в письменном виде, так и представленного в электронной форме. Электронная программа в автоматическом режиме проверяет расчеты.
КАК ПРОХОДИТ КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА В 2021 ГОДУ
Для их оценки используются соотношения контрольных показателей по различным видам налогов. Применяемые формулы размещены на официальном сайте ФНС РФ и могут быть использованы бухгалтерами и экономистами коммерческих структур для контроля правильности заполнения деклараций. Соотношения показателей внедрены в ряд специализированных программных продуктов, с помощью которых коммерческие структуры ведут финансовый и бухгалтерский учет.
В автоматическом режиме осуществляется контроль деклараций. При его реализации используют все те же контрольные соотношения, действующие внутри одного расчета и между несколькими документами. На основе выявленных ошибок специалисты камерального отдела ФНС РФ ежедневно формируют отчеты, размещают их в единой информационной базе для дальнейшего использования во время проверок.
Если АИС «Налог» обнаружила несоответствие контрольных соотношений в декларируемых расчетах, то они подвергаются углубленной проверке. В рамках такого мероприятия инспекция может запросить у налогоплательщика дополнительные документы. На данном этапе сотрудники камерального отдела:
сравнивают между собой показатели рассматриваемой декларации с данными, указанными в декларациях предыдущих налоговых периодов;
контролируют взаимосвязь информации проверяемого расчета с данными деклараций по другим налогам и сборам, бухгалтерской отчетностью;
определяют достоверность поданной декларации на основании информации, которая есть в наличии в ФНС РФ.
Кроме несовпадения параметров контрольных соотношений в расчетах, причиной проведения углубленной камеральной проверки может послужить применение организацией или гражданином различных налоговых льгот и вычетов.
Оформляются результаты камеральной проверки. При отсутствии в расчетах ошибок, инспекция не обязана уведомлять гражданина или организацию о проведенной инспекции. В противном случае нарушителю направляется акт о допущенных недочетах с требованием исправить их.
Работники ФНС РФ могут обязать налогоплательщика лично прийти в камеральный отдел для дачи объяснений по допущенным нарушениям.
Акт и другие документы камеральной налоговой проверки
Для проведения процедуры инспекция использует все бумаги налогоплательщика, которые он представлял при подаче рассматриваемой декларации, а также при расчетах налогов и сборов в предыдущих периодах. В п. 1 ст. 31 НК РФ говорится, что сотрудники ФНС РФ вправе требовать у плательщика любые документы, которые необходимы им для осуществления контроля.
По факту обнаружения в декларируемых расчетах ошибок работники инспекции составляют акт камеральной налоговой проверки. В соответствии со ст. 100 НК РФ данный документ должен содержать:
дату его составления, подписи лиц, которые проводили инспекцию;
полное и сокращенное название проверяемой организации, имя, отчество и фамилию индивидуального предпринимателя или гражданина. Если процедура проводится по месту нахождения отдельного подразделения плательщика, то дополнительно указывается его наименование;
имена, отчества и фамилии лиц, которые осуществляли камеральную проверку, а также их должности и налоговый орган, где они работают;
список документов, подаваемых с целью реализации процедуры налогового контроля;
период, в рамках которого осуществлялась проверка;
юридический адрес организации или место прописки гражданина (индивидуального предпринимателя);
перечень и краткая информация о мероприятиях, проведенных во время камеральной проверки;
сведения об обнаруженных нарушениях, подтвержденных документально;
предложения сотрудников ФНС РФ по устранению выявленных недочетов с указанием номера статьи НК РФ, где обозначена ответственность за допущенные нарушения.
К составленному акту должны быть приложены документы, которые подтверждают допущенные нарушения. В их число не входят бумаги, полученные от проверяемого лица. Если в прилагаемых документах есть сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, то представляются выписки из них.
Для устранения выявленных нарушений налогоплательщик обязан представить в ФНС РФ уточненные декларации, которые проходят такую же процедуру государственного контроля. Они имеют ту же форму, что и основные, только в их названии конкретизируется, что расчет является уточненным.
Срок проведения
Моментом начала данной процедуры считается день, следующий за датой сдачи налоговой декларации. Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ у сотрудников ФНС РФ есть 3 месяца, чтобы провести все необходимые действии по камеральной проверке документа и вынести решение по ее результатам. Любое действие работников инспекции, связанное с процедурой контроля, в частности, истребование у плательщика дополнительных документов, будет противозаконным и может не исполняться. Оформление акта по результатам проведенной процедуры осуществляется за пределами трехмесячного периода.
По прошествии положенного срока может возникнуть ситуация, когда для доказательства факта нарушения налогового законодательства необходимы документы, которые ранее не представлялись. П. 6 ст. 101 НК РФ предусмотрено продление периода камеральной проверки на 1 месяц. Это решение принимается начальником инспекции или его заместителем.
Когда организация или гражданин не подали декларацию в установленный законодательством РФ срок, тогда налоговый орган вправе инициировать камеральную проверку плательщика при наступлении такого срока. Процедура длится не более 3 месяцев. Если во время ее проведения гражданин или организация представляет декларацию, то текущий контроль прерывается и начинается новый с возобновлением трехмесячного периода. Это же правило действует при подаче налогоплательщиком уточненной декларации по своей инициативе.
Акт о результатах проведенной инспекции должен составляться только в случае обнаружения нарушений. На его оформление отводится не более 10 рабочих дней с даты окончания проверки, а на передачу проверяемому лицу — 5 рабочих дней.
В случаях, когда дата прекращения проверки приходится на выходной или праздничный день, то моментом ее окончания считают ближайший рабочий день.
Особенности процедуры проведения
Основными отличиями камеральной проверки от выездной являются два момента:
Для инициирования процедуры контроля не нужно распоряжение руководства налогового органа. Она осуществляется в рабочем порядке по служебной необходимости.
Процедура проводится в инспекции, без выезда сотрудников на место расположения плательщика. Но с 01.05.2015 года работникам ФНС РФ разрешается проводить осмотр территорий проверяемого лица и его служебных помещений, если это необходимо для подтверждения выявленных нарушений законодательства.
Еще одной важной особенностью камеральной проверки считается возможность оспорить ее результаты. Это право предоставлено согласно п. 6 ст. 100 НК РФ в следующих случаях:
когда налогоплательщик не согласен с ее итогом, выводами и предложениями, сделанными специалистами ФНС РФ.
если в акте имеются недочеты и ошибки.
Возражения оформляются в письменном виде в свободной форме. Документ должен содержать:
полное название организации или фамилию, имя и отчество гражданина (индивидуального предпринимателя);
адрес регистрации юридического лица или адрес прописки физического лица;
ИНН и КПП (для организаций);
дату подачи документа;
название территориального органа ФНС РФ, куда представляются возражения;
данные работника налогового органа, который осуществлял проверку;
сведения о декларации, включающие наименование налога и расчетный период;
даты начала и завершения камеральной проверки;
непосредственно сами претензии, с указанием обоснованных причин их возникновения;
сумму пени и штрафов, которые незаконно начислены.
К возражениям необходимо приложить документы, подтверждающие правоту заявителя. Указанные претензии не должны относиться к нарушениям, допущенным во время проведения камеральной проверки. Они направляются на имя руководителя налогового органа не позднее 1 месяца с даты получения акта.
Подача возражений не является обязанностью проверяемого лица, это его право, которое необходимо использовать для того, чтобы отстоять свои интересы не только на уровне регионального органа ФНС РФ. В случае неправомочного отказа его специалистов в удовлетворении претензий, претензию следует направить в вышестоящее учреждение или в суд.
Чтобы обеспечить безусловное выполнение налогоплательщиками требований работников ФНС РФ, за их нарушение предусмотрены наказания:
за непредоставление документов, запрошенных сотрудником инспекции, — штраф, сумма которого рассчитывается исходя из 200 рублей за каждую не поданную бумагу (ст. 126 НК РФ);
вызванное в налоговую инспекцию лицо не явилось без уважительной причины — штраф в государственный бюджет для граждан — от 500 до 1 тысячи рублей; для должностных лиц — от 2 000 до 4 000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
В данной статье мы рассмотрели только общие вопросы, касающиеся камеральной налоговой проверки. Расчет каждого налога, сбора или страхового платежа имеет свои нюансы, которые надо учесть в конкретной ситуации. Если вы получили акт и не знаете, что предпринять в данной ситуации, профессиональные юристы сайта Правовед.RU всегда придут на помощь. Подробно расскажите о своей проблеме, и мы предоставим пути решения возникшей проблемы.
Последние вопросы по теме «камеральная налоговая проверка»
Налоговое право
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка Свердловского областного государственного учреждения «Управление автомобильных дорог» по вопросу правильности применения льготы по земельному налогу за 2016 г., по результатам которой был установлен факт неполной уплаты учреждением земельного налога в результате неправомерного применения льготы по земельному налогу. Налоговым органом было принято решение о доначислении земельного налога.
Автодороги закреплены за учреждением на праве оперативного управления и принадлежат на праве собственности Свердловской области. Указанные автомобильные дороги являются дорогами общего пользования, а не частными автодорогами.
Земельный участок организации, занятый автомобильной дорогой, одновременно являющейся как дорогой общего пользования, так и государственной дорогой, является муниципальной собственностью. Определите, имеются ли основания для доначисления Учреждению земельного налога. Какая судебная практика сформировалась по данной категории дел? Какие статьи из НК РФ подходят к данной ситуации?
Показать полностью
11 мая, 16:50 , вопрос №3702398, Марина, г. Екатеринбург
Налоговое право
Источник: pravoved.ru
Сроки камеральной налоговой проверки в 2023 году
Камеральная налоговая проверка — это когда инспекция проверяет поданные налогоплательщиком налоговые декларации. При этом она использует не только саму декларацию, но и другие документы и материалы, которые у неё уже есть. Из этой статьи вы узнаете, как идёт проверка, в какие сроки инспекция должна её закончит в 2023 году и как эти сроки могут быть увеличены и что может быть итогом камералки.
ИФНС проводит камеральную проверку у себя. О начале камеральной проверки инспекция налогоплательщика не уведомляет. То есть в офис компании, которая подала декларацию, инспекторы не приходят. Проверяется только тот период, который указан в поданной отчетности. Проверка проводится по каждой сданной налоговой декларации, поэтому периодичность таких проверок зависит от того, как часто сдается отчетность в ИФНС.
Ход камеральной налоговой проверки
Налогоплательщик сдает декларацию, которую автоматически регистрирует специальная программа в ИФНС. Программа проверяет декларацию на наличие арифметических ошибок, на соотношение контрольных показателей и т.д. Показатели за отчетный период сравниваются с показателями прошлого (нет ли какой-то «аномалии»? Например, в том году компания заработала 10 млн руб, а потратила 6, а в этом году заработала 15, а потратила 20? Странно).
Помощь при камеральных
и выездных налоговых проверках Цель инспекции во время выездной — найти и зафиксировать доказательства того, что вы уклонялись от уплаты налогов. Поэтому каждый день на счету. Обратитесь к налоговому адвокату как можно раньше, чтобы защитить ваш бизнес. Узнайте больше
Если программа выявляет расхождения и/или ошибки, в адрес налогоплательщика автоматически выставляется требование, с просьбой представить документы, или пояснить причины расхождений.
Сроки камеральной налоговой проверки налоговой декларации — 3 месяца с возможностью увеличения срока до 4-х месяцев
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу. Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца. Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше.
Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье. В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц.
Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки по НДС — 2 месяца с возможностью увеличения срока до 5 месяцев
- в течении двух месяцев для российских компаний;
- в течении шести месяцев для иностранных организаций, состоящей на учете в налоговом органе РФ.
При этом ИФНС может продлить срок камеральной налоговой проверки по НДС еще на три месяца. Произойдет это в том случае, если в декларации будут обнаружены ошибки и расхождения. Но это касается только отечественных компаний.
В каких случаях налоговая требует документы и пояснения при проведении камеральной проверки
В некоторых случаях налоговая при проведении камеральной проверки может потребовать дополнительные документы и пояснения. Например:
- при выявлении ошибок и противоречий в декларациях;
- в случае если налогоплательщик подал уточненную декларацию, с увеличенной суммой убытка или уменьшенным налогом;
- если компания планирует воспользоваться льготами;
- если была подана налоговая декларация по прибыли с убытком;
- при возмещении НДС. В таких случаях налоговая инспекция всегда запрашивает документы. Возмещать НДС инспекция ох как не любит.
В случае возникновения у налоговой таких вопросов, проводится уже углубленная камеральная проверка, в ходе которой она изучает все пояснения и дополнительно представленные документы.
Если инспекция заподозрит компанию в существенной экономии на налогах, не исключено, что в ходе камеральной проверки директора вызовут на комиссию по легализации налоговой базы.
Какими могут быть итоги камеральной налоговой проверки
Если дополнительные материалы и пояснения не помогают узнать причину противоречий либо подтверждают ошибки, налоговая составляет акт камеральной налоговой проверки. Акт — это всегда плохо для компании, потому что акт составляется, если инспекция нашла нарушения, что почти всегда влечёт доначисление налогов.
В акте отражаются все ошибки и расхождения. Если налогоплательщик согласен с этим актом, то он добровольно выплачивает доначисления и подаёт уточнённую налоговую декларацию. Если же не согласен, то подаёт возражение на акт «камералки».
В случае если не было выявлено ошибок и недочетов, то камеральная проверка автоматически завершается. При этом налогоплательщика не уведомляют об окончании проверки, кроме случаев, когда речь идет о возврате НДС.
Выводы
Если говорить простыми словами, то камеральная налоговая проверка — это рутинная проверка любой налоговой декларации. Если во время этой проверки налоговая не выявляет ошибок, то камералка заканчивается без какого-либо уведомления налогоплательщика.
Если налоговая находит ошибки или у неё появляются вопросы по налоговой декларации, то инспекция может запросить дополнительные документы и пояснения.
По итогам камеральной налоговой проверки инспекция может составить акт камеральной проверки, где доначислить организации суммы налогов, пени и штраф.
ИФНС проводит камеральную проверку от трех до четырех месяцев: три месяца — это срок «по умолчанию». Он может быть продлён ещё на месяц, то есть до 4-х месяцев.
Проверка налоговой декларации по НДС для российских компаний — два месяца. Может быть продлён до 5 месяцев.
— Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты»;
Понравилась статья?
Не забудьте поделиться.
- Анализ судебной практики
- Банкротство
- Должная осмотрительность
- Допросы в ФНС и полиции
- Дробление бизнеса
- Индивидуальные предприниматели
- Как применяется статья 54.1 НК
- Кейсы
- На заметку бизнесу
- Налоговые проверки
- Налоговые схемы и последствия их применения
- Налоговый контроль
- Субсидиарная ответственность
Вас также может заинтересовать:
Налоговый адвокат «без купюр» рассказывает, как бизнесменам на практике защититься от обвинений в неуплате налогов (ст. 198-199.4 УК РФ) и почему обычные приёмы защиты тут не работают
Примеры дел, когда инспекция доказала аффилированность компаний, перевод бизнеса и взыскала налоги одной компании с другой
Не допускайте ошибок: возврат займа имуществом облагается НДС
Детально рассказываем, как мы готовим компании к выездным проверкам
Как документы, флешки и свидетели приводят к миллионным доначислениям?
Минфин подсказал, как не платить, если слетел с патента
Whats App
+7 (915) 320-98-01
Viber
+7 (915) 320-98-01
Skype
nalogadvocat
Напишите нам письмо
Спасибо за обращение, ваша заявка отправлена!
Oops! Something went wrong while submitting the form
( Viber, WhatsApp )
Москва, м. Третьяковская
Большая Ордынка, 29 стр. 1
Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание
Подпишитесь на новости
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Присоединяйтесь к нам
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Источник: nalog-advocat.ru
Особенности проведения камеральной налоговой проверки
Налоговые проверки являются формами налогового контроля. Один из видов налоговых проверок, которые проводят налоговики, – камеральная налоговая проверка. В отличие от выездной налоговой проверки «камералка» проходит в ограниченных возможностях для налоговиков, а также имеет свои особенности. В данной статье рассмотрим норму закона, которая регулирует порядок проведения камеральной налоговой проверки.
Право проводить налоговые проверки предоставлено налоговым органам ст. 31, 82, 87 НК РФ. Непосредственно проведение камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ.
Особенность камеральной налоговой проверки в отличие от выездной проверки состоит в следующем:
1) Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций и представленных налогоплательщиком документов (п. 1 ст. 88 НК РФ). Камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст.
88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от выездной налоговой проверки, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона (Определение КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).
Камеральная налоговая проверка является счетной проверкой представленных документов, которая не должна подменять собой выездную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.05.2006 № 14766/05);
2) Проводится должностными лицами налогового органа без какого-либо решения на проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). Налоговому органу предоставлены полномочия на проведение камеральной проверки по определенному налогу только при наличии представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) по данному виду налога. Такой вывод следует из правовой позиции, сформулированной Высшим абитражным судом Российской Федерации в постановлении от 26.06.2007 № 2662/07;
3) Срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Течение трехмесячного срока проведения «камералки» начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации (расчета), на это указывают налоговики – письмо ФНС от 13.09.2012 №АС-4-2/15309.
С этим мнением можно согласиться, поскольку под проведением проверки подразумевается осуществление налоговым органом какого-либо действия, в связи с чем только после получения декларации (расчета) у налоговиков появится возможность осуществлять мероприятия налогового контроля. Данный вывод можно сделать из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 3303/10.
Однако предусмотренный указанной нормой срок для проведения камеральной проверки не является пресекательным, поэтому его несоблюдение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его взысканию в пределах сроков принудительного взыскания и не может являться основанием для признания незаконными действий налогового органа по проведению мероприятий налогового контроля и принятию решения по итогам рассмотрения материалов проверки. На это указано в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ, не является основанием для признания недействительным решения налоговой инспекции, принятого по результатам проверки.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07, информация о деятельности налогоплательщика, полученная налоговым органом у компетентных государственных органов по окончании проверки, должна оцениваться судами по правилам оценки доказательств с учетом ее значимости для разрешения спора, а также своевременности и адекватности предпринятых налоговым органом мер в целях ее получения.
Нарушение трехмесячного срока проведения налоговой проверки влияет лишь на то, что за его пределами налоговый орган не может истребовать у налогоплательщика какие-либо документы (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №103409, Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).
Начальным этапом активных действий налогового органа в отношении налогоплательщика является направление последнему сообщения с требованием представить пояснения или внести соответствующие исправления. Такое право у налогового органа возникает лишь в случаях выявления ошибок и (или) противоречий в представленной налоговой декларации, выявления несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3, 4 ст. 88 НК РФ).
Указанные полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О).
В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08.
Следующим этапом активных действий налоговиков является истребование документов у налогоплательщика в ходе «камералки». Данное право налоговый орган может лишь реализовать в следующих случаях:
— использования налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
— заявления налогоплательщиком суммы налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета (п. 8 ст. 88 НК РФ);
— при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Обязанность представить в налоговый орган документы возникает у налогоплательщика только при направлении ему налоговым органом требования об этом (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №15557/06).
Источник: 1c-o.ru