Сущность НДФЛ и его роль в формировании бюджетов

2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговым агентом В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись...

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся одним из важнейших налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

Несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции.

Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения «точечных» изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В этой связи налоговые механизмы приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран мира демонстрирует высокий потенциал подоходного налога с физических лиц.

Что такое налог НДФЛ и его роль в бизнесе

22. Сущность налогов, их роль в формировании доходов государственного бюджета.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый органами и физ лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципального образования.

Налоги следует отличать от сборов, особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора гос органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, выдачу разрешений, лицензий.

Функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

В РФ установлены виды налогов и сборов:

1)федеральные – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);

2)региональные – налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);

3)местные – налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).

Виды налоговых доходов: налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы. Сумма налоговых доходов на 2007г = 4 242 963 300тыс р.

23. Состав, направления расходов государственного бюджета.

Федеральный бюджет — форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (ст.16 БК РФ)

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы классифицируются по:

— экономическим (ст.22 БК) – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию — текущие и долгосрочные

— ведомственным (ст.24-25 БК) — группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

— функциональным (ст.21 БК) — группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти

Состав расходов на 2007 год:

01 – общегосударственные вопросы –

02 – национальная оборона – 822 млрд. руб.

03 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 663 млрд. руб.

04 – национальная экономика – 500 млрд. руб.

05 – ЖКХ – 53 млрд. руб.

06 – охрана окружающей среды – 8 млрд. руб.

07 – образование – 270 млрд. руб.

08 – культура, кинематография, СМИ – 68 млрд. руб.

09 – здравоохранение, спорт – 206 млрд. руб.

10 – социальная политика – 216 млрд. руб.

11–межбюджетные трансферты–1 трлн.844 млрд.руб

Источник: studfile.net

Экономическая сущность налогов, их роль в формировании бюджета.

Налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Значимые характеристики налог. платежа:

1. Законодательная основа

2. Обязательность платежа

3. Индивидуальная безвозмездность

4. отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

5. публичная цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Парафискалитет — обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации. Парафискальные платежи устанавливаются в пользу промышленных, коммерческих и социальных предприятий, технических или образовательных учреждений.

Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг. Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество.

Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Функции: Фискальная, Распределительная, Стимулирующая, Контрольная.

Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части госбюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении доходов: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что гарантирует социальную стабильность в обществе. Например, прогрессивное налогообложение, возрастание налоговых ставок по мере роста размера доходов, установление высоких ставок акцизов на товары не первой необходимости

Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.

Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Регулирующая функция налогов — функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Экономическая сущность налогов, их роль в формировании бюджета. От 250 руб
  • Контрольная работа Экономическая сущность налогов, их роль в формировании бюджета. От 250 руб
  • Курсовая работа Экономическая сущность налогов, их роль в формировании бюджета. От 700 руб

Источник: students-library.com

Оцените статью
Добавить комментарий