Трудовой договор интересные факты

Удаленная работа: на что обращать внимание в трудовом договоре С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс, которые расширили...

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс, которые расширили понятие и регулирование удаленной работы. Разбираемся, что это такое, какие есть особенности и на что обращать внимание в трудовом договоре.

Как было раньше

Работу дистанционных или удаленных работников регулирует глава 49.1 ТК. Она действовала и до 2021 года. Но раньше по ее правилам заключить трудовой договор о дистанционной работе можно было только с компьютерным надомником, то есть с сотрудником, работа которого связана только с использованием ПК и интернета, например программистом. А все другие работники, кто общается с клиентами или часто выезжает по делам из офиса, например менеджеры по обслуживанию клиентов, агенты, дистрибьюторы, считаться удаленными по закону не могли.

По факту сотрудники многих компаний работали удаленно. Просто формально они были вне закона. А когда началась пандемия коронавируса и все массово начали работать из дома, то власти решили актуализировать Трудовой кодекс.

Что изменилось

Теперь согласно закону удаленка ― это любая работа, которая выполняется вне места нахождения работодателя, если для связи компания и сотрудник используют интернет и любые другие общедоступные каналы связи, например телефон или мессенджеры. Например, преподаватель, который читает лекции непосредственно в аудитории, это обычный работник. А если он читает лекции по Zoom в онлайн-школе, то это дистанционный сотрудник.

Удаленка бывает нескольких видов:

  • постоянная ― это когда работник и компания договорились, что человек вообще не будет появляться в офисе;
  • временная ― устанавливается не больше чем на полгода, после этого работник должен ежедневно приходить на работу;
  • периодическая ― это когда часть времени сотрудник работает в офисе, а часть — из дома, например два дня в неделю — в офисе, а остальное время — из дома.

Об этих условиях обычно договариваются перед заключением трудового договора, на этапе собеседований. Эта договоренность фиксируется в оффере — оформленном в текстовом виде предложении работодателя — либо уже позже, при заключении трудового договора. На этапе переговоров можно заранее согласовать и условия соцпакета, которые часто бывают у офисных сотрудников. Например, если в офисе есть бесплатные обеды, договориться, что работодатель компенсирует их определенной доплатой к зарплате.

Есть еще один вариант: когда сотрудники переводятся на удаленку без их согласия. Такое бывает в исключительных ситуациях, когда в опасности жизнь и здоровье людей, например аварии, несчастные случаи на производстве, эпидемии. Например, во время пандемии коронавируса возрастных работников переводят на удаленку.

Порядок такого перевода на удаленку следующий. Работодатель должен оформить локальный акт, например приказ о переводе. В нем должны быть указаны:

  • причина перевода на удаленку;
  • список работников, которых переводят на работу из дома, — можно указать даже целые отделы, самим сотрудникам не придется оформлять допсоглашение к договору;
  • срок, на который устанавливают удаленку, — он должен совпадать с продолжительностью причины, из-за которой удаленка устанавливается. Причиной может быть распространение опасной инфекции или техногенная катастрофа, а сроки ограничений обычно устанавливаются местными органами власти, например мэрией Москвы. Если нет понимания, когда ситуация улучшится, то в документе обычно указывают что-то вроде «до нормализации обстановки». В таком случае придется отслеживать публикацию новых постановлений, которые разрешат вернуться к обычному режиму работы;
  • порядок обеспечения работников необходимой техникой для работы. Если работодатель не передает сотрудникам компьютеры, принтеры, ПО и все, что нужно для работы, то в приказе обязательно должен быть указан порядок компенсации за то, что им придется использовать личную технику. Как правило, это денежная компенсация.

Так выглядит приказ о переводе сотрудников на удаленную работу

Как заключается трудовой договор об удаленной работе

Трудовой договор об удаленной работе можно подписать в офисе работодателя. Поэтому если есть такая возможность, то это проще всего. Но если, например, вы находитесь с работодателем в разных городах, то процесс заключения трудового договора будет состоять из нескольких этапов.

Перед заключением договора работодателю нужно направить стандартный перечень документов в электронном виде:

Источник: www.raiffeisen-media.ru

Трудовой договор: как не попасть в ловушку

Многие из нас весьма беспечно относятся к процессу оформления на работу, считая бумажный вопрос пустой формальностью. Тем не менее, при возникновении разногласий с работодателем юристы и суд обратятся именно к подписанным вами бумагам, среди которых центральное место занимает трудовой договор.

Наличие трудового договора – обязательное условие при оформлении на работу. Его необходимо подписать в двух экземплярах в течение трех дней с момента фактического начала трудовой деятельности.

Правильно составленный трудовой договор имеет большое значение в трудовых спорах. Если работодатель отказывается оформлять договор, некоторые юристы советуют запросить причину отказа в письменном виде. Такая просьба может стать не только демонстрацией вашей подкованности в вопросах ТК, но и привести к подписанию необходимого документа. Хотя может и развести вас с работодателем. Но вы уверены, что вам нужна работа без гарантий?

Вам не вправе отказать в заключение трудового договора, если у вас нет регистрации по месту проживания. Отсутствие прописки – не повод (с.64 Трудового Кодекса).

Если вас пригласили на работу в организацию в порядке перевода из другой компании и у вас есть приглашение, с вами тоже должны заключить договор.

Так же, как вы не обязаны при приеме на работу уведомлять работодателя о том, что вы беременны, он не вправе отказать вам в оформлении трудового договора по причине беременности.

Обычно большинство людей подписывает подобного рода бумаги (должностная инструкция, правила внутреннего распорядка компании), не просматривая внимательно, ориентируясь на устные обещания работодателя. Но трудовой договор обязательно нужно прочитать от начала и до конца на предмет соответствия обговоренным на собеседовании условиям.

Если вы обнаружите в документе не устраивающие вас моменты, вы вправе вступить по этому поводу в диалог с работодателем и внести необходимые изменения, в том числе и в части формулировок. Но делать все это нужно до подписания документа.

Одновременно с трудовым договором изучите правила внутреннего распорядка. В них зафиксированы время начала и окончания рабочего дня, правила дресс-кода. Если условия, на которых вы договорились работать (свободный график, отсутствие ограничений в стиле одежды и пр.), отличаются от общепринятых, то попросите зафиксировать эти моменты в трудовом договоре.

Параллельно с трудовым договором обычно подписывают соглашение о неразглашении коммерческой или служебной тайны. Главное, чтобы вы были в курсе, какая конкретно информация имеется в виду.

Обязательные реквизиты

В трудовом договоре должны присутствовать ваше Ф.И.О., паспортные данные, название организации, ИНН работодателя, сведения о представителе компании, который уполномочен подписать данный договор. Если трудовой договор подписывает не генеральный директор компании, юристы советуют убедиться в том, что человек, подписавший документ, имел на это право.

Обратите внимание на то, чтобы в договоре было указано конкретное место вашей работы.

Должностные обязанности

В трудовом договоре должно присутствовать не только название вашей должности, но и перечень ваших должностных обязанностей. Это очень важный пункт и в нем все должно быть максимально конкретно. Если какие-то формулировки вам не подходят или не понятны, попросите их изменить или объяснить. Там не должно быть абстрактных фраз типа «сотрудник обязан выполнять приказы руководителя».

Денежный вопрос

В трудовом договоре должна быть указана настоящая сумма вашей зарплаты, а не ее часть. В противном случае, отпуск, больничный, декретные, компенсация по сокращению в их реальном виде вы будет получать только по усмотрению работодателя и доказать что-либо в суде вам будет очень сложно.

В «правильном» трудовом договоре должна быть прописана не только зарплата, но и все премии, надбавки и бонусы, которые вам обещали выплачивать и условия их получения.

Временные рамки испытательного срока (стандарт – три месяца, для руководителя и главного бухгалтера – шесть месяцев) тоже должны быть отражены в договоре.

В противном случае, вы не сможете на законных основаниях претендовать на повышение зарплаты после его окончания.

Если ваша работа предполагает обучение за счет работодателя, проследите, чтобы все условия были прописаны в договоре: сколько времени вы обязаны проработать в компании, какую часть затрат должны возместить при внеплановом увольнении.

Источник: www.myjane.ru

Трудовой договор интересные факты

Так сложилось, что этот месяц прошел в «Зарцын и партнеры» под девизом: «Трудовые отношения – наше все». Сразу у нескольких клиентов возникли вопросы внутри коллектива, которые никак не хотели решаться без юриста. Посмотрев внимательнее, мы обнаружили, что до таких ситуаций можно было и не доводить, если бы все документы были оформлены правильно с самого начала.

Для любого стартапа найм сотрудников – это новая «веха» в развитии. Значит, они стали расти, и, возможно, к ним уже пришел инвестор (или это радностое событие близко).

Сотрудников выбирают, как соратников – чтобы глаза горели и пылали сердца. И в этот момент мало кто думает о «бумажках» в виде трудового договора, приказа о принятии на работу, правилах внутреннего трудового распорядка и прочем.

А ведь именно эти документы будут и для проекта, и для самого работника гарантом разрешения конфликта в будущем.

Что нужно подписать «на старте»?

1. Трудовой договор

В нем необходимо прописать:

– Должность, которую новый сотрудник будет занимать

– Срок, на который вы нанимаете сотрудника (если договор срочный)

– Наличие и длительность испытательного срока

– Права и обязанности

2. Должностная инструкция

– Подробное описание должностных обязанностей

– Избегайте шаблонов из интернета и общих фраз

– Только то, что фактически будет выполнять сотрудник, кому он подчиняется и как отчитывается

Помните! В спорных ситуациях это станет одним из самых важных документов.

3. Приказ о приеме на работу

В нем нужно указать данные о начале работы, должности и окладе принимаемого сотрудника.

4. Согласие о обработке персональных данных

Если этот пункт отсутствует в трудовом договоре, то сотрудник должен подписать согласие отдельно.

5. Договор о полной материальной ответственности

Указываете в нем наличие полной материальной ответственности работника (такой документ может быть подписан с работникам входящими в перечень утв. Постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности»).

6. Правила внутреннего трудового распорядка

Сотруднику нужно ознакомиться с документом, о согласии со всем перечисленным должна свидетельствовать его подпись.

7. Иные внутренние локальные акты

Этот пункт включает в себя такие документы как, например, Положение о коммерческой тайне и Положение о премировании. Так же, как и в пункте 6, сотрудник должен быть с ними ознакомлен.

Обратите внимание, что во всех этих документах вы оговариваете условия работы, которые не должны противоречить друг другу.

Такое бывает, когда части документов нет либо все они скачаны из интернета. К сожалению, нам часто приходится сталкиваться со случаями, когда из-за такой на первый взгляд несущественной ошибки компании получают большие проблемы.

На примерах

Допустим, вы принимаете на работу дизайнера (который фактически создает объекты интеллектуальной собственности). Должностной инструкции у него нет. В трудовом договоре, кроме названия должности, ничего не указано, и судьба создаваемых объектов не оговорена (а это значит, что и права на них к вашей компании не перейдут – то есть, использование работ дизайнера будет ограничено авторским правом). При любом подобном конфликте защитить права компании будет очень сложно, и в самом лучшем случае вам придется платить существенную компенсацию работнику (чтобы получить права и не получить судебные иски).

Или возьмем другой вариант. Например, у вас появился недобросовестный сотрудник, который плохо работает, но, как это часто бывает, хорошо знает свои права. Он все время опаздывает, но вы не можете применить к нему дисциплинарное взыскание, так как время начала работы не указано ни в трудовом договоре, ни в Правилах внутреннего трудового распорядка. Тогда вы хотите наказать его за неисполнение должностных обязанностей – а он справедливо отмечает, что ни в одном документе они не прописаны. Вам остается только договариваться с таким сотрудником о том, чтобы уволить его по собственному желанию (и выплатать при этом немаленькую компенсацию).

Третий пример. Вы все-таки уволили нерадивого сотрудника «по статье». А он пошел обжаловать ваши действия в суд или в трудовую инспекцию. И первым делом вам будут нужны доказательства правоты (все те же документы). Если не предоставить их – суд назначит штраф и восстановит сотрудника на работе (с выплатой компенсации за вынужденный прогул).

А вот позитивный пример. У вас появляется недобросовестный сотрудник, который «сливает» клиентскую базу конкурентам и саботирует работу.

Но у работодателя есть :

– Трудовой договор и должностная инструкция (в которой четко прописано, какие отчеты нужно направлять работнику и в какие сроки, какие документы он должен составлять, а также его зоны ответственности).

– В Положении о коммерческой тайне было указано, что база контактов относится к защищаемой информации, а отдельным актом зафиксирована передача сотруднику доступа (в виде логина и пароля). При такой доказательственной базе Проект смог взыскать компенсацию с работника за разглашение информации, а также расторгнуть трудовой договор без всяких финансовых последствий.

Поэтому запомните : предварительная подготовка документов – залог бесконфликтной и продуктивной работы.

  • Дневник ЕВА
  • Юридические вопросы
  • Самые интересные статьи
  • Колонки
  • Россия
  • Зарцын и партнеры

Источник: rb.ru

Оцените статью
Добавить комментарий