Виды баланса бухгалтерского учета

Виды бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс – это форма отчетности предприятия, которая формируется путем группировки активов предприятия...

Бухгалтерский баланс – это форма отчетности предприятия, которая формируется путем группировки активов предприятия (имущества, денежных средств и пр.) по составу и пассивов предприятия (капитала и обязательств) в зависимости от источников.

Также особенностью баланса является обязательность равенства итогов активной и пассивной его частей. Данное правило подтверждает правильность его составления.

В зависимости от цели формирования баланса, такая форма отчетности имеет несколько видов.

Виды бухгалтерского баланса

Цель составления бухгалтерского баланса определяет его вид. Виды баланса классифицируются по нескольким различным по экономическому содержанию видам.

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
*количество мест ограничено

  1. Время составления баланса. В зависимости от того, в каком периоде деятельности формируется баланс, он может быть одним из следующих видов.
    • Вступительный. Такой баланс составляют сразу после регистрации предприятия. Его данные отражают стартовый капитал компании.
    • Текущий. Такой баланс составляют по завершении определенного периода в организации. В общепринятой практике – это периоды: квартал, год. Однако в компаниях его могут составлять ежемесячно, в зависимости от необходимости получения информации из баланса.
    • Санируемый. Такой баланс составляют в преддверии возможного банкротства предприятия. Его составление помогает понять – насколько реально состояние платежеспособности предприятия.
    • Ликвидационный. Такой баланс составляют в случае ликвидации организации.
    • Объединительный. Такой баланс составляют в случаях слияния нескольких организаций в одно юридическое лицо.
    • Разделительный. Такой баланс составляют в случаях разделения или выделения отдельных предприятий из одного крупного предприятия.

    Все указанные шесть видов баланса составляются по общему правилу – то есть по правило группировки остатков на счетах бухгалтерского учета.

    • Статический. Это стандартный баланс, где отражены показатели, действующие на определенный момент.
    • Динамический. Это особый вид баланса, где отражаются показатели в движении. Такой баланс может быть оборотно-сальдовым или шахматным оборотным балансом.
    • Инвентарный. Этот вид баланса составляется после проведения инвентаризации какого-либо имущества или обязательств.
    • Книжный. Это стандартный баланс, где отражены фактические показатели, действующие на текущий момент.
    • Генеральный. Это вид окончательного баланса, который содержит фактические данные, основанные на результатах инвентаризации.
    • Единичный. В данном виде баланса отражаются показатели только одной компании.
    • Сводный. В данном виде баланса отражаются показатели только нескольких компаний.
    • Консолидированный. В данном виде баланса отражаются показатели только нескольких компаний, которые юридически обособлены, но связаны экономически-хозяйственными операциями.
    • Брутто. Такой баланс включает в себя регулирующие статьи некоторых показателей (амортизация, резервы, наценка).
    • Нетто. Такой баланс соответственно исключает вышеуказанные показатели.

    Замечание 1

    6. Виды учета. Бухучет для начинающих.

    Указанные пять признаков классификации баланса являются основными, которые используются в бухгалтерском учете.

    Источник: spravochnick.ru

    Виды бухгалтерского баланса

    Классификация бухгалтерских балансов может быть представлена по следующим признакам (рис.19):

    1) время составления;

    2) источник составления;

    3) объем информации;

    4) характер деятельности;

    5) форма собственности;

    6) объект отражения;

    7) способ очистки;

    8) по расположению актива и пассива;

    9) по форме отражения оборота.

    По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

    1) вступительный или начальный баланс – перед его составлением на предприятии проводится инвентаризация и оценка всего имущества;

    Рисунок 19 – Виды бухгалтерского баланса

    2) текущий баланс – периодически составляется в течение всего времени деятельности организации. Текущий баланс бывает трех видов:

    а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;

    б) заключительный (исходящий) – составляется на конец отчетного периода;

    в) промежуточный баланс – составляется за период между началом и концом отчетного периода;

    3) ликвидационный баланс – характеризует имущественное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;

    4) разделительные балансы – составляются в ходе разделения крупной организации на некоторое число более мелких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений данной организации другой организации;

    5) объединительный баланс – составляется в процессе объединении нескольких организаций в одну крупную организацию или в процессе присоединении одной или нескольких структурных подразделений к данной организации.

    По источникам составления балансы подразделяются на:

    1) инвентаризационные балансы – составляются в соответствии с проведенной описью средств предприятия, такой баланс может быть представлен в сокращенном или в упрощенном видах;

    2) книжный баланс – составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета (на основании текущей документации);

    3) генеральный баланс составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной инвентаризации.

    По объему информации балансы подразделяются на:

    1) единичные балансы – отражают информацию о деятельности только одной организации;

    2) сводные балансы – отражают информацию о деятельности нескольких организаций, составляются с помощью механического суммирования средств, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива.

    В таких балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.

    По характеру деятельности бывают:

    1) баланс основной деятельности – соответствующий уставной политике в организации;

    2) баланс неосновной деятельности – отражает прочие виды деятельности организации (транспортные хозяйства, жилищно-коммунальные и т. д.).

    По формам собственности балансы могут быть представлены:

    -в зависимости от установленной организационно-правовой формы: государственные, муниципальные, кооперативные, совместных предприятий и т. д.

    По объекту отражения балансы подразделяются на:

    1) самостоятельный баланс – такой баланс составляют предприятия, которые являются юридическими лицами;

    2) отдельный баланс – этот баланс составляют структурные подразделения, относящиеся к одной организации (юридическому лицу).

    По способу очистки:

    1) баланс-брутто – включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, а также для совершенствования информационных функций;

    2) баланс-нетто – исключает регулирующие статьи, используется в настоящее время сальдовый баланс-нетто, так как отражает реальную стоимость имущества организации.

    По расположению актива и пассива баланса:

    1) баланс в форме счета – в нем параллельное расположение статей и разделов актива и пассива;

    2) баланс в форме отчета – в нем последовательное расположение актива и пассива.

    По форме отражения оборота:

    1) сальдовый баланс – составляется путем подсчета остатков (сальдо) по счетам;

    2) оборотный баланс – помимо остатков (сальдо) содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.

    К любому бухгалтерскому балансу необходимо предъявляются следующие определенные требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

    8. Отчетность – способ получения сводных показателей деятельности предприятия за отчетный период.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

    Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

    В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Федеральным законом №402 «О бухгалтерском учёте», состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Источник: studopedia.ru

    Виды бухгалтерских балансов

    3. Изменения хозяйственных операций и их влияние на валюту баланса

    Изучив строение баланса, следует выяснить виды балансов, их характерные особенности. В производственно-хозяйственной и финансовой деятельности каждого экономического субъекта совершается множество хозяйственных операций, которые вызывают изменения в его ресурсах или источниках их образования, или одновременно в тех и других.

    Существуют четыре типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций: 1. Хозяйственные операции, изменяющие состав актива баланса. Валюта баланса не изменяется, т.е. одна статья актива увеличивается, а другая его статья уменьшается на одну и ту же сумму. Общий итог баланса остается прежним (например, в кассу с расчетного счета получены деньги). Пример.

    На расчетный счет поступили деньги от покупателей в сумме 1200 рублей. В результате этой операции изменятся суммы по статьям «Расчетный счет», «Расчеты с покупателями». 2. Второй вид изменений – это хозяйственные операции, изменяющие состав пассива баланса, т.е. одна статья пассива увеличивается, а другая его статья уменьшается на одну и ту же сумму.

    Общий итог баланса (валюта баланса) остается прежним. Пример. По решению собрания акционеров часть резервного капитала в сумме 200 тысяч рублей направлена на увеличение уставного капитала. Иными словами, резервный капитал уменьшился, а уставный капитал увеличился на 200 тыс. рублей.

    3.Хозяйственные операции, увеличивающие размер актива и пассива баланса, т.е. одна статья актива увеличивается и одновременно на эту же сумму возрастает статья пассива баланса. Валюта баланса (итог баланса) увеличивается Пример. Получена ссуда (кредит) банка – 300 тыс. рублей, которая зачислена на расчетный счет.

    В результате этой операции возрастает сумма на расчетном счете (актив баланса) и задолженность банку (пассив банка). 4. При четвертом виде изменений одновременно уменьшается и статья пассива, и статья актива, что приводит соответственно к уменьшению общего итога баланса. Пример. С расчетного счета погашена задолженность поставщику за поставленные материалы – 20 тыс. рублей.

    В результате этой операции на расчетном счете денег стало меньше (уменьшение актива баланса). Снизился также долг кредитору (пассив баланса). Это привело и к уменьшению общего итога баланса.

    Ограничение

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

    Источник: studfile.net

    Оцените статью
    Добавить комментарий