Как сделать бухгалтерский баланс

Баланс организации – это бухгалтерский отчет, имеющий вид таблицы, одна часть которой содержит данные об активах организации, а вторая – об источниках их формирования – капитале и обязательствах (пассивах). Форма отчета утверждена законодательно. В статье будет разобрано, как правильно сделать бухгалтерский баланс, в какие графы внести данные по тем или иным счетам и откуда брать необходимые суммы.

Баланс – основные особенности заполнения

Рассмотрим основные особенности бухгалтерского баланса:

  • Итоги актива и пассива баланса должны быть равны;
  • Данные вносятся в тысячах или миллионах рублей;
  • Баланс включает в себя сведения о двух предшествующих отчетных периодах;
  • Если какая-либо графа остается пустой, в ней ставится прочерк;
  • Отчетный период по балансу – календарный год с 01 января по 31 декабря, но если организация создана после 01 октября, то ее первый отчетный период начинается с даты ее основания и заканчивается 31 декабря следующего года.

Операции, предшествующие составлению баланса

Прежде чем считать баланс, необходимо провести определенные мероприятия и сделать обязательные проводки. Рассмотрим их:

  • Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности; для этого оформляются акты сверок;
  • Расчет финансового результата по выручке на счете 90.9, выполняются проводки Д90.1 К90.9, Д90.9 К90.2, Д90.9 К90.3, Д90.09 К90.4, Д90.9 К90.05;
  • Рассчитывается финансовый результат по прочим операциям на счете 91.9, необходимые проводки Д91.1 К91.9, Д91.9 К91.2;
  • Отражение сумм прибыли/убытка на счете 99, выполняются проводки Д90.9 К99 – прибыль от выручки, Д99 К90.09 – убыток от продаж; Д91.9 К99 — прибыль от прочих операций, Д99 К91.9 – убыток от прочих операций;
  • списание прибыли или убытка со счета 99: Д99 К84 – определена чистая прибыль, Д84 К99 – если есть непокрытый убыток.

Понятие об активных и пассивных счетах

Существуют счета активные, пассивные и активно-пассивные. Понимание их особенностей дает нам возможность корректно отнести данные в нужные строки и правильно рассчитать бухгалтерский баланс.

Активные счета – это счета учета материальных ценностей, денежных средств, НМА. Сальдо, т.е. остаток, в таких счетах может быть только дебетовый. Увеличение остатка происходит по дебету.

Пассивные счета – на этих счетах увеличение остатка отражается по кредиту. Это счета учета источников формирования оборотных средств (уставный капитал, резервный капитал, займы и т.п.). Конечное сальдо всегда кредитовое.

Активно-пассивные – это счета расчетов с контрагентами, по которым сальдо может складываться как по дебету, так и по кредиту, в зависимости от того, в чью пользу образуется задолженность. Примеры счетов – расчеты с поставщиками, покупателями, персоналом, а также это счета формирования финансового результата: 90, 91, 99.

  • По дебету и по кредиту проходят активные счета, пример Д51 К50 – поступление наличных из кассы на расчетный счет; в данном случае валюта баланса не изменилась;
  • По дебету и по кредиту проходят пассивные счета, пример Д84 К82 – сделаны отчисления в резервный капитал; валюта баланса опять же не изменилась;
  • Увеличение итогов баланса, пример операции Д25 К70 – начислена заработная плата; как видим, по дебету проходит активный счет, по кредиту – пассивный;
  • Уменьшение итогов баланса, пример Д60 К51 – произведена оплата поставщику; в данном случае по дебету проходит пассивный счет, по кредиту – активный.

Указанные четыре типа проводок лежат в основе принципа двойной записи, который обеспечивает равенство актива и пассива баланса.

Как сделать баланс

Цифры для отчета берутся из оборотно-сальдовой ведомости.

Для удобства и корректного разнесения сумм по строкам баланса, отчет необходимо сформировать в разрезе субсчетов с развернутым сальдо. Баланс заполняется на основе конечного сальдо.

Необходимо сформировать ведомость на отчетную дату (в годовом балансе – 31 декабря).

Причины ошибок при составлении баланса

Если баланс «не идет», возможно, какие-либо суммы задвоены, то есть учтены более чем в одном пункте баланса; часто такие ошибки встречаются в счетах, сальдо по которым распределяется на несколько строк баланса. Также может быть, что при вводе документа произошла ошибка при выборе счета, в результате которой был нарушен принцип двойной записи и актив и пассив баланса перестали быть равны.

Значение бухгалтерского баланса

По отчету можно судить о размере имущества организации, ее долгах, динамике финансовых показателей. Балансом могут интересоваться поставщики, покупатели, кредиторы. Каким бывает отчет относительно того, когда он составляется?

  • Вступительный – этот вид отчета формируется в момент основания фирмы;
  • Начальный – это ежегодный отчет, составляемый по итогам года, по отношению к которому он является конечным, а по отношению к году наступившему — начальным;
  • Заключительный – этот вариант отчета при ликвидации юридического лица;
  • Промежуточный/проверочный – ежеквартальный отчет, который необходим для оценки финансового состояния предприятия в течение года.

По степени обобщения баланс бывает:

  • Общий – содержит сведения обо всех подразделениях и филиалах предприятия;
  • Частный – составляется по показателям одного филиала.
Оцените статью
Добавить комментарий