Бухгалтерский баланс – это отчетный документ, определяющий активы и их источники в стоимостном выражении на конкретную дату. Данный документ состоит из 2-х таблиц:
- Актив;
- Пассив.
Баланс входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, сдаваемой ежегодно всеми коммерческими и некоммерческими предприятиями. Обязанность в подготовке промежуточного бухгалтерского баланса предусматривается локальными нормативными актами организаций. В контролирующие государственные органы промежуточный бухгалтерский отчет сдается в случае ликвидации предприятия.
Как правильно составить бухгалтерский баланс?
Предоставлять бухгалтерский баланс в инспекцию ФНС и органы государственной статистики ежегодно должны все без исключения организации, независимо от выбранного режима налогообложения. Перед составлением отчета необходимо:
- Проверить правильность и своевременность отражения в учете всех хозяйственных операций;
- Сформировать оборотно-сальдовые ведомости по счетам в разрезе субсчетов;
- Обобщить данные из бухгалтерских регистров и главной книги.
Для отражения сведений в главном бухгалтерском документе используются тысячи рублей либо миллионы рублей. В зависимости от выбора единицы измерения на титульном листе проставляется код по ОКЕИ.
Требования к заполнению баланса предъявляются согласно правилам заполнения обязательных реквизитов:
- Отчетного периода;
- Полного наименования предприятия в соответствии с Уставом;
- ИНН;
- Кода основного вида деятельности;
- Кода ОПФ собственности;
- Единицы измерения;
- Юридического адреса;
- Даты утверждения.
Важно: организация может использовать в работе унифицированную форму баланса, а может разработать свою с указанием всех обязательных реквизитов.
Разделы основного бухгалтерского документа представляют собой таблицу показателей, каждый из которых является самостоятельной статьей баланса. Все статьи таблицы баланса имеют свое кодовое обозначение – номер строки и рассчитываются по соответствующим формулам:
К основным правилам составления бухгалтерского баланса относятся:
- Должно быть соблюдено соответствие указанных сведений на начало регистрируемого периода с данными на конец предыдущего периода.
- Нельзя производить взаимозачет между суммами статей актива и пассива, между показателями финансового результата деятельности, кроме случаев, регламентированных законодательством.
- Показатели, отраженные в балансе, требующие подтверждения, должны быть подтверждены данными инвентаризационных ведомостей, актов и расчетов.
При составлении отчета необходимо помнить, что информация собранная в форме1 должна быть одинакова либо близка по значению к данным отраженным в других формах бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.
Общие правила не предусматривают порядок округления сумм при составлении формы1 и формы2, поэтому организация сама должна разработать методику и утвердить ее локальным нормативным актом. В случае если изменение сведений, содержащихся в бухгалтерском балансе за предыдущие периоды, потеряли актуальность не в результате исправления ошибок в учете, а в результате изменения законодательства, то исправлять такие показатели не надо.
Строки, обобщающие данные о нескольких активах, раскрываются в пояснениях к документу. В пояснениях даются справочные сведения об аналитической составляющей показателей. Расшифровка должна содержать подстатьи и соответствующие им суммы по каждой обобщенной позиции.
Важно: сумма всех строк актива баланса должна быть тождественна сумме всех строк пассива.
Порядок заполнения актива баланса
- Оборотные активы;
- Внеоборотные активы.
Все виды имущества, финансовых средств и долгов к взысканию представляют собой активы предприятия. В зависимости от степени ликвидности их относят к первому или ко второму разделу:
- К оборотным активам относят собственность, обладающую высокой ликвидностью, т. е. то, что можно в короткие сроки реализовать и получить денежные средства, например, товарно-материальные ценности.
- К внеоборотным активам относят имущество с низкой ликвидностью, срок реализации которого занимает продолжительное время, например, основные средства.
Строки 1-го раздела актива рассчитываются по следующим формулам:
Важно: для того, чтобы в документе присутствовали признаки хорошего баланса, необходимо обладать аналитическими сведениями по каждому из бухгалтерских счетов.
Важно: сумма остатков по активным счетам, не входящим в состав общих сведений, заносится в справку о наличии ценностей на забалансовых счетах.
Порядок заполнения пассива баланса
Пассив основного бухгалтерского документа коммерческой организации состоит из 3-х разделов:
- Капитал и резервы;
- Долгосрочные обязательства;
- Краткосрочные обязательства.
В пассиве баланса указываются источники формирования собственности предприятия. Отраженные в нем сведения позволяют узнать совокупный финансовый результат деятельности организации за определенный период.
Экономический показатель финансового результата необходимо отражать в соответствии с датой, по состоянию на которую производится расчет:
- Если в периоде прибыль была распределена между учредителями, то учитывается только остаток после выплаты дивидендов.
- Если нераспределенная прибыль осталась с предыдущего периода, то результат текущего года прибавляется к прошлому остатку.
Важно: раздел «Капитал и резервы» раскрывает информацию о наличии собственных источников для формирования благосостояния. Чем больше стоимостная оценка капитала, тем надежнее положение предприятия.
Включение задолженности в состав краткосрочной или долгосрочной происходит на усмотрение самой организации. Она может в течение отчетного периода переводить долги из одной категории в другую на основании положений предусмотренных учетной политикой.
Важно: к долгосрочным обязательствам относятся только такая задолженность, срок погашения которой не наступит в течение предстоящих 12 месяцев.
В 5 раздел баланса включены показатели:Перед заполнением формы1 рекомендуется произвести сверку с поставщиками и покупателями для правильности внесения информации о наличии дебиторской и кредиторской задолженности.
Важно: соблюдение порядка составления бухгалтерского баланса повышает достоверность отраженных сведений, что является необходимым, так как бухгалтерская отчетность раскрывает финансовое состояние организации на отчетную дату.