Основные правила заполнения баланса

Бухгалтерский баланс – это отчетный документ, определяющий активы и их источники в стоимостном выражении на конкретную дату. Данный документ состоит из 2-х таблиц:

  • Актив;
  • Пассив.

Баланс входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, сдаваемой ежегодно всеми коммерческими и некоммерческими предприятиями. Обязанность в подготовке промежуточного бухгалтерского баланса предусматривается локальными нормативными актами организаций. В контролирующие государственные органы промежуточный бухгалтерский отчет сдается в случае ликвидации предприятия.

Как правильно составить бухгалтерский баланс?

Предоставлять бухгалтерский баланс в инспекцию ФНС и органы государственной статистики ежегодно должны все без исключения организации, независимо от выбранного режима налогообложения. Перед составлением отчета необходимо:

  • Проверить правильность и своевременность отражения в учете всех хозяйственных операций;
  • Сформировать оборотно-сальдовые ведомости по счетам в разрезе субсчетов;
  • Обобщить данные из бухгалтерских регистров и главной книги.

Для отражения сведений в главном бухгалтерском документе используются тысячи рублей либо миллионы рублей. В зависимости от выбора единицы измерения на титульном листе проставляется код по ОКЕИ.

Требования к заполнению баланса предъявляются согласно правилам заполнения обязательных реквизитов:

  • Отчетного периода;
  • Полного наименования предприятия в соответствии с Уставом;
  • ИНН;
  • Кода основного вида деятельности;
  • Кода ОПФ собственности;
  • Единицы измерения;
  • Юридического адреса;
  • Даты утверждения.

Важно: организация может использовать в работе унифицированную форму баланса, а может разработать свою с указанием всех обязательных реквизитов.

Разделы основного бухгалтерского документа представляют собой таблицу показателей, каждый из которых является самостоятельной статьей баланса. Все статьи таблицы баланса имеют свое кодовое обозначение – номер строки и рассчитываются по соответствующим формулам:

К основным правилам составления бухгалтерского баланса относятся:

  • Должно быть соблюдено соответствие указанных сведений на начало регистрируемого периода с данными на конец предыдущего периода.
  • Нельзя производить взаимозачет между суммами статей актива и пассива, между показателями финансового результата деятельности, кроме случаев, регламентированных законодательством.
  • Показатели, отраженные в балансе, требующие подтверждения, должны быть подтверждены данными инвентаризационных ведомостей, актов и расчетов.

При составлении отчета необходимо помнить, что информация собранная в форме1 должна быть одинакова либо близка по значению к данным отраженным в других формах бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Общие правила не предусматривают порядок округления сумм при составлении формы1 и формы2, поэтому организация сама должна разработать методику и утвердить ее локальным нормативным актом. В случае если изменение сведений, содержащихся в бухгалтерском балансе за предыдущие периоды, потеряли актуальность не в результате исправления ошибок в учете, а в результате изменения законодательства, то исправлять такие показатели не надо.

Строки, обобщающие данные о нескольких активах, раскрываются в пояснениях к документу. В пояснениях даются справочные сведения об аналитической составляющей показателей. Расшифровка должна содержать подстатьи и соответствующие им суммы по каждой обобщенной позиции.

Важно: сумма всех строк актива баланса должна быть тождественна сумме всех строк пассива.

Порядок заполнения актива баланса

  • Оборотные активы;
  • Внеоборотные активы.

Все виды имущества, финансовых средств и долгов к взысканию представляют собой активы предприятия. В зависимости от степени ликвидности их относят к первому или ко второму разделу:

  • К оборотным активам относят собственность, обладающую высокой ликвидностью, т. е. то, что можно в короткие сроки реализовать и получить денежные средства, например, товарно-материальные ценности.
  • К внеоборотным активам относят имущество с низкой ликвидностью, срок реализации которого занимает продолжительное время, например, основные средства.

Строки 1-го раздела актива рассчитываются по следующим формулам:

Важно: для того, чтобы в документе присутствовали признаки хорошего баланса, необходимо обладать аналитическими сведениями по каждому из бухгалтерских счетов.

Важно: сумма остатков по активным счетам, не входящим в состав общих сведений, заносится в справку о наличии ценностей на забалансовых счетах.

Порядок заполнения пассива баланса

Пассив основного бухгалтерского документа коммерческой организации состоит из 3-х разделов:

  • Капитал и резервы;
  • Долгосрочные обязательства;
  • Краткосрочные обязательства.

В пассиве баланса указываются источники формирования собственности предприятия. Отраженные в нем сведения позволяют узнать совокупный финансовый результат деятельности организации за определенный период.

Экономический показатель финансового результата необходимо отражать в соответствии с датой, по состоянию на которую производится расчет:

  • Если в периоде прибыль была распределена между учредителями, то учитывается только остаток после выплаты дивидендов.
  • Если нераспределенная прибыль осталась с предыдущего периода, то результат текущего года прибавляется к прошлому остатку.

Важно: раздел «Капитал и резервы» раскрывает информацию о наличии собственных источников для формирования благосостояния. Чем больше стоимостная оценка капитала, тем надежнее положение предприятия.

Включение задолженности в состав краткосрочной или долгосрочной происходит на усмотрение самой организации. Она может в течение отчетного периода переводить долги из одной категории в другую на основании положений предусмотренных учетной политикой.

Важно: к долгосрочным обязательствам относятся только такая задолженность, срок погашения которой не наступит в течение предстоящих 12 месяцев.

В 5 раздел баланса включены показатели:Перед заполнением формы1 рекомендуется произвести сверку с поставщиками и покупателями для правильности внесения информации о наличии дебиторской и кредиторской задолженности.

Важно: соблюдение порядка составления бухгалтерского баланса повышает достоверность отраженных сведений, что является необходимым, так как бухгалтерская отчетность раскрывает финансовое состояние организации на отчетную дату.

Оцените статью
Добавить комментарий