Схема бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс представляет собой основной документ в работе каждого предприятия. Для правильного составления, ответственный сотрудник должен представлять схему построения бухгалтерского баланса. Далее подробно рассмотрим схему и содержание бухгалтерского баланса.

Что такое бухгалтерский баланс

«Bi» и «lanx» в переводе означают «дважды» и «чаша весов». В общем значении термин бух.баланса означает символ равенства – «двучашие». В бух.учете он представляет собой равенство результата по аналитическим и синтетическим счетам. Также это документ, в котором отражаются итоги работы предприятия за финансовый год.

На основании данных содержащихся в документе каждый контрагент сможет оценить финансовое состояние организации и его ликвидность на рынке. На основании чего главный бухгалтер должен четко знать схемы построения бухгалтерского баланса.

Принципы построения

Для более четкого представления схем по теме баланс бухгалтерский необходимо понять в каком разрезе имеет место рассмотрение баланса организации.

  • Горизонтальный – отношения между учетными объектами, расположенными в бух.балансе, т.е. отдельной статье сопоставляется сальдо группы счетов или одного счета;
  • Вертикальный – разделение на Актив и Пассив, средства предприятия и источники финансирования соответственно (рассмотрим далее более подробно).

При формировании документа необходимо учесть следующие принципы построения:

  • Предприятие должно быть действующим — ликвидация не планируется, срок работы не ограничен;
  • Денежный эквивалент – все показатели приведены в едином денежном выражении, объединяющие воедино все бух.показатели;
  • Себестоимость-введение активов по закупочным ценам или первоначальным, а не по настоящим рыночным ценам;
  • Обособленное подразделение – формируется по единоличному предприятию, а не по отдельно взятым учредителям, кредиторам и проч.;
  • Двойственность — равенство левой стороны-Активов правой стороне-Пассивам.

Основные определения

Изучение схемы бухгалтерского баланса следует начать с расшифровки главных определений.

Основные из них:

  • Балансовая статья (основной элемент) – соответствующие показатели на конец или начало года, связанные с определенным имуществом (активы организации) или источником формирования (пассивы организации – капитал);
  • Актив– совокупность имущества предприятия и прав на него;
  • Пассив– источники формирования, состоящие из собственного и заемного капитала, т.е. сколько средств было вложено в деятельность организации, и кто при этом был задействован.

Как было сказано выше, каждому балансу присущ принцип двойственности.

Формула выглядит следующим образом: Активы=Капитал+Обязательства.

Итоги по Активу и Пассиву получили название валюта баланса.

Совет: для проверки, основываясь на принципе двойственности: количество активов не должно превышать источники его формирования.

Экономисты специально разделили ресурсы, находящиеся в собственности организации и денежные средства предприятия с заемными на 2 части. Это позволяет всем желающим оценить состояния предприятия.

Цель разделения баланса по статьям

Разделение по статьям преследуют определенные цели.

  • Оценка кредитоспособности и платежеспособности организации, т.е. способность в полном объеме и в срок рассчитываться по своим обязательствам;
  • Всеобъемлющая характеристика работы организации за отчетный период – фиксация основных показателей на начало и конец отчетного периода;

Внимание: в схеме бухгалтерского баланса показатели расположены в порядке возрастания ликвидности;

  • Оценка деятельности предприятия, которая позволяет принять решение на какую статью следует обратить внимание и снизить или увеличить;
  • Прогнозирование периода обращения средств в денежные средства и срок погашения краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Схема бухгалтерского баланса

В зависимости от стадии оборота имущества все показатели работы предприятия подразделяются на Внеоборотные активы, Оборотные активы. Источники финансирования классифицируются на Собственный и Заемный капитал.

Рассмотрим левую сторону документа – Активы:

I «Внеоборотные активы»:

  • Немат.активы;
  • Основные средства – оборудования, здания, машины, сооружения;
  • Незавершенное производство;
  • Долгосрочные фин.вложения.

II «Оборотные активы» — в разделе собраны все текущие активы предприятия (денежные средства, запасы). Наиболее ликвидные активы расположены в конце раздела. Так, самыми ликвидными являются денежные средства предприятия.

Рассмотрим правую сторону– Пассивы.

III «Капитал и резервы» — совокупность обязательств перед учредителями предприятия. Они составляют практически неизменную часть на протяжении всей работы предприятия. Подразделяется на уставной капитал, добавочный капитал, собственные акции и нераспределенная прибыль.

Задолженность перед сторонними организациями отражена в разделах IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства», в зависимости от времени кредита – свыше 1 года и до 1 года соответственно.

Аналогично тому, как Активы предприятия располагаются по степени ликвидности, Пассивы расположены по степени срочности возврата задолженности.

Рассмотрев строение, мы видим, что баланс представляет 2 ряда чисел, сумма которых должна быть равна друг друга – исходя из принципа двойственности.

Каждый бух.баланс представляет собой совокупность имущества (мат.ценности предприятия) и прав на эти статьи и параллельно капитал, который образовался за счет учредителей или кредиторов (банки, инвесторы). Документ отражает общее финансовое состояние предприятие, где каждая статья имеет денежную оценку в валюте РФ.

Построение схемы бухгалтерского баланса

Совет: в начале для построения баланса нужно создать основу для него – бал.таблицу.

Как было сказано ранее, слева заполняются строки по имуществу предприятия, справа по источникам его формирования.

В Актив, в широком смысле, содержится будущий финансовый потенциал организации, который с разной степенью ликвидности будет перемещен в прямом или переносном смысле в денежные средства.

Условия занесения средств в Актив:

  • Экономическая обоснованность в будущем;
  • Собственность предприятия, которая может быть конвертируема в денежные средства;
  • Результат финансовых сделок объекта.

В данный раздел включается имущество и права на него (право обладания ценной бумагой, авторское право).

Правильный анализ актива или инвентаризация в конце отчетного периода позволяет рассчитать сумму чистых активов, определить часть активов, которая способна покрыть кредиторскую задолженность.

Собственный капитал -2 элемент бух.баланса. В данную группу входят взносы в уставной капитал предприятия, резервный фонд, добавочный капитал и нераспределённая прибыль. Таким образом, собственный капитал формируется за счет взносов учредителей и за счет результатов своей деятельности.

«Обязательства» — третий элемент бух.баланса, также получил название заемный капитал. Они представляют собой задолженность предприятия перед третьими лицами на конкретную дату, которые в свою очередь уменьшат эконом.выгоду предприятия. В их число входят обязательства по ценным бумагам, долгосрочные и краткосрочные кредиты, задолженность перед сотрудниками по оплате труда и т.д.

Что означает грамотное построение:

  • Всеобъемлющий процесс охвата всей информации по хозяйственной жизни предприятия;
  • Правильное разграничение между хозяйственной деятельностью организации;
  • Определение связи между этой хозяйственной деятельностью на основании бух.счетов, что позволит произвести оценку движения денежных средств.

Подведем итоги. Схемой бухгалтерского баланса все контрагенты, заинтересованные в работе предприятия смогут оценить ее платежеспособность и финансовые показатели. Документ разделен на 2 части. В левой представлено имущество предприятия и права на их пользование, в правой-источники формирования, которые включают в себя собственный капитал и обязательства организации перед третьими лицами. Статьи актива располагаются по степени ликвидности. Статьи пассива располагаются по степени срочности возврата задолженности.

Оцените статью
Добавить комментарий