Учет продажи товаров

Продажа товаров — это финиш в коммерческой цепочке деятельности торгового предприятия.

Оптовая торговля имеет свои особенности. Это большая номенклатура продукции и поставщиков, огромная масса денег, с которыми приходится работать, работа с отдельными партиями товаров. Есть и другие нюансы. Например, исключение нереализованной прибыли в партиях товаров, продаваемых компаниями внутри холдинга. С бухгалтерской точки зрения — это продажи, а с позиции холдинга — подлежащие исключению внутренние обороты. Так что правильный учет продажи товаров очень важен для торговых компаний.

Определения

При ведении партионного учета продукции правильно выбирайте аналитику на счетах 15, 16, 41, 42 и, возможно 90.

Товаром признается имущество, предназначенное для реализации или реализуемое.
Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности по приобретению и продаже продукции предприятиям, организациям и учреждениям для дальнейшей их утилизации при изготовлении продукции или перепродажи.

Реализация как передачу или переход за плату права собственности на услуги, работы, продукцию и товары.

Продажа — это убытие ценностей в результате операций, связанных с видами деятельности, зафиксированных в Уставе компании.

Выручка

Выручка — это финансовые средства, полученные предприятием вследствие осуществления коммерческой деятельности. Выручка разделяется на:

  • Приход денег от уставной активности компании;
  • Поступления от инвестиций;
  • Курсовую разницу, образующуюся вследствие колебаний в валютных курсах.

Выручка предприятия может признаваться кассовым методом (фактическое получение денег в кассу или на расчетный счет) или методом начисления (когда у покупателя за купленную продукцию есть закрепленные в контракте или законе обязательства).

Признание реализации

Признание реализации основано на смене владельца товарной позиции (отгрузка). Взаимоотношения в оптовой торговле регулируются договорами поставки или купли-продажи. При этом продавец передает товарную позицию в собственность приобретателю, а последний принимает ее и уплачивает оговоренную денежную сумму.

Учет продажи товаров

Проводки

Для учета реализации применяется счет 90 с субсчетами. Упрощенная схема проводок при этом следующая:

  1. Д 62 — К 90 — задолженность приобретателя за купленные товары, с НДС.
  2. Д 90 — К 41 — списана отгруженная продукция по первоначальной стоимости.
  3. Д 90 — К 68 — задолженность перед бюджетом по уплате НДС.

Для отражения результата операции необходимо:

  • Списать согласно договору себестоимость продукции вместе с расходами на ее первоначальную покупку и дальнейшую реализацию;
  • Учесть выручку.

Методы списания

При ведении учета по цене приобретения, списание проданных товарных позиций можно проводить следующими способами:

  • Индивидуально по каждой проданной позиции;
  • По средней себестоимости по всем позициям;
  • По покупной цене товаров, купленных первыми (способ ФИФО).

При выборе альтернативы нужно руководствоваться учетной политикой.
Использование ФИФО занизит себестоимость реализованных товарных позиций, завысит стоимость остатка товаров на окончание периода и завысит прибыль от продажи.

Расходы по приобретению

Выбранный метод списания регламентирует отнесение расходов по первоначальной покупке товаров на:

  • Фактическую себестоимость приобретенной продукции. Расходы будут списываться вместе со стоимостью покупки реализуемых товаров;
  • Совокупность коммерческих затрат (расходы на реализацию, счет 44).

Выручка

Выручка от реализуемой продукции отражается в бухгалтерском учете при смене владельца от продавца к приобретателю, то есть при отгрузке товара. Выручка должна быть зафиксирована в книгах, невзирая на то, что платеж от приобретателя еще мог не поступить. Выручка в монетарных единицах равна величине прихода финансовых средств или имущества — когда контрактом допускается альтернативный метод расчета, и размеру задолженности покупателя. Если оплата проведена не полностью, то выручка в бухучете рассчитывается как сумма платежа плюс непогашенная часть задолженности приобретателя.

Использование учетных цен

Списание товаров при реализации проводится согласно принятой альтернативе оценки при покупке — по учетным ценам или себестоимости. В первом случае стоимость реализованных товарных позиций складывается из учетной цены и суммы отклонений, относящихся на товары отгруженные. Если торговая компания использует счета 15, 16 (учетные цены), то со счета 41 товарная позиция списывается по учетной цене, а со счета издержек обращения 44 — соразмерно стоимости отгруженной продукции.

Обратите внимание: на сегодняшний момент не отражена в бухгалтерских регламентирующих документах методика списания отклонений, следовательно, выбранный метод нужно описать и закрепить в учетной политике.

Списание отклонений

Хотя отклонения списываются одной и той же проводкой, смысл этой операции разный, в зависимости от знака сальдо на счете 16 на окончание текущего периода. Для дебетового сальдо проводка следующая:

Д 44 — К 16 — Списание на издержки обращения отклонений в стоимости ТМЦ

При положительном сальдо списывается сумма себестоимости товарных позиций большая, чем это было отражено в учете (перерасход). Для кредитового сальдо проводка будет сторно. Это свидетельствует об экономии.

Оцените статью
Добавить комментарий