Элементы налогообложения

Действующие на территории России декреты, кодексы и т. д. обязывают всех представителей отечественного бизнеса начислять и платить государству обязательные платежи и сборы. В соответствующих кодексах и декретах определяется такое понятие как «элементы налогообложения», которым по сути можно охарактеризовать как составные части сборов, так и их плательщиков.

Данное определение позволяет ИП, простым гражданам и коммерческим организациям четко понимать:

  • В каком случае у них возникают обязательства перед государством;
  • Как необходимо проводить исчисление суммы сборов;
  • Какие сроки установлены законодательством для проведения финансовых взаиморасчетов с государством;
  • Как операции по исчислению, удержанию и последующей оплате сборов и обязательных платежей должны отражаться в бухучете и т. д.

Какими элементами обладает сбор?

Каждый сбор, утвержденный в соответствии с требованиями действующих на территории России декретов, кодексов и т. д., обладает своими собственными элементами налогообложения. Они могут быть как обязательными, так и необязательными. К элементам (обязательным) можно причислить следующее:

  • Ставки;
  • Объекты;
  • Базы;
  • Периоды, сроки уплаты и начисления;
  • Порядки исчисления.

К элементам (необязательным), которые имеют еще одно название – факультативные, можно причислить льготы. В том случае, если в соответствующем декрете или кодексе не были предусмотрены льготы по конкретному сбору, то представители отечественного бизнеса, а также ИП, обязаны осуществлять его исчисление и своевременно проводить финансовые расчеты по своим налоговым обязательствам.

В том случае если законодатель спустя любой промежуток времени понимает, что по разработанному им сбору необходимы льготы, которыми могут воспользоваться отдельные категории ИП, а также коммерческих организаций, то он должен внести поправки в законодательный акт, в соответствии с утвержденными правилами. Все, описанные в соответствующих кодексах и декретах элементы налогообложения имеют не только свое содержание, но и особое назначение.

Что нужно помнить при исчислении сборов?

Юридическое лицо будет обязано провести все необходимые исчисления, используя для этого утвержденные соответствующим законодательным актом процентные ставки и полученную сумму сбора перечислить государству, соблюдая при этом все сроки:

  • В том случае если представитель малого, крупного или среднего бизнеса по результату отчетного периода получил убыток, то у него не будут возникать перед государством налоговые обязательства;
  • Действующие на территории России декреты, кодексы и т. д. снимут с него обязанность исчислить и уплатить сбор на прибыль;
  • В таком сборе как акциз в качестве объекта налогообложения будет выступать факт реализации тех подакцизных товаров, которые изготавливались представителями отечественного бизнеса, а также ИП;
  • При исчислении транспортного сбора в качестве объекта налогообложения будет учитываться факт государственной регистрации автотранспортного средства на имя физического или юридического лица, которое автоматически становится налогоплательщиком.

Что собой представляет элемент налогообложения «налоговая база»?

База. Этот элемент налогообложения позволяет субъектам предпринимательской деятельности определять те величины, к которым, при определении налоговых обязательств отчетного периода, будут применяться налоговые ставки. При проведении расчетов:

  • Эти величины умножаются на проценты, которые устанавливаются соответствующим законодательным актом и применимы к определенной группе налогоплательщиков;
  • Полученный результат и будет являться суммой сбора, которая подлежит перечислению государству.

Действующий на территории России НК (статья 53), дает определение базе, которая, по сути, представляет собой физическую, стоимостную или другую характеристику объекта, подлежащего налогообложению. Чтобы научиться разделять такие понятия как база и объект налогообложения необходимо рассмотреть несколько примеров.

При налогообложении имущества простых граждан в качестве объекта налогообложения будет выступать объект недвижимости, который находится в их личной собственности. В качестве базы будет учитываться стоимость дома, квартиры или участка, которые попадают под действие закона и должны обкладываться налогом, которая определяется уполномоченной инстанцией (инвентаризационным бюро):

  1. При начислении транспортного сбора субъект предпринимательской деятельности или физическое лицо должны будут учитывать в качестве базы мощность силового агрегата (определяется в лошадиных силах);
  2. При исчислении акцизного сбора в качестве базы будет учитываться в натуральном выражении объем реализованных подакцизных товаров.

Чтобы максимально эффективно реализовать регулирующие и фискальные функции сборов необходимо правильно определить базу и порядок ее исчисления. В качестве примера можно рассмотреть процесс начисления сбора на имущество физических лиц, когда происходит переход от его инвентаризационной стоимости к кадастровой.

В результате данных мероприятий произойдет существенное увеличение поступлений данного сбора государству. Хотя для физических лиц, которые владеют недвижимостью, попадающей под налогообложение, этот сбор будет слишком обременителен, с финансовой точки зрения.

Что собой представляет элемент налогообложения «объект налогообложения»?

Объекты. Эти элементы налогообложения предназначаются для того, чтобы представители отечественного бизнеса смогли определять, в каких случаях у них будет возникать обязанность, закрепленная на законодательном уровне, уплачивать те или иные сборы.

Полное определение объектам обложения налогом дает НК, который действует на территории России, а именно его статья 38. Изучая данный нормативно-правовой акт можно отметить, что к объектам обложения налогом относятся следующие показатели:

  • Доход или расход;
  • Реализация работ, услуг или товаров;
  • Имущество ИП, а также коммерческих организаций и физических лиц;
  • Полученная прибыль.

Точнее можно дать характеристику этому элементу следующим образом: любое обстоятельство, которое исчисляется в физическом, стоимостном или количественном эквиваленте, и о котором присутствует информация в соответствующих декретах и кодексах. В результате российские декреты, кодексы и т. д. о сборах и обязательных платежах связывают наличие таких обстоятельств с появлением налоговых обязательств у ИП, а также коммерческих организаций и простых граждан перед государством. Если попробовать дать более точную, с точки зрения юриспруденции оценку объектам обложения налогом, то можно сказать следующее: объект налогообложения представляет собой юридический факт (обстоятельство или действие), при появлении которого российские декреты, кодексы и т. д. обязывают физическое или юридическое лицо уплатить сбор. В качестве примера можно привести сбор на прибыль. В данном случае в качестве объекта обложения налогом будет учитываться факт получения субъектом предпринимательской деятельности прибыли.

Что собой представляет элемент налогообложения «налоговый период»?

  • Календарный месяц;
  • Квартал;
  • Год.

В принципе в качестве налогового периода может восприниматься любой промежуток времени, зафиксированный на законодательном уровне, по окончании которого представители среднего, крупного или малого бизнеса, а также и ИП, должны определить свою базу.

После этого, применяя утвержденные соответствующими декретами, кодексами и законами процентные ставки, они обязаны исчислить сумму сбора, которая в определенное время должна будет перечислена государству. Также стоит отметить, что налоговый период может обобщать сразу несколько отчетных периодов.

Что собой представляет элемент налогообложения «порядок исчисления сбора»?

Порядок исчислений. Изучая эти элементы налогообложения, представители отечественного бизнеса задают справедливый вопрос: кто обязан проводить расчет сборов?

Исчерпывающий ответ можно найти в действующем на территории России НК, точнее в статье 52. Данный законодательный акт предусматривает несколько вариантов, которыми могут воспользоваться простые граждане и ИП, а также коммерческие предприятия при исчислении сборов:

  • Обязанность провести начисление сбора возлагается на контролирующие органы (конкретные случаи, при которых вступает в силу это правило, определяют российские декреты, кодексы и т. д.);
  • Российские кодексы возлагают обязанность провести начисление сбора на налогового агента (в большинстве случаев такой порядок применяется при необходимости уплатить сбор у источника выплаты дохода);
  • Представители отечественного бизнеса, а также физические лица, самостоятельно должны проводить все необходимые исчисления для определения суммы сбора, подлежащего уплате государству. Для этого плательщиком сборов должны использоваться налоговые ставки, базы, периоды, льготы и другие параметры, утвержденные НК России. В большинстве случаев данный порядок используется юридическими и физическими лицами, подающими в контролирующие органы бланки отчетов.

Что собой представляет элемент налогообложения «налоговая ставка»?

Ставка. Этот элемент налогообложения определяет величину начисления сбора на единицу измерения, предусмотренную для базы.

Ставка по всем видам сборов регламентируется действующим на территории России Налоговым кодексом, в частности статьей 53. Данным законодательным актом определены три формы ставок, которые должны применяться представителями, отечественного бизнеса при исчислении своих налоговых обязательств:

  • Процентная (адвалорная);
  • Комбинированная специфическая (твердая).

Отдельно стоит отметить, что комбинированная форма сочетает в себе адвалорную и специфическую ставку. Адвалорная ставка устанавливается в процентном соотношении к налоговой базе. В качестве примера можно рассмотреть:

  • Налог на добавочную стоимость (НДС) либо на прибыль юридических лиц. В данном случае ставка будет составлять для НДС 18 %, а для прибыли – 20%. При рассмотрении твердой ставки можно отметить, что она устанавливается в национальной валюте (в российских рублях) за что-то, исчисляемое в количественном эквиваленте;
  • Как пример можно назвать ставку акциза, применяемую к пиву, крепость которого не превышает 8,6%. В 2014 году эта ставка составляла 18 российских рублей за 1 литр слабоалкогольного напитка;
  • Также можно отметить и транспортный сбор, который должны исчислять владельцы легкового автомобильного транспорта, мощностные возможности силовых агрегатов которых колеблются в диапазоне от 100 до 150 л. сил. В данном случае ставка сбора будет составлять 3,5 российских рубля за каждую лошадиную силу;
  • Комбинированная ставка может применяться при налогообложении табачных изделий. Например, ставка акциза по папиросам и сигаретам будет составлять 800 российских рублей за 1 000 штук. К этой сумме необходимо прибавить 8,5% от расчетной стоимости, которая должна исчисляться строго из розничной цены (максимальной). Законом установлены ограничения – при исчислении должна учитываться цена, которая не может быть ниже 1 040 рублей за 1 тысячу штук.

О каких особенностях элементов налогообложения нужно знать физическим и юридическим лицам?

НК (статья 17), действующий на территории России, определяет порядок установления сборов, для чего должны учитываться следующие элементы налогообложения:

  • Порядок, согласно которому осуществляется процесс перечисления сборов;
  • Период;
  • Сроки, которые устанавливаются для того, чтобы сборы были перечислены государству;
  • Объекты, которые являются собственностью простых граждан, ИП или коммерческих организаций, которые подлежат налогообложению;
  • База и ставка.

Некоторые ИП, а также коммерческие предприятия полностью или частично могут быть освобождены от обязанности начислять сборы и уплачивать их государству. Для такой категории плательщиков сборов Правительство на законодательном уровне устанавливает различные льготы, для использования которых должны быть веские и документально подтвержденные основания.

При изучении НК России, в частности статьи № 17, можно сделать следующий вывод:

  • В том случае, когда в декрете, законе или кодексе не будет присутствовать информация, которая определяла бы плательщика конкретного сбора, а также не будут описаны элементы налогообложения, то данный сбор не будет считаться установленным;
  • Также можно добавить, что если сбор не установлен соответствующим законодательным актом, то представителям отечественного бизнеса не нужно будет его начислять и уплачивать государству;
  • Соответственно, если ИП, а также коммерческие предприятия проигнорируют неутвержденный законом сбор, то они будут освобождены, как от административной, так и от финансовой ответственности.

Как происходит заполнение и сдача отчетности, после исчисления сбора?

Декреты, кодексы и т. д., которые включают различные правки и изменения, в настоящее время действуют на территории России, регламентируют процедуру и последовательность начисления и уплаты сборов и подачу соответствующей отчетности в контролирующие органы. Обязанность своевременно подать отчет возлагается, как на ИП, а также коммерческих организаций, осуществляющих свою коммерческую деятельность в качестве юридических лиц, так и на российских граждан. Данный порядок регламентирует НК России, в частности статья 80.

Декларация, в которой представители отечественного бизнеса, а также простые граждане указывают сумму своих налоговых обязательств, подлежащих перечислению государству, представляет собой бланк определенной формы, который может заполняться как от руки, так и в электронном или машинописном виде.

Подача бланки отчетов в контролирующие органы может осуществляться:

  • Лично налогоплательщиком, во время визита в налоговый орган;
  • Официальным представителем коммерческой компании, индивидуального предпринимателя или простого гражданина, которому выдана нотариально заверенная доверенность;
  • По почте России (при этом следует отправить заказное письме с описью вложений, а также заполнить уведомление);
  • По различным телекоммуникационным каналам.

Ответственность за невыполнение требований НК

Все предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на территории России, обязаны самостоятельно определять свои обязательства перед государством:

  • Результаты проведенных исчислений ими должны отражаться в соответствующих декларациях. При этом стоит отметить, что по каждому виду сбора должна заполняться и подаваться в контролирующие органы отдельная декларация;
  • Бланки отчетов должны подаваться в налоговые органы, которые расположены по месту регистрации ИП, а также коммерческих организаций или по месту прописки физических лиц. К этим декларациям должны прилагаться все соответствующие документы, которые подтверждают отраженные финансовые сведения;
  • Те предприятия, в штате которых числится более 100 наемных работников, вновь созданные компании, или предприятия, которые были подвергнуты предприятия (с численностью более 100 человек) должны подавать налоговые бланки отчетов только в электронной форме, на соответствующих носителях информации;
  • Если налогоплательщик нарушит данное требование российских декретов, кодексов и т. д., представитель контролирующего органа может отказать ему в приеме бланков отчетов.

В результате субъект предпринимательской деятельности может нарушить сроки, утвержденные для подачи отчетности, и к нему будут применены финансовые санкции.

Форма бланков отчетов и порядок их заполнения определяет кодекс и различные декреты.

Оцените статью
Добавить комментарий