Инвентаризируем финансовые обязательства организации

Инвентаризация финансовых обязательств организации, как и любая другая инвентаризация, проводится с целью проверки достоверности данных регистров бухгалтерского учета и отчетности.  Методологические указания (пункт 1.2.) представляют финансовые обязательства предприятий и организаций (независимо от формы собственности и юридического статуса) в следующем виде:

  • Задолженность перед поставщиками;
  • Банковские кредиты и займы сторонних лиц (в т.ч. связанных);
  • Резервы предприятия (независимо от целевого назначения).

Объекты инвентаризации

Объектами инвентаризации являются все пассивы предприятия (за исключением собственного капитала).

Сроки проведения такой инвентаризации (а также порядок и периодичность ее проведения) устанавливаются руководителем предприятия на основании приказа Министерства Финансов РФ от 9.11.2010 года №-142н.

Обязательная инвентаризация обязательств проводится в следующих случаях:

  • Структурное преобразование (либо ликвидация) предприятия;
  • Подготовка отчетности (квартал, год);
  • Смена ответственных лиц.

У практикующих бухгалтеров принято разделять инвентаризацию финансовых обязательств на два блока:

  • Инвентаризация расчетов;
  • Инвентаризация резервов.

 Инвентаризация расчетов

При проведении проверки достоверности отраженной в бухучете информации о расчетах с кредиторами детальной сверке подлежат следующие расчеты:

  • С поставщиками и покупателями (по полученным авансам) Счета 60,62;
  • По банковским кредитам и займам. Счета 66,67;
  • Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондам (в т.ч. по страховым взносам). Счета 68,69;
  • Расчеты с сотрудниками и подотчетными лицами по выплатам и начислениям. Счета 70, 71, 73;
  • Прочими кредиторами. Счет 76.

Самым простым (в методологическом, но не техническом плане) инструментом проверки актуальности и достоверности данных о долгах компании за отгруженные ей товары и предоставленные услуги является составление и подписание актов сверки с каждым контрагентом. В Методологических Указаниях предлагается образец такого акта, но он не является нормативным и может составляться предприятием в произвольной форме.

Проводя инвентаризацию расчетов на крупном предприятии имеет смысл определить нижнюю границу инвентаризируемых задолженностей и указать ее в приказе об инвентаризации. Такой подход значительно снизит объем выполняемой работы. При этом качество проведенной инвентаризации практически не пострадает — “правило Парето” никто не отменял.

Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в нормативных регистрах. Сначала итоги сверок с каждым кредитором заносятся в справку, которая является приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:

  • Реквизиты каждого кредитора организации;
  • Причина и период возникновения задолженности;
  • Сумма задолженности.

На основании такой справки, составляется инвентаризационный акт по поставщикам и прочим кредиторам по форме ИНВ-17.

Результатом инвентаризации нередко становится списание кредиторской задолженности. Такие списания (точнее, их правомочность) становятся объектами обязательной проверки в ходе последующих инвентаризаций. Это особенно важно на крупных многопрофильных предприятиях, для которых неотфактурованные поступления сырья и материалов являются едва ли не повседневным делом.

Расчеты по кредитам

Инвентаризация расчетов по займам и кредитам включает в себя проверку всех источников заемных средств в разрезе каждого кредитора и каждого договора. Очень важным является правильное разделение (и, соответственно, правильное отражение в регистрах учета) краткосрочных (срок погашения до календарного года) и долгосрочных (срок погашения более года) кредитов и займов.

Также кредиты и займы должны быть ранжированы по степени обеспечения и его виду. Желательно чтобы учетные регистры кредитов, в обеспечение которых передавалось в залог имущество предприятия, содержали информацию о таком имуществе.

Учет задолженности по эмитированным облигациям должен вестись отдельно в разрезе кредиторов, в списке которых должны разделяться физические и юридические лица.

Займы и кредиты, по которым были нарушены сроки погашения, отражаются в инвентаризационной ведомости отдельно.

Кроме этого процедура инвентаризации предусматривает детальную проверку своевременности и правильности начисления и выплаты процентов.

Расчеты с бюджетом

Сверка расчетов по налогам и другим платежам в бюджет и внебюджетные фонды ничем не отличается от инвентаризации расчетов с поставщиками. В обоих случаях конечной целью является проверка правильности отражения в учете суммы, даты возникновения и причины возникновения задолженности.

В ходе инвентаризации расчетов по налогам проверяется также правильность начисления налогов и своевременность подачи соответствующих отчетов в налоговые органы.

Очень важно ранжировать задолженность по налогам на текущую (срок оплаты не наступил) и просроченную. Пени и штрафы необходимо учитывать отдельно.

Расчеты с персоналом

Инвентаризация расчетов по заработной плате проводится в разрезе начислений и выплат. Как, правило, эти расчеты инвентаризируются параллельно с вышеупомянутой инвентаризацией расчетов по налогам и взносам во внебюджетные фонды. Сверка проводится по каждому сотруднику.

Суммы, выданные в подотчёт, инвентаризируются по каждому отдельному подотчетному и лицу и каждой отдельной сумма, полученной такими лицами. В ходе такой инвентаризации проверяется не только правильность выплат и своевременность предоставления отчетов по использованию подотчетных средств. При сверке также проверяется правомочность использования сумм, источники финансирования и целевое назначение использованных средств.

По результатам всех перечисленных инвентаризаций составляются акты и ведомости. При необходимости, как в случае инвентаризации кредиторской задолженности, составляются карточки по каждому инвентаризируемому объекту.

Все эти документы оформляются согласно стандартам и подписываются членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Внутрихозяйственные расходы

На малых и средних предприятиях счет бухгалтерского учета №79 особой “популярностью” не пользуется и внутрихозяйственные расходы на таких предприятиях не инвентаризируются из-за отсутствия таковых.

Но на крупных многопрофильных предприятиях (холдингах, корпорациях) этот вид расчетов требует пристального внимания.

В ходе инвентаризации внутрихозяйственных расчетов проверяются следующие операции:

  • Расчеты по выделенному имуществу;
  • Расчеты по взаимному отпуску материальных ценностей;
  • Расчеты по продаже продукции, работ, услуг,
  • Расчеты по передаче расходов по обще управленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п.

Это обобщенный перечень. На каждом предприятии он может претерпевать существенные изменения т.к. перечень внутрихозяйственных операций очень вариативен и устанавливается согласно структуре и внутренней учетной политике предприятия.

В рамках данной инвентаризации каждое подразделение должно рассматриваться как отдельное предприятие. Результаты должны быть оформлены так же, как оформляются результаты инвентаризации по расчетам с кредиторами, описанные выше.

Инвентаризация резервов

Согласно действующего федерального налогового законодательства и стандартов бухгалтерского учета предприятия могут создавать резервы, которые могут отражаться как в пассивах, так и в активах предприятия. Как правило, резервы имеют четкое целевое назначение и формируются с определенных источников. Эти цели и источники определяются учетной политикой предприятия. Наиболее популярными (используемыми практически всеми субъектами хозяйствования являются:

  • Резерв отпусков;
  • Резервы сомнительной дебиторской задолженности;
  • Расходы и доходы будущих периодов.

В процессе проведения инвентаризации резервов в первую очередь проверяется обоснованность их создания и соответствие задекларированным в учетной политике целям и задачам.

Новые публикации

Дробление бизнеса:  налоговые риски
ФНС России поручила усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких лиц, прикрывающих деятельность одного. Другими словами, ...
19032019 Налоговая новость о повышенной ставке НДС по работам / VAT
Юзвак Максим рассматривает вопрос о порядке обложения НДС работ при подписании акта сдачи-приемки в 2019 (Письмо Минфина от 7 марта ...
18032019 Налоговая новость о налоге на самозанятых для заимодавцев / tax on self-employed
Юзвак Максим рассматривает вопрос о применения налога на профессиональный доход в отношении процентов по займам (Письмо Минфина от 25 февраля ...
Как при увольнении произвести удержание за использованный авансом отпуск?
На практике работодатели часто предоставляют работникам отпуск авансом, когда ещё полностью не отработан рабочий год. Если работник увольняется до окончания ...
15032019 Налоговая новость о применении судьями налога на самозанятых
Юзвак Максим рассматривает вопрос о применении налога на самозанятых третейскими судьями (Письмо Минфина от 21 февраля 2019 г. № 03-11-11/11352) ...
14032019 Налоговая новость о накопительно-ипотечной системе / Mortgage
Юзвак Максим рассматривает вопрос о получении имущественного вычета при приобретении квартиры участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (Письмо от 19 ...
13032019 Налоговая новость об учете расходов на ККТ / cash registers
Юзвак Максим рассматривает отдельные вопросы учета расходов на приобретение кассовой техники при исчислении Единого налога на вмененный доход (Письма Минфина ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 12 марта 2019 года
Сегодня в выпуске: Рекомендации ЦБ РФ Индексация для всех Поручительство без взносов Если не налоговый агент, то сам Налоговый прогноз ...
Поздний возврат НДС, взносы ИП, справка вместо больничного
Новости законодательства от 13.03.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как получить проценты за поздний возврат НДС - Что ...
12032019 Налоговая новость об отмене транспортного налога / abolition of the vehicle tax
Юзвак Максим анализирует предложение об отмене транспортного налога (Законопроект № 663520-7) ...
Зачем нужна сквозная аналитика
Маркетологи используют различные средства и сервисы для достижения своих целей. В список таких незаменимых продуктов входит сквозная аналитика, позволяющая производить ...
Возврат переплаты, приоритет в закупках, запрет на хостелы в квартирах
Новости законодательства от 12.03.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - При каких условиях компания может вернуть старую налоговую переплату ...
11032019 Налоговая новость о снижении налога на имущество / property tax reduction
Юзвак Максим рассматривает предложение по ограничению налоговой ставки в отношении недвижимости, налоговая база по которой определяется на основании кадастровой стоимости ...
Как провести экспертизу по Закону № 44-ФЗ своими силами?
В соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчик обязан для проверки исполнения госконтракта провести экспертизу. Её можно проводить, привлекая сторонних экспертов, ...
Срок действия доверенности, расходование субсидии, прописка банкрота
Новости законодательства от 11.03.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какой день действия доверенности считать последним - Можно ли ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *