Лизинг – бухгалтерский учет на предприятии

Субъекты хозяйствования заключили договор лизинга, в котором четко описано имущество, передаваемое в финансовую аренду, определен балансодержатель.

Учетной политикой лизингополучателя оговорен порядок постановки имущества на баланс и последующих платежей. Только после этого объект лизинга принимается к учету, и производятся записи, согласно полученным актам, счетам, платежным документам.

Условные обозначения, используемые далее по тексту: Документация

Бухгалтер производит записи по учету объекта Л, его амортизации, налогообложению только при наличии в распоряжении следующих документов:

  • Договор Л;
  • Акт объекта;
  • Выставленные ЛД счета на оплату;
  • Платежной документации на оплату счетов;
  • Счета-фактуры.

После возврата (выкупа) имущества, у ЛП должен остаться акт приема/передачи.

БУ при условии «Балансодержатель – ЛП»

Для полного и корректного учета должны быть известны следующие, так называемые, вводные данные:

  • Объект Л, его назначение, срок планируемого использования (по договору);
  • Срок, после которого право владения имуществом переходит ЛП;
  • Общая долг по Л платежам, в том числе ;
  • платеж, в том числе НДС;
  • Срок полезной эксплуатации (по ), норма и метод исчисления А.

В соответствии с  п.8,Гл.III Бухгалтерский учет у лизингополучателя,Прил.1 к Приказу № 15 Минфина РФ от 17.02.1997г. и Планом счетов  ЛП производит следующие записи:

  1. По акту имущества, делается проводка, отражающая получение ОС по Л, на сумму общей задолженности, без НДС.

Одновременно с принятием к учету ОС, оформляются:

  • Акт ОС (ф.№ОС-1);
  • учета ОС (ф.№ОС-6).
  1. Отдельно учитывается налог, согласно согласно счету-фактуре;
  2. По акту ОС принимается объект Л в сумме затрат, связанных с получением имущества и его стоимости.

Первоначальные проводки сделаны, дальше перечисляются записи, которые делаются ежемесячно, на протяжении действия Л:

  1. По договору и бухсправке-расчету, производится начисление задолженности.
  2. На предприятии, по выписке из банка делаются записи о перечислении платежа по договору.
  3. Списание принятых к вычету сумм НДС на предприятии производится по мере погашения долга (при поступлении счетов-фактур на лизинговые платежи).
  4. По бухсправке-расчету балансодержателем лизингового имущества производится ежемесячное начисление А.

А начинает начисляться с первого дня месяца следующего за месяцем принятия имущества к учету и заканчивается при полном погашении стоимости имущества либо списании его с БУ.

Ускоренная А может применяться по взаимному соглашению сторон. При этом применяется «линейный» метод, с k не выше трех.

После закрытия долга (выплаты всех предусмотренных платежей) по договору Л производятся следующие записи на предприятии:

  1. По бухсправке, в учете на предприятии, производится перенос ОС с субсчета ОС, приобретенных в Л на счет собственных ОС.
  2. Перенос суммы А на субсчетах сч.02, также производится при наличии бухсправки.

БУ при условии «Балансодержатель – ЛД»

Учет и начисление ЛП лизинговых платежей происходит в сумме оценки, указанной в соглашении. Аналитический учет производится в разрезе по ОC и по ЛД.

При получении объекта ОС производится следующая запись:

  1. По акту приемки/передачи, предприятие получает оборудование от ЛД.

Затем предприятие ежемесячно, до конца срока действия Л или окончательной оплаты, делает следующие проводки:

  1. Начисление суммы долга по договору и бухсправке.
  2. Для правильного отображения налогообложения прибыли, платежи по договору Л необходимо относить к «прочим» расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно данным счета-фактуры делается проводка по .

  1. По выписке с расчетного счета из банка проводится запись перечисленных лизинговых платежей ЛД.
  2. По мере поступления производятся записи о принятии к вычету суммы НДС.

После полного погашения долга, происходит либо возврат оборудования ЛД, либо имущество переходит в собственность ЛП:

  1. Объект возвращается к ЛД – ЛП, согласно акту о возврате имущества производит запись по списанию оборудования с внебалансового счета №001.
  2. Имущество остается в собственности ЛП – в этом случае предприятие делает списание с забалансового счета №001 и производит следующую балансовую запись, в сумме стоимости предмета Л:

Преждевременный выкуп

После полного погашения задолженности до окончания действия Л  в учете ЛП (при варианте балансодержатель – ЛД) происходит следующее:

  • Договор Л прекращает свое действие;
  • Предмет Л приходуется как имущество, бывшее в употреблении;
  • Списание цены на себестоимость производится путем А начислений.

В бухгалтерии ЛП производятся следующие записи:

  • Преждевременно начисленные платежи зачисляются на ДТ счета 97/КТ счета 76;
  • Объект ставится на баланс в общей сумме платежей без следующей проводкой – ДТ счета 01/КТ счета 02.

В бухучете предприятия отражается:

  • Приобретение объекта Л – ДТ сч.08/КТ сч.76;
  • Сумма налога на добавленную стоимость – ДТ сч.19/КТ сч.76;
  • Сумма перечисления цены – ДТ сч.76/КТ сч.51;
  • Перевод оборудования (транспорта) в собственные ОС – ДТ сч.01/КТ сч.08;
  • Принятие к зачету суммы – ДТ сч.68/КТ сч.19.

После полного погашения задолженности досрочно, при условии, что балансодержателем является ЛП, происходит следующее:

  • Договор Л прекращает свое действие;
  • Ускоренная А начисляться не может;
  • Производятся внутренние записи в сч.01 и сч.02 (переход объекта с субсчетов по Л, на субсчет собственных ОС);
  • Предъявляется НДС к зачету.

В бухгалтерском учете ЛП отражаются следующие записи:

  • К расходам будущих периодов относят суму досрочных платежей – Д.сч.97 / Кт.сч.02-1 (по бухсправке-расчету);
  • Задолженность по начисленным досрочным платежам – Д.сч.76-5 / Кт.сч.76-6 (по бухсправке-расчету);
  • Сумма НДС по сумме преждевременного выкупа – Д.сч.19 / Кт.сч.76-2 (при наличии счета-фактуры);
  • Ежемесячно, согласно бухсправке-расчету, происходит списание на затраты расходов будущих периодов – Д.сч.20(26,44) / Кт.сч.97;
  • Платеж с расчетного счета по преждевременному погашению долга – Д.сч.76-2 / Кт.сч.51 (по выписке с расчетного счета из банка);
  • предъявлен к возмещению из бюджета – Д.сч.68 / Кт.сч.19 (по банковской выписке с расчетного счета предприятия).

Учет в результате ЧП

После наступления непредвиденных обстоятельств (авария, пожар, стихийное бедствие), в результате которых объект Л утрачивает возможность приносить доход, договор Л считается утратившим силу.

Согласно Закону, и соответственно, договору, ЛП обязан вернуть имущество в первоначальном состоянии, с учетом нормального  износа, оговоренного сторонами.

В бухгалтерском учете ЛП подобное возмещение стоимости утраченного имущества ЛД будет отражаться как непредвиденные расходы в статье :

  1. Записи, которые производит ЛП, при условии «балансодержатель – ЛД».

Сумма к возмещению рассчитывается с учетом износа имущества за время пользования лизингом.

Начисление суммы к возврату производится по акту о гибели имущества и соглашению сторон о расторжении договора и возмещении убытков.

Предприятие списывает, ранее зачисленную на внебалансовый счет, стоимость утраченного имущества.

Согласно выписке банка с расчетного счета предприятия, с которого были перечислены средства на возмещение потерь, ЛП отражает в своем учете эту выплату.

  1. Бухгалтерские записи ЛП, при условии «балансодержатель – ЛП».

По акту на списание ОС и сличительной ведомости результатов инвентаризации происходит списание суммы начисленной А.

Затем списывается остаточная стоимость лизингового имущества, по акту на списание и инвентаризационной ведомости.

Согласно акту об утрате объекта Л, договору и выписке из банка с расчетного счета, на предприятии отражается в учете погашение задолженности перед ЛД.

По акту на списание ОС и бухсправке-расчету списывается сумма НДС по объекту Л, не принимаемая к вычету (согласно п.2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы  организации» ПБУ 10/99,утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Предприятие не может принять к вычету сумму НДС в части недоамортизированой стоимости утраченного объекта Л, так как, в связи с гибелью, он не может быть использован для осуществления операций, подлежащих налогообложению.

Новые публикации

17012018 Налоговая новость о НДФЛ при банкротстве гражданина / bankruptcy of the citizen
Юзвак Максим рассказывает об особенностях уплаты НДФЛ при банкротстве гражданина ...
Регламент ведения кассовых операций
Кассовые операции – это действия, повязанные с расходом или приёмом наличных предприятиями. Регулирует регламент ведения кассовых операций Указание Банка России ...
Как открыть расчетный счет
Для коммерческой деятельности предприниматели открывают расчетные счета в различных банках. Это дает им возможность расширить взаимодействие с партнерами-контрагентами, оплачивать налоги, ...
Значение актива в балансе
Бухгалтерская отчетность состоит из разделов, в которых заключена информация о финансовой деятельности предприятия. Баланс начинается с двух важных частей под ...
Документальное оформление кассовой наличности
Документальное оформление операций по кассе приводит к строгому учету кассовой дисциплины. Ведение кассовой документации доверяют кассиру, с которым заключен договор ...
Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ
Многие предприятия не имеют в собственности складских помещений, и они обращаются к другим компаниям для оказания услуг по хранению товара ...
Основные причины и методы переоценки основных фондов
Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции. В отличие от материальных запасов, они участвуют в ...
Критерии отнесения объекта к основным средствам
В связи с нововведением в законодательстве по бухгалтерскому и налоговому учету, организации затрудняются определить, относится ли объект к основным средствам ...
Правила составления распоряжения о списании основных средств
Основные средства, срок полезного использования которых окончен, либо которые вышли из строя необходимо списывать. Для этого необходимо, прежде всего, составить ...
15012018 Налоговая новость о приобретении адвокатом услуг за рубежом /  purchasing attorney services
Юзвак МАксим рассматривает налоговые последствия по НДС при приобретении адвокатом услуг у иностранного лица ...
Как организовать работу с электронными больничными?
Больничный лист можно выписать в бумажном или электронном виде. Однако в отношении электронных больничных порядок их формирования ещё не утверждён ...
Расходы на травматизм, запрет на привлечение субподрядчиков, размер МРОТ
Новости законодательства от 15.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменился административный регламент финансирования ФСС расходов на сокращение ...
12012018 Налоговая новость об обложении взносами выплат депутатам / taxation of payments to deputies
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении страховыми взносами выплат депутатам, осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе ...
Налог на имущество. Актуальные изменения 2018 года
Новый выпуск программы БухгалтерLive посвящён основным изменениям по налогу на имущество, вступающим в силу в 2018 году. Светлана Савельева прояснит ...
Достоверность отчётности, трудовые нарушения, уведомление МВД о прибытии иностранцев
Новости законодательства от 12.01.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как Минфин предложил проверять достоверность отчётности - Как Роструд ...
11012018 Налоговая новость об информации о КИК / information about the Controlled foreign company
Юзвак Максим рассматривает вопрос подачи уведомления о КИК и вопрос документального подтверждения прибыли и убытков КИК ...
Загрузка...