Основные средства в бухучете

Корректное и оперативное занесение в базу данных операций по основным средствам в бухучете играет важную роль в подсчете денежных средств на их приобретение и поддержание технических и других полезных свойств, контроле за их движением и анализе эффективности использования. Также эти суммы участвуют в формировании показателей работы юридического лица. В данной статье рассмотрено, что такое основные средства, как оформляется их принятие и снятие с учета, как считать и списывать амортизацию и траты на поддержание их годности.

Какие объекты являются основными средствами

Основные средства – это приобретаемые для использования в производственных или в административных подразделениях объекты. Также они могут приобретаться для предоставления сторонним лицам в аренду. Рассмотрим, какие характеристики должны быть у актива, чтобы он мог считаться основным средством:

  • Предполагаемый срок работы – от 12 месяцев;
  • Приобретается не в целях дальнейшей продажи;
  • Приобретение актива принесет выгоду;
  • Это материальный объект.

Стоимость, ниже которой актив можно учитывать не как ОС, а как материально-производственные запасы, фиксируется в учетной политике, но цена не должна быть более 40 000 р.

Примеры таких активов:

  • Станки, механизмы;
  • Различные постройки;
  • Объекты транспортного назначения;
  • Многолетние насаждения.

Стоимость основных средств

  • Первоначальная – это сумма расходов, потраченная на введение ОС в эксплуатацию, по этой цене объект ставится на учет. Она может складываться из нескольких составляющих. Примеры: покупная стоимость, цена монтажа оборудования, НДС (если организация не является его плательщиком в связи с используемым налоговым режимом), таможенные сборы, агентские и прочие подобные вознаграждения, транспортные расходы, цены на информационные услуги, а также другие расходы, которые необходимы для начала эксплуатации объекта;
  • Остаточная – она меняется со временем (уменьшается) и получается при вычете размера начисленной амортизации из первоначальной стоимости;
  • Восстановительная – это рыночная цена актива на конкретную дату; применяется в процессе переоценки.

Все составные детали машин, механизмов, используемых вместе, учитываются как одно ОС, но если срок использования составляющих отличается, то тогда бухучет каждой такой детали ведется отдельно, и все части будут иметь свой индивидуальный инвентарный номер.

Принятие основных средств к учету

Для постановки актива на баланс заполняются бланки приема-передачи, варианты следующие:

  • ОС-1 – бланк предназначен для любых основных средств, исключая постройки;
  • ОС-1а – заполняется для зданий и сооружений;
  • ОС-1б – оформляется для групп объектов.

Все перечисленные здесь и далее формы являются унифицированными, однако организация может разработать бланки самостоятельно. При составлении важно учитывать, что в бланках должна быть вся информация и все обязательные поля и реквизиты, предъявляемые законодательством.

Остановимся на групповом учете. Объединить основные средства в группу можно, если они получены единовременно (в один и тот же месяц), однотипны и равноценны.

Группировка основных средств упрощает бухучет.

На каждый объект заводится инвентарная карточка (ОС-6). Если организация имеет в распоряжении малое число ОС, допускается вести учет в инвентарной книге. Заполняются эти формы на основе актов приема-передачи, документов на модернизацию и монтаж ОС, технических характеристик. Инвентарная карточка (книга) содержит всю информацию об активе.

Типовые проводки при поступлении ОС:

  • Д08 К60 – актив куплен у поставщика (цена ОС, его монтажа и т.п.);
  • Д08 К80 – сделан взнос в виде ОС в уставный капитал;
  • Д08 К10 – ОС сделано самостоятельно, материалы, отпущенные на его создание, списаны;
  • Д08 К98.2 – актив получен как подарок;
  • Д01 К08 – ОС введено в эксплуатацию.
  • Подтверждение производителей/продавцов;
  • Статистические данные о цене из соответствующего государственного учреждения;
  • Сведения из СМИ, специализированной литературы, мнения экспертов.

Амортизация основных средств

Амортизация – это постепенное отнесение стоимости объектов на соответствующие расходы, тип которых зависит от того, где и как он используется. По активам с неизменными полезными свойствами она не начисляется (пример – земельные участки).

Выбранный способ расчета амортизации необходимо прописать в учетной политике организации.

Проводки по начислению амортизации по ОС в зависимости от подразделения, где оно используется:

  • Д20/25 К02 – в производственных подразделениях;
  • Д23 К02 – на вспомогательном производстве;
  • Д26 К02 – в административных департаментах;
  • Д44 К02 – на торговых точках, в отделе продаж.

Способы расчета амортизации:

  • Линейный – норма (в процентах) амортизации равномерно списывается в течение всего срока полезного использования, рассчитывается на его основании. Пример: цена ОС – 280 000 р., планируется эксплуатация оборудования в течение 4 лет. Каждый месяц будет списываться сумма – 5 833,33 р. (280 000/4 года/12 месяцев = 5 833, 33);
  • Уменьшаемого остатка – норма амортизации умножается на коэффициент ускорения, полученный процент от остаточной стоимости каждый год списывается;
  • Списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования – каждый год списывается доля, числитель которой – число лет, которое остается до истечения срока использования актива, а знаменатель – сумма последовательных цифр от 1 до числа, равного количеству лет этого срока (пример – куплен объект на 3 года, получаем дробь – 3/(1+2+3) = 3/6 – сумма за первый год, 2/6 – за второй, 1/6 – за третий, меняется только числитель дроби);
  • Пропорционально объему производимой продукции.

Амортизация должна начисляться каждый месяц.

Говоря об амортизации ОС, мы касаемся понятия «срок полезного использования» — это временной промежуток, когда актив будет приносить пользу (выгоду) компании. Исчисляется он исходя из показателей:

  • Планируемая производительность;
  • Имеющаяся мощность;
  • Планируемый износ.

Учет ремонта основных средств

Существует два варианта ремонта ОС, рассматриваемых с точки зрения бухучета:

  • Текущий ремонт – такие затраты можно списать сразу по факту;
  • Капитальный ремонт (еще его могут называть модернизацией или реконструкцией) – такие затраты должны быть или отнесены на стоимость объекта, или должны учитываться как отдельное ОС (заполняется новая карточка на сумму расходов);

Различие между капитальным и текущим ремонтом – во втором случае технические и другие значимые характеристики не меняются, а первый тип подразумевает их улучшение.

Возможные проводки при текущем ремонте:

  • Д20 К60 – отражена цена ремонта ОС, эксплуатируемого на основном производстве, ремонт выполнен контрагентом;
  • Д25 К60 — отражена цена ремонта ОС, эксплуатируемого для общепроизводственных нужд, ремонт выполнен контрагентом;
  • Д26 К60 — отражена цена ремонта ОС, эксплуатируемого для общехозяйственных нужд, ремонт выполнен контрагентом;
  • Д23 К10 – отпущены материалы на ремонт ОС, произведенный организацией самостоятельно;

Модернизация в бухгалтерском учете:

  • Д08 К60 – капитальный ремонт выполнен контрагентом, отражена цена на услуги;
  • Д08 К10 – отпущены материалы при самостоятельной реконструкции;
  • Д01 К08 – цена модернизации ОС отнесена к первоначальной стоимости.

Документальное оформление модернизации ОС:

  • ОС-15 — передача в монтаж;
  • приказ;
  • дефектный акт.

Модернизация может повлечь за собой увеличение срока использования ОС.

Выбытие основных средств

Возможные ситуации, по итогу которых ОС снимается с учета:

Если ОС выбывает из-за износа или хищения, его остаточная стоимость списывается проводкой Д94 К01.

Если ОС продается, выполняется проводка – Д62 К01.

Выбытие ОС оформляется бланком ОС-4 (ОС-4а – для автотранспорта, ОС-4б – для групп ОС).

Оцените статью
Добавить комментарий