Где и как утилизировать основные средства после списания?

Списание основных средств на предприятии процедура достаточно сложная. Каждый раз появляются вопросы, связанные с этапом проведения и правильностью учета в бухгалтерской отчетности. Любой бухгалтер знает, что утилизация основных средств — это основная часть процедуры списания. Бухгалтер оформляет документы, комиссия устанавливает обоснованность списания, и после этого производится демонтаж ОС с последующей передачей их на утилизацию.

Порядок списания основных средств

Предприятие списать оборудование может только при наличии особых причин. Операция предполагает оформление соответствующих документов, подтверждающих обоснованность действий. Экспертиза для списания основных средств проводится по решению комиссии, утвержденной приказом учреждения, в некоторых случаях с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим подробнее этапы списания и утилизации объектов ОС.

Причины списания ОС

Списание объектов основных фондов производится по двум основным причинам:

  1. Физический износ ОС;

Моральный износ ОС.Физический износ ОС характеризуется снижением или полной потерей физических и материальных свойств объекта. Это потеря работоспособности в связи с длительной эксплуатацией. Также можно отнести влияние внешних факторов, способствующих разрушению объекта.

Моральный износ – это невозможность использования объекта ОС по причине невозможности приобрести запчасти для ремонта, либо дополнительные модули. Невозможность ремонта по причине отсутствия специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного морально устаревшего оборудования.

Комиссия по установлению непригодности ОС

Как уже отмечалось выше, заключение для списания объектов дает утвержденная комиссия предприятия, куда входят:

  • Председатель комиссии (директор или заместитель);
  • Главный бухгалтер;
  • Бухгалтер по учету материальных ценностей;
  • Заведующий хозяйственной деятельностью;
  • Материально-ответственные лица, на чьей ответственности находятся объекты.

Комиссия проводит техосмотр оборудования, подлежащего ликвидации для установления технического состояния или определения степени износа. При выявлении несоответствий определяет возможность или невозможность использования объекта по назначению. По итогам проверки составляется заключение комиссии по списанию основных средств.

Наглядный пример заключения комиссии по списанию основных средств представлен ниже:

Заключение о непригодности и утилизации ОС

Помимо заключения, составленного собственной комиссией предприятия, объект ОС должен осмотреть специалист сторонней организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией списываемого оборудования. При невозможности проведения ремонтных работ этой организацией составляется собственное заключение, где описываются:

  • Технические характеристики объекта;
  • Основания невозможности дальнейшего использования объекта.

После составляется акт на списание по форме ОС-4. Проводится полная утилизация основных средств после списания и подписания акта всеми членами комиссии.

Важно, в соответствии с положением № 157н действия по демонтажу и разборке осуществляются после выданного заключения о невозможности использования и согласованности с собственником списываемого имущества.

Демонтаж и разборка непригодных объектов ОС

Если основные фонды выступают как металлические конструкции или содержат большую часть металла, их ставят на учет как металлолом в подотчет ответственного лица. Оприходование металлолома от списания основных средств отражается в акте формы ОС-4. Списывается по факту сдачи металлолома. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, реализовать его, при этом правильно отразить бухгалтерские проводки подскажет табличка ниже:

Очень часто оборудование содержит драгметаллы, которые должны учитываться в бухгалтерии. Узнать о количестве их содержания непросто, они не всегда указываются в паспортах на эти объекты. Предоставить информацию могут компании, занимающиеся переработкой. На основании их заключения данные заносятся в оборотную ведомость. При несоответствии указанного в учете количества, записи исправляются на те, что указаны в документах компании, извлекших драгметаллы.

Совет. Организация, списывающая непригодные активы может самостоятельно без привлечения сторонних организаций произвести демонтаж. При этом используется Методика работ по комплексной утилизации, где подробно описаны работы по разборке техники.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость основных фондов – это реальная сумма, которая может быть получена предприятием от утилизации непригодных основных активов. Объект ОС, который по решению комиссии является изношенным на 100 процентов, подлежит утилизации. Но даже если он не пригоден к дальнейшей эксплуатации, объект имеет свою ценность.

Перед его утилизацией комиссия определяет количество металлолома, наличие пригодных запчастей, драгметаллы которые могут быть реализованы, отражает записью в акте на списание. Выручка от продажи отражается в балансе как ликвидационная стоимость основных средств.

Акт списания ОС

В акте на списание ОС по форме ОС-4 отражается следующая информация:

  • Наименование объекта ОС;
  • Краткое описание технических характеристик;
  • Год производства оборудования;
  • Дату закупки объекта;
  • Дату ввода в эксплуатацию;
  • Первоначальную (балансовую) стоимость;
  • Сумму износа;
  • Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  • Причину ликвидации;
  • Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.

Ликвидация основных средств проводится на основании подписанного всеми членами комиссии акта списания. Может проводиться как самостоятельно, так и привлеченной компанией, занимающейся утилизацией.

При самостоятельном списании и утилизации оборудования достаточно оформить заключение комиссии и акт списания по форме ОС-4. Если утилизацию проводит сторонняя организация, необходим акт приема-передачи объекта и акта о выполненных работах по его ликвидации.

Частичная ликвидация ОС

Иногда в сложных конструкциях, относящихся в бухгалтерском учете к одному объекту основного средства, выбывает из работы один из механизмов. Появляется необходимость его ликвидации, однако, сама конструкция полноценно выполняет свою функцию. В таком случае существует понятие как частичная ликвидация основных средств. Часто такая операция относится к объектам недвижимости, когда принимается решение о сносе части здания или его пристройки, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Данному понятию нет точного определения в законодательстве. В инструкции «Учет основных средств» дается лишь упоминание об изменении первоначальной стоимости ОС в случае частичной ликвидации. Поэтому учет списания отдельных деталей или узлов объекта основан на правилах списания ОС.

Процедура списания проходит в таком же порядке, как и полная утилизация ОС. Создается комиссия по определению непригодности и нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, которая выдает заключение. В заключении указываются:

  • Отдельные части объекта ОС, подлежащие утилизации;
  • Причины невозможности восстановительного ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Создается акт о частичной ликвидации ОС, который подписывается всеми членами комиссии. Только после оформления акта производится утилизация отдельных узлов или деталей объекта. В инвентарной карточке ОС отражается запись о ликвидации. Балансовая стоимость объекта ОС уменьшается на сумму частичной ликвидации, указанной в акте.

Новые публикации

СЗВ-СТАЖ, отмена дисциплинарного взыскания, компенсация за работу в выходные
Новости законодательства от 16.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как нужно сдавать отчётность СЗВ-СТАЖ в отношении сотрудников, выходящих ...
15022018 Налоговая новость о получении в дар квартиры / receiving the gift of the apartment
Юзвак Максим рассказывает об обложении НДФЛ стоимости квартиры, полученной в дар иностранным гражданином ...
Обучение сотрудников, госконтракты при капстроительстве, взносы при допотпуске
Новости законодательства от 15.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Какие затраты на обучение сотрудников компания может учесть в ...
14022018 Налоговая новость о страновом отчете / country report
Юзвак Максим рассказывает о первом разъяснении Минфина России в отношении норм Налогового кодекса, обеспечивающих автоматический обмен налоговой информацией ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков с 7 по 13 февраля 2018
Сегодня в выпуске: Ставка ЦБ РФ – 7,5 процента. Налоговый агент без штрафа! Зарплата теперь в валюте Начало РСВ без ...
Ключевая ставка, выдача исполнительных листов, прогрессивная шкала НДФЛ
Новости законодательства от 14.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменилась ключевая ставка - Как изменится порядок выдачи ...
13022018 Налоговая новость о НДС при предоставлении опциона / VAT when granting an option
Юзвак Максим рассматривает вопрос обложения НДС операций по предоставлению опциона ...
Подтверждение права на льготы, НДФЛ-штрафы, расчёт стажа для пособий по ВНиМ
Новости законодательства от 13.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли подтверждать право на льготы при выплатах иностранцам ...
12022018 Налоговая новость о сокращении льгот в Крыму и Севастополе / benefits in the Crimea
Юзвак Максим рассказывает о законопроекте, сокращающем сферы применения льгот участниками свободных экономических зон в Крыму и Севастополе ...
В каких случаях трудовая инспекция применяет проверочные листы?
С 1 января 2018 года трудовые инспекции начали применять при проверках чек-листы. Вместе с тем, на практике нередко возникает вопрос: ...
Счёт-фактура, документы в бумажной форме, зарплата в валюте
Новости законодательства от 12.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - В каких случаях при покупке иностранных товаров для дальнейшей ...
09022018 Налоговая новость о прогрессивных ставках по НДФЛ / progressive rates for income tax
Юзвак Максим рассказывает о традиционном законопроекте, предлагающим установить прогрессивное обложение доходов физических лиц ...
Опоздание из-за погодных условий, обжалование закупок по 223-ФЗ, фиксированные взносы ИП
Новости законодательства от 09.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, который опоздал ...
08022018 Налоговая новость о сроках камеральной проверки / terms of Desk inspection
Юзвак Максим рассказывает о сроках проведения камеральной налоговой проверки ...
Изменения НДС в 2018 году
В новом выпуске программы БухгалтерLive Светлана Савельева расскажет об изменениях в Налоговом кодексе, связанных с обложением НДС лома чёрных и ...
Ведение НДС-документов при Tax free, изменения в юридической сфере, компенсация ущерба
Новости законодательства от 08.02.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменили правила заполнения документов по НДС для участников ...
Загрузка...