Где и как утилизировать основные средства после списания?

Списание основных средств на предприятии процедура достаточно сложная. Каждый раз появляются вопросы, связанные с этапом проведения и правильностью учета в бухгалтерской отчетности. Любой бухгалтер знает, что утилизация основных средств — это основная часть процедуры списания. Бухгалтер оформляет документы, комиссия устанавливает обоснованность списания, и после этого производится демонтаж ОС с последующей передачей их на утилизацию.

Порядок списания основных средств

Предприятие списать оборудование может только при наличии особых причин. Операция предполагает оформление соответствующих документов, подтверждающих обоснованность действий. Экспертиза для списания основных средств проводится по решению комиссии, утвержденной приказом учреждения, в некоторых случаях с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим подробнее этапы списания и утилизации объектов ОС.

Причины списания ОС

Списание объектов основных фондов производится по двум основным причинам:

  1. Физический износ ОС;

Моральный износ ОС.Физический износ ОС характеризуется снижением или полной потерей физических и материальных свойств объекта. Это потеря работоспособности в связи с длительной эксплуатацией. Также можно отнести влияние внешних факторов, способствующих разрушению объекта.

Моральный износ – это невозможность использования объекта ОС по причине невозможности приобрести запчасти для ремонта, либо дополнительные модули. Невозможность ремонта по причине отсутствия специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного морально устаревшего оборудования.

Комиссия по установлению непригодности ОС

Как уже отмечалось выше, заключение для списания объектов дает утвержденная комиссия предприятия, куда входят:

  • Председатель комиссии (директор или заместитель);
  • Главный бухгалтер;
  • Бухгалтер по учету материальных ценностей;
  • Заведующий хозяйственной деятельностью;
  • Материально-ответственные лица, на чьей ответственности находятся объекты.

Комиссия проводит техосмотр оборудования, подлежащего ликвидации для установления технического состояния или определения степени износа. При выявлении несоответствий определяет возможность или невозможность использования объекта по назначению. По итогам проверки составляется заключение комиссии по списанию основных средств.

Наглядный пример заключения комиссии по списанию основных средств представлен ниже:

Заключение о непригодности и утилизации ОС

Помимо заключения, составленного собственной комиссией предприятия, объект ОС должен осмотреть специалист сторонней организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией списываемого оборудования. При невозможности проведения ремонтных работ этой организацией составляется собственное заключение, где описываются:

  • Технические характеристики объекта;
  • Основания невозможности дальнейшего использования объекта.

После составляется акт на списание по форме ОС-4. Проводится полная утилизация основных средств после списания и подписания акта всеми членами комиссии.

Важно, в соответствии с положением № 157н действия по демонтажу и разборке осуществляются после выданного заключения о невозможности использования и согласованности с собственником списываемого имущества.

Демонтаж и разборка непригодных объектов ОС

Если основные фонды выступают как металлические конструкции или содержат большую часть металла, их ставят на учет как металлолом в подотчет ответственного лица. Оприходование металлолома от списания основных средств отражается в акте формы ОС-4. Списывается по факту сдачи металлолома. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, реализовать его, при этом правильно отразить бухгалтерские проводки подскажет табличка ниже:

Очень часто оборудование содержит драгметаллы, которые должны учитываться в бухгалтерии. Узнать о количестве их содержания непросто, они не всегда указываются в паспортах на эти объекты. Предоставить информацию могут компании, занимающиеся переработкой. На основании их заключения данные заносятся в оборотную ведомость. При несоответствии указанного в учете количества, записи исправляются на те, что указаны в документах компании, извлекших драгметаллы.

Совет. Организация, списывающая непригодные активы может самостоятельно без привлечения сторонних организаций произвести демонтаж. При этом используется Методика работ по комплексной утилизации, где подробно описаны работы по разборке техники.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость основных фондов – это реальная сумма, которая может быть получена предприятием от утилизации непригодных основных активов. Объект ОС, который по решению комиссии является изношенным на 100 процентов, подлежит утилизации. Но даже если он не пригоден к дальнейшей эксплуатации, объект имеет свою ценность.

Перед его утилизацией комиссия определяет количество металлолома, наличие пригодных запчастей, драгметаллы которые могут быть реализованы, отражает записью в акте на списание. Выручка от продажи отражается в балансе как ликвидационная стоимость основных средств.

Акт списания ОС

В акте на списание ОС по форме ОС-4 отражается следующая информация:

  • Наименование объекта ОС;
  • Краткое описание технических характеристик;
  • Год производства оборудования;
  • Дату закупки объекта;
  • Дату ввода в эксплуатацию;
  • Первоначальную (балансовую) стоимость;
  • Сумму износа;
  • Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  • Причину ликвидации;
  • Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.

Ликвидация основных средств проводится на основании подписанного всеми членами комиссии акта списания. Может проводиться как самостоятельно, так и привлеченной компанией, занимающейся утилизацией.

При самостоятельном списании и утилизации оборудования достаточно оформить заключение комиссии и акт списания по форме ОС-4. Если утилизацию проводит сторонняя организация, необходим акт приема-передачи объекта и акта о выполненных работах по его ликвидации.

Частичная ликвидация ОС

Иногда в сложных конструкциях, относящихся в бухгалтерском учете к одному объекту основного средства, выбывает из работы один из механизмов. Появляется необходимость его ликвидации, однако, сама конструкция полноценно выполняет свою функцию. В таком случае существует понятие как частичная ликвидация основных средств. Часто такая операция относится к объектам недвижимости, когда принимается решение о сносе части здания или его пристройки, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Данному понятию нет точного определения в законодательстве. В инструкции «Учет основных средств» дается лишь упоминание об изменении первоначальной стоимости ОС в случае частичной ликвидации. Поэтому учет списания отдельных деталей или узлов объекта основан на правилах списания ОС.

Процедура списания проходит в таком же порядке, как и полная утилизация ОС. Создается комиссия по определению непригодности и нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, которая выдает заключение. В заключении указываются:

  • Отдельные части объекта ОС, подлежащие утилизации;
  • Причины невозможности восстановительного ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Создается акт о частичной ликвидации ОС, который подписывается всеми членами комиссии. Только после оформления акта производится утилизация отдельных узлов или деталей объекта. В инвентарной карточке ОС отражается запись о ликвидации. Балансовая стоимость объекта ОС уменьшается на сумму частичной ликвидации, указанной в акте.

Новые публикации

Какая ответственность установлена за нарушения Закона № 44-ФЗ?
За нарушения в сфере контрактной системы предусмотрена административная ответственность. Привлечь к ней могут и юридическое лицо, и работника, который допустил ...
06122018 Налоговая новость о начислении амортизации при реорганизации / depreciation charge
Юзвак Максим рассматривает проблему применения повышающего коэффициента и амортизационной премии при реорганизации налогоплательщика в форме преобразования (Письмо Минфина от 20 ...
Новые рекомендации ФНС по переходу на ставку НДС 20 %
Новый выпуск программы БухалтерLive посвящён переходным положениям, связанным с увеличением ставки НДС до 20%. ФНС выпустила новые рекомендации, в которых ...
05122018 Налоговая новость о подтверждении статуса бенефициара / confirmation of beneficiary status
Юзвак Максим рассматривает перечень документов, подтверждающих статус фактического получателя дохода (Письмо Минфин от 13 ноября 2018 г. № 03-08-05/81549) ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 5 декабря 2018 года
Сегодня в выпуске: Что учесть сейчас Что учесть потом Новый налоговый режим Централизованный отчет Налоговый прогноз ...
04112018 Налоговая новость о корректировочном счете-фактуре / invoice for VAT
Юзвак Максим рассматривает основания для выставления корректировочных счетов-фактур (Письма Минфина от 23 ноября 2018 г. № 03-07-11/84714, от 6 ноября ...
Взносы на травматизм, споры с антимонопольными органами, автомобильные номера
Новости законодательства от 04.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как изменится заявление на скидку по взносам на травматизм ...
03122018 Налоговая новость о налогообложении возврата товара / taxation of return of goods
Юзвак Максим рассматривает последствия по налогу на прибыль при обратной реализации товара (Письмо Минфина от 6 ноября 2018 г. № ...
Как составить соглашение о намерениях?
Чтобы зафиксировать желание заключить сделку, стороны могут подписать соглашение о намерениях. Данный документ поможет предварительно закрепить условия будущей сделки, при ...
Новости от брокера ТелеТрейд - экономический календарь о важных событиях в мире
Всем трейдерам, торгующим на финансовых рынках, известно, что Форекс, как живой организм, постоянно пребывает в движении. Причиной этому являются новости, ...
Годовая премия, признание работ некачественными, регистрация ККТ
Новости законодательства от 03.12.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Нужно ли платить годовую премию сотруднику, который уволился в ...
Налоговые новости за ноябрь 2018 / Tax news for November 2018
Юзвак Максим рассматривает наиболее интересные налоговые события в налоговой сфере 00:20 – План обзора 02:20 - Новая редакция ст. 217 ...
30112018 Налоговая новость о спорах при применении ЕНВД / Unified imputed income tax
Юзвак Максим рассматривает вопросы правомерности применения ЕНВД при осуществлении погрузочных работ и правильности исчисления ЕНВД при использовании площади для хранения ...
Контрольная закупка, налоговые штрафы, отпуск для многодетных
Новости законодательства от 30.11.2018 года. В этом выпуске Вы узнаете: - Как будет проводиться контрольная закупка - Что позволит снизить ...
29112018 Налоговая новость о признании имущества движимым / movable property
Юзвак Максим рассматривает вопрос о квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого в целях налога на имущество (Письмо ФНС России ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *