Где и как утилизировать основные средства после списания?

Списание основных средств на предприятии процедура достаточно сложная. Каждый раз появляются вопросы, связанные с этапом проведения и правильностью учета в бухгалтерской отчетности. Любой бухгалтер знает, что утилизация основных средств — это основная часть процедуры списания. Бухгалтер оформляет документы, комиссия устанавливает обоснованность списания, и после этого производится демонтаж ОС с последующей передачей их на утилизацию.

Порядок списания основных средств

Предприятие списать оборудование может только при наличии особых причин. Операция предполагает оформление соответствующих документов, подтверждающих обоснованность действий. Экспертиза для списания основных средств проводится по решению комиссии, утвержденной приказом учреждения, в некоторых случаях с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим подробнее этапы списания и утилизации объектов ОС.

Причины списания ОС

Списание объектов основных фондов производится по двум основным причинам:

  1. Физический износ ОС;

Моральный износ ОС.Физический износ ОС характеризуется снижением или полной потерей физических и материальных свойств объекта. Это потеря работоспособности в связи с длительной эксплуатацией. Также можно отнести влияние внешних факторов, способствующих разрушению объекта.

Моральный износ – это невозможность использования объекта ОС по причине невозможности приобрести запчасти для ремонта, либо дополнительные модули. Невозможность ремонта по причине отсутствия специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного морально устаревшего оборудования.

Комиссия по установлению непригодности ОС

Как уже отмечалось выше, заключение для списания объектов дает утвержденная комиссия предприятия, куда входят:

  • Председатель комиссии (директор или заместитель);
  • Главный бухгалтер;
  • Бухгалтер по учету материальных ценностей;
  • Заведующий хозяйственной деятельностью;
  • Материально-ответственные лица, на чьей ответственности находятся объекты.

Комиссия проводит техосмотр оборудования, подлежащего ликвидации для установления технического состояния или определения степени износа. При выявлении несоответствий определяет возможность или невозможность использования объекта по назначению. По итогам проверки составляется заключение комиссии по списанию основных средств.

Наглядный пример заключения комиссии по списанию основных средств представлен ниже:

Заключение о непригодности и утилизации ОС

Помимо заключения, составленного собственной комиссией предприятия, объект ОС должен осмотреть специалист сторонней организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией списываемого оборудования. При невозможности проведения ремонтных работ этой организацией составляется собственное заключение, где описываются:

  • Технические характеристики объекта;
  • Основания невозможности дальнейшего использования объекта.

После составляется акт на списание по форме ОС-4. Проводится полная утилизация основных средств после списания и подписания акта всеми членами комиссии.

Важно, в соответствии с положением № 157н действия по демонтажу и разборке осуществляются после выданного заключения о невозможности использования и согласованности с собственником списываемого имущества.

Демонтаж и разборка непригодных объектов ОС

Если основные фонды выступают как металлические конструкции или содержат большую часть металла, их ставят на учет как металлолом в подотчет ответственного лица. Оприходование металлолома от списания основных средств отражается в акте формы ОС-4. Списывается по факту сдачи металлолома. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, реализовать его, при этом правильно отразить бухгалтерские проводки подскажет табличка ниже:

Очень часто оборудование содержит драгметаллы, которые должны учитываться в бухгалтерии. Узнать о количестве их содержания непросто, они не всегда указываются в паспортах на эти объекты. Предоставить информацию могут компании, занимающиеся переработкой. На основании их заключения данные заносятся в оборотную ведомость. При несоответствии указанного в учете количества, записи исправляются на те, что указаны в документах компании, извлекших драгметаллы.

Совет. Организация, списывающая непригодные активы может самостоятельно без привлечения сторонних организаций произвести демонтаж. При этом используется Методика работ по комплексной утилизации, где подробно описаны работы по разборке техники.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость основных фондов – это реальная сумма, которая может быть получена предприятием от утилизации непригодных основных активов. Объект ОС, который по решению комиссии является изношенным на 100 процентов, подлежит утилизации. Но даже если он не пригоден к дальнейшей эксплуатации, объект имеет свою ценность.

Перед его утилизацией комиссия определяет количество металлолома, наличие пригодных запчастей, драгметаллы которые могут быть реализованы, отражает записью в акте на списание. Выручка от продажи отражается в балансе как ликвидационная стоимость основных средств.

Акт списания ОС

В акте на списание ОС по форме ОС-4 отражается следующая информация:

  • Наименование объекта ОС;
  • Краткое описание технических характеристик;
  • Год производства оборудования;
  • Дату закупки объекта;
  • Дату ввода в эксплуатацию;
  • Первоначальную (балансовую) стоимость;
  • Сумму износа;
  • Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  • Причину ликвидации;
  • Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.

Ликвидация основных средств проводится на основании подписанного всеми членами комиссии акта списания. Может проводиться как самостоятельно, так и привлеченной компанией, занимающейся утилизацией.

При самостоятельном списании и утилизации оборудования достаточно оформить заключение комиссии и акт списания по форме ОС-4. Если утилизацию проводит сторонняя организация, необходим акт приема-передачи объекта и акта о выполненных работах по его ликвидации.

Частичная ликвидация ОС

Иногда в сложных конструкциях, относящихся в бухгалтерском учете к одному объекту основного средства, выбывает из работы один из механизмов. Появляется необходимость его ликвидации, однако, сама конструкция полноценно выполняет свою функцию. В таком случае существует понятие как частичная ликвидация основных средств. Часто такая операция относится к объектам недвижимости, когда принимается решение о сносе части здания или его пристройки, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Данному понятию нет точного определения в законодательстве. В инструкции «Учет основных средств» дается лишь упоминание об изменении первоначальной стоимости ОС в случае частичной ликвидации. Поэтому учет списания отдельных деталей или узлов объекта основан на правилах списания ОС.

Процедура списания проходит в таком же порядке, как и полная утилизация ОС. Создается комиссия по определению непригодности и нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, которая выдает заключение. В заключении указываются:

  • Отдельные части объекта ОС, подлежащие утилизации;
  • Причины невозможности восстановительного ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Создается акт о частичной ликвидации ОС, который подписывается всеми членами комиссии. Только после оформления акта производится утилизация отдельных узлов или деталей объекта. В инвентарной карточке ОС отражается запись о ликвидации. Балансовая стоимость объекта ОС уменьшается на сумму частичной ликвидации, указанной в акте.

Новые публикации

15112019 Налоговая новость о новых регионах для самозанятых / tax on the self-employed
Юзвак Максим рассматривает вопрос о расширении количества регионов, в которых будет применяться налог на самозанятых (Законопроекты № 837124-7, 837128-7) ...
14112019 Налоговая новость об обложении услуг кредитора / taxation of lender services
Юзвак Максим рассматривает вопрос об обложении НДС услуг по выдаче займа (Письмо Минфина от 28 октября 2019 г. № 03-07-07/82695) ...
325-ФЗ НК РФ: продолжаем обзор изменений
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive В спецвыпуске «Бухгалтер LIVE» Светлана Бобовникова подробно расскажет об изменениях ...
13112019 Налоговая новость о последствиях возврата билета в театр  / ticket refund
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДС и налогу на прибыль при отказе лица от посещения театрального мероприятия (Письмо Минфина ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 13 ноября 2019
Сегодня в выпуске: Есть основание для возврата средств Когда зарплату можно уменьшить? Нет авто – нет налога «Нулевой» РСВ-2020 похудеет ...
12112019 Налоговая новость о госпошлине за регистрацию аренды / Registration of the lease
Юзвак Максим рассматривает порядок определения размера госпошлины при регистрации договора аренды, заключенного отношении нескольких объектов недвижимости (Письмо Минфина от 28 ...
Какие мероприятия налогового контроля предусмотрены законодательством?
Налоговые органы вправе проводить целый комплекс мероприятий для контроля за соблюдением налогового законодательства. К ним относятся камеральная и выездная налоговые ...
11112019 Налоговая новость об амортизации б/у имущества / depreciation of property
Юзвак Максим рассматривает проблему амортизации основного средства, по которому неверно определен срок полезного использования (Письмо Минфина от 25 октября 2019 ...
Подача уточнёнки после акта, судебное примирение, трудоустройство инвалида
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Новости законодательства от 11.11.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: ...
08112019 Налоговая новость об утрате права на освобождение от НДС / VAT exemption
Юзвак Максим рассматривает проблему утраты права на освобождение от НДС при превышении выручки, если сделка была расторгнута (Письмо Минфина от ...
Расходы за третьих лиц и обложение сельхозпроизводителей / expense accounting
Рассматриваются проблема учета расходов за третьих лиц, а также порядок обложения сельскохозяйственных производителей ...
07112019 Налоговая новость о НДФЛ при разделе земли / Personal income tax in the division of land
Юзвак Максим рассматривает последствия по НДФЛ при разделе земельного участка (Письмо Минфина от 16 октября 2019 г. № 03-04-05/79420, от ...
06102019 Налоговая новость о последствиях оплаты занятий спортом / taxes and sports
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия по НДФЛ, налогу на прибыль, страховым взносам и НДС при оплате (возмещении) работодателем занятий спортом ...
Еженедельные новости для бухгалтеров и кадровиков на 11 ноября 2019
Сегодня в выпуске: Налог на имущество-2020: Минфин одумался Как правильно исправиться по РСВ? Самозанятых будет больше Налоги в следующем году ...
05112019 Налоговая новость о командировках за наградами / travel expenses
Юзвак Максим рассматривает налоговые последствия, которые возникают при направлении работника в командировку за получением ведомственных наград (Письмо Минфина от 23 ...
Учёт расходов на ОС, СМС-сообщения от судебных приставов, отзыв из отпуска
Бонус: получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс на 3 дня https://www.4dk.ru/consultant-plus/big-test-drive Новости законодательства от 05.11.2019 года. В этом выпуске Вы узнаете: ...
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *