Учет безналичных денежных средств

На сегодняшний день большинство расчетов между организациями в течение их функционирования реализуется с помощью безналичного способа. Безналичный метод – это передача денежных средств с одного счета на другой.

Организация, при участии которой ведутся переговоры между сторонами, является банковское учреждение. Денежные средства предприятия находятся на расчетных счетах банковского учреждения. Юрлицо имеет полное право на открытие нескольких таких счетов в разных банковских учреждениях. Главным официальным документом, содержащий правовые нормы, который разрешает выполнение безналичных расчетов между юрлицами – это «Положение о безналичных расчетах в РФ». Данный нормативно-правовой акт Центральный Банк Российской Федерации от 3 октября 2002 года. В данной статье будет рассматриваться бухгалтерский учет безналичных денежных средств.

Открытие расчетного счета в банке

Отношения между банковским учреждением и определенным предприятием устанавливаются согласно условиям договора обеспечения взаимных расчетов организации (расчетно кассовое обслуживание), в котором выделяется состав предоставляемых услуг, ставки комиссионного вознаграждения, требования размещения денежных средств, ответственность обеих сторон и так далее. Требования данного договора должны согласовываться в соответствии с 45 главой Гражданского Кодекса Российской Федерации «Банковский счет».

Важно: любое предприятие может открыть расчетный счет в любом банковском учреждении для хранения своего капитала и проведения расчетных процессов. Количество не ограниченно.

Для того, чтобы открыть его, необходимо подготовить ряд документов:

  1. Бланк заявления на открытие расчетного учетной записи;
  2. Пакет документов, являющийся юридической основой деятельности предприятия, а также свидетельство о регистрации деятельности организации;
  3. Документы, подтверждающие назначение на должность директора и главного бухгалтера.

Затем после предоставления необходимых документов создается договор на оказание услуг расчетного счета с определением номера данного счета. Указанный номер будет применяться предприятием при формировании документов.

Чтобы выбрать нужный банк для открытия расчетного счета, важно обратить внимание на ряд условий:

  1. Цена обслуживания расчетного счета за каждый месяц;
  2. Количество комиссионных отчислений за произведение платежных операций;
  3. Количество комиссионных отчислений вписывания и списывания наличных денежных средств.
  4. Цена оказания услуг дистанционной работы банковского учреждения.

Формы расчетов

В соответствии с положением о регулировании безналичных средств, выделяются несколько форм безналичных расчетов:

  1. Платежные поручения. Данная форма представляет собой распоряжения плательщика своему банковскому учреждению о передаче определенных денежных средств на счет получателя;
  2. Аккредитив. Это денежное обязательство, которое принимается по требованию вкладчика, провести платежные операции в пользу получателя денежных средств;
  3. Чек. Расчет осуществляется с помощью этих ценных бумаг, которые содержат распоряжения чекодателя банковскому учреждению провести платежные операции указанной в нем денежных средств чекодержателю;
  4. Расчеты по инкассо. Данная форма расчетов выполняется на основании требований платежа и инкассовых поручений.

Бухгалтерский учет платежных операций по счету расчета

Алгоритм учета операций по расчетным счетам:

  1. Поступление денежных средств на учетную запись предприятия. Данная операция имеет отображение в счете 51 «Расчетные счета» типового плана счетов бухучета. Деньги могут зачисляться от приобретателей и заказчиков за реализованный товар, выполненные услуги, в виде кредитов от кредитных учреждений или от других учреждений, берущие на себя известные обязательства по договору. Также данная операция имеет отражение в учете на основании выписки банковского учреждения и приложенных к ней первоначальных документов, оформленных в письменном виде требования организации на перечисление безналичных денежных средств, в день поступления выписки;
  2. Перевод денег с учетной записи, используемой банковским учреждением для учета денежных операций предприятия. Данный процесс также имеет отражение в «Расчетных счетах» типового плана бухучета. Наиболее распространенная форма – это расчеты указаниями плательщика, приготовленные расчетным документом. Списание денег может происходить на основании расчетных документов, в которых содержатся требования взыскателя денежных средств к плательщику о перечислении какой-то суммы на его счет в банке в уплату долга;
  3. Возврат денежных средств на расчетный счет. Данная операция происходит по нескольким причинам. Например, из-за проблем купли-продажи или нарушения заключенного договора.

Так происходит бухучет платежных операций по расчету. Действенным инструментом, который позволяет эффективно управлять безналичными денежными средствами – это платежный календарь.

Оцените статью
Добавить комментарий