Как отразить затраты на основное производство в бухгалтерском учете

Затратами на основное производство называются расходы, связанные с производством продукции. Благодаря им созданы все условия для того, чтобы процесс производства стал возможным. Учитывая данные затраты формируется себестоимость продукции, от которой и будет двигаться стоимость при продаже.

Прямые и косвенные затраты на производство

Производственные затраты делятся для того, чтобы можно было правильно рассчитать налоговую базу при уплате налога на прибыль. Конкретного документа, в котором указаны утвержденные позиции расходов, нет. Есть примерный перечень, в котором показано какие расходы к каким видам затрат могут относиться. Каждая организация сама устанавливает распределение позиций и утверждает это в своей учетной политике.

Производственные затраты включают в себя:

  • Прямые — которые связаны непосредственно с процессом производства;
  • Косвенные — напрямую не используются при процессе изготовления, но затрагивают создание необходимых для него условий.

Состав прямых затрат на производство:

  1. Материальные — расходы на материалы, сырье, полуфабрикаты, запчастей или комплектующих, которые используются для изготовления;
  2. Финансовые — оплата труда рабочего персонала, который имеет непосредственное отношение к процессу изготовления продукции и отчисления с этих сумм;
  3. Амортизационные — оплата амортизации на оборудование, на котором изготавливается продукт.

Косвенные затраты содержат расходы:

  1. Административно-хозяйственные — расходы на функционирование управленческого аппарата, заработная плата административных рабочих, уплата налогов, содержание офисов, бытовой техники и т.д.;
  2. Обслуживание рабочего персонала — содержание рабочих помещений, их ремонт, уборка, предоставление спецодежды, переквалификация кадров;
  3. Организация рабочих мест — обеспечение охраны труда, пожарной безопасности, обустройство строительных площадок;
  4. Прочие расходы — реклама, оплата кредитов, амортизация НМА.

Отражение затрат на основное производство в бухгалтерском учете

Все действия, связанные с расходами на основное производство, в обязательном порядке фиксируются в бухгалтерском учете. Для этого в плане счетов отведен специальный отдельный счет 20 «Основное производство», на котором в конце отчетного периода и собираются все затраты, представляя собой себестоимость.

До этого момента прямые затраты собираются на 25 «Общепроизводственные расходы», а косвенные на 26 «Общехозяйственные расходы». Данные счета являются активными, в дебетовой стороне отражается сумма поступления на счет, а по стороне кредита сумма, списанная с него.

Счет 20 «Основное производство» может корреспондировать с такими счетами как:

  • 23 «Вспомогательное производство»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 28 «Брак в производстве»;
  • 70 «Расчеты по оплате труда»;
  • 69 «Социальное страхование и обеспечение»;
  • 02 «Амортизация ОС»;
  • 05 «Нематериальные активы»;
  • 94 «Недостачи и потери»;
  • 43 «Готовая продукция»;
  • 02 «Себестоимость продаж».

В конце каждого отчетного периода счет 20 подлежит закрытию, для этого необходимо на него собрать все суммы, собранные 25, 26, 23, закрыв тем самым и эти счета. После того, как все статьи на 20 будут собраны, а разница между дебетовым и кредитовым оборотом посчитана, она и будет составлять сумму себестоимости всей изготовленной продукции. Получившаяся итоговая сумма списывается со счета 20 при помощи проводки Дт 90.02 Кт 20, либо Дт 43 Кт 20.

Важно помнить, продукция, которая не прошла до конца всю обработку и не имеет завешенный вид, относиться к незавершенному производству. Остаток по счету на конец месяца, станет начальным сальдо в следующем, и обязательно будет учитываться как НЗП при формировании счета.

Основные бухгалтерские проводки с применением счета 20:

Как рассчитать себестоимость продукции

Перед тем, как рассчитываются затраты на производство и складываются в общую себестоимость, необходимо определиться с методом расчета. Организация может рассчитывать себестоимость готовой продукции одним из двух видов:

  • Полная;
  • Сокращенная.

Выбранный данной организацией вариант обязательно должен быть утвержден и указан в учетной политике.

Полная себестоимость представляет собой учет всех затрат, как прямых так и косвенных. В таком случае на счете 20 «Основное производство» собираются все расходы, собранные на 25, 26, 23, 70, 69, 28. После чего они переносятся на счета 43 или 90.02.

Сокращенная себестоимость включает в себя только те затраты, которые были связанны непосредственно с изготовлением продукции, то есть прямые. В дебет счета 20 «Основное производство» собираются счета 23 и 25. Общехозяйственные затраты в конце отчетного месяца уходят на счет 44 «Расходы на продажу», откуда после уходят на счет 90 «Продажи».

Для того чтобы легко рассчитать фактическую себестоимость, можно обратить к формуле С=З+О1-В-О2. Где З — собранные в дебете 20 счета затраты, В — отраженные в кредите счета 20 возвраты и списания, О1 — НЗП на начало периода, О2 — НЗП на конец периода.

Общую схему учета затрат на производство можно понять по простому примеру:

Предприятие ООО «ГлавСтрой», производящее изделия работает по методу сокращенной себестоимости. За отчетный месяц были произведены расходы:

  1. Материалы, из которых изготавливаются изделия, были переданы непосредственно для прохождения обработки, общая сумма их составила 60 000 рублей;
  2. Была начислена и выдана заработная плата сотрудникам, связанным с изготовлением товара, в размере 20 000 рублей;
  3. ЕСН составил 5 200 рублей;
  4. Также была начислена амортизация на основные средства в размере 1 000 рублей;
  5. На коммунальные услуги было затрачено 1 500 рублей;
  6. На вспомогательное производство также были произведены затраты, которые составили 3 000 рублей.

В данном месяце все переданные материалы были израсходованы в процессе изготовления.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

По окончании месяца, было произведено закрытие всех счетов:

Учет затрат основного производства на предприятии очень важен, и допущение ошибки бухгалтером или другими ответственными лицами грозит понесением ответственности. Для избегания таких неприятных случаев, нужно быть внимательным, надлежащим образом вести документацию и по несколько раз сверять все предоставленные данные.

Новые публикации

Документы, используемые в области регулирования бухгалтерского учета
При основании организации, а также дальнейшем ее функционировании важно вести учет в соответствии с законами. Это поможет избежать трудностей при ...
Правила заполнения инвентаризационной книги
Каждой фирме для работы требуются основные средства, без них осуществление деятельности невозможно. Чтобы вести их учет используются сначала первичная документация, ...
Документальное подтверждение расходов
Предприятия, ведущие коммерческо-хозяйственную деятельность, имеют расходные статьи. Обоснованием этих затрат служат документы, которые должны быть экономически оправданными и направленными на ...
Документальное оформление и учет поступления материалов на складе и в бухгалтерском учете
Наибольшую долю в затратах на изготовление продукции составляет стоимость сырья, полуфабрикатов, ГСМ, запчастей и пр. Рациональное использование производственных и вспомогательных ...
Как использовать прочие доходы и рационально применять прочие расходы
Любая коммерческая компания имеет основные хозоперации (производственные) и доходы и расходы, которые не влияют и не входят в производственный процесс, ...
Как правильно пройти регистрационный учет
Для тех, кто покидает место своего проживания, необходимо знать, каким способом можно снять себя и свою семью с регистрационного учета ...
17012018 Налоговая новость о НДФЛ при банкротстве гражданина / bankruptcy of the citizen
Юзвак Максим рассказывает об особенностях уплаты НДФЛ при банкротстве гражданина ...
Регламент ведения кассовых операций
Кассовые операции – это действия, повязанные с расходом или приёмом наличных предприятиями. Регулирует регламент ведения кассовых операций Указание Банка России ...
Как открыть расчетный счет
Для коммерческой деятельности предприниматели открывают расчетные счета в различных банках. Это дает им возможность расширить взаимодействие с партнерами-контрагентами, оплачивать налоги, ...
Значение актива в балансе
Бухгалтерская отчетность состоит из разделов, в которых заключена информация о финансовой деятельности предприятия. Баланс начинается с двух важных частей под ...
Документальное оформление кассовой наличности
Документальное оформление операций по кассе приводит к строгому учету кассовой дисциплины. Ведение кассовой документации доверяют кассиру, с которым заключен договор ...
Бухгалтерский учет при ответственном хранении ТМЦ
Многие предприятия не имеют в собственности складских помещений, и они обращаются к другим компаниям для оказания услуг по хранению товара ...
Основные причины и методы переоценки основных фондов
Основные фонды – это значительная часть имущества предприятия, применяемая при изготовлении продукции. В отличие от материальных запасов, они участвуют в ...
Критерии отнесения объекта к основным средствам
В связи с нововведением в законодательстве по бухгалтерскому и налоговому учету, организации затрудняются определить, относится ли объект к основным средствам ...
Правила составления распоряжения о списании основных средств
Основные средства, срок полезного использования которых окончен, либо которые вышли из строя необходимо списывать. Для этого необходимо, прежде всего, составить ...
15012018 Налоговая новость о приобретении адвокатом услуг за рубежом /  purchasing attorney services
Юзвак МАксим рассматривает налоговые последствия по НДС при приобретении адвокатом услуг у иностранного лица ...
Загрузка...