Чем бухгалтерский баланс отличается от консолидированного

5.5. Отличие консолидированной бухгалтерской отчетности от традиционной сводной отчетности В последнее время в отечественной литературе по бухгалтерскому...

В последнее время в отечественной литературе по бухгалтерскому учету и в официальных нормативных актах Министерства финансов и в Правительстве Российской Федерации часто употребляются два различных термина для обозначения одного и того же вида бухгалтерской отчетности — «консолидированная бухгалтерская отчетность» и «сводная бухгалтерская отчетность».

Хотя эти слова и являются синонимами, но на самом деле данные термины отличаются по своей сути.

В отечественной практике сводная бухгалтерская отчетность в традиционном понимании — это отчетность, которая составляется органами государственного управления (министерствами, ведомствами и т. п.) по находящимся в их подчинении государственным организациями. Назначение сводного отчета состоит в том, чтобы предоставить возможность органам управления оценить деятельность подчиненных им организаций.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по:

— исполнению смет расходов бюджетных организаций;

— акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, паев) которых закреплена в федеральной собственности.

Особенности сводной бухгалтерской отчетности:

— собственником всех организаций, включаемых в отчетность, за исключением акционерных обществ, является государство в лице соответствующих органов власти;

— как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли;

— органы исполнительной власти не включают в отчетность показатели собственной деятельности;

— единственным потребителем такой отчетности является государство в лице отраслевых министерств и ведомств, статистических и финансовых органов;

— сводная отчетность является частью системы государственного финансового контроля и планирования.

Порядок формирования сводной отчетности регламентируется министерствами и ведомствами.

Основными отличиями консолидированной отчетности от сводной являются:

1) консолидированная отчетность характеризует имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого в связи с чем, при её формировании применяют элиминирование статей;

2) консолидированная отчетность составляется по группе организаций связанных материнско-дочерними взаимоотношениями;

3) в консолидированной отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащий головной организации, то есть доля меньшинства.

Источник: finance-credit.news

Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность». Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:

1. При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.

В Порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:

à бухгалтерский баланс – форма №1;

à отчет о прибылях и убытках – форма №2;

à отчет о движении капитала – форма №3;

à отчет о движении денежных средств – форма №4;

à приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;

à специализированные формы.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности могут включать пояснительную записку.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется отдельно по унитарным предприятиям и по акционерным обществам, часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий. Сами правила суммирования показателей, формируемых различными способами в зависимости от применяемой организациями и унитарными предприятиями учетной политики, имеющих положительные и отрицательные результаты, устанавливаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Сводную годовую бухгалтерскую отчетность рекомендуется составлять по следующим видам деятельности:

à основная деятельность организаций промышленности;

à основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских организаций;

à основная деятельность геологических организаций и топографо-геодезических организаций (экспедиций);

à основная деятельность научных организаций;

à основная деятельность организаций по материально-техническому снабжению и сбыту;

à основная деятельность организаций торговли и общественного питания;

à основная деятельность организаций по производству сельскохозяйственной продукции;

à основная деятельность организаций транспорта;

à основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

à основная деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства;

à основная деятельность внешнеэкономических организаций.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.

2. При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

3. При наличии у организации дочерних и зависимых обществ.

В остальных случаях по группе взаимосвязанных предприятий следует составлять консолидированную отчетность.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

Сводная бухгалтерская отчетность широко применялась в административно-плановой экономике.

Применение метода свода отчетности основывалось на единой государственной собственности на средства производства и отраслевой вертикальной подчиненности предприятий.

Сводная отчетность включала:

à текущую статистическую отчетность, свод которой осуществлялся органами государственной статистики;

à периодическую бухгалтерскую отчетность;

à годовую бухгалтерскую отчетность, свод которой осуществлялся в порядке внутриведомственного подчинения.

Сводная отчетность составлялась двумя методами (в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий):

Согласно фабрично-заводскому методу отчеты всесоюзных (республиканских) промышленных объединений составлялись путем арифметической сводки отчетов производственных объединений и предприятий; отчеты министерств – путем арифметической сводки отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.

Отраслевой метод применялся в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.

Большую часть показателей сводной отчетности (показатели продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др.) получали простым суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели сводной отчетности получали, исчисляя средние и относительные величины как по сводным данным, так и по данным отчетов предприятий (т. е. для получения сводных данных могли использоваться показатели, отсутствующие в сводном отчете).

Назначение сводного отчета заключалось в предоставлении органам управления возможности проконтролировать выполнение плана подчиненными предприятиями, что удовлетворяло потребности системы командно-административного вертикального управления экономикой и централизованного планового распределения ресурсов. Предприятия, подчиненные отраслевым министерствам, на которые возлагались функции распределения ресурсов внутри отрасли и контроля за их движением и использованием, представляли отчетность в министерство. Соответственно, бухгалтерский учет имел тогда ярко выраженную контрольную функцию: основной задачей был контроль соблюдения государственных плановых заданий.

Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и организаций составляли сводную отчетность, основной целью которой была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.

Вот как определялась сводная отчетность в учебнике под редакцией П. С. Безруких: «Отчетность в сводном виде характеризует обобщенные показатели хозяйственной и финансовой деятельности производственных объединений, их вышестоящих звеньев, организаций и в целом министерства»[13]. Таким образом, составление сводной отчетности предусматривало наличие определенной управленческой вертикали. Отчет составлялся нижними звеньями – предприятиями и организациями, передавался в средние звенья – объединения, тресты и др., а уже затем в высшие звенья – отраслевые министерства.

Сводные отчеты использовались следующим образом. По каждому сводному звену определялись итоги хозяйственной и финансовой деятельности, выполнения плана, динамика развития по объемным и качественным показателям. Пользуясь сводными отчетами министерств и ведомств по отраслям промышленности, статистические органы проверяли и обобщали данные в абсолютных и относительных величинах, формировали необходимые группировки. Эти данные публиковались в печати. Совет Министров СССР, Советы народных депутатов рассматривали итоги финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, организаций и принимали соответствующие решения по разногласиям, возникшим между ними и финансово-кредитной системой.

Учитывая сказанное, можно сформулировать основные особенности составления сводных отчетов:

à сводные отчеты составлялись по отраслевому признаку;

à отражали показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;

à включали в себя большое число статистических показателей;

à являлись материалом для формирования отраслевых и народнохозяйственных (государственных) планов экономического развития;

à основными методами составления отчетов являлись статистические методы сводки и группировки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

à значительное количество данных (все, кроме относительных величин) суммировалось по однородным видам средств и хозяйственных процессов (статьи баланса, продукция, фонды заработной платы, прибыли и убытки и др.).

Вместе с тем термин «сводная» используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять термин «консолидированная». Так, в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. №112, сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам – как преобладающее (участвующее) общество.

Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

à головная организация обладает более чем 50% голосующих акций акционерного общества или более чем 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

à головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

à у головной организации есть иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

à доля голосующих акций или доля в уставном капитале дочернего общества, доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;

à головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Данные о дочернем, а также зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, –10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием: полного наименования дочернего (зависимого) общества; места государственной регистрации и/или места ведения хозяйственной деятельности; величины уставного капитала, доли участия в нем головной организации; доли принадлежащих головной организации голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия; основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.

Дочернее общество, которое в свою очередь выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда она зарегистрирована и/или ведет хозяйственную деятельность за пределами Российской Федерации), если:

à 100% ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;

à 90 или более процентов ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.

Головная организация может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность при наличии у нее только зависимых обществ.

Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах головной организации.

Требование ведения сводного (консолидированного) учета, а не только составления сводной (консолидированной) отчетности, встречающееся в ряде российских нормативных актов, вносит, на наш взгляд, дополнительную путаницу в данный вопрос.

Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в корпорацию, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.

Вместе с тем текущий учет компаний – участников корпорации должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в корпорации для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.

Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению тот факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности, в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем корпорации, так как каждая компания корпорации является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.

Таким образом, сфера действия консолидированной корпоративной отчетности и учета в корпорации расширяется и не ограничивается лишь правом собственности на то или иное имущество.

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной отчетности

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия: «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность». Использование их в качестве синонимов некорректно, поскольку эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально.

В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях:

1. При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15 января 1997 г. №3.

В Порядке предусмотрено включение в состав сводной годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц следующих форм:

  • бухгалтерский баланс – форма №1;
  • отчет о прибылях и убытках – форма №2;
  • отчет о движении капитала – форма №3;
  • отчет о движении денежных средств – форма №4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;
  • специализированные формы.
  • основная деятельность организаций промышленности;
  • основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных, изыскательских организаций;
  • основная деятельность геологических организаций и топографо-геодезических организаций (экспедиций);
  • основная деятельность научных организаций;
  • основная деятельность организаций по материально-техническому снабжению и сбыту;
  • основная деятельность организаций торговли и общественного питания;
  • основная деятельность организаций по производству сельскохозяйственной продукции;
  • основная деятельность организаций транспорта;
  • основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
  • основная деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства;
  • основная деятельность внешнеэкономических организаций. Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.
  • текущую статистическую отчетность, свод которой осуществлялся органами государственной статистики;
  • периодическую бухгалтерскую отчетность;
  • годовую бухгалтерскую отчетность, свод которой осуществлялся в порядке внутриведомственного подчинения.
  • сводные отчеты составлялись по отраслевому признаку;
  • отражали показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;
  • включали в себя большое число статистических показателей;
  • являлись материалом для формирования отраслевых и народнохозяйственных (государственных) планов экономического развития;
  • основными методами составления отчетов являлись статистические методы сводки и группировки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности); значительное количество данных (все, кроме относительных величин) суммировалось по однородным видам средств и хозяйственных процессов (статьи баланса, продукция, фонды заработной платы, прибыли и убытки и др.).

Источник: studfile.net

Оцените статью
Добавить комментарий