Аудиторская деятельность возлагает на компании ответственность. За работой специалистов следят уполномоченные органы. Это и Минфин, и Федеральное Казначейство, и саморегулируемые организации аудиторов. Все эти органы контролируют соблюдение правил и стандартов, проводят плановые и внеплановые проверки. Аудиторские организации, как и любые другие компании, отчитываются о проделанной работе.
Аудиторская деятельность
- ведение и постановка бухгалтерского и налогового учета;
- формирование бухгалтерской отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
- консультации аудиторов по учету и налогам;
- исправление налоговых и бухгалтерских ошибок путем восстановления учета;
- профессиональное консультирование по вопросам управления предприятием, реорганизации;
- помощь юриста в областях, так или иначе относящихся к аудиторской деятельности: разъяснение правовых вопросов, защита интересов в суде, ИФНС, на таможне, в госорганах;
- автоматизация бухгалтерского учета с использованием современных IT-технологий;
- оценка деятельности аудируемого лица;
- проведение исследований в сфере аудиторской работы, публикация результатов;
- обучение аудиторской деятельности и сопутствующим сферам;
- создание и анализ инвестиционных стратегий;
- проработка и оформление бизнес-планов.
Виды сопутствующих аудиту услуг закрепляются федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Тулаходжаева Миновар Макхамовна «Особенности бухгалтерского учета, аудита и сертификации аудиторов «
По итогам аудита проверяющие выражают свое мнение о достоверности учета и отчетности и составляют аудиторское заключение.
Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчётов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Помимо стандартной бухгалтерской и налоговой отчетности аудиторские организации сдают следующие формы:
- Статистическую форму 2-аудит «Сведения об аудиторской деятельности».
- Статистическую форму 3-аудит «Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов».
- Статистическую форму 5-аудит «Дополнительные сведения об аудиторской деятельности».
Все формы сдаются в Минфин РФ.
Форма 2-аудит
Срок отчетности — до 1 марта года, следующего за отчетным. Отчитаться нужно организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность.
Форма включает титульный лист и пять разделов. На титульном листе нужно зафиксировать полное наименование организации или ФИО индивидуального аудитора, адрес с индексом, ОКПО, ЕГРЮЛ/ЕГРИП (графа 3) и номер по реестру аудиторов и аудиторских организаций (графа 4).
В первый раздел вписывают численность. Индивидуальный аудитор учитывает всех аудиторов, работавших у него. Для определения средней численности по графе 4 нужно сложить количество работников на конец каждого месяца отчетного года и разделить на 12.
Бухгалтерский учет. Информация о связанных сторонах (общие моменты). Бухучет
В разделе 2 отражают оказанные услуги. В строке 04 аудиторские компании/аудиторы показывают общую выручку от оказания услуг без НДС. Сумма строк 05-08 равна значению по строке 04.
В разделе 3 нужно отметить количество организаций, в которых проведен аудит. Здесь отражают лишь те компании, которым выдан отчет или аудиторское заключение. По строкам 16-20 показывают компании в зависимости от их выручки. По строкам 21-33 отражают организации по сфере деятельности.
В строках 34-38 показывают организации, у которых проведен обязательный аудит, в строке 39 — компании, у которых был инициативный аудит. По строке 40 отражают количество организаций, в которых проведен аудит и оказаны сопутствующие услуги, а в строке 41 нужно отметить только те компании, которым оказаны сопутствующие услуги.
В разделе 4 по строке 42 ответственное лицо фиксирует общее количество аудиторских заключений, выданных по результатам обязательного и инициативного аудита.
В разделе № 5 указывают сведения об участии аудиторской организации (индивидуального аудитора) в российских сетях и международных сетях аудиторских организаций.
Форма 3-аудит
Срок отчетности — до 1 апреля года, следующего за отчетным. Отчитаться нужно саморегулируемым организациям аудиторов.
Годовой отчет по форме довольно объемный и включает десять разделов. В форму включают данные о стандартах, повышении квалификации, внешнем контроле качества и выявленных нарушениях, сведения о членстве и прочие данные. Подробная инструкция по заполнению формы 3-аудит прописана в Приказе Росстата от 20.08.2020 № 480.
Форма 5-аудит
Аудиторское заключение в Федресурсе объединено с сообщением о финансовой отчетности. Что изменилось?
В конце декабря 2021 года был принят закон № 435-ФЗ, в соответствии с которым изменился порядок представления годовой финансовой отчетности и результатов ее аудита. Изменения коснулись и публикации указанных данных в Федресурсе. Как это сказывается на работе организаций и какой теперь порядок размещения?
В статье разбираем следующие темы:
- Какие изменения внес закон № 435-ФЗ в порядок размещения финансовой отчетности и данных ее проверки в ЕФРСФДЮЛ.
- Нужно ли публиковать результаты аудита, если они содержатся в ГИРБО.
- Сколько уведомлений необходимо размещать на Федресурсе при проведении аудита.
- Как изменилась форма для сообщения о финотчетности и аудите на Федресурсе.
Изменения порядка публикации бухотчетности и аудита на Федерсурсе
Закон № 435-ФЗ от 30.12.2021 внес изменения в пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Если ранее были две обязанности по подаче на Федресурс сообщения о финансовой отчетности и отдельно о проведении ее аудита, то в рамках консолидации законодательства, согласно информационному письму Минфина РФ от 13.01.2022, от этого отказались.
Таким образом, 2 вида уведомлений объединили в одно. Отныне компании, ранее обязанные публиковать в реестре сведения об аудите, должны размещать информацию о нем в составе сообщения о бухгалтерской отчетности. Для таких организаций публикация изменилась только в техническом плане. Но есть и другие категории юрлиц, для которых стала актуальной тема одновременной публикации финотчетности и аудита. Всего есть 3 категории юридических лиц, для кого на сегодня это обязательно:
- компании, на которых распространяется обязанность проведения аудита;
- организации, чьи бухгалтерская отчетность и аудит не обязательны к размещению в ГИРБО;
- компании, публикующие информацию об отчетности в СМИ, в частности на сайтах информационных агентств, имеющих аккредитацию Банка России.
Перечень сведений, публикуемых на Федресурсе, определяется тем, предоставляются ли финансовая отчетность и результаты аудита в ГИРБО или нет. Если они не подлежат размещению в ГИРБО (касается второй группы юрлиц из списка), то в уведомлении должно содержаться мнение аудитора или аудиторской организации по поводу достоверности документации и обстоятельствах, которые способны оказать на это влияние. Юрлица, публикующие сведения о финотчетности в СМИ, должны указывать на этот факт и в сообщении на Федресурсе.
Полезно знать! За изменениями в законодательстве последовало обновление технических возможностей публикации на Федресурсе. Все 3 категории юридических лиц могут публиковать в реестре сведения о финансовой отчетности и аудите независимо друг от друга.
Публикация в Федресурсе аудиторского заключения, которое есть в ГИРБО
По закону все, кто проводят обязательный аудит, должны публиковать сообщение о финансовой отчетности в Федресурсе, вне зависимости от того, публикуют ли они эту информацию в ГИРБО.
Сколько уведомлений об отчетности и аудите нужно подавать в Федресурс
С вступлением в силу закона № 435-ФЗ компании, относящейся к любой из категорий юрлиц, перечисленных выше, нужно публиковать на Федресурсе 2 уведомления:
- Первое — в течение 3 рабочих дней с даты подписания руководителем финансовой отчетности.
- Второе — в течение 3 рабочих дней с даты утверждения результатов аудита.
Если этого не сделать, компания столкнется со штрафными санкциями.
Важно знать! При непубликации финотчетности и результатов аудита в Федресурсе на компанию будет наложен штраф не только за неразмещение сведений в реестре, но и за непредоставление аудиторского заключения (ст. 19.7 КоАП) и отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, обязательных к хранению (ст. 15.11 КоАП).
Необходимость публиковать 2 уведомления легко объяснима. Когда финансовая отчетность подписывается руководителем, аудиторское заключение гарантировано еще не готово. Аудит допускается проводить и подавать в налоговую результаты о нем до конца 1-го квартала года или в целом до конца года, следующего за отчетным. При этом у компании есть 3 рабочих дня, чтобы опубликовать сведения об отчетности на Федресурсе.
Исходя из такой особенности аудита, компания сначала заполняет в форме поля, касающиеся бухгалтерской отчетности, а уже после проведения проверки указывает ее результаты. Блоки о финотчетности и аудите независимы друг от друга, что позволяет юрлицам избежать штрафов из-за несвоевременной публикации в Федресурсе. Кроме того, в реестре осталась и старая форма для размещения аудиторского заключения отдельным уведомлением.
Особенности заполнения новой формы сообщения о финотчетности и аудите
Как было сказано выше, все 3 категории юрлиц могут размещать сведения о финансовой отчетности и аудите независимо друг от друга. Например, 1-й и 2-й группам организаций можно оставить пустой строку «Ссылка на публикацию», и система пропустит уведомление.
В поле «Дата раскрытия» эти категории юрлиц могут указать день публикации в Федресурсе, а 3-я группа, предоставляющая сведения в СМИ, — вписать именно дату размещения в конкретном средстве массовой информации.
Чтобы не запутаться во всех нововведениях, можно воспользоваться услугами онлайн-сервиса «Федресурс 24». В таком случае составлением сообщения будет заниматься опытный юрист, который оформит представленные вами данные в нужном виде. Вам не придется самостоятельно разбираться с новой формой сообщения, получать электронную подпись или устанавливать на компьютер дополнительное ПО. Это поможет сэкономить время и деньги, а также одновременно соблюсти требование законодательства о раскрытии сведений на Федресурсе.
Источник: fedresurs24.ru
Блог
В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.
Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.
Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:
• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?
* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.
Что будет если сдать аудиторское заключение?
В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей
*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.
За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.
За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения — дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?
К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.
Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?
На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 — провести аудит удаленно.
Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:
• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.
Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/
Кто подлежит обязательному аудиту?
Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)
Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.
• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности
Источник: avuar.ru