Ни для кого не секрет, что главной мотивацией для персонала в каждой компании выступает вознаграждение за труд в достойном размере. На плечи бухгалтерских сотрудников ложится важность осуществления правильного учета оплаты труда каждого из сотрудников предприятия. Нижеследующая статья раскроет главные аспекты такого учета, а также процедуру формирования специального регистра – карточки счета.
Ключевые понятия
Рассмотрим ключевые понятия, понимание которых необходимо при изучении данной статьи.
Персонал – совокупность штатных сотрудников компании.
Оплата труда – вознаграждение персонала компании за выполненную работу. Величина заработной платы сотрудников обуславливается их компетентностью, квалификацией, производительностью, стажем, количеством выполняемой работы, степенью ответственности, сложностью, напряженностью и рядом иных факторов.
В совокупность таких вознаграждений входят следующие составляющие:
- Установленный оклад;
- Выплаты стимулирующего вида;
- Премии.
Начисляется заработная плата по нижеприведенным формам:
- Повременная (ее суть состоит в том, что плата сотрудникам производится на основании количества отработанного ими времени);
- Сдельная (суть данной формы состоит в том, что плата сотрудникам производится за объем реально выполненных ими работ).
Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда
- Суммировать сальдо начальное и обороты отдельно по дебету и отдельно по кредиту;
- Далее из большей части вычесть меньшую часть;
- Полученный результат – сальдо конечное записать в ту часть, где сумма в результате первого действия оказалась больше.
Учет по настоящему счету выполняется в нижеследующем порядке:
- По дебету фиксируется процесс выплаты сотрудникам, удержания налогов и других сумм, депонирование зарплаты;
- По кредиту учитывается начисление заработной платы, пособий по нетрудоспособности.
Аналитика по счету выполняется конкретно по каждому сотруднику фирмы.
Выплата заработной платы выполняется как наличным, так и безналичным способами. При первом способе – деньги сотрудниками получаются из кассы фирмы. При этом составляется расчетно — платежная ведомость на всех сотрудников, а каждый сотрудник получает расчетный листок (полный перечень всех начисленных и удержанных сумм, касающихся его личного заработка). Кроме того, на всю сумму выданных для оплаты средств кассир создает расходный кассовый ордер. В случае если сотрудник не смог в трехдневный период получить деньги, они депонируются и возвращаются на банковский счет. Поэтому, сейчас, все чаще компании используют другой способ выплаты — безналичный, при котором сотрудники получают денежные средства на пластиковые карты. При таком способе бухгалтеру достаточно с помощью компьютерной программы направить платежное поручение и списки сотрудников в банк.
Порядок формирования карточки
Для удобства осуществления учетных функций и оформления отчетности сотрудники бухгалтерии, ведущие учет оплаты труда, составляют разнообразные аналитические регистры:
- Оборотно — сальдовую ведомость по счету;
- Расчетно — платежные ведомости;
- Журнал — ордер и ведомость к нему;
- Карточка счета;
- Иные регистры.
Рассмотрим более подробно карточку счета 70. Такой регистр становится все более популярным среди сотрудников бухгалтерии, он позволяет отследить следующие данные:
- Остаток по счету 70 на начало и конец периода;
- Дату совершения каждой операции;
- Первичный документ, составленный в момент совершения операции;
- Аналитические данные (структурное подразделение, фамилию, имя, отчество работника и другое);
- Итоговые обороты за период;
- Счет в корреспонденции;
- Сумму операции.
Для облегчения работы карточку счета удобнее составлять в специальных бухгалтерских программах, например, 1С:Бухгалтерия. В подобных программах данный регистр формируется автоматически, и бухгалтер может оперативно изучить необходимые ему сведения.
Данный регистр — карточка по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» помогает избежать бухгалтеру ошибок в учете, отследить все произведенные факты хозяйственной деятельности в разрезе оплаты труда отдельного сотрудника.