Балансовая стоимость нефинансовых активов

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях. Для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации,...

Для учета учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы».

Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:

010100000 «Основные средства»;

010200000 «Нематериальные активы»;

010300000 «Непроизведенные активы»;

010500000 «Материальные запасы»;

010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;

010700000 «Нефинансовые активы в пути»;

010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Объекты нефинансовых активов принимаются к бюджетному учету по их первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов, с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Урок №9 Учет нефинансовых активов — НМА и НПА

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление объектов нефинансовых активов являются:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов;

регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объекты нефинансовых активов;

таможенные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нефинансовых активов;

затраты по доставке объектов нефинансовых активов до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и т.д.);

Вложения на приобретение и сооружение объектов нефинансовых активов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объектов нефинансовых активов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бюджетному учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Урок №10 Учет нефинансовых активов — материальные запасы

Оценка объектов нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в валюте Российской Федерации путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бюджетному учету (вложений в нефинансовые активы).

Изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом указанных изменений.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признаются их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

Безвозмездная передача объектов нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, между учреждениями разных уровней бюджетов, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также государственным и муниципальным организациям, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов нефинансовых активов, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Результаты проведенной по состоянию на первое число текущего года переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бюджетном учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бюджетной отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Суммы уценки (дооценки) стоимости объекта основных средств и начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, отражаются по дебету (кредиту) счета 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» и кредиту (дебету) соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» и соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация».

Переоценка активов в драгоценных металлах осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации на дату совершения операций, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности, и отражается по дебету счета 010108310 «Увеличение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» и кредиту счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» (положительная переоценка) или по дебету счета 040101171 «Доходы от переоценки активов» и кредиту счета 010108410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий» (отрицательная переоценка).

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия объектов к бюджетному учету и начисления амортизации определяется исходя из:

информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;

при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации, исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества;

при отсутствии информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя, на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию основных средств, принятого с учетом:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;

гарантийного срока использования объекта;

сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от бюджетных учреждений, участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственных и муниципальных организаций.

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учреждением пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок полезного использования и нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Источник: finance-credit.news

Тема 2. Организация и ведение учета нефинансовых активов в бюджетной организации.

Общие положения по учету НФА Имущество, находящееся в собственности БУ, (основные средства, нематериальные и непроизведенные активы, материальные запасы и иные виды материальных ценностей), а также операции, связанные с их движением, включая формирование стоимости объекта учета и затраты на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, в соответствии с Инструкцией 157н относятся к нефинансовым активам (далее НФА). Для сбора, регистрации и обобщения информации о них в денежном выражении предназначен счет 100 000 «Нефинансовые активы».

Состав нфа

Нефинансовые активы
Имущество (материальные объекты и нематериальные активы) Амортизация НФА Капитальные вложения в НФА Затраты на производство готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг
основные средства нематериальные активы непроизведенные активы материальные запасы амортизация основных средств амортизация нематериальных активов вложения в основные средства вложения в нематериальные активы вложения в непроизведенные активы вложения в материальные запасы себестоимость продукции, работ, услуг» накладные расходы общехозяйственные расходы издержки обращения

Исходная информация для формирования правил

Бухгалтерского учета имущества в бу

  • Полномочия по владению и пользованию, но ограничение распоряжением
  • Возможность принадлежать лицам, не собственникам имущества
  • Возможность истребования имущества из чужого незаконного владения
  • все, что прочно связано с землей: объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства…
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания
  • космические объекты
  • иное имущество по законодательству
  • размер, установленный в интервале от 200 до 500 тысяч рублей – для федеральных автономных и бюджетных учреждений;
  • размер, установленный высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тысяч рублей — для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • размер, установленный правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тысяч рублей, — для муниципальных автономных и бюджетных учреждений;
  1. Порядок формирования первоначальной стоимости НФА
  1. Оценка НФА по балансовой стоимости
  1. Случаи изменения первоначальной (балансовой) стоимости НФА
  • достройка
  • дооборудование
  • реконструкция
  • модернизация
  • частичная ликвидация (разукомплектация)
  • переоценка объектов
  • Сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ
  • Проводится по состоянию на начало текущего года
  • Пересчитывается балансовая стоимость объектов НФА и капитальные вложения в них и суммы начисленной амортизации.
  • Активы в драгоценных металлах, ювелирных изделиях, а также имущество казны переоценивается обособленно в соответствии с законодательством РФ
  • Результаты проведенной переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно: по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
  • материальные объекты имущества
  • независимо от стоимости объекта,
  • объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев (кроме периодических изданий — библиотечного фонда),
  • объекты, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления:
  • объекты, находящиеся
  • законченные капитальные вложения арендатора (лизингополучателя) в отделимые или неотделимые улучшения арендованных им объектов имущества,
  • капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения независимо от окончания всего комплекса работ.
  • предметы, служащие менее 12 месяцев, независимо от их стоимости,
  • материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам,
  • объекты имущества, находящиеся в пути
  • объекты, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений,
  • готовая продукция (изделия),
  • товары.
  1. Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества
  2. Инвентарному объекту движимого имущества стоимостью свыше 3 000 руб.,
  1. Инвентарному объекту движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно
  2. Объектам библиотечного фонда независимо от их стоимости

Источник: studfile.net

Балансовая стоимость нефинансовых активов

1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»

Реформа системы регулирования бухгалтерского учета, методологической концепцией которой выступает сближение отечественной системы нормативных документов по бухгалтерскому учету в организациях госсектора с требованиями международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС), длится в России уже два десятилетия. За это время учет и отчетность в секторе государственного управления претерпели значительные изменения, вступив в настоящий момент на качественно новый уровень реформирования.

С 1 января 2018 года учет в госучреждениях строится на положениях федеральных стандартов. В этой связи большой интерес представляет сравнительный анализ регламентаций международных и отечественных стандартов. В статье представлены результаты исследования положений по оценке нефинансовых активов организаций госсектора, содержащиеся в федеральных и международных стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Выявлены общность и различия в оценке активов при нахождении их на разных стадиях жизненного цикла в учреждении. Дана оценка новации расширения сферы применения справедливой стоимости.

нефинансовые активы
федеральные стандарты
международные стандарты
справедливая стоимость
бухгалтерская отчетность

1. Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12180849/ (дата обращения: 04.10.2019 г.).

2. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/71586636/ (дата обращения: 04.10.2019 г.).

3. Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/71589050/ (дата обращения: 07.10.2019 г.).

4. Приказ Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 34н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71948612/ (дата обращения 09.10.2019 г.).

5. Приказ Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72146396/ (дата обращения: 12.10.2019 г.).

6. Письмо Минфина России от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237 «О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта для организаций государственного сектора «Основные средства» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71835182/ (дата обращения: 08.10.2019 г.).

7. Письмо Минфина России от 1 августа 2019 г. № 02-07-07/58075 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта для организаций государственного сектора «Запасы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72267754/ (дата обращения: 13.10.2019 г.).

8. Проект Приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Нематериальные активы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/sfo/ (дата обращения: 04.10.2019 г.).

9. Дружиловская Э.С. Теоретические и методологические проблемы оценки непроизведенных активов в бухгалтерском учете и пути их решения //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 8. С. 3-19.

10. Дружиловская Т.Ю. Проблемы применения справедливой стоимости в российском бухгалтерском учете // Сборник научных статей по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и аудиту, посвященных юбилею заслуженного профессора ННГУ им. Н.И. Лобачевского, доктора экономических наук Е.А. Мизиковского. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

2018. С. 98-103. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36059008 (дата обращения: 08.10.2019 г.).

11. Дружиловская Э.С. Первые федеральные стандарты бухгалтерского учета негосударственного сектора// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2016. № 23. C. 2-16.

12. Колесник Н.Ф., Свешникова О.Н., Корж Я.В. Оценка нефинансовых активов через призму федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора // Экономические исследования и разработки. 2017. № 5. С.42-49.

13. Сборник: Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора: Издание 2010 г. Официальный перевод. 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=16828 (дата обращения: 15.10.2019 г.).

14. Свешникова О.Н., Корж Я.В. Понятие и оценка основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности общественного сектора // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. 2018. С. 229-235

15. Свешникова О.Н., Корж Я.В. Материальные запасы бюджетных учреждений: реальность и перспективы стандартизации бухгалтерского учета для организаций государственного сектора // Вестник Евразийской науки. 2018. № 2; URL: https://esj.today/35ecvn218.html (дата обращения: 15.10.2019 г.).

Как известно, с 1 января 2018 года бухгалтерский учет в государственных учреждениях РФ строится на положениях федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее – СГС), ориентиром для разработки которых стали МСФО общественного сектора. Одними из первых были приняты стандарты, раскрывающие порядок формирования информации о некоторых объектах нефинансовых активов.

Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора на 2019-2021 гг. предусмотрено принятие еще двух стандартов, касающихся нефинансовых активов — «Нематериальные активы» и «Биологические активы». На наш взгляд, первоочередное введение в практику учета стандартов по нефинансовым активам объясняется тем, что от того, какое имущество находится в управлении учреждения, насколько полно и эффективно оно используется, зависит и качество оказываемых услуг.

Целью научного исследования является установление общности и различий в применяемых оценках нефинансовых активов государственных учреждений, предусмотренных отечественными и международными стандартами бухгалтерского учета.

Материал и методы исследования

В процессе исследования положений федеральных и международных стандартов были использованы такие методы, как систематизация, аналогия, абстрагирование, сравнение, обобщение. Информационной базой послужили нормативно-правовые документы и научные статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

В практике МСФО коммерческих организаций общие правила по составлению бухгалтерской отчетности содержатся в одном документе, называемом Концептуальные основы представления финансовых отчетов. В нашей стране аналогичный документ в виде самостоятельного стандарта появился у организаций госсектора — «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» [2]. Один из разделов стандарта содержит порядок оценки объектов бухгалтерского учета, однако на деле он полностью посвящен лишь одному виду оценки – справедливой стоимости и методам ее определения. МСФО ОС не содержит аналогичного отдельного стандарта, а все виды оценок раскрываются в стандарте, посвященном соответствующему объекту учета.

Оценка как элемент бухгалтерского учета оказывает влияние на создаваемую им информацию. Как в отечественной, так и международной практике стандарты предусматривают многовариантность оценки объектов учета и отчетности. Правильно выбранная оценка влияет на величину имущественной массы учреждения, налогооблагаемую базу по налогу на имущество, финансовые показатели, используемые для оценки финансового состояния [12].

Приступая к раскрытию содержательного аспекта оценки нефинансовых активов, отметим, что выбор методологического подхода к ее определению зависит, прежде всего, от стадии жизненного цикла объекта учета в учреждении. Так, различают оценку актива в момент его появления в учреждении (в СГС это называется принятием к бухгалтерскому учету, в МСФО ОС – признанием) и последующую оценку или оценку после признания.

Обратимся к оценке основных средств госучреждений, которые обычно занимают наибольший удельный вес в их имущественном потенциале (таблица 1).

В соответствии с российскими правилами учета объекты нефинансовых активов при признании оцениваются по первоначальной стоимости. В МСФО ОС их оценка определяется понятием «себестоимость». Рассмотрим содержательный аспект этих оценок (таблица 2).

Оценка основных средств в федеральном и международном стандартах

Время определения оценки

СГС «Основные средства»

Источник: vaael.ru

Оцените статью
Добавить комментарий